Конспект урока окружающего мира, в соответствии ФГОС
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

ХАРИСОВА АННА ЛЕОНИДОВНА

Класс:__3
Тема урока:_
«Замечательное вещество – вода. Свойства воды.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Самоанализ  урока окружающего мира   по теме:

«Замечательное вещество – вода. Свойства воды.» 3 класс УМК «Школа России» ФГОС

Класс:__3
Тема урока:_ «Замечательное вещество – вода. Свойства воды.»


Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ», «Воздух и его охрана».

Анализируемый урок первый  в системе уроков по теме  «Замечательное вещество – вода.

Уровень подготовки класса – средний.

Цели урока:

Обучающие:

  1. формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
  2. формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
  3. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения,

делать выводы по результатам

  1. наблюдений, анализировать и обобщать;
  2. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

 Развивающие:

  1. создать условия для личностного развития ученика;
  2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
  3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию

природных богатств;

  1. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать

мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным,

оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

  1. по виду источника информации:
  • словесные (объяснение, беседа с учащимися,
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками, проведение опытов).
  1. по виду учебной деятельности:
  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств

истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?)

 и поиск путей её решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых

доказательств, наблюдение.

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

 - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

 В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.

     Так личностные УУД  формируются  во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая

Ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических

проблем. Радует то, что дети способны сами оценить свои знания.

   Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией

 (видеофрагменты),  дополнительной литературой ; при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.

Регулятивные УУД  формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта

выхода из затруднения:

 на этих этапах урока ребята 

организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;

 формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)

учились работать по плану; (  

строили проект выхода из затруднения.

коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока,

на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в парах. Здесь ребята учатся

формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться,

 приходить на помощь друг другу.

        В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о свойствах воды и бережном отношении к воде,  учились рассуждать, логично излагать свои мысли.

Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

Урок соответствует требованиям ФГОС.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.

        

Конспект урока окружающего мира,

в соответствии

ФГОС

Класс:__3
Тема урока:_ «Замечательное вещество – вода. Свойства воды.»


Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ», «Воздух и его охрана».

Анализируемый урок первый  в системе уроков по теме  «Замечательное вещество – вода.

Уровень подготовки класса – средний.

Цели урока:

Обучающие:

  1. формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
  2. формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
  3. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения,

делать выводы по результатам

  1. наблюдений, анализировать и обобщать;
  2. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

 Развивающие:

  1. создать условия для личностного развития ученика;
  2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
  3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию

природных богатств;

  1. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать

мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

        

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности
  2. Громко прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Наши ушки – на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны  дополнить девиз нашего  урока  универсальными учебными действиями

СЛАЙД№1

Урок мы будем ……..,изучать

Информацию  из  урока …извлекать

Точку  зрения…             высказывать

 На вопросы ……………, отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!   развивать

(Слова-подсказки:  изучать,  отвечать,  извлекать, высказывать, развивать.)

- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)будем узнавать новое

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания?  Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте  ответить:

-О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран  (Видеофрагмент «Вода») (слайд 2)

-Итак, о чем будем с вами говорить на уроке? (О воде)

-А кто из вас сможет мне ответить что такое вода?

( Вода – вещество. )

А любое вещество имеет свои свойства.

А о свойствах воды вам известно Нет

А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда о чем мы будем говорить?

(находить свойства воды)

   Сегодня на уроке мы узнаем о воде и какими свойствами она обладает.                     ( слайд 3)

     

(слайд 4)



Уч-ль: Ребята Для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к учебнику.

Для чего организму нужна вода?  Давайте найдем правильный ответ в учебники и зачитаем его.

– вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества.

Для того, чтобы познакомится со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в   научную лабораторию. (слайд 5

)Кто знает, что такое лаборатория?

(Место, в котором проводятся научные опыты.)

 (слайд 6)- Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?

СЛАЙД№ 7

(Исследователи. Прочитать хором. Обратить внимание на орфографию).

- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

(слайд 8)

  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

- Итак, начинаем…

- Итак, что такое вода? (жидкость). Посмотрите на свое рабочее место

 

Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество.(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

К концу урока мы должны определить с вами что это за вещество?Объектом нашего исследования – будет жидкость в сосуде.

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств,  вкус

запах.

- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?»                                                                НА ДОСКЕ

  1. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний  

Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.

- Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы. (слайд 10)

  1. Реализация проекта.

- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований» ( сказать как отмечать)

Работа в парах.

                              ОПЫТ №1

Опыт 1.
Уч-ль: Опустите в стакан с водой трубочку. Видна ли трубочка в стакане?
Уч-ся: Видна
-Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт 2.
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой  бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски.  Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
-
Сделайте отметку в «Листе исследований»

ОПЫТ №2

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится?  (Понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху.

- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)

- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода

- Какой сделаем вывод?

 Отметьте это свойство в «Листе исследований».

ОПЫТ №3

- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу                            пример ( сладкий кислый)

- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в  стакане, попробовав их.

                                                  – вода (нет вкуса!!!)

- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

- Где в жизни вы с этим встречались?

ОПЫТ №5


Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан сахар. Размешайте. Что произошло с сахаром?
Уч-ся: растворились
Вывод: Вода – растворитель

- Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, теперь сможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?

- Ребята, а если я насыплю песок в воду, он растворился?

Подробнее о процессе фильтрации мы поговорим на след уроке.

ОПЫТ №5

- Ребята,налеите немного воды в тарелочку. Что произошло?

-Покачайте тарелочку. И что же с водой произошло произошло ? Растеклась.

Разлилась, расплескалась.

- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.

Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет

Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да

Отметьте это свойство в «Листе исследований».

                                                   ОПЫТ № 6
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится

- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований

- Какое вещество было объектом нашего исследования?  (Вода)

- Какими свойствами она обладает?

Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

Свойства воды

Цвет

Прозрачность

Запах

Вкус

Вода -- растворитель

Жидкая, течет

Форма

- ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА (слайд 9)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы могли это определить? А теперь?

- Сравним свойство этой  жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЗАПАХ? – давайте  проверим

Жидкая ? Наливаю в стакан.

- Что осталось определить? Вкус.

- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

- Потому что обладает всеми свойствами.

- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

А сейчас внимание на экран

Внимание на экран  (Видеофрагмент «Чистая вода») (слайд 12)

- Что нового  о воде узнали?

_Давайте ответим на последний пункт нашего плана – бережное отношение к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду

РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы)

 - Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по  образцу.

- Какой вывод сделаем?  (К воде нужно относитmся бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)

7. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего исследования.

- Мы выполнили план урока?

– Перечислите свойства воды.

- Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).

: К логической развязке

Пришли мы без подсказки:

Как нам необходима всем всегда

Чистая вода.
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 

- Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Синяя  – узнал на уроке много;

Желтая  – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

IX. Домашнее задание:

– проработать материал учебника на с.49– 52;

– подобрать пословицы о воде.

 

А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент -Экзюпери

- «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»
 
-Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...