Конспект урока окружающего мира по теме "Ориентирование на местности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Ащина Наталья Владимировна

    Конспект урока окружающего мира для 2 класса по УМК "Школа России". Урок построен в технологии проблемного диалога. Форма работы: групповая. Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_konspekt_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Предмет: окружающий мир (УМК «Школа России»)

Технология: проблемного диалога

Форма работы: групповая

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала

Тема урока: Ориентирование на местности

Цель: знакомство со способами ориентирования на местности.

Планируемый результат:

Познавательные УУД: умение самостоятельно формулировать тему урока и ставить задачи; постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе сверстников; умение слушать и вступать в диалог; сотрудничество в поиске и обработке информации

Регулятивные УУД: умение действовать по плану, планировать свои действия; умение контролировать результаты своей деятельности и оценивать свою работу.

Личностные УУД: формирование осознанного отношения к учению, развитие любознательности, памяти, мышления, формирование моральной самооценки

Основные понятия: ориентирование, ориентиры, компас

Межпредметные связи: география

Ресурсы: мультимедийная презентация, компасы,  рабочие тетради по окружающему миру А.А. Плешакова ,  листы в клетку для каждого ученика, «лесенка успеха» для каждого ученика http://video.yandex.ru/search/where=all&filmId=lMocpPGPUXI

Ход урока:

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Личностные УУД

Учитель приветствует учащихся и включает просмотр видео http://video.yandex.ru/search/where=all&filmId=lMocpPGPUXI (просмотр видео 00:37)

Девиз урока: ученье везде найдет примененье (на слайде)

- Как вы понимаете данные слова?

Учащиеся приветствуют учителя, высказывают свое мнение по девизу урока

Актуализация знаний

Регулятивные, познавательные УУД

- Что такое горизонт?

- Что такое линия горизонта?

- Назовите основные стороны горизонта.


- Сейчас  мы отправимся в путешествие. Приготовьте листочки в клеточку. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. За 1 день мы проходим расстояние, равное 1клетке. Начнём путешествие из точки О. Выйдя  из точки О, мы пошли в первый день на север. Во 2день – на восток. В 3день – на юг. В 4  – на восток. В 5  – на юг. В 6 – на запад. В 7 – на юг. В 8 – на запад. В 9 – на север. В 10 – на запад. В 11 – на север.  В 12 – на восток.

- Куда мы пришли? (Снова в пункт отправления.)

- Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой, что вам помогает?

Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


Индивидуальная работа. Ученики на листочках в клеточку рисуют маршрут путешествия.







Фронтальная работа, ответы на вопросы учителя

Постановка темы и целей урока

Регулятивные, познавательные УУД

- Представьте, что мы пошли в лес и заблудились. Как нам выбраться?

- Достаточно ли у нас знаний для того, чтобы выйти из леса?

- Какова тема нашего урока?

- Итак, цель нашего урока – узнать, по каким признакам можно ориентироваться на местности.

(Выслушиваются разные мнения детей.)


- Нет


Учащиеся формулируют тему и цели урока

Работа над темой












































































































Итог урока
















Рефлексия
















Домашнее задание

Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД










































































































 Регулятивные, познавательные















Регулятивные, личностные





- Что такое ориентирование на местности? (на слайде)


- Что такое ориентиры? (на слайде)



- Оказывается, способов ориентирования на местности много. Можно ориентироваться по солнцу, звёздам, местным признакам. Сейчас каждая группа подготовит свой рассказ об одном из способов. Для этого вам нужно просмотреть электронное приложение к учебнику. (Учитель оказывает помощь каждой группе)











- Можно ли правильно определить направление, используя какой-то один местный признак?

 

- Ребята, как вы думаете, а есть ли такой способ, который был бы хорош в любой  ситуации?

- Что такое компас?



- Люди издавна искали способы  надёжного ориентирования, особенно в открытом море и океане. Они установили, что намагниченная спица, намагниченная игла – все они упорно устанавливались одним концом к северу, в сторону Полярной звезды. Это и был первый компас – простой, но надёжный прибор.

- Первый компас был изобретен в Китае и использовался при движении по пустыням.

 - В современное время существует несколько видов компасов. Рассмотрим строение и принцип работы современного магнитного компаса.






- Как же им пользоваться?

- Попробуйте составить памятку «Как пользоваться компасом»











- Проверьте по эталону:

  1. Положить компас на ровную поверхность
  2. Подождать пока стрелка остановится
  3. Повернуть компас так, чтобы красный конец стрелки указывал на север, а белый на юг.

- А теперь выполните задания:

1 группа – определите местоположение двери.

2 группа  – в какой  стороне горизонта находятся окна класса.

3 группа – определите местоположение классной доски.

- По результатам определения расставьте в классе  таблички с названиями основных сторон горизонта.

- Что вы узнали?

- Где вам могут пригодиться эти знания?

-  Какие профессии связаны с ориентированием?

- Ребята, какие способы ориентирования вы запомнили?

- Какой прибор помогает ориентироваться в разных условиях?

На доске появляется схема

ориентирование

по солнцу       по звездам      по природным       по компасу

                                                признакам

- А сейчас оцените свою  работу. («Лесенка успеха»)










1. С. 74- 77, пересказ, отв. на вопросы

2. Творческое задание (по желанию)

Придумать сказку про компас

- Определение своего местоположения и направления пути


- Хорошо заметные, запоминаемые предметы, по которым мы ориентируемся


Ученики работают в группах. Просматривают электронное приложение к учебнику, читают тексты, которые лежат у них на столах, отбирают нужную для них информацию в соответствии с их способом ориентирования. Составляют рассказ о способах ориентирования.  После самостоятельной работы каждая группа рассказывает о способах ориентирования, обсуждается вопрос о минусах данного способа.

- Нет,  невозможно точно определить направление


(Рассматриваются разные варианты ответа.)

- Компас – это прибор для определения сторон горизонта










У ребят на столах лежат компасы. Уч-ся рассматривают его строение и работают в «Рабочих тетрадях», выполняют задание по строению компаса

 


Ребята самостоятельно составляют памятку «Как пользоваться компасом» по образцу, который им предлагает учитель

1. Положить компас ………..

2. Подождать пока ………….        

3. Повернуть компас так,  чтобы …………..


Проверка по эталону







Ученики с помощью компаса определяют местоположение предложенных предметов и развешивают таблички в классе






Высказывают свое мнение

- По солнцу, звездам, окружающим предметам.

- Компас






Самооценка своей деятельности









Ребята записывают задание в дневник



Используемая литература:

  1. Т.Н.Максимова «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» к УМК «Школа России»
  2. А.А.Плешаков «Рабочая тетрадь»
  3. Вахрушев «Методические рекомендации для учителя»
  4. http://gubarewayulia.ucoz.ru/load/18-1-0-121
  5. http://video.yandex.ru/search/where=all&filmId=lMocpPGPUXI

Понял и могу объяснить товарищу

Понял, но не могу объяснить товарищу

Ничего не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект по окружающему миру на тему:План местности

Конспект создан по программе Перспективная начальная школа...

конспект урока окружающего мира "Компас. Ориентирование на местности"

Конспект урока по программе "Гармония" 4 класс. К конспекту прилагается презентация...

презентация к уроку окружающего мира 4 класс "План местности"

Урок по окружающему миру в 4 классе по УМК "Планета Знаний".Тип урока: урок открытия новых знаний...

Конспект урока окружающего мира «Ориентирование на местности» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу.Задача урока ...

Презентация + Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Ориентирование на местности.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Ориентирование на местности....

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...