Тема урока: Как живет луг. Значение лугов для человека.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 

Цели урока:

1.Сформировать целостное представление о природном сообществе луга.

2. Воспитывать экологическую  культуру младшего школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_zhizn_luga.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

-

Тема урока: Как живет луг. Значение лугов для человека.

Цели урока:

1.Сформировать целостное представление о природном сообществе луга.

2. Воспитывать экологическую  культуру младшего школьника.

Задачи образовательные:

  1. Актуализировать знания о природных сообществах
  2. Познакомить детей с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязи между  ними, пищевыми цепями, сообщества.
  3. Выяснить значение лугов для человека
  4. Рассмотреть возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать установку на  безопасное поведение в природе
  2. Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Развивающие задачи:

Регулятивные универсальные учебные действия

  1. организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием.)
  2. принимать (с помощью учителя, со-регуляция) учебно-познавательную задачу;
  3. планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, со-регуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

Познавательные универсальные учебные действия

  1. осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  1. строить речевое высказывание в устной форме;
  2. кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
  3. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  4. проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
  5. допускать возможность существования у людей различных точек зрения; (п /у)
  6. проявлять терпимость по отношению к высказываниям других. (п/у)

Оборудование:  иллюстрации растений и животных луга; карточки с           заданием; плакат природного сообщества, художественна   литература по теме, ИТК, карточки с символическими знаками методов исследования.

Тип урока. Комбинированный,  с использованием исследовательской технологии.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, исследовательские, эвристические.

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы и формы обучения

1.Орг .

Момент

(1 – 2 мин)

Настроить детей на деятельность, плодотворную работу

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает.

Словесные

2. Актуализация

знаний

Актуализация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний

Прочитайте стихотворение А. Майкова.

Определите, о чём это стихотворение.

Вставьте пропущенное слово.

Я целый час ________ занялся.

Там белоус торчит, как щётка, жёсткий;

Там точно пруд зелёный разлился;

Лягушка взгромоздясь, как на подмостки

На старый пень, торчащий из воды,

На солнце нежится и дремлет….Белым пушком одеты тощие цветы;

Над ними мошки вьются роем целым;

Лишь незабудок сочных бирюза

Кругом глядит умильно мне в глаза, Да оживляют мир   _________

Порханье белой бабочки залетной

И хлопоты стрекозок  голубых

Вокруг тростинок тощих и сухих.

-Как узнали, что это болото?

-Что понимаем под определением природного сообщества?

( Единство живой и неживой природы, которое складывается  в  определённых условиях окружающей среды.)

Наглядные, словесные

3.Постановка проблемы (темы урока)

Уяснить цель и структуру работы на уроке

 Отгадайте загадку.

Мы по ковру идем с тобой

 Его никто не ткал

Он расстелился сам собой

Лежит у речки голубой

И желт, и синь, и ал! (луг) слайд №1

-Определите тему и цель  нашего урока.

Проведем исследование по теме луг. Выявим значение луга для человека.

А вы знаете, кто такие исследователи?

-Какие  методы используются в исследовании.

- Как,  мы можем получить информацию?

(наблюдать, прочитать книги, посмотреть телевизор, в компьютере) вывесить знаки.

- Сегодня в роли исследователей выступите вы сами. Ваша задача доказать, что луг это природное сообщество. Дополнить плакат необходимыми сведениями.

-Составим план исследования.

      План.

  1. Где в природе встречаются луга?
  2. Какие растения растут на лугу?
  3. Животные, населяющие луг.
  4. Как связаны между собой организмы в сообществе?
  5. Значение сообщества для человека, влияние человека на сообщество.

Исследование будем проводить в группах. У каждой группы свой предмет исследования, учебники, литературные источники, материалы интернета. Я буду консультантом и координатором ваших действий.

1-я группа географы.

Выяснит, в каких природных зонах встречаются луга.

(На столе карточка с заданием)

  1. Что  такое луг.
  2. Где встречаются луга?
  3. Какие луга называются заливные?

      4. Чем богаты почвы луга?

2-я группа ботаники

(На столе карточка с заданием)

1.Какие растения растут на лугах?

2.Назовите кормовые растения.

3. Сорные ядовитые растения.

5.Лекарственные растения.

3-я группа зоологи.

(На столе карточка с заданием)

  1. Назовите насекомых луга. Почему их много.
  2. Перечислите птиц, которые питаются

Этими насекомыми.

  1. Какие звери приходят на луг.
  2. Как связаны между собой обитатели луга.

Составьте пищевую цепочку.

 

4-я группа экологи

(На столе карточка с заданием)

  1. Как человек использует луга?

     2. Приведите примеры неправильного      поведения человека на лугу.

       3.Нарисуйте экологические знаки для луга.

Проблемные

4.Открытие новых знаний

Сформировать целостное представление о луге. Растениях, животных луга. Взаимосвязи в сообществе. Занятие людей.

.

Учащиеся самостоятельно работают в группах примерно по 10 мин, а затем делают отчет о проделанной работе.

Примерные ответы детей.

Отчет 1-й группы.

Из учебника мы узнали, луга - это безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью. Луга есть в лесной зоне, степи, горах. В лесах луга встречаются на лесных полянах, опушках, по краям болот. В степной зоне луга располагаются в долинах рек, покрывают склоны оврагов. Луга, которые весной заливаются талыми водами, называют заливными. Из  интернет источника мы узнали, что луга есть в горах. Такие  луга называют альпийские.

Слайд 3

Словесные,

Самост. работа с учебником,

Частично –поисковый, исследовательский метод.

Верхний слой луговой почвы, пронизанный корнями растений, называют дерном. Он богат перегноем, быстро впитывает влагу дождей и хорошо ее сохраняет. Густой покров луговых трав оберегает его от высыхания.

Вопрос группе.

Слайд 4

Отчет 2-й группы

На лугах растут сочные, влаголюбивые травы    Цветковые травы луговая герань, ромашка, тысячелистник. Кормовые травы: клевер, мятлик, люцерна, тимофеевка. Ядовитые растения- паслен, лютик, хвощ, молочай.  Лекарственные растения

Вопрос группе.

Слайд 5, 6, 7, 8

Отчёт 3-й группы

На лугу  много насекомых :бабочки, жуки, стрекозы, шмели пчелы, кузнечики. Птицы жаворонок, перепел, трясогузка .Приходят на луг лисы прилетают совы, они охотятся на мышей.

Цепь питания: клевер- шмель- трясогузка

 

 Вопрос группе.

Слайд 9, 10, 11

Физкультминутка.  «На лужайке».

 -Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас.  Загораем.

 -Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.

 -Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.

 -Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание.

 -Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох.

Отчёт 4-й группы.

На лугах люди пасут домашних животных, заготавливают для них сено на зиму. Пчеловоды используют луга для пасек. Выращивают кормовые травы: люцерну, мятлик, тимофеевку.

 

Слайд 12, 13

Нельзя весной поджигать сухую траву, насекомых огонь может уничтожить. Не рвать много цветов. Бережно относится к обитателям луга.

Экологические знаки. (  прикрепить

на плакат)

 Слайд 14, 15 

Систематизировать сформированность знаний о природном сообществ луга.

Обобщим полученную информацию.

1-е з

Вставьте пропущенные слова:

На лугу растут только …… растения, они по размеру…… . Растут на ……. местности.  Большинство растений - …… .

Беседа,

Творческое задание

Рефлексивно – оценочный этап

Д. З

2-е задание

     Все обитатели луга ….. между собой. Насекомые ….. растения. Птицы регулируют количество насекомых и гусениц, иначе они ……. растения. Жуки навозники и могильщики,  поддерживают луг в образцовом ….. Поэтому,  луг и называют природным…….

 

3-е задание

Человек издавна использует луга как ….. . . На них косят ….., заготавливают …., которым зимой корм сельскохозяйственных животных. Чтобы луга давали много трав, человек должен …… относиться к …. Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное …., ведь в конечном итоге он пострадает сам.

4-е задание

- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.

 Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

 Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие  букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве   мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили.   Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел   день!

- Сколько ошибок в поведении ребят

Вы нашли(5)

 1.-         Удалось ли нам достичь     поставленных задач?

-         Как мы этого достигли?

Кто считает, что узнал много полезного и важного – поднимите ру-  ки.

- Кому вы скажете спасибо? (Друг другу за интересные сообщения).

Где могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили?

 

  Оцени свою работу на уроке.

 Кто работал хорошо и получил полезную информацию?

 А кто, считает, что мог  бы работать еще лучше?

  Ваша работа сегодня напомнила труд ученого исследователя, с той лишь разницей, вы исследуете уже открытые знания , а ученые исследуют неизвестное.

1. Прочитать текст, стр. 34. Ответить на вопросы.

2. Прочитать текст, стр. 30-34. Ответить на вопросы. Подготовить стихотворение о растениях и животных луга.

3. Прочитать текст, стр. 30-34. Ответить на вопросы. Творческое задание -  сообщение о растениях и животных луга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Речь и язык. Их значение в жизни человека.

Тема: речь и язык, их значение в жизни людей....

Урок русского языка 3 класс, УМК «Перспектива» Тема урока: «Слово и его значение. Антонимы»

Урок «открытия нового знания», построенный  на основе  деятельностного  метода...

Урок по русскому языку Тема урока «Слово и его значение»

Цели: создать условия для развития речи учащихся,  для развития УУД  учащихся  при изучении темы «Слово и его значение».Задачи:Образовательная – учить различать слова: синоним...

Открытый урок по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс.

Вам представлена  разработка открытого урока по предмету окружающий  мир, для третьего класса ,  УМК "Перспективная начальная школа". В данную разработку входят: конспект урок...

Урок русского языка.2 класс .Программа "Перспектива" Тема урока "Слова противоположные по значению (антонимы )

Данный урок был проведен во время методической недели русского языка. Урок имел свою цель,а именно, показать как можно мотивировать детей,особенно тех кто имеет трудности в обучении.На уроке была созд...

Урок окружающего мира в 1 классе. Раздел «Как, откуда и куда?» Тема урока: Как живет семья? Проект «Моя семья».

На уроке дети учатся рассказывать о своей семье, интересных фактах, событиях, традициях. Называют по именам (отчеству, фамилии) своих близких. Подготовить ребят к презентации на тему "Моя семья&q...

Конспект урока "Домашние животные, их значение в жизни человека". 1 класс

Тема урока: Домашние животные, их значение в жизни человека.Цель урока: познакомить с признаками разделения животных на домашних и диких, а также их значением для человека....