Растения – открыватели весны.
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Познакомить  учащихся с растениями, которые первые открывают весну;Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasteniya_-_otkryvateli_vesny.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Растения – открыватели  весны.

Предметы начальной школы ( Окружающий мир).

Дульдеева Айсылу Ингелевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Большетарханская СОШ»

Цели: Познакомить  учащихся с растениями, которые первые открывают весну;Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: раздаточный материал на каждую парту: ветки цветущей ольхи, орешника, вербы, осины, ивы; кассеты с музыкальными записями; мультимедийный  проектор.

                                            Ход занятия

1.Введение в тему.

Учитель: Дети, я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь отгадать, о чем оно.(Звучит фрагмент из пьесы П.Чайковского « Времена года «Подснежник» («Апрель»). На фоне музыки учитель читает стихотворения С. Дрожжина «Зима сменяется весною»).

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали.

Солнышко с неба ясней

Луч золотой посылает.

Влажным тёплым подувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользя

Учитель: О чём это стихотворение?

Дети: О весне.

Учитель: Выделите весенние признаки.

Дети: Ночи короткие стали. Солнышко посылает тёплые лучи, воздух тёплый.

Учитель: Как можно назвать эти признаки?

Дети: Эти признаки характерны для неживой природы.

Учитель: Послушайте ещё одно стихотворение. О чём оно?

Учитель: (на фоне музыки)

Льдины звонкие разбились

И поплыли по реке,

И сережки распустились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Просветлели их стволы.

На орешнике сережки

Были видны издали

Набухают соком почки,

Скоро весь растает снег.

И зелёные листочки

Молодой украсят лес

Учитель: О каких растениях говорится в прочитанном мною  стихотворении?

Дети: Об ольхе, орешнике, осине, иве.                                                                                                  

Учитель: А что говорится об этих растениях?                                

Дети:  У них распустились серёжки.                                                        

2.Основная часть.                                                                

Учитель: Значит, изменения в неживой природе повлияли на растения. Вы, наверное, догадались, о каких растениях мы сегодня будем говорить? Их название написаны на доске, прочитайте.

Дети: Они первыми открывают весну, т.е первыми зацветают. Везде ещё снег лежит, а они цветут. Не всегда удаётся увидеть, как цветут эти деревья.

 Учитель: Мы с вами проведём маленькую исследовательскую работу: найдём на веточках, которые перед вами, очень интересные цветочки.

Из деревьев, веточки которых перед вами, какое зацветает первым ? Не знаете? Отгадайте загадку, и вы найдёте ответ.

Есть сережки, да не девчонка,

Есть шишки, да не сосенка.

А живут в низинке

Около лозинки.

Учитель: Покажите веточку этого дерева. Не забудьте, в стихотворении упоминаются шишечки. Молодцы.        А теперь найдите это дерево на картинке на доске.

Дети: Это ольха.

Учитель: Это дерево?

Дети: Да

Учитель: А как вы узнали это дерево?

Дети: У дерева один толстый ствол.

Учитель: Это очень интересное дерево. Его называют «Коралловым» деревом, потому что на корнях у него имеются наросты, как кораллы, это как бы маленькие «фабрики», которые вырабатывают азотные удобрения. У ольхи древесина оранжевого цвета, а листочки осенью выпадают зелёными, не окрашиваются. У ольхи есть ещё интересная особенность: необычные  почки на подставочках. Мало кто обращал  на это внимание, а вы будете знать. Поэтому  признаку ольху можно определить зимой.

Давайте рассмотрим цветочки ольхи. Рано весной на ольхе появляются сережки. Это мужские соцветия. В одной сережке до трёхсот цветков. Найдите их на ветке. (Дети рассматривают). Женские цветочки незаметные. Они имеют вид рисового зёрнышка тёмно-малиновой окраски. Найдите их на веточке. На них попадает из сережки пыльца, и к осени развиваются шишечки, в которых созревают семена. Семена очень мелкие: двести штук семян весят один грамм.

Физкультминутка

Учитель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане….» А .Пушкина:

Белка там живёт ручная.

Да затейница, какая.

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Ядра чистый изумруд.

Слуги белку стерегут.

Учитель: - Что же белочка грызет?

Дети: Орешки

Учитель: А как называет деревце, на котором созревают орешки?

Дети: Орешник.

Учитель: Правильно, а ещё называют лещиной. Найдите веточку орешника.

Орешник-кустарник или маленькое деревце высотой 5-8 метров. Рано весной на голых ветвях распускаются сережки. Сережки у орешника длинные - до 10 см. Из них высыпается пыльца в виде лёгкого жёлтого облачка. Женские цветочки малы заметны. Они почти целиком спрятаны внутри особых  почек, на концах такой почки виднеется только пучок малиновых усиков. Пыльца попадает на усики, и из них к осени развиваются плоды - орешки. Найдите на орешнике эти соцветия.
Опустел в лесу скворечник,

Травы стелются, как мох,

Слушай, дядюшка - орешник,

Подавай-ка мне орех!

Твой орех в скорлупке гладкой

Очень вкусный, очень сладкий

Учитель: Знаете ли вы, что орешник реагирует на свет? Если в лесу достаточно света, то листья  располагаются на ветвях без особой правильности. По - другому в тенистом лесу, где орешник получает мало света.  Листочки здесь располагаются горизонтально (показывает как). И ещё очень интересная особенность орешника: если листочки большие и маленькие. Большие листочки никогда не закроют маленькие. В давние времена орешник считался священным, его запрещали вырубать. Верили, что орехи обладают волшебной силой.

Через пять дней после орешника зацветает верба

Учитель: - Верба- верный признак прихода весны. Это первый весенний медонос. Это кустарник. Ветки у него тонкие – тонкие, красные или вишнево – красные, очень красивые. И очень красивые сережки, как меховые.

- Найдите веточку вербы, рассмотрите её, потрогайте серёжки.

Даже загадка есть о вербе. Послушайте: «Белые овечки бегают по свечке».

Учитель: Что за овечки?

Дети: Серёжки.

Любят люди вербу: сажают ёё и в городах, и в сёлах. Это очень красивое, стойкое растение: не боится ни жары, ни холода. Зимой         выдерживает температуру – 40 С, а летом +40 С. У вербы очень хорошо развита поверхностная корневая система, поэтому её часто используют для борьбы с оврагами.

Верба – сестра ивы, её ещё называют ивой остролистной.

У славян верба была символом  семейного очага. Охраняет людей от злых духов и пожаров.

Когда зацветает верба, у нас появляется светлое, радостное настроение.

Из тонких длинных прутиков  вербы плетут корзинки.

Учитель ставит аудиозапись начало песни Л. Дербенева « Про зайцев»: «В темно- синем лесу, где трепещут осины….».

Учитель: - Какое дерево упоминается в песне?

Дети: осина

Учитель: Есть такая поговорка: « Дрожит как осиновый лист».Почему так говорят? Сейчас узнаем. Осина – листопадное         дерево, до 30 метров высотой и диаметром 1 метр. Кора гладкая, зеленовато – серая. Листочки у этого дерева очень подвижные. Летом при ветре каждый листочек стремится улететь.

Посмотрите на листочек, догадайтесь, почему он дрожит, шелестит.

Учитель: Правильно: у листочка длинный черешок и сплюснутый бок. У осины необычный вкус ветвей. А какой, вы сами скажете сами. Найдите веточку осины, протрите салфеткой и слегка надкусите. И какой же вкус?

Дети: Горький.

Учитель: По горькому вкусу осину можно определить зимой.

У осины есть ещё одна интересная особенность. Она сбрасывает осенью не только  листочки, но и часть ветвей. Дерево само избавляется от веток. Зачем же?

На ветках есть листья, которые мало вырабатывают питательных веществ. И дерево от них избавляется «Не хочешь работать, уходи»

Соцветия осины тоже собраны в сережки. На одних деревьях сережки толстые, окрашенные. Это- мужские, найдите их. А на других невзрачные, неокрашенные, зелёные. Это- женские.

После цветения пыльца попадает на женские цветочки, и через месяц созревают семена.

Осина одно из самых распространённых и быстрорастущих деревьев. Из древесины осины изготавливают спички.

Прослушивание первого куплета песни «Ивушка  зелёная» в исполнении Н.Кадышевой.

-У нас осталось одна ветка ивы. Она тоже цветёт рано. Ива-дерево, кустарник или кустарничек высотой 10-15 м, реже- 30-40 м. Ива - от слова вить, плести. Из ёё веток плетут корзины. У ивы очень много сестёр: ива, бредина, ветла, ракита, ива плакучая.

Прослушивания аудиозаписи песни о плакучей иве.

-Это ива наклоняется над гладью озёр, прудов и склоняет свои зелёные ветки до самой воды, и с неё капают капельки воды, как бы она плачет.

В ивовых кустах живут и поют соловьи.

Прослушивание аудиозаписи пение соловья.

- У ивы соцветия- серёжки. На мужских деревьях- мужские сережки, на женских- женские. Найдите их на рисунках.

Ивы очень быстро размножаются: отломается веточка, упадёт на землю и начинает расти.

Есть ещё ивы полярные. Они в высоту всего несколько сантиметров (показ рисунков).

Подведение итогов.

Учитель: Мы рассмотрели с вами пять растений, это деревья, которые открывают весну.  Какие это деревья?

Дети: осина, ольха, лещина, верба, ива.

Учитель: Почему деревья зацветают так рано, у них еще  и нет листьев?

Дети: Эти растения опыляются ветром, а листья мешали бы. Вот они и торопятся цвести , пока нет листьев.

Учитель: Любите деревья, охраняйте их!

Храните дерево от топоров.

Оно высокое и вековое.

Дает нам тень, когда стоит жара.

Оно чарует все живое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира  1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс

Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...

Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс

Конспект  урока по  предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....