Разработка конспекта урока окружающего мира 1 класс по ФГОС
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ульдюкова Дарья Павловна

Конспект урока  по окружающему миру для 1 класс, разработан в соответсвии ФГОС НОО,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка конспекта урока по ФГОС

Составитель: Петрунина Дарья Павловна,  учитель начальных классов

Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 1 «А»

Тема урока: «Как живут растения?»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо; с условиями, необходимыми для жизни растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с водой, воздухом и теплом как условиями жизни растений; формировать представления учащихся о единстве растительного мира с условиями внешней среды, расширяя знания детей о жизни растений;

Развивающая: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.

Формирование УУД:

Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ресурсы:

Учебно – методическое сопровождение:  Плешаков А.А. Учебник 1 класс 1 часть

Наглядно –практические средства:  эмблемы для групп, карточки с рисунками, лейка, горшки с растениями, тряпки, фигуры.

ИКТ:  SMART презентация, компьютер, проектор.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Орг. момент

- Здравствуете! Повторяйте за мной!

 Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

 Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Работать будем в группах. Назовите правила работы в группе? ( ответы детей )

Организация учащихся на работу. Мотивация.

2. Актуализация знаний

- Что мы изучали на прошлом уроке? ( откуда берутся снег и лёд)

- Назовите свойства льда? Снега?

- Распределите картинки на группы: живая и неживая природа:  камень, песок, кукла, солнце, медведь, волк, роза, человек.

Организация проверки знаний учащихся умения излагать свое мнение.

3. Сообщение темы и цели урока

- Посмотрите на парты. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?  (Цветы, растения)

- Чтобы более точно узнать тему урока, выполните в группе  задание.  Расположите геометрические фигуры в таком же порядке как на доске.  

                                                                                

(учитель показывает образец 2-3 секунды и убирает его, дети в  группах выполняют)

- Переверните фигуры. Прочитайте, что  написано на обратной стороне. Если смысл понятен, то геометрические фигуры выложили правильно.

- Что написано на обратной стороне?  (Жизнь растений)

- Итак, ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как живут растения, какие условия для жизни им необходимы.  

- Чему вы хотите научиться?

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4. Изучение нового материала

- Какие растения вы знаете?

- Назовите, какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

- Я на доске  было растение, но ветер ворвался в класс, и  оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть.

       (Ученик выходит к доске, прикрепляет любую часть и называет её функцию).

Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли;

Стебель – «транспортная артерия»;

Лист – «фабрика пищи»;

Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;

Плод с семенами

- Как называется растение, которое собрали?   (мак)

- Представьте, что коробочка с семенами лопнула. Что произойдет дальше?

( вырастет новое растение)

- У каждой группы на парте есть три картинки. Расположите их в правильной

  последовательности.  

            

- Объясните, как сделали и почему? (растёт, даёт потомство и умирает)

- Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе.

- Выскажите своё мнение.  

- Что за дерево  изображено? (дуб)

- Как называется плод дуба? (желудь)

- Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю?

-  Назовите  этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает)

- Сравните в группе жизненный путь цветка и дерева.

     (Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена).

- Скажите, какой же жизненный путь   проходят все растения?

- Сравните свои мысли с высказыванием  Мудрой Черепахи?  (стр. 71)

   (Растение живое. Растёт, приносит потомство. Умирает.)

- Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи?

- На какие две группы делятся растения? ( комнатные и уличные)

- Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода)

- Давайте убедимся в этом. Дети, у кого на груди прикреплена эмблема «Листок», возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите,  обсудите в группе,   что произошло.

- Что  вы увидели? (сок, жидкость)

-  О чём это говорит? (растение состоит из воды)

-Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней?  (засохнет).

 - Почему? (вода испаряется)

- Что нужно делать, чтобы  растения не засыхали? (поливать)

    Учитель вывешивает схему.      

 - Полейте цветок те, у кого на груди эмблема «Лейка».

- Давайте проверим качество полива. Как вы думаете, есть ли правила полива?

- Предложите от группы  правило.  

        При поливе дети обычно допускают  одни и те же  ошибки: заливают или наоборот,  наливают слишком мало воды, льют под корень, на листья.  На основе этих ошибок сформулировать правила.

Уметь выполнять задание с опорой на приобретенные знания; уметь слушать и понимать других; умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Физминутка

-Представьте, что вы  цветочек.  Пошел дождик. Корни стали пить воду. Она побежала по стебельку к листочкам, к цветочкам.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой  качают.

Делаем руки в форме тюльпана над головой. Тюльпан медленно под музыку раскрывается и закрывается. Дети повторяют.

Здоровьесберегающий метод

- Зачем человеку нос? (дышать)

- Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные  отверстия (показать).

 - А у растений есть нос? (нет)

-  Обсудите в группе, как же они дышат?

Предположения детей от каждой группы.

- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. Это сильный увеличительный прибор (показать). Лист кладут на предметный столик и смотрят сверху через линзы. Давайте посмотрим на слайде лист под микроскопом

     Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице –  форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через  устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске).

- Как называются «носики» у растений? Для чего нужны? (для дыхания)

Вывешиваем схему «Окно».        

- Что человек может сделать, чтобы облегчить дыхание растению? (если дети затрудняются, то можно предложить им рассмотреть 3 рисунок на стр.71)

- Что делает девочка? ( протирает листья )

- Для чего? Как? Сделайте это по очереди. Начинает тот ученик, у которого эмблема «Салфетка»  и передаёт другому тряпочку.

Каждый в группе вытирает один лист.

- Рассмотрите 2 рисунок.

- Что можете сказать о растениях? (одно яркое, другое бледное)

- Обсудите в группе, почему? (одно стоит на окне, другое в тени)

- Что необходимо ещё растению для жизни?   (свет)

Учитель вывешивает схему.              

- Где же мы можем расположить цветы в классе, чтобы им было светло? (на подоконнике)

- Дети, у которых такая эмблема, поставьте цветок на подоконник.

- Для чего это сделали?

- Посмотрите на 4 рисунок.

- Обсудите в группе, почему это произошло?  (цветок замёрз, на улице зима, окно открыто)

- Что ещё необходимо растениям? (тепло)

 Учитель вывешивает схему.              

- Какое сейчас время года? (зима)

- Что может произойти с растениями, которые стоят на подоконнике в сильный мороз? (замёрзнут)

- Как им помочь? (поставить в теплое место)

- Дети, у которых такая эмблема  уберите  цветок  с подоконника в теплое место.

5.  Закрепление

-  А сейчас подумайте в группе и скажите, что же  необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло)

- Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 71)

- Что вы будете делать, чтобы растения жили дольше?  (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло)

- Как помочь дикорастущим?

- Послушайте внимательно стихотворение  (дети читают по очереди )

Я бабочку в лугу ловить не стану:
Небесный цветик, пусть живет себе!
Пусть крылышки порхают над цветами,
Чтоб радостно мне было и тебе!
Лесной цветок я рвать не стану тоже,
С собой домой его не понесу,
Ведь дома он шмеля качать не сможет
И ранним утром не попьет росу!
Ни стебелек, ни ветку, ни травинку
Я не обижу: виноваты чем?
В любой из них теплеется Живинка,
И светится доверием ко всем ...

- Как дети предлагают относится к растениям? Почему?

- Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты.

Формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

6. Рефлексия

- Если вам понравился урок, то наклейте растения на листок, глядя на который вы будите вспоминать как правильно нужно обращаться с растениями и природой.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;  уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Подпись учителя   ___________________            Дата _____________

Подпись методиста   ___________________            Дата _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира, в соответствии ФГОС

Класс:__3Тема урока:_ «Замечательное вещество – вода. Свойства воды.»...

Учебно-методическая разработка плана-конспекта урока Окружающего мира по теме "Путешествие. Посмотри вокруг".

Конспект урока Окружающего мира, 2 класс. Тема: "Путешествие. Посмотри вокруг". УМК "Школа России"....

Разработка конспекта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Тундра"

Разработка конспекта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Тундра"...