Тема: «Бюджет семьи», урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

 

  1. Аннотация:                                                                                                              

   Тип урока: урок-практическое занятие, изучение новой темы. В данной теме раскрывается необходимость правильного распределения денежных средств, имеющихся в распоряжении членов семьи. Цель урока направлена на осознание детьми правильного распределения доходов и расходов, овладение практическими навыками распределения семейного бюджета, умение экономно тратить деньги, ценить труд своих родителей. На уроке имеется межпредметная связь ( с математикой ), практико-ориентированное обучение, использование ИКТ. Сценарий урока соответствует концепциям стандартов нового поколения. Разнообразие форм при организации учебной деятельности учащихся: разгадывание кроссворда идёт как повторение, новая тема непринуждённо в форме игры объясняется на примере семьи Ивановых, закрепление – это групповая практическая работа, в которой дети распределяют работу, договариваются и получают общий результат. На этом уроке много рассуждений со стороны учащихся, выявления умений выслушивать мнения товарищей, но при этом ставить свою точку зрения. Применялись такие методы, как игровой, практический, исследовательско-поисковый.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №1»
  2. Ф.И.О. Борисова Надежда Григорьевна
  3. Педагогический стаж: 30 лет
  4. Класс: второй
  5. Тема:  «Бюджет семьи», урок окружающего мира
  6. Тип урока: урок-практическое занятие
  7. Оборудования: учебники, рабочие тетради, слайды, тест, кроссворд, карточки с заданиями

Тема: «Бюджет семьи »

Цель:                                                                                                              Образовательная:                                                                                                                    - познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «стипендия», «пособие», «пенсия», «коммунальные услуги»;                                                                                                                                -  овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет;       Развивающая:                                                                                                                                - развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление, общий кругозор;                                                                                        - рассказывать, как распоряжались деньгами сказочные герои, анализировать их поступки, рассуждать, высказывать своё мнение                                                                                                                         Воспитательная:                                                                                                                                -  воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать  мнения товарищей, работать в группах и в коллективе;                                                             – уважать труд старших.

                                                   Ход урока

 1.      Организационный момент.                                                                                                             2.        Повторение изученного материала                                                                                         - Наш урок мы начнем с повторения пройденного материала.              Разгадаем кроссворд:                                                                                                          

б

а

н

к

н

о

т

а

ю

а

н

ь

д

о

л

л

а

р

ж

е

т

о

н

д

е

н

ь

г

и

м

о

н

е

т

а

  1.  Как называются бумажные деньги?
  2. Денежная единица в Китае?
  3. Денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других странах?
  4. Металлический кружок, значок, выдаваемый в память о каком-нибудь событии, служащий условным ( иногда платёжным) знаком, призом.
  5. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.
  6. Металлический денежный знак.

Прочитайте выделенное слово по вертикали. Значит, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( О бюджете )                                      3. Новая тема.                                                                                                                                     -Кто знает, что означает слово «бюджет»? (Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок).                                                                                   - А что такое доход?                                                                                                                                 - А что такое расход?                                                                                                                                               - А что такое стипендия? ( рассуждения  учащихся )                                                         4.   Работа с учебником.                                                                                                           Чтение учащимися  статьи «Что такое  бюджет».                                                                                                          5. Словарная работа по справочнику.                                                                                                  6. Обсуждение по тексту.                                                                                                                                                                       Тест.                                                                                                                                                 1. Из чего складывается бюджет?                                                                                                А) из денег;                                                                                                                                                Б) из зарплаты и стипендии;                                                                                                               В) из доходов и расходов.

2. Лучшим считается  бюджет, в котором                                                                                                             А) доходы больше расходов;                                                                                                                               Б) доходы равны расходам;                                                                                                                      В) доходы меньше расходов.

-Как вы понимаете «Живут доходом, а проживают расходом»?                                              -В чем измеряется доход и расход семьи?

-Сейчас мы приглашаем семью Ивановых и рассмотрим их семейный бюджет.

(Инсценировка).

Вечером собралась вся семья. Сын - первоклассник не мог сидеть спокойно, ему очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, пришли  бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.

 - А у моего друга  Саши  новый велосипед. Я тоже хочу,- сообщил сын.                                  - Так, сейчас разберемся, - сказал отец. Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, - обратился папа к старшему сыну – студенту. – Будешь считать наш семейный доход.                                                                                                                           -  Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, т. е. моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 15 тысяч рублей. (Отдает деньги).                                                                     Учитель. - Это деньги не настоящие, но каждый из вас должен знать, что подделка денежных единиц наказывается по закону.                                                                   Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне.                                                                   -Мы тоже получаем денежки, по 8 тысяч рублей. Раз нас двое, то это сколько? (дети умножают) – 16 тысяч рублей.                                                                                                                                 Учитель. – Как вы думаете, какие деньги могли получить бабушка с дедушкой? ( пенсии )                                                                                                      -А я тоже приношу деньги в доход семьи, - заявил сын – студент.                           Учитель. - О каких деньгах говорит студент? (О стипендиях).                                             -Наша малышка тоже получает денежки, и они называются пособие на ребенка, -добавила мама.                                                                                                                           -А теперь подсчитаем доход нашей семьи, - сказал папа.                                                    -Ура! Целых 33 тысяч 500 рублей. Можно купить несколько велосипедов, - воскликнул сын – школьник.                                                                                                                  Учитель. – Как вы думаете, так ли это?                                                                                  -Как вы думаете, на что мама потратит эти деньги? (Питание, образование).                                                                                                             -Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете цены на основные продукты питания?                                                                                                                   -В среднем на 1 человека в месяц на питание тратится 4 тысячи рублей. Если в нашей семье 6 человек, значит, сколько денег мы потратим в месяц на питание?                                                                                                  -А куда еще тратятся деньги из семейного бюджета?                                                          -Каким образом родители тратят деньги на образование? (Канцтовары, портфель, форма).                                                                                                                                       -А куда еще тратятся деньги в семье?                                                                                     -На какие мероприятия тратятся деньги с целью повышения культурного уровня?    ( Посещение театров, музеев…)                                                                                                       -А если вы заболели, то куда тратятся деньги?                                                                     -А за что еще родители платят деньги каждый месяц? (Коммунальные услуги).                                                                                                                        -Знаете ли вы, какова плата за коммунальные услуги?

-Итак, давайте подведем баланс, подсчитаем доходы и расходы нашей семьи Ивановых.                                                                                                                                                   -На что  больше всего тратятся деньги в семье?                                                                                -Какую часть занимают траты  на питание в семье Ивановых? (ответы детей)                                                                                                                               -Ура! Осталось еще 9 тысяч 500 рублей! Этого хватит на велосипед! – закричал мальчишка.                                                                                                                       -Это не совсем велосипедные  денежки! Это наши накопления, - заявил отец.                                                                                                                              – Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем деньги на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает за это дополнительные деньги (банковский процент).                                                         -Я хочу посоветовать,- сказала бабушка, - где взять лишние деньги.                                         -Где?- дружно спросили все.                                                                                                            - Вот сзади вас кран, а из крана вода течет, а вон в коридоре лампочка горит, а на улице уже светло. Но ведь мы платим деньги за свет и за воду. За все приходится платить. (Что имела ввиду бабушка?)                                                                                          -Вот это деловой разговор. Это экономия.                                                                                     -Подберите синоним к слову «экономия». (Бережливость).                                                            --Объясните смысл пословиц «Бережливость дороже богатства», «Копейка рубль бережет».                                                                                                                                               -А на чем еще можно сэкономить в семье? (рассуждения детей)

7.   Физкультминутка «Доходы и расходы»

(Учитель называет статьи расходов – дети приседают, статьи доходов – хлопок руками).

8.   Закрепление пройденного материала.

Групповая работа – составить бюджет семьи. ( по карточкам )

1 группа.

Отец + мать + ребенок – дошкольник.                                                                                 Зарплата отца – 15 тысяч рублей.                                                                                              Зарплата матери - 10 тысяч рублей.                                                                                   Пособие на ребенка -500 рублей.

2 группа.

Бабушка +дедушка.                                                                                                                          Пенсия бабушки -7 тысяч рублей.                                                                                   Пенсия дедушки – 8 тысяч рублей.

3 группа.

Отец + мать + сын – студент (учится платно).                                                                    Зарплата отца -16 тысяч  рублей.                                                                                                 Зарплата матери –1 4 тысяч  рублей.

4 группа.

Отец + мать + бабушка +дочь – ученица.                                                                                  Зарплата отца – 16 тысяч  рублей.                                                                                            Зарплата матери – 14 тысяч  рублей.                                                                                               Пенсия бабушки –9  тысяч  рублей.

5 группа.

Отец  + мать+2 детей.                                                                                                           Зарплата отца – 16 тысяч рублей.                                                                                Зарплата матери –1 4 тысячи рублей.                                                                                        Пособие на детей -500+500 рублей.

-Что же мы сейчас с вами делали?

-Важно ли уметь планировать семейный бюджет?                                                                             -Конечно, очень важно! Ведь можно зарабатывать много денег и не уметь их правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Вот мы с вами и вернулись к тому, с чего начинали наш урок, к «Семейному  бюджету».

-Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать? (Премия, лотерея).                                                                                                                                            - Решите задачу:                                                                                                                           «Дима и Петя решили заработать. Они купили сто газет по 20  рублей за каждую и стали продавать их на автомобильных стоянках по 30 рублей. Когда все газеты будут проданы, то какой доход, получат мальчики?»
-О каких видах дохода здесь говорится? (прибыль)                                                                  -Что такое «гонорар»?                                                                                                                   -Что такое процент с продаж?

9.   Итог урока.

-Что такое «семейный бюджет»?                                                                                                   -Назовите доходы семейного бюджета.                                                                                          -Назовите расходы семейного бюджета?                                                                                         -Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?

       10. Д/з : Составить семейный бюджет своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему :"Как живет семья". Проект "Моя семья"

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга...

что такое семья урок окружающего мира во 2 классе

Окружающий мир(2 класс)Тема урока : Что такое семья?Программа «Школа 21 век»Тип урока  урок усвоения новых знаний.Цель урока образовательная: расширить представление учащихся о семье, раскрыть зн...

Урок окружающего мира 1 класс Тема: Как живёт семья. Проект «Моя семья»

Урок  окружающего  мира  по  теме  "Как  живёт  семья.  Проект "Моя  семья"   проведён  был  в  1  классе.  Проведению...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

«Мы в семье» урок окружающего мира в 1 классе УМК "Перспектива"

laquo;Мы в семье» урок окружающего мира в 1 классе УМК "Перспектива"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...

Урок окружающего мира в 1 классе. Раздел «Как, откуда и куда?» Тема урока: Как живет семья? Проект «Моя семья».

На уроке дети учатся рассказывать о своей семье, интересных фактах, событиях, традициях. Называют по именам (отчеству, фамилии) своих близких. Подготовить ребят к презентации на тему "Моя семья&q...