Конспект урока по истории 4 класс "Отечественная война 1812 года"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

  На учителях начальных классов лежит особая ответственность перед учащимися. Они закладывают основы познавательного интереса в учениках. Они первыми знакомят детей, пришедших из детского сада или из дома, со школьными традициями, правилами, условиями обучения, распорядком учебного дня, с методами усвоения новых знаний. От того, в какой форме это будет сделано, на сколько эмоционально, живо и интересно, зависит дальнейшее школьное будущее ребенка. Эти прописные истины знает наизусть каждый учитель. И, как правило, из начальной школы дети выносят очень яркие и приятные впечатления.

Сегодня актуальной является задача создания компьютерной поддержки учебных программ школ, разработки гибких, индивидуально направленных способов обучения, управления и контроля над процессом познания.

Я предлагаю вашему вниманию урок по истории в 4 классе по теме «Отечественная война 1812 года»

Целью всего курса истории в начальной школе и в том числе и этого урока, является: создание образного представления об исторических событиях;

  • формирование у школьников интереса к прошлому и настоящему родной страны;
  • воспитание любви к Отечеству, уважения к истории и культуре народов России;
  • расширение социального опыта младшего школьника, осознающего себя частью своей страны.

Ввиду того, что работы с учебником на уроках истории недостаточно и учитывая специфику предмета истории, возрастные особенности младших школьников, мне хотелось информацию сделать для детей более наглядной;Рассмотрение исторических событий невозможно без изучения хронологии с целью подведения учащихся к пониманию развития исторических явлений во времени, и ознакомления с картой.Именно анимационная, «говорящая» карта больше всего и понравилась детям в этом уроке. Она была не просто набором каких-то более или менее понятных значков, а именно говорила. Применение компьютера сделало возможным использование большого количества иллюстраций. При чем картинки у меня были разного формата, а при сканировании и выведении их на экран они выглядят единым блоком. При этом возврат к любой из них возможен нажатием лишь одной кнопки.Все эти иллюстрации и карты хранятся в электронном виде и доступны для любого учителя в нашей школе. Не надо заново рыться в книгах в поисках необходимой картинки. Хранение информации в компьютере или на дисках делает ее вечной и избавляет учителя от необходимости хранить вырезки из журналов, книг в папках, где картинки мнутся, рвутся, желтеют.Иллюстрации демонстрировались при объяснении нового материала, при закреплении темы, подведение итогов урока было проведено в игровой форме: когда при правильном ответе на вопрос выдавалась на экран картинка, подтверждающая этот ответ.Домашнее задание было дифференцированным и тоже было выведено на экран.

По отзывам детей, этот урок был самым интересным.  

Цели урока:

1.Дидактические цели:

  • создать условия для формирования представления о войне 1812 года;
  • показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).

 2. Развивающие цели:

  • продолжить развитие и становление:
  • интеллектуальных умений;
  • практических умений: работа с картой, справочниками, тестами;
  • положительных качеств ребенка.
  • расширить социальный опыт учащихся;
  • обучать элементам творческой деятельности.
  • 3. Воспитательные цели:

Воспитание патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опастности наш народ всегда находит силы дать отпор агрессору.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_na_konkurs.doc52 КБ

Предварительный просмотр:






Слайд 1 (пожар в Москве)

Слайд 2 (бородинское сражение)





Слайд3 (тема)










 Слайд4(план по щелчку)














Слайд 5 (толкование слова)





Слайд 6 (Наполеон)






Слайд 7 (вопросы)



Слайд 8 (ролик 55сек)











Слайд 9 (список)








Слайд 10 (Кутузов)


Слайд 11,12


Слайд 13 (фильм)





Слайд14 (франц в Москве)










Слайд №17 (храм)




















Слайд №18 (спасибо)

Конспект урока в 4 классе на тему «Бородинское сражение»

1.Психологический настрой.

Я всех прошу встать. Возьмите друг друга за руки, подарите друг другу частичку своего тепла, любовь, доброту. Ведь именно эти качества делают людей добрее, дружнее, сильнее, сплоченнее, чтобы сохранить мир на земле.

Прошу всех сесть и надеюсь на вашу активную работу.

2.Вхождение в тему.

Ребята, сейчас вы послушаете фрагмент песни, на стихи известно поэта М.Ю.Лермонтова «Бородино» и скажите, о чем оно?

(звучит фрагмент записи «Скажи-ка, дядя, ведь недаром»)

О чем эти строки?

3.Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

Да, в этих строчках отражены события, о которых мы будем говорить. Это был год 1812-XIX век.

(карточку на доску)

В этом году началась одна из самых кровопролитных войн в России «Отечественная война». (тема урока) (карточка в проект)

Как вы относитесь к войне? (страшная, разрушительная, не хотелось бы, чтобы она была в нашей жизни)

А как вы считаете, кто является решающей силой победы в войне: личность командира, армия или народ?

Выскажите свои предположения.

Ребята, большинство из вас сделали предположение, что только когда весь народ объединяется на защиту Отечества – наступает победа.

(карточка на доске)

Ваши предположения в  течение урока мы проверим, верны ли они и при подведении итогов мы согласимся или опровергнем их. Создадим проект – газету, рассмотрев основные вопросы:

План:

-причины войны 1812 года

-главнокомандующие армией

-основные события войны 1812 года

И исходя из наших предположений, ответим на вопрос:

-за какое отличие от других войн, война 1812 года получила название «Отечественная»

(карточка на доске)

5. Поиск решения проблемы.

Найдите ключевое слово в вопросе.(Отечественная)

Как вы понимаете значение этого слова?

Чтобы дать точное определение этого слова, обратимся к словарю Ожегова. Поработайте в группах, найдите значение.

Подведем итог.

Будем говорить об Отечестве.

6.Новая тема.

К концу19 века Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, захватить ее богатство, покорить народ решил Наполеон Бонапарт.

Вглядитесь в это лицо гениального полководца. Умный, властный, самоуверенный в своей победе он вселял страх  в русский народ.

Давайте узнаем о нем побольше.

Перед вами карточки голубого цвета, они помогут вам дать представление об этом человеке. Поработайте в группах, прочтите текст и ответьте на поставленный вопрос.

1-я гр (мет. С. 308 -1аб.)  - Кем был Наполеон?  (в проект)

2-я гр  (мет. С.309 – 2 аб.) – Причина вторжения в Россию? (в проект) 

3-я гр (мет.с.309 – 3 аб)  -О чем мечтал Наполеон? (в проект)

Посмотрите следующий фрагмент и ответьте на вопрос:

Кто противостоял армии Наполеона.

(просмотр ролика, ответ в проект)

7.Физ.минутка

Мы сейчас все дружно всанем

И немножко отдохнем.

Вправо, влево повернитесь

наклонитесь, поклонитесь.

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок

А теперь бегом, вприпрыжку,

Молодцы, вы ребятишки.


8.Продолжение изучения темы.

Но силы были не равны. Русская армия начала отступление.

Представьте, что вы являетесь императором России, выберите из списка ваши предложения русскому командованию о приближении победы.

1.Попросить у наполеона мир, пойти на уступки.

2.Пополнить русскую армию солдатами.

3.Соединить две русские армии.

(версии детей)

Комментарии учителя.

Если 1 вариант – Александр 1, император России, узнав о вторжении французских войск, пытался договориться с Наполеоном, послав ему письмо, но Наполеон отклонил мирное предложение.

Если 2 вариант-быстро армию пополнить было невозможно, т.к. солдат набирали на службу по найму или по обязательной службе.

Вывод: соединить две русские армии – Барклая – де –Толи и Багратиона, а главнокомандующим был назначен М.И.Кутузов.

О нем нам расскажет….

И вот, под руководством гениального полководца, 26 августа1812 года (карточка в проект) на широком поле у села Бородино был нанесен решающий удар по французам, который определил исход войны.

Посмотрите фрагмент фильма «Война и мир» по роману Л.Толстого, в которой показано Бородинское сражение.

Какие чувства у вас вызвало увиденное?

Войска несли серьезные потери, люди ослабли, и было принято решение отступить и оставить Москву, но сохранить войско, для дальнейших сражений.

Наполеон с армией вошли в Москву, но в Москву разоренную, сожженную, где их ждал голод и холод, т.к. французы не были готовы к суровым природным условиям они через месяц покинули не только Москву, но и Россию.

(карточка в проект – бегство французов)  

Чем же закончилось бегство? Прочитаем в учебнике на с. 116 (3 аб )

9. Рефлексия

Давайте вернемся вопросу нашего урока (поднялся весь народ на защиту Отечества)

(карточка  проект)

Подведем итог нашего проекта. Обратим внимание на предположения.

Верно ли это предположение? Что мы можем сказать?

В конце XIX века в память и в честь победы над Наполеоном был сооружен храм Христа Спасителя

10. Итог

Подведем итог урока (тест)

  1. В 1812 года Французская армия вторглась в Россию. +
  2. Главнокомандующим французской армии был Наполеон. +
  3. Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. +  
  4. Генеральное сражение произошло у села Бородино. +
  5. После Бородинской битвы Кутузов приказал вручить Наполеону ключи от Москвы. –
  6. М.И.Кутузов был очень молодым полководцем. –
  7. М.Ю.Лермонтов посветил стихотворение «Бородино» событиям 1812года. +
  8. Наполеон оставил Москву, потому что его постигли холод, голод, пожары. +
  9. Большой урон армии наносили партизаны. +
  10. В Москве был построен Храм Христа Спасителя. +
  11. Война 1812 года осталась в истории под названием «Отечественная». +
  12. Мы испытываем чувство гордости за силу духа, любви к своей земле русского народа. +
  13. Оцените проект (соедините плюсики линей)

Это оценка вашей работы на уроке.  





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....

Презентация к уроку окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Данная презентация является материалом к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Урок по теме "Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку, документальный фильм. Прентацию можно скачать с файлообменника http://files.mail.ru/XCV3CD  Документальный фильм (вставленный в 22 кадр) можно скачать с файлообменника http:/...

Урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Методическое рекомендациипо использованию проекта в учебном процессе.Урок окружающего мира в 4 классе по программе  А.А.Плешакова на тему « Отечественная война 1812 года» связан с проблемой патри...

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Урок проведён в 4 классе УМК "Планета знаний"....