Формирование первоначальных навыков работы с информацией у младших школьников средствами учебно-методического комплекта Л.В.Занкова
статья по окружающему миру по теме

В современном обществе человеку приходится постоянно иметь дело с огромными потоками информации. Чотбы не затерятся в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быь заложены уже в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование первоначальных навыков работы                                  с информацией у младших школьников средствами                     учебно - методического комплекта Л.В.Занкова

       Современное общество справедливо называют информационным.

Действительно, в новых условиях стремительного роста объёма информации  школьные пособия по любому предмету уже не могут вместить в себя все имеющиеся сведения. Информация быстро устаревает и нельзя рассчитывать на то, что приобретенные знания будут актуальны в течение многих десятилетий, станут «багажом на всю жизнь». Сегодня важно не столько заставить ученика зазубрить определённый объём информации, сколько научить его самостоятельно приобретать новые знания, используя всё многообразие информационных ресурсов, таких как печать, аудио - видеоматериалы, электронные сети. И на первый план выходит задача непрерывного образования в течение всей жизни, необходимым условием которого является умение вести информационный поиск, оценивать полученную информацию и использовать в своих интересах. Решение этой задачи в значительной степени зависит и от уровня сформированности у учащихся навыка работы с информацией. Информационное общество, информационная компетентность, информационная культура, информационной грамотность – всё начинается в начальных классах школы.

     Для успешного информационного поиска необходимы самые разные знания и

навыки: умение работать с новыми информационно – коммуникативными технологиями, умение читать язык символов и пентаграмм (иллюстрации, схемы, таблицы), просто хорошее умение  читать, способность критически оценивать прочитанное. Информационные поиск – это не только компьютеры и не только овладение новыми техническими средствами. Ведь информационная грамотность – это умение оперировать любой информацией: от традиционных источников – книг, журналов, картотек – до самых необыкновенных технических новинок.

       Чтобы не затеряться в информационном потоке основы информационных умений необходимо закладывать, постепенно начиная с первого класса. Перед педагогом стоит задача: научить школьников осознанию, разумно рационально использовать различные источники информации. Уже в 1 классе можно вовлекать учащихся в использование информационных ресурсов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности школьников. Однако делать это нужно обязательно, ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Так, для первоклассника одним из первых источником информации является слово учителя. Ребёнка учат слушать и слышать информацию, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты). Учащиеся получают информацию при общении, из наблюдений. Умение читать открывает возможность детям получать информацию из печатных источников (учебник, книга, словари, справочники, энциклопедии). Обучающегося  необходимо научить осознанно читать текст, выделять в тексте главные идеи, определять тему, сюжет, видеть ключевые слова в тексте; составлять план текста, подробно и сжато пересказывать; преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу; преобразовывать информацию, полученную из рисунка в текст; интерпретировать и обобщать информацию, формулировать простые выводы. Это происходит на первом этапе, который направлен на получение учащимися общеучебных навыков работы с информацией. Здесь же ученик учится структурировать информацию, приобретает элементы логического запоминания информации, и ее вербализации. На страницах печатных изданий ученики знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта).

        На уроках при выполнении заданий разного вида обучающиеся попадают в ситуацию необходимости: поиска информации; понимания и преобразования информации; применения и передачи информации, проверки достоверности информации.

Работая в парах (группах) ребёнок учится передавать однокласснику важную для решаемой учебной задачи информацию, участвует в диалоге при обсуждении информации, соотносит позицию автора с собственной точкой зрения. В начальных классах ребёнок приобретает первый опыт составления небольшого устного монологического высказывания по предложенной теме; опыт выступления перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки, презентацию).

       Бесспорно, что работа с любым источником информации невозможна без исследовательского метода. Вся познавательная деятельность строится на поиске смыслового богатства текста, на открытии и исследовании причинно-следственной связи, на проблемном изложении ситуации. При этом используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (при введении в образ, объяснении обстановки той или иной эпохи, времени, места действия), словесные, игровые, практические методы, наблюдение и проектный метод. В этом случае на уроках кроме сведений из учебника будет использоваться материал из Интернета, электронных и бумажных источников информации. Ученики смогут представить и защитить свои проекты по разным темам, которые объединены источником получения информации - Интернетом.
     Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий. Чем раньше учащиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. ИКТ служат средством доступа к обучению и способом обеспечения его непрерывности, что необходимо для успешного вовлечения учащихся в информационное общество.

      «Окружающий» мир  - это тот  школьный предмет, где информационно-коммуникационные технологии могут существенно активизировать все виды учебной и воспитательной деятельности. Работая по программе, завершённая линия «Система Л.В.Занкова», особое место уделяю работе с книгой, поиску информации в электронных носителях, Интернете. Просмотровое, изучающее чтение, работа после чтения  включают задания к тексту и носят поисковый характер, направлены на применение знаний в практической деятельности и в новых учебных ситуациях. Школьники лучше понимают слышимое чтение, поэтому при работе с текстом учебника по предмету «окружающий мир» я применяю выборочное целенаправленное чтение. Следует перед чтением поставить вопрос, который помогает ученикам извлечь информацию, найти определение понятия, привести примеры, узнать, описать объекты, раскрыть причинно-следственные связи, объяснить, выделить признаки, свойства объектов природы. Учитывая наглядно-действенное и наглядно - образное мышление младших школьников необходимо, при чтении использовать иллюстрации, другие средства наглядности, которые помогают сравнить, сопоставить объекты, лучше усвоить разнообразные связи между объектами природы, а также при самостоятельном чтении выполнить задания в рабочих тетрадях или приготовить небольшое устное сообщение. Используя мультимедийное средства, электронные носители я   предлагаю ученикам узнать по видеоматериалам объекты окружающего мира, соотнести их с историческими событиями, рассказать о них или описать объекты природы, найти сведения о растениях, животных из атласа-определителя, других книг, составить схемы, используя знаково-символические средства. Слышимое чтение необходимо сочетать с самостоятельным чтением. Часто на уроках я предлагаю ученикам прочитать текст и выполнить дифференцированные задания, в ходе самостоятельной работы, организуя парную, дифференцированно – групповую форму учебной работы. При формировании умения работать с информацией разноуровневые задания должны включать учебные действия, необходимые для выполнения. По способам действий они могут быть на воспроизведение информации, применение в практической деятельности и в новых учебных ситуациях.

Задания на воспроизведение учебного материала:

  1. на узнавание объектов природы, их классификацию,
  2. краткую запись ответа на вопрос к прочитанному тексту.

Задания на применение знаний в практической деятельности (включают вопросы, готовые ответы на которые в тексте отсутствуют, требуют самостоятельных мыслительных операций с текстом):

  1. устное описание объектов природы с использованием плана;
  2. подготовку сообщений о достопримечательностях городов России с использованием подобранных иллюстраций;
  3. узнавание по иллюстрациям памятников архитектуры и искусства, рассказ о них с использованием знаний из дополнительной литературы;
  4. подготовку сообщения о достопримечательностях городов России на основе дополнительной информации (энциклопедий, справочников, других книг);
  5. составление вопросов к прочитанному тексту для организации диалога со сверстниками в классе.

Задания на применение знаний, умений в новых учебных ситуациях:

  1. обоснование предположения, на доказательства, самостоятельные суждения по тексту;
  2. дополнение к тексту.

       

Литература:

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400с. – (Стандарты второго поколения).

2. Планируемые результаты начального общего образования под ред. Г. С. Ковалёвой,

3. О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120с. – (Стандарты второго поколения).

4. Информационный бюллетень. Система Л.В.Занкова. №2 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников средствами игры

Целью стать является анализ игры как средства формирования культуры здоровго и безопасного образа жизни. описание необходимости использования на уроках в начальной школе разных видов игр....

Формирование навыка работы с информацией у младших школьников

Новое необходимое условие для того, чтобы быть хорошим собеседником в наше время, ― это информированность.                          ...