Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Зуева Наталья Викторовна

Предмет: окружающий мир 1 класс

Форма  организации урока: урок - исследование  по теме  «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Тип урока: урок  усвоения  новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №6» г. Щёкино

Методическая разработка

урока окружающего мира  в 1 классе

на тему:

«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

                          Учитель начальных классов

                                      Зуева Н.В.

24 февраля 2012 г.

Предмет: окружающий мир 1 класс

Форма  организации урока: урок - исследование  по теме  «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Тип урока: урок  усвоения  новых знаний

Цели урока:

1.Предметные: 

  1. Различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их , осуществлять самопроверку;
  2. основывать необходимость чистки зубов и мытья рук,
  3. отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;
  4. рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;
  5. практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;
  6. запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;
  7. Формулировать  основные правила гигиены
  1. Дать понятия:  врач-стоматолог, бактерии.
  2. Формировать представление о  возникновении заболеваний : кариеса, дизентерии, конъюнктивита.
  3. Довести до понимания необходимость гигиенических процедур – чистки зубов и мытья рук

2.Метапредметные (познавательные, регулятивные и коммуникативные):

  1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
  2. Создавать условия для аргументированного мнения.
  3. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
  4. Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
  5.  Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
  6. Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты.
  7.  Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
  8.  Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
  9.  Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени.
  10. Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
  11. Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
  12. Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
  13. Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  1. Развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность учащихся.
  2. Анализировать эмоциональные состояния, полученные от  успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
  3. Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)
  4. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3.Личностные:

  1. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности через организацию работы в парах, группах.
  2. Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
  3. Прививать навыки здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание.
  4. Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  5. Воспитывать аккуратность, опрятность, формировать доброжелательные отношения к окружающим, умение понимать себя и других

Оборудование:

  1. Экран, проектор, ноутбук, презентация «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?».
  2. Видеозаписи мультфильмов "Королева Зубная щетка", «Мойдодыр», «Петя и микробус».
  3. Посылка от Мойдодыра с предметами  личной гигиены (носовой платок, мыло, мочалка, полотенце, расчёска, зубная щётка, конверт с письмом.
  4. У каждого ученика – гребешок с ватой между зубцами, зубная щетка.
  5. Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, 2 часть
  6. Рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков 1 класс
  7. Карточки для словаря школьника.
  8. Приложение для игры «Что с чем дружит»

Этапы урока

Содержание, вид учебной деятельности

1. Включение в учебную деятельность

-К нам сегодня пришли гости. Мы, как гостеприимные хозяева, поприветствуем их, скажем дружно: «Всем, всем – доброе утро» и подарим им наши улыбки – улыбнулись гостям, улыбнулись друг – другу. Сели тихо, проверили как мы сидим

Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться.

– Доброе утро!

– Доброе утро, солнцу и птицам.

– Доброе утро, улыбчивым лицам!

– Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового. Улыбнитесь друг другу , пожелайте удачи.

Мы умные, мы дружные, мы старательные, мы внимательные,

Мы в 1 классе учимся и всё у нас получится.

2.Актуализация  знаний.

1.Вспомните стихотворение Юлиана Тувима, которое мы читали на уроке литературного чтения.

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту,  Морковку, Горох,

 Петрушку и свеклу    Ох!..

 -Как назвать одним словом все продукты? (Овощи)

2.Игра  « Приготовь блюдо». Класс делится на две команды.

Одни  варят овощной суп ,т.е.называют только овощи, другие варят фруктовый компот –  называют фрукты.

Зачем нужно есть овощи и фрукты? (Чтобы получать необходимые витамины , того, чтобы быть здоровыми) Но мы с вами ещё не всё узнали о том , что надо делать, чтобы быть здоровым, вы бы хотели узнать больше об этом?

А как вы думаете, а что ещё нужно человеку , чтобы быть здоровым? (Заниматься спортом, гулять,  закаляться,  умываться, соблюдать правила гигиены)

3.Постановка проблемы , самоопределение  цели и задач урока

-Внимание на экран.  (слайд) (Просмотр фрагмента мультфильма   «Мойдодыр»)

-Почему от    мальчика  сбежали вещи?

-А вы догадались, как можно назвать этого мальчика? (Неряха, грязнуля.)

- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?

(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться. .  Откройте учебник)

-определите тему урока.  (  ЧИСТОТА ТЕЛА, ГИГИЕНА) Что мы должны изучить сегодня? Чему мы научимся? 


- А  теперь давайте попробуем определить цель нашего урока к которой мы должны прийти к концу урока.

НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ, МЫТЬ РУКИ.

        

  - Проведём урок исследование. Что же мы будем исследовать?


(Исследовать будем ,  почему  же надо чистить зубы и мыть руки)


- Молодцы! Сегодня на уроке мы как раз поговорим о том, важно ли, чтобы всегда и везде была чистота, для чего надо мыть руки и чистить зубы. А к концу урока мы с вами составим правила личной гигиены, т.е. как ухаживать за своим телом.

4.Работа по теме урока.












  1. Почему нужно умываться и мыть руки.

Девочки нашего класса покажут вам сценку. (Фрагмент  из мультфильма  Королева зубная щётка.)

(Выходит девочка, вся измазанная чёрной краской)

Девочка 1:

Ах, ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

(берёт ладошки девочки)

Чёрные ладошки;

На локтях – дорожки.


Девочка 2.

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала,

Вот они и загорели.


Девочка 1:

Ах, ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

(показывает чумазый носик)

Кончик носа чёрный,

Будто закопченный.


Девочка 2:

Я на солнышке лежала,

Носик кверху я держала.

Вот он и загорел.


Девочка 1:

Ой, ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем все до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

Мы её ототрём. (вытирает мылом и мочалкой девочку)


Девочка 2. (Громко девочка кричала, как увидела мочалку, царапалась, как кошка)

Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.


Девочка 1: А ладошки-то отмылись.


Девочка 2. (Оттирали губкой нос, разобиделась до слёз)

Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

- Ребята, что же было с нашей милой девочкой? (Она была грязная, а потом её отмыли).

 - Может, не нужно было её мыть, пусть бы ходила грязной? Что в этом страшного? Подумайте, что может произойти, если не умываться  и не мыть руки?

- А давайте посмотрим,  что может произойти, если не умываться и не мыть руки. (Фрагмент мультфильма   Витя и Микробус)

– Что  же случилось с мальчиком, если не умываться и не мыть руки?

-  Если вы сядете покушать или ляжете спать с грязными руками, то сами не заметите, как занесете грязь, микробы, бактерии в свой организм. Они скапливаются на коже и под ногтями. Во сне можно не заметить и потереть глаза, рот. А если грязь с кожи рук попадет в глаза, то они могут воспалиться. Такое заболевание называется конъюнктивит. Такое заболевание приводит к потере зрения. Очень часто у ребят болят животы, чаще всего немытые руки этому причина. Болезнь немытых рук – дизентерия.

2.Работа по учебнику с.56

- А теперь давайте обратимся к учебнику на с. 56 и посмотрим, в каких случаях надо мыть руки.

 - Чем покрыто наше тело? (Наше тело покрыто кожей. )

 - Давайте  рассмотрим кожу на своих руках.  Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.

      Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.

Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.

- Какой самый лучший помощник для нашей кожи? (Мыло и вода)

- Сколько раз в день надо мыть руки?


5 . Физминутка


Чтобы быть здоровым, сильным

Мой лицо и руки с мылом

Рано утром не ленись

На физкультминутку становись.

Танец маленьких утят

 6.Продолжение работы по теме урока



















































7.Применение теоретических знаний в условиях выполнения практических упражнений .






Физминутка для  снятия усталости с глаз

     3. Предметы  личной гигиены.

 письмо от Мойдодыра. (достает письмо из конверта и зачитывают  дети)

Письмо детям

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо.

И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо!

Всё равно, какой водою: кипячёной, ключевою, из реки или колодца, или просто дождевой.

Нужно мыться непременно: утром, вечером и днём.

Перед каждою едою, после сна и перед сном.

Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда,

И чернила, и варенье смоет мыло и вода .                              Мойдодыр.


 И еще Мойдодыр передал вам посылку. В ней  находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки.

  1. Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу  и грязнулю.

Им утру  потоки  слёз,

Не забуду  и про  нос.           осовой платок)

 

  1. Гладко  и   душисто,

Моет   очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого  было –      

Что, ребята?                            (Мыло)

                               

  1. На себя я труд беру:

 Пятки, локти с мылом тру,

 И коленки оттираю,

 Ничего не забываю.             (Мочалка)


  1. Вытираю  я, стараюсь

После  бани  паренька.

Всё намокло, всё измялось –  

Нет сухого  уголка.                (Полотенце)


  1. Хожу-брожу  не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы  у меня длинней,

Чем  у волков  и медведей.        асческа)


  1. Кто  считает зубы  нам

          По утрам  и вечерам.          

                           убная щётка) 

- Все эти предметы  личной гигиены.

   (По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце.)

 -Ребята, вам знакомы  с этими  предметами? Для чего они нужны?             

 - А сейчас мы с вами поиграем  Игра «что с чем дружит».  Каждая группа получает по листочку, на котором изображены предметы в двух столбиках. Вам необходимо найти пары предметов, которые «дружат» и соединить их линией.                                 Проверка.

 - С чем дружит   нос…, туфли…, ногти…, волосы..,  зубы..?

4. Учимся чистить зубы.

-А вы дружите с зубной щёткой?

- Почему надо чистить зубы?

-На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.

 Работа в печатной тетради с.38 по рисункам. – в парах

-Давайте поучимся правильно чистить зубы.

Практическая работа 

Учитель: Проведем с вами опыт, как правильно чистить зубы. Зубцы расчески изображают наши зубы, а вата – это зубной налет и остатки пищи.  Как вы думаете надо правильно водить щёткой? Почему, докажите!

(Ребёнок чистит вдоль и поперек щеткой вату, снизу – вверх вата вычищается.)


– Начинаем с углов, с боковых зубов. Сначала – изнутри, затем – снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо еще верхушки. По ним щеткой водим кругами или петельками.

Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.

-Сколько раз надо чистить зубы? ( Два раза в день: утром и вечером).


Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки горели, чтобы щёчки блестели,

чтоб смеялся роток, не болел чтоб зубок.


5.Чтение учащимися стихотворения “Как у нашей Любы разболелись зубы” С. Михалкова

Как у нашей Любы

 Разболелись зубы:

 Слабые, непрочные -

 Детские, молочные...

 Целый день бедняжка стонет,

 Прочь своих подружек гонит:

 – Мне сегодня не до вас!

 Мама девочку жалеет,

 Полосканье в чашке греет,

 Не спускает с дочки глаз.

 Папа Любочку жалеет,

 Из бумаги куклу клеит.

 Чем бы доченьку занять,

 Чтобы боль зубную снять?..

Почему у Любы разболелись зубы? (Зубы покрыты эмалью. Она твердая и защищает от повреждений зуб. Если грызть предметы, то можно эмаль разрушить, тогда в зуб попадут микробы, зуб начнет болеть. Образуется кариес).

- А что делать, если всё-таки зубы заболели? Как называют доктора, который лечит зубы? (Обратиться к стоматологу)

6. Беседа о молочных зубах.

- У многих из вас сейчас не хватает зубов. Они выпали. Почему? - Много обычаев в разных странах связано с выпадением зубов. В Америке дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку для зубной феи, которая может забрать зуб и вместо него положить несколько монеток.

- А как вы поступаете, когда у вас выпал зуб?

7.Чтение текста учебника на с.57

 8. Обобщение изученного и включение его в систему ранее изученных ЗУН и УУД.


  - Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе.

-Какие предметы нужны,  чтобы умыться? (мыло и полотенце)

- А какие предметы нужны, чтобы почистить зубы? (зубная щётка и зубная паста)

ИГРА   “Советы Мойдодыра”

- Давайте теперь, глядя на картинки,САМИ составим правила личной гигиены:

1. Мыть руки с мылом.

2. Умываться по утрам и вечерам.

3. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)

4. Купаться каждую неделю, тереться мочалкой.

5. Ежедневно  расчесывать  волосы.

6. Стричь вовремя   ногти.

-Понравился ли урок? С какими заданиями было нелегко справиться? Как вы считаете нам удалось справиться с поставленными в начале урока целями и задачами? Чему вы научились? Ответили мы на вопрос: почему надо чистить зубы и мыть руки?

9. Рефлексия

- Оцените свои достижения на уроке.

- Я доволен, у меня всё получилось;

 -Я немного не понял новый материал;

 - Я ничего не понял, но я научусь.

Нарисуйте солнышко  возле того утверждения, с которым , на ваш взгляд, вы справились.

- Какое у вас настроение  в конце урока?

10.  Домашнее задание.

- Дома я предлагаю вам превратиться в художников на  фабрике, где делают  зубную пасту и мыло. Вам нужно придумать и нарисовать упаковки для новых сортов зубной пасты и мыла (рабочая тетрадь с.39).

11.Контроль

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по теме : "почему нужно чистить зубы и мыть руки?"

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по теме : "почему нужно чистить зубы и мыть руки?" Презентация прилагается....

Урок окружающего мира по теме "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"

Урок окружающего мира по теме "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"...

Урок окружающего мира по теме: Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Урок в 1 классе на тему "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?" Урок построен с соблюдением современных требований ФГОС, по программе "Школа России». На данном уроке ставились за...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Открытый урок окружающего мира в 1 классе. УМК "Школа России". Тема "Почему нужно чистить зубы и мыть руки"

Технологическая карта урока создана в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы всевозможные пед.технологии, принципы наглядности, научности, доступности, связи обучения с жизнью...