Окружающий мир. язык .Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России»
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Швайбович Марина Александровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_3klass.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса составлена на основе авторской программы   под редакцией

А.А. Плешакова. в соответствии с содержанием ФГОС 2004год начального общего образования на базовом уровне из расчета 2 часа в неделю(68 часов в год) и обеспечена учебниками: учебник:А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 1,2 А, А. Плешаков.-8-е изд.- М.: Просвещение, 2009. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1,2 / А.А. Плешаков.- 7-е изд.- М.: Просвещение, 2011.  ( заключена РАО (№01-90/5/7 д от 06.08.2007) и АПКи ППРО (№614 от 26.07.2007 г)

                                                                  Общая характеристика учебного предмета.

Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:

-формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;

Основными задачами реализации содержания программы являются:

-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

-осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

Отбор содержания осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру;

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1)распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических  схем;

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил;

         

                                 

                                               

Описание учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом начального общего образования и авторской программы под под редакцией 

А.А. Плешакова предмет  окружающий мир изучается в 3 классе по 2 часа в неделю, общий объем учебного времени составляет 68 учебных часов..

                         Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни и общества.
  2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее  форм.
  3. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  4. Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  5. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  6. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  7. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  8. Труд и творчество как отличительные черты духовно нравственно развитой личности.
  9. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  10. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

                 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

      Личностные результаты;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности; формирование ценностей и многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, кмения на создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

-освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек и праа каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( втом числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьеберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

                                           

                                                                Содержание учебного предмета.

          Содержание учебного предмета включает  в себя 6 разделов:

  1. Как устроен мир - 7 часов.
  2. Эта удивительная природа – 19 часов.
  3. Мы и наше здоровье – 8 часов.
  4. Наша безопасность – 9 часов.
  5. Чему учит экономика – 12 часов.
  6. Путешествие по городам и странам – 13 часов.

В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе, как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а так же об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизировано и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема: «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы  является следующая- «Наша безопасность»,  в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, о взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно увязан с естественно - научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке. Подобную интегративную функцию выполняет тема: «Путешествие по городам и странам»,  которой завершается программа 3 класс.     Учебный материал этой темы представлен в форме путешествия по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а так же по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая при этом в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Тематическое планирование и основные виды деятельности





Наименование раздела, темы  уроков.



Выполнение  ФГОС

Виды УУД ( к разделу)

Кол-во часов


Дата

план

Дата факт

Как устроен мир

  1. 1

1.

 Природа, ее разнообразие.

Экскурсия « Ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов, наблюдение изменений в природе, происходящим под влиянием человека»

Неживая, живая природа. Понимание связи неживой и живой природы.  Что такое окр. мир. Природные сообщества родного края Как человек познает природу, общество, самого себя. Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Общее представление о 3-4 явлениях.

Искать свою позицию в многообразии  общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

1

4.09

2.

Растения, животные, грибы, бактерии-царства живой природы. Связи в природе ( между неживой и живой природой, растениями и животными). Роль природы в жизни людей.

Явления природы. Особенности времен года, погода, предсказание погоды.

. Искать свою позицию в многообразии  общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

1

6.09

3.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение -ступеньки познания человеком окружающего  мира.

Человек – член общества. Сверстники , друзья. Школа, учебный труд.

Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира. Объяснять, что связывает тебя с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой.

1

11.09

4.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

1

13.09

5.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.

Оценка своего и чужого поведения в природе. Способы участия младших школьников в природоохранной деятельности.

Оценивать поступки как «хорошие» и «плохие» разрешая моральные противоречия на основе: важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

1

18.09

6.

Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Практическая работа №1 «Посадка дерева или кустарника»

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.  Красная книга России (отдельные представители растений и животных, заповедники, национальные парки (общее представление), Правила поведения в природе.

Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран.

1

20.09

7.

Практическая работа №2 «Изготовление кормушек для птиц» ».» .

Наблюдение, характеристика, анализ, обобщение объектов окружающего мира, рассуждение, решение творческих задач.

Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран

1

25.09

Эта удивительная природа


19ч

1.

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №3 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ( вода, воздух) разные состояния воды. Сравнение свойств наблюдаемых объектов

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

1

27.09

2.

Разнообразие веществ. Твердые вещества,  жидкости и газы.  

Твердые, жидкие, газообразные вещества..

Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

1

2.10

3.

Воздух,  его  состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его .

1

4.10

4.

Вода  и ее свойства. Три состояния воды.  Практическая работа №4 «Свойства воды. Очистка загрязнённой воды с помощью фильтра».


Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края). Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами.

Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

1

9.10

5.

Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды.

Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

1

11.10

6.

Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Тест: «Охрана воды»

Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

1

16.10

7.

Разрушение твердых пород в природе.  Почва, ее состав  Живые существа почвы.

Почва, ее значение для жизни.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

1

18.10

8.

Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Почва, ее значение для жизни.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

1

23.10

9.

Растения, их разнообразие. Группы растений(водоросли, мхи, папоротники. Хвойные, цветковые), виды растений Практическая работа №5 «Рассматривание  плодов и семян растений»

Растения: разнообразие, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы. Сравнивание свойств наблюдаемых объектов.

Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

1

25.10

10.

Размножение и развитие растений. Роль растений  в природе и жизни человека. Практическая работа №6 «Определение  признаков приспособленности растений к распространению ветром, животными»

Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Растения: условия, необходимые для жизни. Взаимосвязь животных и растений ( на конкретных примерах)

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

1

30.10

11.

Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Растения: условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Оценка своего и чужого поведения в природе.

Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта , преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

1

1.11

12.

Животные, их разнообразие. Группы животных(насекомые, рыбы, земноводные,  пресмыкающиеся,птицы , звери)

Животные

 Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

1

13.11

13.

Растительноядные, насекомоядные. Хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) Животные: питание. Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.

1

15.11

14.




Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Тест по теме «Размножение и развитие животных»



Животные: размножение (на примерах животных, обитающих в данной местности. Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Оценка своего и чужого поведения в природе. Красная книга России (отдельные представители животных)

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных   характеристик объекта.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

1




20.11

15.



Грибы, их разнообразие и строение ( на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека.

Грибы.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

1

22.11

16.

Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов.

Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Практическая работа №7 «Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя»

Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Использование доступных детям источников для получения дополнительных сведений об окружающем мире.




Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

1

27.11

17






Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители

Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире, передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах.

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.


1







29.11

18.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители)

Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире, передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах.

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.


1

4.12

19.

Роль почвы в круговороте жизни.

Почва, ее значение для жизни.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

1

6.12

Мы и наше здоровье

1.

Организм человека. Органы и системы органов.

Общее представление о строении и основных функциях организма человека.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

1

11.12

2.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Общее представление о строении и основных функциях организма человека.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

1

13.12

3.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи. Упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи».

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Опыты с природными объектами.

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.


1

18.12

4.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Тест « Опорно-двигательная система, ее роль в организме

Общее представление о строении и основных функциях организма человека.

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

1

20.12

5.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Практическая работа № 9 «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках)

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Сравнение свойств наблюдаемых объектов.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

1

25.12

6

Дыхательная и кровеносные системы, их роль в организме. Практическая работа №10 «Подсчёт ударов пульса».

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Простейшие измерения.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

1

27.12

7.

Закаливание воздухом, водой и солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

1

15.01

8.


Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Охрана и укрепление здоровья.

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.


1


17.01

Наша безопасность

1.

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Безопасное поведение при пожаре

Устанавливать аналогии и причинно-следственные, выстраивать логическую цепь рассуждений.

1

22.01

2.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте.

Безопасное поведение (на дорогах)

Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

1

24.01

3.

Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие. Предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Безопасное поведение (на дорогах)

Соотносить объекты к известным понятиям. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

1

29.01

4.

Экскурсия: «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы»

Безопасное поведение (на дорогах). Совместная познавательная деятельность.

Соотносить объекты к известным понятиям Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

1

31.01

5.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес.

Безопасное поведение (дома, на дорогах, в лесу)

Выявление общих законов, определяющих данную предметную область.

1

5.02

6.

Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Тест : «Источники опасности»

Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре)

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

1

7.02

7.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

. Оценка своего и чужого поведения в природе

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

1

12.02

8.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнения воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Практическая работа:№11 «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

. Влияние деятельности человека на природу, природа как важнейшее условие жизни человека. Совместная познавательная деятельность.

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

1

14.02

9.

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества

Влияние деятельности человека на природу, природа как важнейшее условие жизни человека.

Выявление общих законов, определяющих данную предметную область.

1

19.02

Чему учит экономика

12ч

1.

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Деньги.

Выявление общих законов, определяющих данную предметную область.

21.02

2.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг.

Труд в семье. Хозяйство семьи. Деньги.

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

1

26.02

3.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных  ископаемых. Охрана подземных богатств. Практическая работа № 12 «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых».

Полезные ископаемые, распространенные в данной местности, их использование человеком.

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

1

28.02

4.

Растениеводство  и животноводство – отрасли сельского хозяйства Практическая работа №13 «Знакомство с культурными растениями». Составление устного описания рассмотренных растений.

Растение: разнообразие, условия, необходимые для жизни. Дикорастущие и культурные растения (различия).

Животные: разнообразие, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами.

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

1

5.03

5.

Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность.

.  Особенности труда людей, профессии.

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

1

7.03

6.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Практическая работа №14(знакомство с современными российскими монетами)

Деньги. Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Совместная познавательная деятельность.

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта

1

12.03

7.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета.



Деньги.

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

1

14.03

8.

Налоги. На что государство тратит деньги.

Деньги.

Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

1

19.03

9.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Хозяйство семьи. Труд, отдых в семье.

Выявление общих законов, определяющих данную предметную область.

1

21.03

10.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнения моря нефтью как пример экологической катастрофы.

Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений

Выявление общих законов, определяющих данную предметную область.

1

2.04

11.

Экологические прогнозы, их сущность и значение.

Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

1

4.04

12.

Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в 21 веке.

Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений

Выявление общих законов, определяющих данную предметную область.


1

9.04

Путешествие по городам и странам

13ч

1.

Родной край – малая Родина

Практическая работа № 15

Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Важные сведения из истории родного края.

Соотносить объекты к известным понятиям Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

1

11.04

2.

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны.

Города России: название, достопримечательности, расположение на карте. Москва- столица России (название, основные достопримечательности, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы)

Выявление общих законов, определяющих данную предметную область.

1


16.04

3

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

1

18.04

59,60

4-5

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Практическая работа № 16

Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте.

Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта

2

23,25.04

61,62

6

7


Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Проверочная работа по теме «Европа»

Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте.

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

2

30.04,2.05

63

8

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран ( например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте)

Страны и народы мира (общее представление о многообразие стран, народов: названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте)

Выявление общих законов, определяющих данную предметную область.

1

7.05

64



9

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте.

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

1

9.05

65

      65

10

Практическая работа №17 «Поиск и показ на карте изученных географических объектов»

Страны и народы мира (общее представление о многообразие стран, народов: названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте). Работа с готовыми моделями (глобус, карта)

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.


1

14.05

66

11.

На юге Европы

Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте.

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

1

16.04

67

12.



По знаменитым местам мира. Проверочная работа «Страны и народы мира».

Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте.

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

1

21.05

68

13.

Страны и народы мира

Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте.

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

1

23.05

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Учебник:А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 1,2 А, А. Плешаков.-8-е изд.- М.: Просвещение, 2009. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1,2 / А.А. Плешаков.- 7-е изд.- М.: Просвещение, 2011

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

По окончании 3 класса учащиеся должны знать/понимать:

-человек часть природы и общества;

-что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

-основные свойства воздуха и воды. Круговорот воды в природе;

-основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных( насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

-взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

-правила гигиены: основы здорового образа жизни;

-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

-потребности людей: товары и услуги;

-роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

-некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией( с опорой на карту); страны зарубежной Европы ( с опорой на карту);

-название нашей планеты; родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города, села;

-государственную символику России, государственные праздники;

Уметь:

-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

-владеть элементарными приемами чтения карты;

-приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  2. Установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  3. Ухода за растениями (животными);
  4. Выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасности поведения;
  5. Оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  6. Удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Рекомендации по оцениванию ответа ученика

Отметка «5» ставится, если в ответе ученик показывает знания основных теорий, законов, логично излагает основные положения и принципы закономерностей, признаки б объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь; конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами, составляющими основу выводов, обобщений и доказательств; демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать  объекты и процессы и на основе этого делает выводы. Учащийся в ответе не допускает  ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится, если в ответе ученик не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает  неточности, негрубые  ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности разных царств живой природы, неверно трактует понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые  ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России) 2 класс.

В данном материале содержится учебная программа по русскому языку (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России

Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" .  4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1....

календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык

Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...

Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Деньги" (3 класс, УМК "Школа России")

Всем учителям известно ,что темы по экономике трудны для понимания ребёнком. Поэтому я использую различные приёмы для того, чтобы облегчить детям понимание и запоминание материала. Надеюсь, моя презен...

Календарно- тематическое планирование по русскому языку по ФГОС 2 класс УМК "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по русскому языку с УУД 2 класс по программе Канакиной "Школа России"...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на основе ФГОС. 2 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....