Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Пуценко Дарья Андреевна

Царь-плотник. Выход к морю

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова

на тему: Царь-плотник. Выход к морю"

Цели:  Дать представление о Петре I как личности.

Задачи:

  1. Формировать представления о преобразованиях, происшедших в России, связанных с правлением Петра ; донести до сознания учащихся  значение этих преобразований для современного общества.  
  2. развивать умения наблюдать и обобщать через анализ текста.
  3. Воспитывать любовь к родной истории, умение отстаивать свою позицию при работе в микро группах.

Оборудование:  карта России конца XVII века, портрет Петра I, таблица «Сравнение России и Швеции по выплавке железа и наличию флота».

Ход  урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку.


2.Постановка проблемной ситуации

Сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить об исторических событиях конца XVII начала XVIII века.

Для того чтобы узнать тему нашего урока, давайте отгадаем кроссворд. Ключевое слово появится в выделенных клетках после того, как кроссворд будет отгадан. (Приложение 1)

По горизонтали: 1. Создатель гелиоцентрической системы мира (Коперник).

2. Русский первопечатник (Федоров).

3. Немецкий мастер, напечатавший первую книгу в Европе (Гутенберг).

 4. Какой ученый был сожжен на костре за свои убеждения? (Бруно).

Ключевое слово кроссворда – Петр. (Обозначаем тему урока).

- Как вы думаете, о каком Петре идет речь? А кто знает, в каком веке жил Петр I? Правильность ваших ответов мы узнаем чуть позже.

Сегодня на уроке мы познакомимся с деятельностью царя Петра I.











Коперник




Федоров



Гуттенберг


Бруно






О Петре 1

3.Создание проблемной ситуации

-Огромная страна, какой была Россия к началу XVII века, переживала тяжелые времена. Землевладельцы крепко-накрепко прикрепили крестьян к земле. Крестьяне стали крепостными. Постоянно возникали восстания. Россия до Петра1 по сути не имела регулярной армии, ни флота. Страна была бедной, отсталой. Западные страны намного обогнали Россию в своем экономическом развитии.

Давайте сравним по таблице Швецию и Россию по выплавке железа и единиц флота. (Беседа по таблице. Приложение 2).

Что вы видите в таблице?

Сколько выплавляет Швеция тонн железа в год? А Россия? Сколько военных и торговых кораблей имеет Швеция ? Россия?

- При такой исторической ситуации, какие первостепенные задачи стояли перед русским царем?

Давайте обратимся к карте. (Приложение 3)

Что удивило вас при просмотре карты?

Почему у России не было выхода к морю?

Давайте найдем Западные границы Российской империи. Возьмите красный карандаш и обведите ее.

А теперь давайте найдем Балтийское море на карте. Обведите границы синим карандашом.


Ребята, а нужны морские границы России? Для чего?

- Это торговые пути, культурные связи с другими государствами. Посмотрите и назовите, землями каких государств Россия отделена от Балтийского моря?

Как вы думаете, могла ли Россия, не имея выхода к морю, иметь торговые отношения с заморскими государствами?

Границы России в то время проходили по берегам Каспия на юге и Белого моря на севере. Доступа ни к Балтийскому, ни к Чёрному морям у России не было. Страна была бедной и отсталой.

Государем, осознавшим, что всё необходимо менять, что Россия отличается от стран Западной Европы, был младший сын царя Алексея Михайловича – Пётр.

Наша задача – познакомиться с деятельностью Петра, постараться понять, каким он был человеком, чего добивался в жизни?


















Сравнение двух стран по наличию  железа и флота


30тыс – 2,5 тыс.

800 – не имела




Версии учащихся







Нет выхода к морям


У России не было выхода к морю, потому что она граничила с землями других государств










Ответы учащихся




Польша, Швеция,




Рассуждения детей

4. Беседа о Петре I

Портрет Петра I. Посмотрите внимательно на портрет. (Приложение 4) Что можете сказать о человеке, изображённом на нём?

- По изображению на портрете сразу видно, что это мужественный, волевой человек. Взгляд его глаз как бы пронизывает нас, можно сказать, глаза проницательного, умного человека. Волевой подбородок. Мы прекрасно понимаем, что человек этот привык повелевать, привык, чтобы ему беспрекословно подчинялись и выполняли все его приказы.

 Современники так описывают Петра: “Не любил сидеть на месте, чаще всего был в движении. Ходил быстро, стремительно, шаги делал большие соответственно своему огромному росту (более 2 метров). При ходьбе широко размахивал руками. Его спутники едва поспевали за ним и вынуждены были бежать вприпрыжку”.

Да, мы с вами видим волевого человека, который способен добиться поставленной цели. Но что же сделало его таким? Обратимся к детским и юношеским годам Петра. Узнать о том, каким был Петр, нам помогут доклады, которые подготовили ученики вашего класса, давайте послушаем их. (Приложение 5)

А сейчас проверим , правильно ли вы назвали век, в котором жил и царствовал Петр? Кто запомнил в каком году начал царствовать Петр?

Итак, ребята, выслушав материал, подготовленный вашими товарищами, попробуем сделать первые выводы. Как вы считаете, какие жизненные условия негативно сказались на становлении Петра – правителя?



А могли негативные условия сказаться положительно на характере Петра? Докажите.




































Рассказ учащихся



Запись на доске (1672-1725)




(Младший сын царя, рано потерял отца, не учили, как положено, всего добивался сам, большое влияние иностранцев из Немецкой слободы, в 10 лет стал царём, много пережил в детские годы …)



(Привык всего добиваться сам, находил себе учителей, стремился приобрести нужные инструменты (астролябия), многое умел делать сам).

5. Работа в группах (работа по учебнику)

А сейчас, мы поделимся с вами на, группы и каждая получит свое задание. (Делимся по рядам).

Откройте учебники на стр. 77. Прочитав текст, каждая группа должна ответить на вопрос:

(Приложение 6)

Iгруппа

Вы - должны сказать нам, какая случайная находка оказала громадное влияние на жизнь Петра.

II группа

Вы – почему страна остро нуждалась в деятельном правителе?

III группа

Вы – какое главное качество Петра особенно пригодилось стране?





























































Все готовы?  Один ученик из группы зачитывает вопрос и группа отвечает, дополняя друг друга.

Молодцы, спасибо.









Ответы учащихся в группах:

I группа. В сарае на острове Измайловского пруда он обнаружил лодку невиданной прежде формы. Это был ботик – маленький кораблик, который может под парусами ходить против ветра. Пётр так увлёкся кораблевождением, что с тех пор мечта о море стала чуть ли не главной в его жизни. По приказу Петра ботик починили. Молодой царь сам работал над новой “игрушкой” с топором в руках, но ни Яуза, ни Москва-река не давали настоящего простора. На Плещеевом озере близ города Переславля-Залесского, недалеко от Москвы, Пётр решил заложить целую флотилию. Отпросившись у матери якобы на богомолье, он умчался в Переславль строить свои “кораблики”.

II группа.

В 17 лет Пётр стал во главе России. Страна тогда остро нуждалась в деятельном правителе. Отрезанная от моря, она всё более отставала от других стран. Выход был один – войной пробиваться к морю, отвоёвывать старые русские земли. Но чтобы воевать, нужны армия и флот. Вот здесь – то и пригодились Петру полученные в детстве навыки. Он хорошо знал 14 ремёсел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным мастером, артиллеристом и даже зубодёром.

III группа. Но самое главное – он был талантливым военачальником, организатором. Это был удивительный царь, который до всего доходил сам: личным примером показывал, что и как надо делать, скакал из одного конца страны в другой, основывал города, фабрики, заводы, корабельные верфи, создавал армию и флот, налаживал типографии, рассылал экспедиции в дальние края.

6. Работа с картой, работа с учебником

А сейчас посмотрите внимательно на карту России. Что она нам может ещё рассказать. Пётр построил корабли, а выхода к морям нет.

Как вы думаете, могла ли Россия, не имея выхода к морю,  использовать флот? Что нужно было России?  

А сейчас давайте послушаем, как действовал Петр при таких обстоятельствах. А помогут нам в этом доклады учащихся вашего класса.

(1 человек раскрывает смысл следующего вопроса)Какая задача встала перед Петром?

– Следующей задачей Петра стал выход к Балтийскому морю. Не раз думал молодой царь Пётр Алексеевич о прибалтийских землях. Здесь и зима теплее и к крупным городам поближе. Но к берегам Балтийского моря в то время было не подступиться. Правила там Швеция, армия и флот которой считались тогда самыми сильными в Европе.

(2 человек раскрывает смысл следующего вопроса) Как же царь решает эту проблему – выход к морю.

Лето 1700 года. Северная война.

Вскоре после возвращения из первого путешествия за границу Пётр обратился к Швеции с просьбой продать земли при Финском заливе, принадлежавшие некогда русским, но Швеция отказала. Тогда Пётр заключил союз с Данией и Польшей и объявил Швеции войну. Война продолжалась 21 год и известна под именем Великой Северной. В Швеции царствовал в то время Карл ХII.

(3 человек раскрывает смысл следующего вопроса). Какое значение для России имела Полтавская битва? 

Весною 1709 года Карл осадил Полтаву. Осада была безуспешной. Готовясь к битве, Пётр дал войску приказ, в котором сообщалось, что пришёл час решить судьбу отечества.

27 июня 1709 года – Полтавская битва.  Пётр во время сражения находился под огнём. Одна пуля прострелила шляпу, другая – седло, а третья повредила крест, висевший у него на груди. В этой битве шведы были разбиты. А.С. Пушкин в поэме “Полтава” писал:

… Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Ещё напор – и враг бежит …

(Дополнения учителя)

Северная война закончилась подписанием мирного договора, по которому России доставались все завоёванные ею земли и возможность иметь флот при Балтике. (Ништадтский мир) В 1703 году на одном из островов в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости, призванной охранять вход в устье реки. Вокруг крепости стал расти город, который строился по единому плану.

Как вы думаете, о каком городе идет речь?  

С разных концов страны были согнаны тысячи подневольных крестьян. Работа была очень тяжелая. Приходилось выкорчевывать леса, осушать болота. Людей не щадили, много народа погибло, недаром говорят, что Петербург стоит на костях. Интересно, что многие дома, набережные, мосты, дороги строились из камня, а камня было мало. По велению Петра, каждый прибывавший в Петербург на телеге или санях должен был привезти с собой три камня, а если человек плыл на судне, то по 10-30 камней.

(Санкт означает святой, а святой Петр – один из учеников Иисуса Христа).






Нет, России нужен выход к морю.












































































О Санкт-Петербурге

8. Закрепление изученного материала

Попробуем, по плану, используя прием словесного рисования, набросать историческую картину России до Петра и после его преобразований. ()

План:

  1. Какая Россия была до Петра 1?
  2. Какова была территория?
  3. Каково было экономическое развитие?
  4. Как изменилась страна с приходом к власти Петра 1?

До Петра – страна отсталая, не хотели ничего менять, жили так как их деды и прадеды, не было заводов, фабрик.

При Петре – изменилось сознание у людей, которые поверили в Петра и помогали ему. Началось строительство новых городов, фабрик, корабельные верфи, экспедиции в дальние края.

Ну, что же, наше погружение в эпоху Петра I близится к концу и хотелось бы услышать ваше сложившееся представление о нем. Каким вы увидели Петра I?

А как вы считаете, сейчас наша страна прогрессивная? А есть ли вклад Петра I в то, чтобы наш современный мир стал таким?







Ответы учащихся.



9. Итог урока


Да, конечно, наша страна прогрессивная, развивается наука и техника, именно русский человек первым полетел в космос, наши учёные побывали на дне Северного Ледовитого океана, установили там флаг России.

Если бы во главе России в 18 веке встал не Пётр, а осталась правительницей царевна Софья, наша страна не пошла бы тем путём, который был выбран Петром. Возможно, Россия так и осталась бы отсталой страной

10. Задание на дом

Рабочая тетрадь стр. 27. Из текста «Россия при Петре I» выписать основные направления преобразований в России.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы  начального общего образова...

Открытый урок по "Окружающему миру" 2 класс по системе Л.В. Занкова на тему "Цветковые и хвойные растения"

Конспект урока поокружающему мируво 2 классепо теме:«Цветковые и хвойные растения»,  учитель начальных классовПодорога Ульяна Владимировна...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»

Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....

Конспект урока по окружающему миру.1 класс система Занкова

Урок по окружающему миру  в 1 классе по системе Л.В.Занкова" Мы разные по внешнему виду и по возрасту." На уроке дети знакомятся с расами, их особенностями, расселением на земном шаре,воспитание ...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД». (УМК "Система Л.В.Занкова")

Данный урок построен в форме Конкурса внимательных и находчивых по правилам дорожного движения....

конспект урока по окружающему миру 1 класс по системе Занкова

Урок содержит материал для работы по теме "профессии". Материал расчитан для учащихся 1 класса обучающихся по системе Занкова. Урок дает возможность показать организацию групповой работы в у...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс «Солнечная система»

Тема урок: « СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»Цель: Знакомство учащихся с планетами Солнечной системыЗадачи: узнать, какие планеты входят в солнечную систему, дать представление о них, расширят...