Путешествие в мир лекарственных растений
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Губарь Елена Константиновна

урок по окружающему миру в 3 классе ( метод проектов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka.zip29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

лицей №378 Кировского района Санкт - Петербурга

Конспект урока

 по окружающему миру

 в 3 классе по программе «Школа России»

Тема : « Путешествие в  мир лекарственных растений».

Тип проекта:          

1.исследовательский

2.информационный

3.групповой

4.средней продолжительности

 Цели проекта:   (поставленные перед учащимися)

1.Познакомиться с миром лекарственных растений .

2.Научиться самостоятельно находить нужную информацию о лекарственных растениях и   систематизировать её.

3.Показать лекарственные растения, рассказать об их пользе, о правилах  сбора и применении   лекарственных растений.

   Педагогические цели:

1.Активизировать навыки самостоятельной работы учащихся по сбору нужной информации.

2.Развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

3.Воспитывать бережное отношение и  любовь к природе .

Оборудование: 

1.Медиапроектор.

2.Слайдовая презентация “Лекарственные растения ”.

3.Информационный буклет “Справочник  лекарственных растений”.

4.Костюмы сказочных героев  (Доктор Айболит, Баба Яга и др.)

5.Стаканчики с вареньем из лесных  ягод, ложки, поднос.

6.Пакеты с сухими лекарственными травами.

7.Аудиокассета с песней.

8.Кроссворды, листовки

Ход урока.

Учащиеся разделены на пять групп, сидят за разными столами.

Девиз урока: Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты.(Показ слайда №2)

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. В течение двух недель мы работали над проектом. И сегодня на уроке мы собрались для того, чтобы представить наш проект.

Опорное повторение.

-Ребята, с чего мы начали работу над проектом? (выбрали тему)

-Как называется наш проект? (Путешествие в мир лекарственных растений).

(показ слайда 3).

Нужны ли нам знания о лекарственных растениях?

-Для чего?

Нужно ли знать правила сбора лекарственных растений ?

Вступительная часть.

С глубокой древности люди учились лечить болезни с помощью лекарственных трав, которые окружают нас в лесу и в поле.  

Травы служат человеку не одно тысячелетие. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли  травниками.(показ слайда № 4)

Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

-Что в нашем городе было заложено в 1714 году по указу Петра I в целях введения в культуру лекарственных растений? Это аптекарский огород (Ботанический сад).(показ слайда №5) На грядах выращивали лекарственные травы, чтобы делать из них лекарства. И по сей день остров, на котором расположен Ботанический сад называется Аптекарским. В 1930 году на участках Ботанического сада выращивали до 300 видов лекарственных растений, сад снабжал лекарственным сырьём аптеки города.

Для того чтобы проект получился интересным вы разделились на группы. Сейчас вы должны представиться.

Представление групп.

Наша группа: Артисты. Мы приготовили сценку ”Зелёная аптека”.

Наша группа: Фармацевты. Мы расскажем о лекарственных растениях.

Наша группа: Журналисты. Мы приготовили сообщения о редких лекарственных растениях и листовки на тему “Зачем нужно беречь лекарственные растения”.

Наша группа: Режиссёры. Мы составляли кроссворды, собирали загадки и составили небольшой справочник лекарственных растений. Подготовили конкурсы. Сейчас каждая группа представит тот  материал, над которым она работала. Остальные ребята в это время внимательно слушают, для того чтобы оценить работу каждого из участников группы.

Отчёт групп о проделанной работе.  Сценка.(показ слайда №6)

Доктор Айболит:

Добрый врач, бывалый врач

Чуть услышит детский плач

В ранний час и полночь

Поспешит на  помощь. (Входит 1 больной.)

1 больной: Доктор у меня сердце болит, чем его лечить?

Доктор Айболит: При болезнях сердца помогают капли ландыша. (показ слайда №7)

Ландыш:  Родился ландыш в майский день

                   И лес его хранит.

                   Мне кажется, его задень

                   Он тихо зазвенит.

                  И этот звон услышит луг

                  И птицы, и цветы вокруг.

Доктор Айболит:  Цветы ландыша идут на изготовление капель, успокаивающих сильное сердцебиение, но опасен плод этого растения, он ядовит (вручает больному пузырёк с каплями ландыша и больной уходит)        (Входит 2 больной)

2 больной: Доктор у меня такой плохой аппетит. Что мне делать?

Доктор Айболит: Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика. (показ слайда №8)

Одуванчик:  Носит одуванчик - жёлтый сарафанчик,

                        Он заметный, золотой, постарел и стал седой.

                        А как только посидел,

                       Вместе с ветром улетел.

Доктор Айболит: Корень этого растения с удовольствием едят и животные ( вручает больному пузырёк с каплями, больной уходит). Неожиданно появляется Баба Яга.(9слайд)

Баба Яга: Ну ,уж о чудесах буду рассказывать я! Я ведунья и знахарка лесных трав, я тоже умею колдовать травами. Хотите проверить?

Дети хором: Хотим!

Баба Яга: Тогда смотрите! (Входит 3 больной.)

3 больной: Доктор, какое растение поможет избавиться от болей в желудке?

Баба Яга: Вам поможет тысячелистник. (слайд №10)

Тысячелистник: Каждый лист разбит на дольки.

                                Подсчитайте долек сколько?

                                8,10,20,30.

                                Тут легко со счёта сбиться!

                                У кого желанье есть

                                Снова дольки перечесть?

Доктор Айболит: Действительно, лекарства из тысячелистника помогают при различных заболеваниях желудка. (вручает больному пузырёк с каплями и больной уходит).

Молодец Баба Яга! Ты действительно понимаешь в лекарственных травах. Слышатся  крики. Мама ведёт дочку, девочка упирается.

Девочка: Не хочу! Не пойду! Не буду пить эти противные таблетки!

Мама: Моя девочка заболела. У неё ангина. Но она никак не хочет пить таблетки. Вы можете мне помочь?

Баба Яга: Вам поможет липа. ( слайд №11)

Липа: Липа – средство от простуды.

          Знают все о том повсюду.                

          Хоть невзрачен липы цвет,

          Но полезней чая нет.

          При ангинах и простудах

          Пьют целебный липы чай.

Доктор Айболит: К тому же он такой ароматный и приятный на вкус.(даёт пакетик с чаем)

Сообщение группы “ Фармацевтов” (показ слайда 3)

Наверное, каждый хоть раз собирал ягоды малины - в лесу и в саду. (№12) Ягоды малины сложены из маленьких ягодок, сросшихся вместе. Ароматные ягоды висят на тонких стеблях, усеянных мельчайшими колючками. На одной ветке малины часто можно увидеть и спелую ягоду,  и зелёную и цветок. Это потому, что цвести малина начинает только после того, как установиться тёплая погода. Листья и побеги малины, и даже малиновый цвет - всё обладает целебными свойствами. Не говоря уже о ягодах, которые в любом виде хороши - и в варенье, и свежие,  и сушёные – и лакомство, и польза. Настой и отвар плодов и  листьев применяют как  жаропонижающее средство при простудных заболеваниях. Ещё из малины готовят малиновый мёд. Он очень вкусный и полезный.

Мини-итог:

-Чем полезна малина?

Что можно приготовить из ягод малины?( показ слайда 4)

Черника – родственник брусники.(№13) Ярко-зелёные весной и летом, красные осенью, листья черники красивы в любое время года. В мае – июне на кустиках черники появляются маленькие розовые цветы. А в августе-сентябре можно отправляться в лес, за ягодами. Сочные, чёрно – синие с сизым налётом ягоды и вкусны и полезны. За красящий сок ягод черника получила своё название. Если ты когда-нибудь ел чернику, то помнишь, что от неё и губы и язык  становятся тёмно – фиолетовыми, как чернила. Черника очень полезна человеку. Ягоды и листья используют в медицине. Во время второй мировой войны в английских войсках лётчикам давали чернику для  усиления ночного зрения. Наши лётчики получали черничный кисель.(показ слайда 5)

Земляника.(№14) Человек издавна ценил эту замечательную ягоду. На вырубках, лесных полянках, у оврагов растёт земляника. Появляется она в лесу первой, когда другие ягоды ещё не поспели. В наших краях землянику собирают в начале – середине лета. Земляника любит солнце и открытые пространства, в тени растёт плохо. Ярко – красные, ароматные, эти ягоды ещё и полезны. Из листьев земляники готовят настои и отвары. Рекомендуют при воспалениях печени, малокровии. А в деревнях земляникой раньше пользовались как народной косметикой – девушки мазали земляникой губы и щёки – и красиво и пахнет приятно. (показ слайда №15)

Мини – итог:

- Почему черника получила такое название?

-Чем она полезна?

- Что интересного узнали о землянике?( показ слайда 6)

С мая по сентябрь на лугах, в светлых лесах, по лесным опушкам, по окраинам полей и полевым дорогам цветёт клевер, или кашка.(№16) Привычный всем цветок. Соцветия клевера могут быть светло – розовыми, лиловыми, тёмно – красными. Пчёлы вьются над ним – нектар собирают. Любит клевер и домашний скот. И не зря. В народной медицине клевер часто использовали как лекарство. При простуде и других недугах заваривали чай из цветочных головок. К ранам и ожогам прикладывали обваренные кипятком листья. А настой цветков помогает от головной боли.( показ слайда 7)

Это многолетнее растение всем хорошо знакомо. Существует более тысяч видов одуванчика!(№17) Одуванчик растёт всюду: вдоль дорог, у жилья, на газонах, в садах и огородах.  В древнем Риме им выводили веснушки.(№18) В народной медицине в качестве лекарственного сырья используют корень растения. Корень принимают при заболевании печени. Кроме применения в медицине, одуванчик известен своими пищевыми свойствами. Цветочные почки можно мариновать и добавлять в солянки и винегреты. А молодые листья, собранные ранней весной, заменят салат.(№20) Листья одуванчика богаты витаминами и минеральными солями. Из цветков одуванчика можно приготовить одуванчиковый “ мёд”. Для этого 200 г цветков очистить от цветоложа, промыть, залить 1,5 литра кипятка, закрыть и настаивать сутки. Затем сцедить, цветки отжать и в жидкость добавить 2 лимона, нарезанные кубиками, 1,5 стакана сахара и варить, помешивая, до загустения. Тёплый сироп разлить в банки, закрыть крышками. Хранить в тёмном месте. Одуванчиковый мёд хорошо добавлять в чай при простуде.( показ слайда 19)

Солодка -это травянистый многолетник с коротким корневищем и мощной корневой системой. Цветёт в июле – сентябре. Солодку использовали ещё в древности при лечении лёгочных и бронхиальных заболеваний. Они стимулируют удаление мокроты из дыхательных путей. Корни и корневища солодки можно заготавливать в любое время года. (показ слайда №21)

Мини – итог:

- Что используют в качестве лекарственного средства у солодки?

Учитель: Лекарственных растений очень много, но не спеши их выкапывать.

Ведь многим из них угрожает исчезновение. Ежегодно для медицинских целей заготавливаются тонны сырья. Чрезмерные заготовки, проводимые с нарушением правил и сроков сборов, привели к значительному сокращению запасов лекарственного сырья. Ребята из группы “Журналисты” приготовили сообщения о редких растениях и ещё они представят вашему вниманию газету.

Венерин башмачок – наша северная орхидея. Нижний лепесток цветка похож на туфельку. В народе его называли “Марьин башмачок”, “ кукушкин башмачок”.Очень красив башмачок крупноцветковый – фиолетово – розовые цветки этой орхидеи достигают почти 10 см. Но встречается он очень редко. Растёт на лесных опушках и полянах, в сосновых и лиственных лесах.(показ слайда23)

Ветреница. В старину ветреницу употребляли как наружное средство при лечении мигрени, ревматизма и лишая. Лечили просто – прикладывая к больному месту сырую траву. Ветреницу применяют при болезнях печени, органов пищеварения и гриппе. Настоем травы лечат застарелые раны. Но ветреница – растение очень ядовитое, поэтому нельзя использовать его, не посоветовавшись с врачом.(показ слайда 24)

Лилия–саранка – цветок многолетний, ей нужно расти 4-5 лет, прежде чем она начнёт цвести. В природе саранки могут жить до 22 лет ( если , конечно, не рвать их).Растёт этот цветок по влажным тенистым местам в лесах и на  опушках. Размножается семенами, а луковицу его можно употреблять в пищу. Золотисто – жёлтые луковицы саранки собирают, сушат, размалывают и пекут из этой муки хлеб. Используется саранка и в медицине – как успокаивающее, болеутоляющее средство. (показ слайда № 25)

Карточки со стихами: (показ слайда № 22)

Ты пришёл за помощью к природе?

Добрым будь и береги её

Ветки не ломай, не трогай

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Лес зелёный охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди – ка мимо, улыбнись.

Пройдут года, и вырастет там

Целебная трава.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей.

А сейчас ребята из группы “Режиссёры” загадают вам загадки, предложат кроссворды, проведут конкурсы.

  1. У нас на столе находится много лекарственных трав. Нужно выбрать ту, которую вы знаете и рассказать, от каких болезней она помогает. (цветы липы, ромашка, подорожник, земляника).
  2. На столе стоят стаканчики с вареньем.  (показ слайда №26)Нужно с завязанными глазами попробовать и отгадать, какое варенье лекарственное и от каких болезней. (клюква – жаропонижающее, малина – от простуды, калина – витаминное и понижающее кровяное давление, черника – улучшает зрение, черноплодная рябина – нормализует кровяное давление).
  3. Загадки: (показ слайда №27)

1)Стоит в лесу кудряшка –

Белая рубашка,

В середине золотая

Кто она такая?  (ромашка)

 2) У какого дерева самое позднее цветение? (липа).

3)Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (подорожник).

4)Жарким летом возле ели

Чудо – ягоды поспели.

Возле ели я присел, вдоволь ягод я поел.

Как закончился пикник,

Стал чернильным мой язык. (черника).

5)Красная овечка, белое сердечко. (малина).

6)Стоит Егорка в красной ермолке, кто пройдёт, всяк поклон отдаёт.(земляника).

7)Жжётся, а не огонь,

Злая, а людей лечит. (крапива).

Все вместе поют песню. (показ слайда №28)

1.Нам в зелёном лесу хорошо живётся.

Наша сказка про  лес с вами остаётся.

Припев:

Милый друг не забудь, коль беда случится

К нам в аптеку загляни травами лечиться!

2.Здесь крапива, зверобой и малина с мятой

Свой лечебный настой дарят вам ребята!

Припев.

3.Пусть дожди, пусть снега, портится погода.

Мы не будем болеть лечит нас природа.

Итог:

Мы прослушали сообщения всех групп и даже спели песню.

-Как мы работали над проектом? (Выбрали тему, составили план работы  и т. д.)

Выполнили ли то, что задумали?

- Что было сделано хорошо?

Что не получилось?

- Что было выполнить легко, а что оказалось трудно?

 - Какие ещё проекты мы могли бы сделать?

На этом работу над проектом мы не заканчиваем.

Домашнее задание:

Во время летних каникул вы должны постараться собрать образцы

лекарственных трав, засушить их и сделать гербарий.

Литература:

1.Макова Г. В. Метод проекта на основе личностно – ориентированного обучения. Современный урок, 2008 – №1

2.Цыварева М.А. Метод проектов во внеклассной работе. Начальная школа. 2004 – №7.

3. Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Лекарственные растения

Знакомство с лекарственными растениями...

Лекарственные растения

В презентации собран материал по теме "Лекарственные растения", игра "Поле чудес" для знатоков лекарственных растений....

Урок на тему "Лекарственные растения"

Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях....

Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....

«Путешествие в мир растений (о лекарственных растениях)».

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: - развивать познавательный интерес, - расширять представления о лекарственных растениях: название, ...

Кубановедение. 2 класс. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Урок кубановедения для 2 класса. На уроке дети познакомятся с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в Краснодарском крае, правилами их сбора и использование....