Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Значение и свойства воды"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Авдеева Надежда Николаевна

Урок по теме "Значение и свойства воды" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse.docx20.4 КБ
Office presentation icon vody.ppt1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема урока: «Значение и свойства воды»

Цель: формировать представления детей о значении воды в природе и в жизни человека; выявление свойств воды.

Задачи: исследовать влияние воды на жизнь растений и животных; формировать осознанное представление о взаимосвязи живой и неживой природы.

Планируемые предметные результаты:

- сравнивать и различать источники воды на Земле; природные и искусственные водоёмы;

- характеризовать основные свойства воды;

- проводить простейшие опыты по определению свойств воды;

- соблюдать правила техники безопасности;

- определять количественное соотношение воды и суши на Земле.

Ход урока

Класс разделен на 4 группы.

I.  Начало исследований

Слайд1. Записаны тема урока, цитаты. Тема урока и слово «вода» во всех высказываниях закрыты.

Вода – это чудо природы, её самое драгоценное ископаемое (А.П.Карпиненский, ученый-эколог)

Вода – самое необыкновенное вещество из всех веществ Земли (И.В. Петрянов-Соколов, ученый-химик)

Вода – это жизнь (А. де Сент-Экзюпери)

Учитель: Прочитайте запись на доске.

- Я не буду пока открывать название вещества, о котором идет речь. Я думаю, вы сами определите, что это такое, в ходе различных исследований на сегодняшнем уроке.

II. Организация наблюдений

Слайд 2.

Рассмотрите два одинаковых растения. Сравните их.

- Как выдумаете, почему это произошло?

- А теперь посмотрите на результат опыта, который мы заложили несколько дней назад. (Вспоминаем суть опыта: в двух банках лежат семена в салфетках. В первую банку мы не налили воду, а во вторую налили столько, чтобы салфетка с семенами была влажной.)

- Что заметили? (Одни семена проросли, а другие – нет.)

- Как вы думаете, почему? (Ученики обсуждают результаты наблюдений, делают выводы.

Слайд 3.

- Сейчас мы мысленно совершим два путешествия. Побываем в лесу, но в различных частях земного шара.

(У детей на карточках два описания. Чтение сопровождается рисунками.)

Читают дети.

  1. Солнце жжет беспощадно. Воздух сухой и горячий. Мы в лесу. Но лес ли это? Деревья без листьев, нет тени. Уродливые деревья с растрескавшимися и вывернутыми ветвями стоят редко – в восьми-десяти шагах одно от другого. Под этими низкорослыми уродцами нет ни мха, ни травы, ни зелёного кустика, только песок, такой горячий, что жжёт подошву ботинка. Редко встретишь что-либо живое.
  2. Нас окружает полумрак. Высокие столбы громадных деревьев подпирают на высоте пятидесяти метров плотную зелёную массу листьев. Неба не видно, и ослепительный свет жаркого тропического солнца еле проникает вглубь. Воздух влажный и тёплый. Каждое растение здесь разрастается до огромных размеров. Лес буквально кишит разной живностью, от крохотных лягушек, похожих на живые драгоценности, до гигантских змей и огромных крокодилов.

- Что вы можете сказать об этих лесах?

- Что вы заметили общего?

- В чём причина различий в этих лесах?

III. Выводы из наблюдений

- Почему завяло растение?

- Почему не все семена проросли?

- Почему такие разные бывают леса?

- Давайте поразмышляем, только ли для растений важна вода. (Высказывания детей, примеры.)

- Вернёмся в начало нашего урока. Вставим нужное слово и прочитаем эти замечательные высказывания. Какая из записей более всего подходит к теме нашего урока?

Слайд 4.

- Какова же тема нашего урока? (Учитель открывает тему урока)

- Мы сегодня только начинаем разговор о воде. Это чудо природы настолько многогранно, что на одном уроке невозможно всё охватить.

Что о воде может рассказать глобус? (Вода занимает большую часть земной поверхности.)

Просмотр видео. Школа Кирилла и Мефодия.

IV. Продолжение исследований

- Вода – очень важный компонент неживой природы. Без воды нет жизни на Земле. Что же особенного в воде? Какими свойствами она обладает? Это нам предстоит сейчас выявить.

 Слайд 5. Таблица «Свойства воды»                                                                                                            У каждого ученика таблица, которую они заполняют в ходе исследования.

Практическая работа

Цель: выявить свойства воды.

Оборудование: стаканы с водой, стаканы с молоком, чашка, блюдца, трубочки-соломки, цветная бумага, баночки.

Работа выполняется в группах. Дети совещаются, решают, какими опытами можно доказать свойства воды. Затем подходят к демонстрационному столу, выбирают необходимые им предметы и возвращаются на свои места для проведения опытов. Таблицу заполняют  самостоятельно.

Обсуждение результатов опытов

1-я группа: Первое свойство – цвет.  Вода не имеет цвета, она бесцветная.

2-я группа: Второе свойство – запах. Вода не имеет запаха.

3-я группа: Третье свойство – вкус. Вода безвкусная.

4-я группа: Четвертое свойство – прозрачность. Вода прозрачная. Как это доказать?

Учитель:  Пятое свойство – форма. Что такое форма?

- Есть ли у воды форма?

-Я перелью воду из стакана в чашку. Что вы видите?(форму чашки)

-Докажите опытом.

Дети: Надо перелить воду из стакана в блюдце. Вода приняла форму блюдца, у вас форму чашки.

- Запишите в таблицу пятое свойство воды: бесформенная, не имеет формы.

Учитель: Шестое свойство – текучесть. Как проверить это свойство? Налили в блюдце, она растеклась. Вода текучая.

- Запишите в таблицу шестое свойство – текучая.

Учитель: Послушайте сказку о двух осликах. Она поможет вам доказать седьмое свойство воды.

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

    Вскоре животным пришлось переходить речку. Ослик, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда ослик вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой ослик, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Проблемная ситуация

     - Почему же ноша первого ослика после купания стала легче, а второго – тяжелее?

    -Что произошло бы, если б второй ослик нес не вату, а сахар?

- Как вы догадались, что вода растворяет соль и сахар? Приведите примеры.

Учитель: Запишите в таблицу седьмое свойство воды – растворитель.

V. Итоги урока

- Что вы узнали о воде нового?

VI. Рефлексия

Слайд 6

 

 

        

Солнце жжет беспощадно. Воздух сухой и горячий. Мы в лесу. Но лес ли это? Деревья без листьев, нет тени. Уродливые деревья с растрескавшимися и вывернутыми ветвями стоят редко – в восьми-десяти шагах одно от другого. Под этими низкорослыми уродцами нет ни мха, ни травы, ни зелёного кустика, только песок, такой горячий, что жжёт подошву ботинка. Редко встретишь что-либо живое.

Нас окружает полумрак. Высокие столбы громадных деревьев подпирают на высоте пятидесяти метров плотную зелёную массу листьев. Неба не видно, и ослепительный свет жаркого тропического солнца еле проникает вглубь. Воздух влажный и тёплый. Каждое растение здесь разрастается до огромных размеров. Лес буквально кишит разной живностью, от крохотных лягушек, похожих на живые драгоценности, до гигантских змей и огромных крокодилов.

Солнце жжет беспощадно. Воздух сухой и горячий. Мы в лесу. Но лес ли это? Деревья без листьев, нет тени. Уродливые деревья с растрескавшимися и вывернутыми ветвями стоят редко – в восьми-десяти шагах одно от другого. Под этими низкорослыми уродцами нет ни мха, ни травы, ни зелёного кустика, только песок, такой горячий, что жжёт подошву ботинка. Редко встретишь что-либо живое.

Нас окружает полумрак. Высокие столбы громадных деревьев подпирают на высоте пятидесяти метров плотную зелёную массу листьев. Неба не видно, и ослепительный свет жаркого тропического солнца еле проникает вглубь. Воздух влажный и тёплый. Каждое растение здесь разрастается до огромных размеров. Лес буквально кишит разной живностью, от крохотных лягушек, похожих на живые драгоценности, до гигантских змей и огромных крокодилов.

Свойства воды

Цвет

Запах

Вкус

Прозрачность

Форма

Текучесть

Растворитель

Свойства воды

Цвет

Запах

Вкус

Прозрачность

Форма

Текучесть

Растворитель

Свойства воды

Цвет

Запах

Вкус

Прозрачность

Форма

Текучесть

Растворитель

Свойства воды

Цвет

Запах

Вкус

Прозрачность

Форма

Текучесть

Растворитель


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

урок окружающего мира 2 класс, А,А, Плешаков "Про воду..."

Урок изучения новой темы. Дети узнаюто  богатстве природы – воде,  и познакомятся с ее некоторыми свойствами; со значением воды в жизни человека;и расширят знания o формах существо...

Урок Окружающего мира 2 класс ПНШ "Свойства воды"

УМК "Перспективная начальная школа"...

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода".

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода"....

Урок окружающего мира 4 класс Как человек использует свойства воды

Урок окружающего мира в 4 классе "Как человек использует свойства воды", образовательная система "Школа 2100". На уроке предролагается работа в группах. (Разработка с приложениями)...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК "Эльконин-Давыдов" Свойства воды.

Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей о разнообразных состояниях воды и их отличительных признаков.Планируемые результаты:Предметные:- знать  разнообразные состояния вод...