Кубановедение. 2 класс. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.
план-конспект урока (2 класс)

Кабенкина Елена Евгеньевна
Урок кубановедения для 2 класса. На уроке дети познакомятся с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в Краснодарском крае, правилами их сбора и использование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кубановедение 2 класс.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока

Ф.И.О.  Кабенкина Елена Евгеньевна
Предмет:  Кубановедение.
Класс:  2
Тип урока: урок применения знаний и умений.

Тема

 Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Цель

 Познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в крае, правилами их сбора и использование.

Задачи

 Планируемые результаты (универсальные учебные действия):

Личностные: формировать установки бережного отношения к своей жизни.

Коммуникативные:  развивать способность работать в парах; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Познавательные: развивать умения искать необходимую информацию, выделять её в соответствии с целью задания, анализировать выполненную работу.

Регулятивные: развивать умения действовать в соответствии с алгоритмом, соблюдать последовательность действий.

Основные понятия

 Лекарственные растения. Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами.

Межпредметные связи

 Окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы:

 Учебник-тетрадь, кроссворд, пазлы, карточки с заданиями.

 Презентация, карта Кубани, гербарий, фото с изображением лекарственных растений.

Формы урока

Фронтальная,  индивидуальная,  групповая, работа парами.

Этапы  урока

Сценарий урока

Оборудование

1 фаза

«Начало образовательного мероприятия».

1 этап – приветствие/знакомств.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у вас необычный урок, т.к. учителем кубановедения буду я. Меня зовут Е.Е. и работаю я в Тамани и тоже учу второклассников.

Файл 1.

2 этап – вхождение в тему.

Итак, начинаем.

Отгадайте загадки.

1.

У забора, где дрова -

Летом выросла трава.

В руки ту траву возьмёшь -

Больно кожу обожжёшь!

То - не чудо и не диво,

А обычная ... (крапива).
2
.

Что встречаем повсеместно

Вдоль дорог, на пустырях,

На опушках, в огородах,

На лугах и на полях?

Что за сорное растенье

Применяли все врачи 

В Древней Греции и в Риме,

И в Китае, и в Керчи? 

От болезней кто помощник,

Подскажите? ... (подорожник)
3
.

Что, скажите, за растенье

Все считают сорняком?

У кого цветки-колючки

Прицепляются шипом?

Кто в природе повсеместно

Сам себя распространяет

И нередко, при болезнях,

Многим людям помогает?

От детишек до старух

Как зовут его? ... (лопух)
4.

Бело-желтые цветки,

Для гаданий лепестки,

Подарил мне друг мой – Сашка.

Что же за цветок? – (ромашка)

-Что объединяет эти растения? (они лекарственные)

Файлы 2,3,4,5.

Файл 6.

3 этап-определение ожиданий (опасений).

-почему их так называют?  

-зачем мы изучаем лекарственные растения?

-что можно лечить с помощью этих растений?

-как это сделать?

-о чём будем говорить на уроке?

Тема урока: лекарственные травы.

-какие задачи поставим, изучая тему урока? (что мы узнаем о лекарственных растениях?)

Обобщение: познакомимся с некоторыми видами лекарственных растений; узнаем, какие части растений используют при лечении или профилактике заболевания; узнаем, как правильно собирать растения.

2 фаза

«Работа над темой».

4 этап – проработка содержания темы.

Люди всего мира используют лекарственные растения для исцеления недугов. Свои знания о целебных свойствах растений люди получают их книг далекого прошлого. Волшебными травами лечились люди давно, когда не было аптек.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов.

Человек стал запоминать, что от чего помогает. Так из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений.

-как вы думаете, много ли лекар.растений произрастает на территории Краснодарского края?

Это могут быть и травы, и деревья, и кустарники. Свыше 1000 видов растений используют в народной медицине.

Изданы книги, рассказывающие о пользе целебных растений.

Чтобы правильно собирать и использовать лекар.растения, нужно вспомнить части растений.

Дидактическая игра «Собери растение».

Карта Кубани.

Книга КК.

Файл 7.

3 команды по 5 человек собирают растение: корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

Лекарственные растения можно приобрести в аптеке, а можно заготовить в домашних условиях. При этом важно знать правила их заготовки.

Тетрадь, с.22. Чтение. Обсуждение.

Файл 8.

Тетрадь, с.22

Чтобы внимательно изучать растения, ученые и любители растений их засушивают. Гербарий.

  • Малина
  • Земляника
  • Чистотел
  • Цикорий
  • Одуванчик

Гербарий.

Рассматривание гербария группами детей.

5 этап - продолжение.

Кроссворд.

Ребята раскрашивают разными карандашами лекар.растения.

Лопух Мята Душица Дуб Шалфей Крапива Липа Цикорий

Д

К

Л

О

П

У

Х

У

Р

И

Р

Ю

Ц

Д

Ш

А

П

Д

Г

Ы

У

И

П

А

В

П

Г

Б

Ц

И

К

О

Р

И

И

А

В

Ч

М

Я

Т

А

Ш

А

Л

Ф

Е

Й

З

Обобщение. Рассматривание фото растений.

Обратить внимание на целебные свойства растений.

Файл 9.

Кроссворд.

Цветные карандаши.

Фото  растений.

Физминутка.

А в саду растет калина,

Земляника и малина.

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать.

Нагулялся я в саду.

Корзинки с ягодой несу.

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.

Файл 10.

6  этап – закрепление изученного.

Дидактическая игра «Угадай растение».

Сможете ли вы угадать лекарственные растения. Давайте проверим. Работа парами.

  • Алоэ
  • Ромашка
  • Калина
  • Подорожник

Файл 11.

Пазлы.

Фото  растений.

Живые растения.

Приготовление чая. Мастер – класс.

  • Чабрец
  • Мята
  • Душица
  • Зверобой

Файл12.

Фото растений.

Чтение статей о лекарственных растениях.

Мята. Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высоким содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Чай с мятой успокоит, сохранит сон, предохранит от простуды.

Подорожник. Настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. В народной медицине применяют настой из листьев при воспалении кожи и ушибах. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.

Ромашка. При простудных заболеваниях используют быстрые отвары  ромашки для полоскания горла, проведения ингаляций, согревающих компрессов на область переносицы (при насморке). Осенью, весной и зимой этот чай рекомендуется пить хотя бы 4-5 раз в неделю, так как он не только обеззараживает, но и повышает настроение. Если же вы все-таки простудились, то и тут ромашковый чай придет на помощь – он смягчает боли в горле, обладает потогонным действием, снижает температуру.

 

Чистотел в народе еще называют бородавником. Действительно, народная медицина с давних времен применяет это растение для выведения бородавок и папиллом, удаления темных пятен с кожи, сведения мозолей. Но не только этим он интересен. Растение обладает бактерицидным и противовоспалительным действием. Настои и отвары травы чистотела — эффективное средство для лечения различных кожных заболеваний, незаживающих ран. Применяют в виде примочек, используют для обмываний и ванн. Отвар чистотела можно добавлять в воду для купания детей. 

Цикорий. Корень цикория оказывается чуть ли не чудодейственным средством: он прекрасно влияет на организм в целом. Например, витаминный комплекс цикория помогает восстановить коллагеновые волокна кожи. Настойка помогает при заболеваниях кожи. Регулярное употребление корня цикория помогает лучше заживлять раны. Корень цикория часто используют, как заменитель кофе.

Шиповник. Цветки настаивают и пьют как чай, который успокаивает нервы, расслабляет их и излечивает воспалительные процессы. Так же успокаивающе действуют примочки из настоя при болезнях кожи, ссадинах, воспалениях, ожогах. Внутренние воспаления чудодейственно излечивает отвар лепестков с медом. Но особенно популярны плоды шиповника для компотов, соков, варенья, повидла.

1)самостоятельное чтение статьи.

2)-что запомнили? Ответы детей.

Карточки с текстом.

3 фаза

«Завершение мероприятия».

7 этап – эмоциональная разрядка.

1) Угадай растение по внешнему виду. (8 видов, 1 ошибка)

2) Я узнал …

Я научился …

Мне пригодится …

Я смогу …

Файл 13, 14.

Домашнее задание.

Подготовь сообщение об одном из видов  лекарственных растений.

Файл 15.

8 этап – рефлексия.

«Посади цветок».      

Карта КК.

Увидел молодой росток – не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года –
На этом месте вырастет целебная трава.
Лес зеленый охраняй, никого не обижай!
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!
Ты пришел за помощью к природе? 
Добрым будь и береги ее, ветки не ломай, не трогай. 
Помни: нужно много лет, чтобы кустик вырос и помог тебе.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубановедение, 3класс Тема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.

Кубановедение, 3классТема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.Цели: учить распознавать грибы, формировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с видами гр...

Урок кубановедения по теме: "Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов"

Урок кубановедения для 3 класса практической направленности. В ходе урока дети учатся различать съедобные и несъедобные грибы и правила их сбора....

Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....

Урок кубановедения по теме: "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора."

Конспект открытого урока "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора" по ФГОС.3 класс....

Конспект урока по кубановедению 3 класс "Грибы съедобные и несъедобные . Правила сбора."

·         Познакомить учащихся со строением грибов.·         Учить различать съедобные и несъедобные грибы.·...

Презентация:"Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений"

Чтобы сохранить лекарственные свойства растений, нужно соблюдать определенные правила их сбора, сушки и хранения. Сними можно познакомиться в данной презентации. и, конечное главное правило не навреди...