«Путешествие в мир растений (о лекарственных растениях)».
методическая разработка (2 класс) на тему

Роганова Наталья Николаевна
Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: - развивать познавательный интерес, - расширять представления о лекарственных растениях: название, внешний вид, лечебные свойства и т.п. Планируемый результат: Личностные умения: - проявлять интерес к теме занятия, - желание заботиться об окружающей среде, - желание заботиться о своём здоровье. Метапредметные умения: Коммуникативные умения: - развивать умения коллективно выполнять предложенные задания, - представлять и отстаивать собственную позицию. Познавательные умения: - использовать приобретённые знания, - знать полезные свойства растений. Предметные умения: - определять лечебные свойства растений, - описывать внешний вид растения и соотносить его с названием. Использованные современные образовательные технологии: - здоровьесберегающие технологии, - игровая технология, - педагогика сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_vo_2_klasse.doc529 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие во 2 классе

Тема занятия: «Путешествие в мир растений (о лекарственных растениях)».

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона.

Задачи: - развивать познавательный интерес,

               - расширять представления о лекарственных растениях: название,

                 внешний вид, лечебные свойства и т.п.

Планируемый результат:

Личностные умения: - проявлять интерес к теме занятия,

                                       - желание заботиться об окружающей среде,

                                       - желание заботиться о своём здоровье.

Метапредметные умения:

Коммуникативные умения: - развивать умения коллективно выполнять        

                                                      предложенные  задания,

                                                   - представлять и отстаивать собственную

                                                     позицию.

Познавательные умения: - использовать приобретённые знания,

                                               - знать полезные свойства растений.

Предметные умения: - определять лечебные свойства растений,

                                       - описывать внешний вид растения и соотносить

                                         его с названием.

Использованные современные образовательные технологии:

- здоровьесберегающие технологии,

- игровая технология,

- педагогика сотрудничества.

Ход занятия

1.Вводная беседа:

       Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать в лесу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка в лес в любое время года - это источник радости и здоровья.

- Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?

- Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.

2.Знакомство с лекарственными растениями:

       Пижма 
    С древности известно, что листочки пижмы девушки носили при себе, чтобы никакой беды не случилось, даже желания загадывали, поэтому в народе ее еще окрестили «приворот-трава».


    А еще пижма - оберег-трава. Сам Петр I советовал всем дворянам посадить ее у входа в жилище, «дабы уберечь проживающих от плохих приходящих». То есть, с какими бы мыслями к вам ни шел человек, все свои плохие помыслы он оставит за порогом вашего дома.
    Пижму бальзамическую советуют сажать в огороде, рядом с домом. Пижма бальзамическая приносит хозяевам успокоение и радость.

 В широколиственных лесах
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Но сильный камфорный букет
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след -
Её соцветья ядовиты.

Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой
Поможет вылечить желудок.

       Петрушка
    В петрушке содержатся соли магния, кальция. В медицине ее используют при желче и мочекаменной болезнях, при потере аппетита, упадке сил, для улучшения состояния зрения.
Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя, …

       Лук
    Бактерицидное и антисептическое растение, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекциям
.
Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это - …

      Одуванчик

     Рекомендуют при заболеваниях затрагивающих печень, при камнях в желчном пузыре, при атеросклерозе и при воспалительных процессах в почках.
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый...
(Одуванчик)

       Шиповник
    Включают в свой состав витамины С, К, А, Е, Р, витамины группы В, кальций, калий, натрий, марганец, хром, фосфор, магний, железо, а также кобальт, молибден и медь, пектины, сахара, орг. кислоты, и многие другие элементы.

Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.


       Подорожник
     Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

     
Липа

     Если пить чай с липой при простуде или гриппе, быстро снижается температура, сон становится крепким и исцеляющим.Бронхит, сухой кашель эффективно лечатся липовыми цветками, заваренными в термосе. При ангине теплым отваром полощут горло.При бессоннице и просто головных болях липовый чай работает как безопасное успокаивающее и избавляет от недуга. А способность бороться с аритмиями делает цветки липы универсальным природным лекарством от большинства сердечнососудистых расстройств. Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.

      Ландыш майский

     Ландыш используют в народной медицине для лечения нервной системы и аритмии. Цветками и листьями ландыша можно лечить физическое перенапряжение и сердечные неврозы. Порошок, получаемый из корня растения, используют от лихорадки. В китайской медицине его часто используют при сердечно-сосудистых  заболеваниях.  Лекарственные препараты созданные на основе ландыша используются в современной медицине при лечении головной боли. При ревматизме делают ванны из отвара.

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист.


3. Физкультминутка.

Упражнение на снижение утомления и для осанки «Гора»

     Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они. –Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь.

4. Правила сбора лекарственных трав:

     Необходимо знать, лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

- Заготавливайте только те травы, которые вы хорошо знаете и которые вам действительно необходимы.

-  Нельзя собирать растения, которые произрастают возле свалок, промышленных предприятий, вдоль автомобильных дорог, потому, что растения накапливают в себе ядовитые вещества, имеющиеся в почве, атмосфере, воде. Как вы думаете почему? (Ответы детей).

-  Категорически нельзя производить тотальный сбор какого-то растения (срывать все до одного). Обязательно необходимо оставлять  часть растений, чтобы растения могли дальше развиваться и размножаться. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

-  Категорически нельзя ломать, срезать крупные ветви деревьев, чтобы срывать с них цветки или плоды.

-  Когда собираете растения, делайте это с чувством благодарности Природе. Собранные таким образом растения будут иметь ещё большую целебную силу.

-  Мы должны заботиться о Природе, потому, что она уже заботится о нас.

5. Ролевая игра «Лесная аптека».

     Дети деляться на две группы- продавцы и покупатели. Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, покупатель должен описать его как можно подробнее продавцу-аптекарю. А продавец-аптекарь должен угадать название растения. За каждый правильный ответ команды получают по баллу. Победителем становится группа набравшая наибольшее количество баллов.

 6. Рефлексия.

     В конце нашего занятия предлагаю вам составить  синквейн о значении лекарственных растений:

1 строка- одно существительное – ключевое слово к теме занятия.

2 строка- два прилагательных, описывающих тему.

3 строка- три глагола, характеризующих действия существительного.

4 строка- предложение из четырёх слов, раскрывающее отношение к теме занятия или основную мысль занятия.

5 строка- синоним к ключевому слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Лекарственные растения

Знакомство с лекарственными растениями...

Лекарственные растения

В презентации собран материал по теме "Лекарственные растения", игра "Поле чудес" для знатоков лекарственных растений....

Урок на тему "Лекарственные растения"

Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях....

Путешествие в мир лекарственных растений

урок по окружающему миру в 3 классе ( метод проектов)...

Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....

Кубановедение. 2 класс. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Урок кубановедения для 2 класса. На уроке дети познакомятся с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в Краснодарском крае, правилами их сбора и использование....