Главные вкладки

    Разработка конспекта урока окружающего мира 1 класс по ФГОС
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Ульдюкова Дарья Павловна

    Конспект урока  по окружающему миру для 1 класс, разработан в соответсвии ФГОС НОО,

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка конспекта урока по ФГОС

    Составитель: Петрунина Дарья Павловна,  учитель начальных классов

    Предмет: «Окружающий мир»

    Класс: 1 «А»

    Тема урока: «Как живут растения?»

    Тип урока: изучение новых знаний

    Цель урока: познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо; с условиями, необходимыми для жизни растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями.

    Задачи:

    Образовательная: ознакомить учащихся с водой, воздухом и теплом как условиями жизни растений; формировать представления учащихся о единстве растительного мира с условиями внешней среды, расширяя знания детей о жизни растений;

    Развивающая: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

    Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.

    Формирование УУД:

    Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.

    Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски.

    Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

    Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

    Ресурсы:

    Учебно – методическое сопровождение:  Плешаков А.А. Учебник 1 класс 1 часть

    Наглядно –практические средства:  эмблемы для групп, карточки с рисунками, лейка, горшки с растениями, тряпки, фигуры.

    ИКТ:  SMART презентация, компьютер, проектор.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД

    1. Орг. момент

    - Здравствуете! Повторяйте за мной!

     Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

     Слушаем внимательно,

    Работаем старательно.

    - Работать будем в группах. Назовите правила работы в группе? ( ответы детей )

    Организация учащихся на работу. Мотивация.

    2. Актуализация знаний

    - Что мы изучали на прошлом уроке? ( откуда берутся снег и лёд)

    - Назовите свойства льда? Снега?

    - Распределите картинки на группы: живая и неживая природа:  камень, песок, кукла, солнце, медведь, волк, роза, человек.

    Организация проверки знаний учащихся умения излагать свое мнение.

    3. Сообщение темы и цели урока

    - Посмотрите на парты. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?  (Цветы, растения)

    - Чтобы более точно узнать тему урока, выполните в группе  задание.  Расположите геометрические фигуры в таком же порядке как на доске.  

                                                                                    

    (учитель показывает образец 2-3 секунды и убирает его, дети в  группах выполняют)

    - Переверните фигуры. Прочитайте, что  написано на обратной стороне. Если смысл понятен, то геометрические фигуры выложили правильно.

    - Что написано на обратной стороне?  (Жизнь растений)

    - Итак, ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как живут растения, какие условия для жизни им необходимы.  

    - Чему вы хотите научиться?

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Изучение нового материала

    - Какие растения вы знаете?

    - Назовите, какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

    - Я на доске  было растение, но ветер ворвался в класс, и  оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть.

           (Ученик выходит к доске, прикрепляет любую часть и называет её функцию).

    Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли;

    Стебель – «транспортная артерия»;

    Лист – «фабрика пищи»;

    Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;

    Плод с семенами

    - Как называется растение, которое собрали?   (мак)

    - Представьте, что коробочка с семенами лопнула. Что произойдет дальше?

    ( вырастет новое растение)

    - У каждой группы на парте есть три картинки. Расположите их в правильной

      последовательности.  

                

    - Объясните, как сделали и почему? (растёт, даёт потомство и умирает)

    - Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе.

    - Выскажите своё мнение.  

    - Что за дерево  изображено? (дуб)

    - Как называется плод дуба? (желудь)

    - Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю?

    -  Назовите  этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает)

    - Сравните в группе жизненный путь цветка и дерева.

         (Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена).

    - Скажите, какой же жизненный путь   проходят все растения?

    - Сравните свои мысли с высказыванием  Мудрой Черепахи?  (стр. 71)

       (Растение живое. Растёт, приносит потомство. Умирает.)

    - Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи?

    - На какие две группы делятся растения? ( комнатные и уличные)

    - Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода)

    - Давайте убедимся в этом. Дети, у кого на груди прикреплена эмблема «Листок», возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите,  обсудите в группе,   что произошло.

    - Что  вы увидели? (сок, жидкость)

    -  О чём это говорит? (растение состоит из воды)

    -Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней?  (засохнет).

     - Почему? (вода испаряется)

    - Что нужно делать, чтобы  растения не засыхали? (поливать)

        Учитель вывешивает схему.      

     - Полейте цветок те, у кого на груди эмблема «Лейка».

    - Давайте проверим качество полива. Как вы думаете, есть ли правила полива?

    - Предложите от группы  правило.  

            При поливе дети обычно допускают  одни и те же  ошибки: заливают или наоборот,  наливают слишком мало воды, льют под корень, на листья.  На основе этих ошибок сформулировать правила.

    Уметь выполнять задание с опорой на приобретенные знания; уметь слушать и понимать других; умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий

    Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    Физминутка

    -Представьте, что вы  цветочек.  Пошел дождик. Корни стали пить воду. Она побежала по стебельку к листочкам, к цветочкам.

    Наши алые цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки.

    Тихо засыпают,

    Головой  качают.

    Делаем руки в форме тюльпана над головой. Тюльпан медленно под музыку раскрывается и закрывается. Дети повторяют.

    Здоровьесберегающий метод

    - Зачем человеку нос? (дышать)

    - Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные  отверстия (показать).

     - А у растений есть нос? (нет)

    -  Обсудите в группе, как же они дышат?

    Предположения детей от каждой группы.

    - Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. Это сильный увеличительный прибор (показать). Лист кладут на предметный столик и смотрят сверху через линзы. Давайте посмотрим на слайде лист под микроскопом

         Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице –  форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через  устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске).

    - Как называются «носики» у растений? Для чего нужны? (для дыхания)

    Вывешиваем схему «Окно».        

    - Что человек может сделать, чтобы облегчить дыхание растению? (если дети затрудняются, то можно предложить им рассмотреть 3 рисунок на стр.71)

    - Что делает девочка? ( протирает листья )

    - Для чего? Как? Сделайте это по очереди. Начинает тот ученик, у которого эмблема «Салфетка»  и передаёт другому тряпочку.

    Каждый в группе вытирает один лист.

    - Рассмотрите 2 рисунок.

    - Что можете сказать о растениях? (одно яркое, другое бледное)

    - Обсудите в группе, почему? (одно стоит на окне, другое в тени)

    - Что необходимо ещё растению для жизни?   (свет)

    Учитель вывешивает схему.              

    - Где же мы можем расположить цветы в классе, чтобы им было светло? (на подоконнике)

    - Дети, у которых такая эмблема, поставьте цветок на подоконник.

    - Для чего это сделали?

    - Посмотрите на 4 рисунок.

    - Обсудите в группе, почему это произошло?  (цветок замёрз, на улице зима, окно открыто)

    - Что ещё необходимо растениям? (тепло)

     Учитель вывешивает схему.              

    - Какое сейчас время года? (зима)

    - Что может произойти с растениями, которые стоят на подоконнике в сильный мороз? (замёрзнут)

    - Как им помочь? (поставить в теплое место)

    - Дети, у которых такая эмблема  уберите  цветок  с подоконника в теплое место.

    5.  Закрепление

    -  А сейчас подумайте в группе и скажите, что же  необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло)

    - Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 71)

    - Что вы будете делать, чтобы растения жили дольше?  (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло)

    - Как помочь дикорастущим?

    - Послушайте внимательно стихотворение  (дети читают по очереди )

    Я бабочку в лугу ловить не стану:
    Небесный цветик, пусть живет себе!
    Пусть крылышки порхают над цветами,
    Чтоб радостно мне было и тебе!
    Лесной цветок я рвать не стану тоже,
    С собой домой его не понесу,
    Ведь дома он шмеля качать не сможет
    И ранним утром не попьет росу!
    Ни стебелек, ни ветку, ни травинку
    Я не обижу: виноваты чем?
    В любой из них теплеется Живинка,
    И светится доверием ко всем ...

    - Как дети предлагают относится к растениям? Почему?

    - Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты.

    Формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

    6. Рефлексия

    - Если вам понравился урок, то наклейте растения на листок, глядя на который вы будите вспоминать как правильно нужно обращаться с растениями и природой.

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме;  уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Подпись учителя   ___________________            Дата _____________

    Подпись методиста   ___________________            Дата _____________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

    Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

    Конспект урока Окружающего мира 1 класс по программе «Гармония»

    Тема: «Декоративные растения и комнатные растения»...

    Конспекты уроков Окружающий мир 1 класс ФГОС ПНШ

    Конспекты  на каждый урок для 1 класса по " Окружающему миру"...

    конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"

    Урок окружающего мира в  1 классе по программе "планета знаний"...

    Конспект урока окружающий мир. 1 класс, по программе 2100

    Тема: Как мы узнаём мир.Наши помощники – органы чувств....

    Конспект урока окружающий мир 1 класс по теме " В декабре, в декабре все деревья в серебре"

    Материал содержит конспект урока, технологическую карту. Урок построен в форме устного журнала. Предусмотрена групповая, парная, самостоятельная работа....