Урок окружающего мира в 1 классе по ФГОС по теме "Динозавры"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Ипполитова Елена Викторовна

Урок-путешествие. Знакомство с древнейшими представителями животного мира - динозаврами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

 Динозавры

Цели урока

1. Формировать представления о далеком прошлом нашей планеты, ознакомление с древнейшими представителями животного мира – динозаврами, их разнообразием и условиями обитания.

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти.

3. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира, любознательность, бережное отношение к природе.

 Словарь урока

(термины и понятия)

Динозавр, диплодок, бронтозавр, стегозавр, эдафозавр, птеродактиль, тираннозавр.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Форма урока

Урок – путешествие.

Методы обучения

Частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Виды учебной деятельности

Беседа, монолог, работа в парах, фронтальная работа, творческая работа.

Оборудование

Карточки с заданиями для работы в парах, макеты зубов динозавров, ИКТ, презентация, выставка книг, игрушки-динозаврики, цветные кружки для игры, магнитофон, запись песни «Динозаврики», пластилин для творческой работы.

Планируемый результат

Усвоить, кто такие динозавры, иметь представление когда они жили и в каких условиях обитали; уметь работать в парах; отвечать на вопросы, опираясь на иллюстративный материал.

Предметные умения

Слушание, чтение, сравнение и обобщение.

Метапредметные умения

- познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, извлекать информацию из рисунка, фотографии, уметь задавать вопросы по опорным словам, строить рассуждения, уметь аргументировать свою точку зрения;

- регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; регуляция как способность к мобилизации сил и энергии; планирование, контроль и выполнение действий по плану, заданиям учителя, учебника;

- коммуникативные: инициативное сотрудничество в работе в парах, умение общаться, полно и точно выражать свои мысли, слушать собеседника, проявлять толерантность, уметь объективно оценивать себя.

Личностные умения

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, формирование ценностных ориентаций ( саморегуляция, стимулирование, достижение ).

Структура урока

Задачи урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Ожидаемый результат

1.Создание эмоционально-положительного настроя на урок.

Приветствие «разогрев»

СЛАЙД 1

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте все свои печали, тревоги, обиды. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам успеха в предстоящей работе на уроке.

Дети улыбками приветствуют друг друга.

Благоприятная доброжелательная рабочая обстановка на уроке.

2.Предварительное объявление целей урока.

Организационный момент

-Ребята, а вы любите тайны и загадки? Сегодня мы продолжим путешествия и постараемся заглянуть в тот период жизни Земли, когда еще не было человека, а животные были совсем другими.

Сосредотачивают внимание, отвечают на вопрос.

Включаются в работу (личностные, коммуникативные УУД)

3.Активизация знаний уч-ся.

Диалог

-Но сначала давайте отгадаем животных по их  описанию. Это задание вы подготовили дома. (дети загадывают загадки-описания о животных, учитель постепенно открывает слайды презентации).

СЛАЙДЫ 2-8

-На какие группы можно разделить этих животных?

-Это крупный хищный зверь с пушистым белым мехом (белый медведь)

-Эти красивые птицы не умеют летать, но отличные ныряльщики. Живут в Антарктиде. (пингвины)

-Это животное может терять свой хвост, а потом его снова отрастить. (ящерица)

-Эти животные бывают сухопутными и морскими. Но все они имеют панцирь. (черепаха)

-У этого пресмыкающегося длинная зубастая пасть. Он обитает в теплых странах. (крокодил)

-Это млекопитающее имеет самую длинную шею и маленькие рожки на голове. (жираф)

Задают вопросы, отвечают на вопросы.

Познавательные УУД

4.Постановка целей урока.

Целеполагание

-Как многообразна жизнь на Земле. Но Земля была не всегда такой как сейчас. И животные, которые ее населяли, были другими.

СЛАЙД 9

-Что изменилось? (добавился динозавр)

-Сегодня мы отправимся в путешествие в далекое прошлое и узнаем много нового об этих удивительных животных. Тема нашего урока: «Динозавры». СЛАЙД 10

-Задайте вопросы, что вам хотелось бы узнать о динозаврах, используя слова-помощники. СЛАЙД 11

Активизация мыслительной деятельности.

Сравнивают картинки, делают вывод.

Задают вопросы, используя опорные слова.

Регулятивные, познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5.Знакомство с планом урока.

               План (записан на доске)

-Сегодня мы выясним 3 вопроса

1.Когда жили динозавры.

2.Какими они были.

3.Как люди узнали, какими были динозавры.

Чтение плана с доски.

Познавательные,регулятивные УУД.

Осознание учебно-познава—тельной задачи.

6.Изучение нового материала.

Работа по плану урока с использованием презентации.

Работа с учебником

Исследование

Работа с учебником.

1 ВОПРОС

-Может кто-нибудь знает, когда жили динозавры? Они жили очень давно.  СЛАЙД 12

Если записать это число цифрами, получится очень болшое число, которое вы сможете прочитать, если хорошо будете заниматься по математике.

Это 220000000 лет назад.

А вы знаете, что означает слово «динозавр»?

РАБОТА В ПАРАХ.

-Соединив слоги на карточке, вы узнаете значение этого слова.

(ужасный ящер)

-Как вы думаете, почему их так назвали?

-Итак, отправляемся в путешествие.

СЛАЙД 13

-Мы оказались во времени, когда не было ещё людей. Даже растения были другими. Это был фантастический мир. На планете было вечное лето, было жарко и влажно. Землю покрывали леса из гигантских деревьев, похожих на пальмы, а траву заменяли папоротники. Было много рек, озер, болот. В этом мире жили огромные черепахи, ящерицы, разнообразные насекомые и динозавры.

2 ВОПРОС

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. Стр. 4-5

-Рассмотрите животных на иллю-страции. С какими мы уже знакомы?

-Прочитаем названия динозавров.

СЛАЙДЫ 14,15

-Динозавры жили очень давно. Некоторые жили в воде, другие на суше. А были и такие, которые умели летать.

- Тело динозавров было покрыто чешуей, как у змеи. У некоторых был панцирь.

-Как вы думаете, к какой группе животных относятся динозавры? (пресмыкающиеся, или рептилии)

СЛАЙД 16

-Динозавры были хищниками и травоядными. Что это значит?

-А как можно было отличить хищника от травоядного? (по зубам).

-Давайте представим, что мы ученые и нашли зубы динозавров. Проведем исследование  и докажем, кому принадлежат эти зубы. (Детям представлены макеты зубов хищника и травоядного динозавров).

-Что вы можете сказать о форме зубов?

-Правильно, один зуб острый, длинный. А другой плоский и широкий.

-Какой зуб принадлежит хищнику, а какой травоядному динозавру?

(у хищником челюсти более мощные, зубы острые, потому что им приходилось есть грубую и твердую пищу-мясо, кости. А у травоядных зубы плоские и широкие. Такими удобно было врать листья, траву и жевать их.

СЛАЙД 17

-Все динозавры появлялись на свет из яиц. Самка находила подходящее место, рыла ямку, откладывала туда яйца и закапывала. У некоторых динозавров высиживал яйца и ухаживал за потомством самец. Маленькие детеныши были крошечными копиями своих родителей.

СЛАЙД 18

-Динозавры были и крупные, и мелкие.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ стр 4 (внизу)

-Посмотрите на весы. Сравните вес одного крупного динозавра с массой слонов. (1 динозавр=10 слонам).

-Рост динозавра. ( 5этажный дом)

-А сейчас познакомимся с некоторыми представителями этих удивительных рептилий.

СЛАЙД 19

Диплодок и бронтозавр.

Огромного роста. При помощи длинной шеи могли срывать с верхушек деревьев листья. Оба травоядные. Передвигались стадами, как слоны, ставя в центре детенышей.

СЛАЙД 20

Стегозавр.

Его называют «ящерица под крышей» из-за больших пластин вдоль спины, которые похожи на черепичную крышу дома. Травоядный. Защищался от врагов острыми шипами на конце хвоста. Длина стегозавра достигала 10 метров, это чуть длиннее нашего кабинета.

СЛАЙД 21

Эдафозавр.

Длина 3м, половина ширины нашего кабинета. На спине у него «парус» из костных щитков.

-Как вы думаете, для чего ему этот парус?

-Прочитаем информацию об этом в учебнике на стр.5.

СЛАЙД 22

Летающие динозавры

Птерозавр, или птеродактиль.

Всеядны. Их крылья напоминают крылья летучей мыши. Долго летать не могли, как настоящие птицы.

СЛАЙД 23

Обитатели воды.

Плиозавр.

Слайд 24

Тираннозавр Рекс. Его имя обозначает «деспот ящериц». Это самый хищный динозавр. Высота его 15 метров. Это высота 6 этажного дома. У него были короткие передние лапа и мощные нижние. Он умел быстро бегать, нагоняя свою жертву.

СЛАЙД 25 Тираннозавр на охоте.

Отвечают на вопросы учителя в процессе презентации.

Работа в парах.

Отвечают на вопросы.

Рассматривание иллюстраций, чтение названий динозавров.

Рассуждают, делают вывод.

Рассматривают иллюстрации, анализируют, делают вывод.

Познавательные УУД

Личностные, коммуникативные УУД.

Познавательные УУД

Познавательные, регулятивные УУД

Познавательные УУД

ФИЗМИНУТКА

3 ВОПРОС

-Ребята, а как же люди узнают о жизни динозавров?

-Ученые-палеонтологи раскапывают слои земли и находят там окаменевшие остатки.

СЛАЙД 26

-По найденным костям, зубам, чешуйкам, отпечаткам следов они узнают о животных и растениях, когда-то населявших Землю.

СЛАЙД 27

-В Москве есть палеонтологичес-кий музей. Там представлены скелеты и макеты вымерших животных. Когда подрастете, мы обязательно туда съездим на экскурсию.

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД

7.Закрепление пройденного материала.

-Итак, ребята, что теперь вы можете рассказать о динозаврах своим друзьям?

-Царствование динозавров продолжалось очень долго. Но они исчезли с лица земли, вымерли. Почему это произошло, ученые точно не знают. В эпоху динозавров было жарко. А потом стало холодно. Наступил ледниковый период. И динозавры все погибли. Это одна из версий их исчезновения. Сейчас нашу планету населяют совсем другие животные.

Построение неболь-ших монологических высказываний.

Познавательные, коммуникативные УУД

8.Изготовление динозаврика из пластилина.

Творческая работа.

-А сейчас вы из пластилина вылепите маленького динозаврика. Пользуйтесь иллюстрациями учебника. И послушайте песенку «Динозаврики».

Выполняют творческую работу.

Коммуникативные, личностные УУД.

9.Обобщение полученных на уроке знаний.

Подведение итогов урока. Работа с выставкой книг.

Рефлексия

-Ребята, хотелось бы вам узнать о динозаврах еще больше?

-Где вы можете найти о них информацию?

- В энциклопедиях. А еще у нас в классе есть книги о динозаврах. Вы можете прочитать их с родителя-ми.

-Как вы думаете, кто из современных животных мог быть родственниками динозавров? (ящерица, крокодил, черепаха)

-Как мы должны относиться к природе, чтобы больше ничего не исчезло с Земли?

СЛАЙД 28

-Жизнь на Земле очень хрупка. Нам надо сохранять и беречь природу.

-Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое.

-А сейчас каждый из вас оценит себя, как он работал на уроке. Проведем игру «Светофор».

Зеленый кружок означает «я все понял на уроке»

Желтый – « я не все понял»

Красный- «я ничего не понял».

-Молодцы! Вы все сегодня замечательно работали. Спасибо вам за урок.

Ответы на вопросы

Оценивают свою деятельность на уроке.

Выявление причинно-следственных связей(познавательные УУД)

Регулятивные, личностные УУД.

В момент оценки требуется уравновешенность, необходимая для объективной оценки. Главное, чтобы оценка стала стимулом для дальнейшего приложения сил.

                                           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

                                     Открытый урок окружающего мира по теме

                                      «Динозавры»

                                          1 КЛАСС

                                                                                                        Разработала учитель начальных классов

                                                                                                        Ипполитова Елена Викторовна

                                                                  УЗЛОВАЯ    2011-2012 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" по ФГОС

Тема: Насекомые, птицы,рыбы,звери.Цель м ожидаемый результат: выявить основные отличительные признаки животных и уметь приводить примеры представителей различных групп животных (насекомых, птиц, рыб, ...

урок окружающего мира в соответствии с ФГОС

Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий....

Календарно-тематическое планирование урок окружающего мира 4 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование к учебнику 4 класса автор Виноградова  программа "Начальная школа 21 века"С учетом ФГОС...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Окружающего мира" 4 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Место исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

В статье рассмотрены вопросы исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО...

Разработка конспекта урока окружающего мира 1 класс по ФГОС

Конспект урока  по окружающему миру для 1 класс, разработан в соответсвии ФГОС НОО,...

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...