Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса УМК ПНШ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Светлана Владимировна Мищенко

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса УМК ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir_gotov_bez_dat2.docx64.27 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид

контроля.

Измерители

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Дата проведения

Дата проведения

План

Факт

1

Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир».

Глобус – модель Земли

Эк.  Мир глазами эколога

1

Комбинированный

Родной город (село), регион (область, республика, край). Неживая и живая природа

Знать признаки неживой и живой природы. Уметь различать объекты неживой и живой природы

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом

С. 5-6

2

Глобус - модель земного шара.  Экватор. Параллели и меридианы.

1

Комбинированный

Работа с готовыми моделями- глобусом.

Знать, что глобус - модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор». Уметь находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, северное и южное полушария

Задания по группам

С. 7-11

3

Материки и океаны на глобусе

1

Комбинированный

Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе)

Знать термины «материки», «океаны».

Уметь находить на глобусе материки и океаны

Индивидуальный опрос

С. 12-14

4

Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе» 

Эк.    Что такое окружающая среда

1

Обобщение знаний. Викторина

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Знать формы поверхности -равнины и горы. Уметь различать равнины и горы на глобусе

Фронтальный опрос

Плоская равнина. Холмистая равнина

С.15-18

5

Географическая карта как ещё один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий.

1

Комбинированный

 Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте

Задания по группам

С.19-24

6

Учимся читать карту. Физическая карта России . условные обозначения на физической карте. Практическая работа «Работа с физической и контурной картами России: крупные равнины и горы(3-5 названий),моря, реки, озёра (3-5 названий) »

1

Комбинированный

«Элементарные приемы чтения карты

Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте. Уметь находить и показывать на карте физические объекты

Индивидуальный опрос

Шкала глубин и высот

С.25-27

7

План местности . Масштаб.  Практическая работа «Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты»

1

Комбинированный

«Элементарные приемы чтения плана местности

Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе.

Уметь называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного

Фронтальный опрос

Масштаб

С. 28-30

8

Холмы и овраги. Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.

Эк.    Роль экологии в сохранении природы

1

Комбинированный

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане)

Знать понятия «холмы», «овраги»; способы изображение земной поверхности. Уметь называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними

Фронтальный опрос

С. 31-34

9

Экскурсия «Основные формы поверхности родного края»

ПДД Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.

1

Экскурсия

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Знать правила поведения в природе.

Уметь определять формы земной поверхности родного края

Фронтальный опрос

10

Стороны горизонта. Линия горизонта.

1

Комбинированный

Определение сторон горизонта

Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные и промежуточные стороны горизонта.

Уметь определять стороны горизонта на местности с помощью солнца

Самостоятельная работа

С. 35-37

11

Ориентирование на местности. Компас Практическая работа «Работа с компасом. Определение сторон горизонта с помощью компаса»

I

Комбинированный

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса

Знать устройство компаса и правила работы с ним. Уметь находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса

Индивидуальный опрос

С. 38-41

12

Обобщение по теме «О чем рассказала карта». ПДД Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.

1

Обобщение знаний. Викторина

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте

Фронтальный опрос

С. 42, ответы на вопросы

13

Тела,  вещества, частицы. первоначальные представления о веществе.

Опыт

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Знать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах). Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

Фронтальный и индивид, опрос

Молекулы. Атомы

С. 43-48

14

Твердые вещества, жидкости и газы. Примеры твёрдых, жидких, газообразных веществ.

Опыт

1

Комбинированный

Отличие объектов неживой природы от изделий человека

Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Уметь проводить опыты; различать тела, вещества, частицы

Фронтальный опрос

С. 49-52

15

Взаимосвязь неживой и живой природы

Вода - необыкновенное вещество

Опыт

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях.

Уметь определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения

Работа в парах

С. 53-55

16

Взаимосвязь неживой и живой природы

Обобщение

по теме «Из чего

все на свете».

1

Обобщение знаний. Викторина

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

Фронтальный опрос

С. 56, ответы на вопросы

17

Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба).

Практическая работа «Изучение свойств воды в жидком состоянии и твёрдом состоянии»

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

Фронтальный опрос

Виды жидкостей (спирт, ртуть, керосин, бензин)

С. 57-62.  , Доклад о свойствах воды

18

Знакомство с устройством простейших приборов, их назначением, приёмами использования.

Термометр и его устройство. Практическая работа «Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изготовление модели термометра»

1

Комбинированный

Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра

Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром. Уметь пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу

Фронтальный и индивидуальный опрос

Шкала термометра

С. 63-67

19

Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) (второе заседание клуба)»

Опыт

Практическая работа «Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололёда»

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Знать свойства льда. Уметь делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды

Фронтальный опрос

Гололед

С. 68-71.

Доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками

20

Свойства воды в газообразном состоянии

Опыт

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Знать три состояния воды в природе; свойства водяного пара.

Уметь определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях

Оформление заданий в таблицах, устный опрос

Испарение

С. 72-74

21

Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Обобщение по теме «Вода и ее свойства».

1

Обобщение знаний. Викторина

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

Устный опрос

С. 75, ответы на вопросы

22

Круговорот воды в природе

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Иметь представление о круговороте воды в природе. Уметь доказывать круговорот воды в природе

Фронтальный и индивид, опрос

С. 76-80

23

Вода в природе. Туман и облака. Осадки

Наблюдение

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Знать превращение воды в туман, облака; разные виды облаков. Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно

 из воздуха (туман, роса, иней, изморозь)

Уметь проводить исследовательскую работу; определять виды облаков

 

Фронтальный опрос

Туман и облака. Осадки. Дождевые, перистые, кучевые, слоистые облака. Роса. Иней

С. 81-84

24

Вода - растворитель (третье заседание клуба) Очистка воды с помощью фильтра.

Опыт

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Иметь представление о том, что вода - растворитель. Знать растворимые и нерастворимые вещества. Уметь делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества

Задания по группам

Растворимые и нерастворимые вещества

С. 85-87

25

Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов. Растворы в природе.  

Опыт

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды.

Знать о значении природных растворов.

Уметь проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды

Индивидуальный опрос

С. 88-90

26

Почему воду надо беречь? Значение воды для растений, животных человека. Охрана водоёмов, бережное отношение к воде.

Эк.   Источники загрязнения воды

1

Комбинированный

Водоемы, их использование человеком, охрана воды

Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь охранять водные богатства

Фронтальный опрос

Пресная вода

С. 91-94

27

Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе».

1

Обобщение знаний. Викторина

Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана воды

Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства

Индивидуальный опрос

С. 95, ответы на вопросы

28

Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Океан, которого нет на карте и глобусе

Опыт

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Иметь представления о воздушном океане Земли - атмосфере. Уметь проводить опыты; показывать, что воздух, окружаю щий нас, присутствует в твердых телах и в воде

Задания по группам

Атмосфера

С. 96-99

29

Воздух - это смесь газов, смесь газообразных веществ(азот, кислород, углекислый газ и другие газы)

Опыт

1

Комбинированный

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Знать, что воздух - смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении и при дыхании расходуется кислород.

Уметь определять свойства кислорода и углекислого газа

Индивидуальный опрос

Фотосинтез

С. 100-102

30

Свойства воздуха (четвертое заседание клуба) 

Практическая работа «Изучение свойств воздуха»

1

Комбинированный

Свойства воздуха

Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного.

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного

Фронтальный опрос

С.103-108

31

Взаимосвязь неживой и живой природы.Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Обобщение по теме «Воздух и его свойства».

Эк.   Источники загрязнения воздуха

1

Обобщение знаний. Викторина

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Свойства воздуха

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного

Устный опрос

С.109-110. Ответы на вопросы

32

Движение воздуха (ветер).Температура воздуха. Практическая работа «Измерение температуры воздуха с помощью термометра»

1

Комбинированный

Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра

Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково Уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра

Устный опрос

С. 111-114

33

Взаимосвязь неживой и живой природы.Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Ветер.

Наблюдение

1

Комбинированный

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр». Уметь пользоваться флюгером и анемометром.

Задания по группам

Ураган. Штормовой ветер. Флюгер. Анемометр

С. 115-119

34

Что такое погода? Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Наблюдения за погодой

Практическая работа «Подкормка птиц»

1

Комбинированный

Явления природы.

Иметь представление о погоде. 3 н а т ь, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду. Уметь вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений

Индивидуальный опрос

С.120-122

35

Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»

1

Обобщение знаний. Викторина

Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

С. 123-124

36

Твёрдые вещества.Горные породы

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Знать, что горные породы -природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

Полезные ископаемые, распространенные в родном крае (2-3 названия), их использование

С. 5-8

37

Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Разрушение горных пород

Практическая работа «Расширение твердых тел при нагревании»

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Знать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании. У меть наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды

Фронтальный и индивидуальный опросы

Разрушение горных пород

С. 9-11

38

Что такое минералы?

Практическая работа «Сравнение минералов по твердости»

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика   объектов неживой природы

Иметь представление о минералах как составных частях горных пород.

Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком. Уметь выполнять практическую работу

Фронтальный опрос

Минералы,

твердость

минералов

С. 12-15

39

Полезные ископаемые

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Уметь называть свойства песка, глины, мрамора, гранита

Фронтальный опрос

С. 16-21

40

Свойства твёрдых тел (на примере полезных ископаемых). Свойства полезных ископаемых (пятое заседание клуба)

Практическая работа «Изучение свойств полезных ископаемых(известняка, мрамора, песка, глины)»

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Знать свойства полезных ископаемых.

У меть в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

Устный опрос

Свойства полезных ископаемых

С. 22-25

41

Использование и охрана полезных ископаемых . Почему надо беречь полезные ископаемые

1

Комбинированный

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Уметь охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами

Индивидуальный опрос

С. 26-30

42

Твёрдые вещества. Обобщение по теме «Тайны недр Земли»

1

Обобщение знаний. Викторина

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Знать свойства полезных ископаемых.

Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

Тест

Тестирование

43

Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Как образуется почва.

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Знать горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы - солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания». Уметь работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания

Самостоятельная работа

Почва, ее значение для жизни

С. 31-34

44

Почва – единство живого и неживого, её примерный состав, свойства, значение для жизни.

Почва и ее состав (шестое заседание клуба)

Практическая работа «Определение примерного состава почвы»

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Охрана природных богатств

Знать, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы.

Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

Фронтальный и индивид, опрос

Почва и ее состав. Плодородие. Перегной. Минеральные соли

С. 35-38

45

Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.Зачем и как люди заботятся о почве (седьмое заседание клуба) Обобщение по теме «Почва»

1

Комбинированный

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Знать значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае. Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему

Устный опрос, работа в парах

С. 39-42

46

Лес. Взаимосвязь в сообществе. Растения и животные леса.

Лес и его обитатели.  Практическая работа «Работа с гербариями растений леса»

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Иметь представление о природном сообществе. Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе

Беседа по статье

Лес и его обитатели. Ярусы леса

С.43-49

47

Луг. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные луга. Размножение животных.

Луг и его обитатели Практическая работа «Работа с гербариями растений луга»

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкрет: ных примерах)

Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе

Беседа

по вопросам

Луг и его обитатели

С.50-54

48

Поле. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные поля.

Поле и его обитатели

Практическая работа «Работа с гербариями растений поля»

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Знать, что поле - искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного и животного мира поля и воз-

можность их совместного оби-

тания.

Уметь раскрывать связи,

которые существуют между

обитателями поля; составлять

цепи питании, существующие

в сообществе поля

Работа по группам

Поле и его обитатели. Зерновые культуры Искусст-

венное

природное

сообщество

С.55-58

49

Водоём. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные водоёма.

Пресный водоем и его обитатели

1

Комби-

ниро-

ванный

Взаимосвязь растений и животных (на конкрет ных примерах)-

Знать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоема

Викторины.

Конкурсы.

Фронтальный опрос

Пресный

водоем и

его обитатели

С. 59-64

50

Болото. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные болота.

Болото и его обитатели

1

Комби-

нированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Знать многообразие расти-тельного и животного мира болота и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе

Фронталь-

ный и индивидальный опрос

Болото и

его обитатели

С. 65-68

51

Экскурсия

«Природные

сообщества

родного края.»

ПДД Виды транспортных средств. пециальные транспортные средства. На загородной дороге

1

Экскур-

сия

Взаимосвязь растений

и животных (на конкрет-

ных примерах). Правила

поведения в природе

Знать многообразие расти-

тельного и животного мира

родного края и возможность

их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания, присущие этим сообществам

Фронталь-

ный опрос

Природные сообщества родного

края

Ответы на вопросы

52

Обобщение по теме «Природные сообщества»

 Эк.  Охрана растений

1

Обобщение знаний. Викторина

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Знать понятие «природное сообщество».

Уметь анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ

Беседа

по вопросам.

Тест

Тестирование

53

Роль и значение лесов в жизни человека

1

Комбинированный

Природа как важнейшее условие жизни человека

Знать значение леса для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства

Устный опрос. Практическая работа

С. 69-73

54

Экскурсия

Безопасное поведение в лесу (восьмое заседание клуба)

1

Комбинированный

Правила поведения в природе

Знать опасности, возникающие при неправильном поведении в лесу; правила безопасного поведения в лесу. Уметь выполнять правила безопасного поведения в лесу

Устный опрос

С. 74-78.

Составить правила безопасного поведения в лесу для первоклассников

55

Роль и значение луга в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе

Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, присущие луговому сообществу

Самостоятельная работа

С. 79-82

56

Роль и значение болота в жизни человека. Влияние человека на болото. Охрана болот родного края.

Надо ли охранять болота?

1

Комбинированный

Охрана природных богатств. Связь неживой и живой природы

Знать об опасности прогулок около болот; значение болот в природе и жизни человека Уметь выполнять правила безопасного поведения на болотах

Работа в парах и по группам

С.83-85

57

Роль и значение водоёмов в жизни человека.

Дары рек и озер

Эк.    Экологические последствия хозяйственной деятельности людей

1

Комбинированный

Природа как важнейшее условие жизни человека. Водоемы и их использование

Знать реки и озера России и родного края.

Уметь показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов

Фронтальный опрос

С.86-89

Составить правила безопасного поведения у водоемов для первоклассников

58

Экскурсия

Безопасное поведение у водоемов (девятое заседание клуба)

Эк.    Экологические прогнозы

1

Комбинированный

Правила поведения в природе

Знать правила безопасного поведения у водоемов в разное время года.

Уметь выполнять правила безопасного поведения

Работа в группах

С. 90-93

59

Человек - защитник природы

Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

1

Комбинированный

Охрана природных богатств. Правила поведения в природе

Знать мероприятия, связанные с охраной природы родного края.

Уметь называть растения и животных из Красной книги родного края

Фронтальный и индивидуальный опросы

Заповедники России

С. 94-96

60

Охрана природных сообществ родного края.

Природа будет жить!

Эк.  Природоохранная работа

1

Комбинированный

Охрана природных богатств

Знать о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Уметь называть детенышей животных

Фронтальный опрос

Красная книга России, заповедники, национальные парки

С. 97-102

61

Экскурсия «Почвы родного края»

Эк.  Экологические проблемы почвы

ПДД Переходим дорогу,перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.

1

Экскурсия

Правила поведения в природе

Знать правила поведения на экскурсии.

Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

Фронтальный опрос

Почва, ее значение для жизни

Ответы на вопросы

62

Обобщение по теме «Человек и природные сообщества» 

1

Обобщение знаний. Викторина

Природа как важнейшее условие жизни человека. Охрана природных богатств

Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства

Тест

Тестирование

63

Лента времени

Практическая работа «Определение последовательности исторических событий»

1

Комбинированный

История отечества: отдельные, наиболее важные и яркие картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Иметь представлении о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век. Уметь ориентироваться по ленте времени

Фронтальный опрос

С.103-107

64

Города России - Золотое Кольцо России

Практическая работа «Работа с картой – города Золотого  кольца России»

1

Комбинированный

Россия - наша родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Знать города России. Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России

Задания по группам

С.108-123

65

Санкт Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт – Петербурга, достопримечательности.

 Путешествие по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба)

 Практическая работа «Расположение Санкт-Петербурга»

1

Комбинированный

Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Уметь показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города

Индивидуальный опрос

С.124-136 Отметить на плане-карте города его достопримечательности

66

Обобщение по

теме «Путеше-

ствие в про-

шлое 

ПДД Безопасность пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства. Поведение при угрозе и во время аварии.

1

Обобще-

ние зна-

ний.

Викто-

рина

История отечества: от-

дельные, наиболее важные

и яркие картины быта,

труда, традиций людей

в разные исторические

времена

Иметь представление о ленте

времени.

Знать понятия «месяц»,

«год», «век»; основные собы-

тия, связанные с изменением

облика Московского Кремля с XII по XV век; города России. Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России; ориентироваться по ленте времени

Беседа

по вопросам. Тест

Тести-

рование

67

Экскурсия

в краеведческий, художественный

музей

1

Экскур-

сия

Россия - наша родина.

Города России: название,

достопримечательности, расположение на карте

Знать историческое значение

и основные достопримечатель-

ности родного города (поселка), родного края.

Уметь показывать родной город (поселок) на карте; рассказывать о его основных достопримечательностях

Фронтальный опрос

Ответы на вопросы

68

Резерв

Обобщение по теме «Наша страна Россия»



Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная записка

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов. Авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимова , 2005 г.

По программе 68 часов. 2 часа в неделю. Запланировано 67 часов. Выпадает – 8 марта

Практических работ – 20

Экскурсий -6

Программу обеспечивают следующие пособия:

  1.    Федотова О. Н, Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царёва Л. А. Наш мир. 3 класс: учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
  2. Федотова О. Н, Трафимова Г. В., Трафимов С. А.,Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М: Академкнига / Учебник,

2009.

  1. Федотова О. Н, Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царёва Л. А.  Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига / Учебник, 2005.
  2. Федотова, О. Н., Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Краснова, Л. А. Наш мир. 3 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2005.

Раздел программы

Количество часов по программе

Количество часов в планировании

№ урока

1

Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов

2

2

18,25

2

Планета, на которой мы живём

12

12

12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1

3

Неживая природа

16

18

17, 19, 20, 22, 23, 24, 26, 29, 30, 32, 34, 39, 40, 41, 42, 13, 14,36

4

Взаимосвязь неживой и живой природы

16

14

46, 45, 44, 43, 37, 35, 31, 28, 27, 21, 16, 15, 33, 38

5

Природные сообщества

16

16

62, 61, 60, 59, 58, 57, 56, 55, 54, 53, 52, 51, 50, 49, 48, 47

6

Наша страна Россия

6

6

63, 64, 65, 66, 67, 6

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

►        дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

  1. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
  2. формирование специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
  3. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
  4. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

Интегрировано с курсом  «Окружающий мир» изучается курс «Экология».

На уроках окружающего мира проводятся занятия по правилам дорожного движения.(ПДД)

№ урока

Тема

Дата проведения

9.

Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.

12.

Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.

45.

Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.

52.

Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. На загородной дороге.

67.

Безопасность пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства. Поведение при угрозе и во время аварии.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир»

к концу третьего года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
  2. понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);
  3. три состояния вещества в природе;
  4. основные свойства воды и воздуха;
  5. источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;

•        некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);

  1. полезные ископаемые родного края;
  2. значение почв в жизни человека, мероприятия по охране почв;
  1. географическое положение России и своего края (примерное положение своего города, села, поселка на карте);
  2. особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, их использование и охранные мероприятия на территории родного края;
  3. города Золотого Кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;

•достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга. Уметь:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
  3. ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;
  4. проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
  5. измерять температуру воды и воздуха;
  6. письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
  7. узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;
  8. показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (города Москву, Санкт-Петербург, города Золотого Кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
  9. описывать историю возникновения и строительства Москвы и Санкт-Петербурга;
  10. делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся первых, вторых, третьих классов;
  11. написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. ориентироваться на местности по компасу;
  2. принимать посильное участие в охране и защите природы;
  3. использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  4. оценивать воздействие человека на природу (положительное отрицательное);
  5. выполнять правила поведения в природе;
  6. рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
  7. удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к календарно-тематическому планированию для 3 класса КОУ 8 вида

Программа разработана на основе рекомендуемых министерством программ под редакцией В.В. Воронковой...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013 учебный год

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013учебный год...

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. Окружающий мир.

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по  окружающий миру 1 класс, УМК "Перспектива". Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Фе...

Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс УМК «Школа России»

Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс УМК «Школа России» ...

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2класс.

Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2класс. "Школа России"...

Пояснительная записка с календарно - тематическим планированием по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка с календарно -тематическим планированием по окружающему миру 4 класс...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"...