Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Фомина Альбина Алфатовна

Урок окружающего мира  1 класс

ТемаДеревья, растения, травы. Части растений.

Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение», выделить их существенные признаки, части. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:познакомить детей со строением растений, выяснить значимость каждой части растения.

 

Ход урока:

I Психологический настрой

1. Сегодня у нас много гостей. Они пришли посмотреть, как у нас проходит урок окружающего мира. Ребята поздоровайтесь с гостями.

(Музыка) В природе есть солнце, оно всех любит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут радость, тепло, свет  и нежность. Теперь звёздочка становится большой как солнце, и несёт тепло всем- всем. И вы ребята сегодня будете нести нам тепло, и будете радовать нас как наше  солнышко.  (Слайд 2)

II Актуализация знаний

Отгадывание загадок(на доске появляются картинки - отгадки)

а) Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых ней

Май сережки дарит ей. (Берёза)

б) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

 в) в лугах сестрички -

Золотой глазок, белые реснички (ромашка)

г) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива)

д) Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти,

Дети, птицы и медведи (малина)

      Близнецы на тонкой ветке  
      Все лозы родные детки.
      Гостю каждый в доме рад.
      Это сладкий ...

                                              (виноград)

 

У. Назовите все эти предметы одним словом (растения).

Растения- это живая или неживая природа?

Докажите, что это живая природа (дышат, растут, размножаются, питаются, умирают).

Какие четыре царства живой природы вы знаете? (Растения, животные, грибы, бактерии)

 Как вы думаете, о какой  части живой природы сегодня мы будем говорить ?  ( о растениях)

Правильно сегодня мы с вами на уроке  будем говорить о растениях и их строении.

 Дети читают наизусть стихотворение Б. Заходера.

Не спеша растут деревья,

Целый век стоят на месте,

Уходя корнями в землю,

Простирая руки к солнцу.

Ничего они не ищут,

Ни о чем они не просят -

Им ведь нужно так немного -

Свет, Земля,

Вода и ветер -

То, чего искать не надо,

То, что всем даётся даром.

А ещё деревьям нужно,

Чтоб земля была прекрасна,

И живут они, деревья,

Украшая нашу землю:

Красотою тонких веток,

Красотой стволов могучих,

Несказанной красотою

Доброты своей извечной.

 

Что нужно растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва, ветер)

Что дает свет и тепло? (Солнце)

Солнце - это живая или неживая природа?

Зачем растению свет и тепло?

Откуда растения берут воду? (Из почвы)

Значит, растения связаны с почвенной влагой.

А для чего растениям ветер?

Вода и ветер - это живая или неживая природа?

ВЫВОД: ЖИВАЯ ПРИРОДА СВЯЗАНА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.

III Физминутка

III.  Применение знаний на практике.

Ребята, посмотрите на отгадки к нашим загадкам  и ответе на вопрос на какие 3 группы можно разделить эти растения

а) деревья

б) кустарники.

в) травы

 Ребята,  из чего состоят любые предметы? ( Из элементов или частей)

        Из каких частей состоит человек?

       А знаете ли вы, из каких частей состоит растение? (Да, нет дети дают разные ответы)

А хотите это узнать? (Да)

- Внимательно рассмотрите изображение. Что это за растение?  Опишите внешний вид, что вы знаете  об этом растении.

- Теперь давайте выделим части  растения? Что у него есть?

(Корень стебель, листья, цветок и плод с семенами)

- У травянистого растения мягкий стебель, после выпадения семян многие растения погибают.

Следующий вид растений - кустарники. Назовите кустарник.  Что вы про него знаете?

Посмотрите на травянистое растение и кустарник: что в их строении общего? Чем они отличаются?

(У кустарников те же части, что и у трав, но у них несколько стволов. Стволы намного твёрже, чем у трав)

Третий вид растений - деревья. Назовите деревья.

Сравниваем строение трав и кустарников со строением деревьев. В чём отличие в строении деревьев? (Один ствол, толстый и твёрдый).

Вывод: Все растения имеют одинаковое строение:

- корень;

-    ствол;

-    лист;

-     цветок;

-    плод.

 

IVФизминутка.

Игра "Деревья, кустарники, травы" направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников. Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Ребята к нам на урок пожаловал дедушка- корень. Он предлагает нам поразмыслить над вопросом,  зачем растению корни?

 

Рассказ дедушки-корня

Я сегодня пришёл к вам, чтобы вы, ребята, услышали рассказ дедушки-корня. В почве находится большое количество корней. Корни деревьев живут долго - от 50 до 500 лет, кустарников - от 10 до 20 лет, а трав от 1 года до 20 лет.

Корни растут в течение всей жизни растения. Они движутся всё время между частицами почвы в поисках воды и минеральных солей.

Своим корнем я закрепляю растение в почве, прочно удерживаю его. Чем больше растение, тем больше корень.

Корнем я достаю из различных уголков почвы для растения воду с растворёнными в ней минеральными солями, которые отправляю по стволу к веткам и листьям.

Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

ВЫВОД: все части растения важны. Это единый организм.

V Закрепление

Откройте учебник на стр.23 . выполняется задание.

 

Растения нужно беречь

Игра "Как бы вы поступили?"

1. Мальчик сделал острый меч

И давай кустарник сечь

Да кричать:

"Я здесь храбрец!"

Вопросы классу:

-Что, он вправду молодец?

-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?

-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров?

-Чем отличается куст от дерева?

2. Посмотрите на Захарку,

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну, зачем цветов рвать столько?

Вопросы классу:

Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?

3. Деревья садят дети,

А две подружки эти

Глядят со стороны.

Стоят, не помогают

И деток убеждают:

" Деревья не нужны".

 -Нужны ли деревья людям?

-Какие виды деревьев вы знаете?

-В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений?

Итоги урока.

- Что мы повторили на уроке?

- Что узнали нового?

- Что запомнили?

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему: «Группы культурных растений»

УМК "Перспективная начальная школа" Урок -изучение новой темы...

Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места»

Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места» по учебно- методическому компплекту " Перспективная начальная школа "...

Урок окружающего мира 3 класс Тема: Жизнь растений.

Представлена разработка урока, цели которого – обобщение и  углубление знаний о жизни растений, формирование нравственного и эстетического отношения к растениям как части живой природы...

Урок окружающего мира в 1 классе "Удивительные растения мира"

Тема урока «Удивительные растения мира» (УМК «Гармония»)Задачи: расширение представлений о многообразии растений мира; развитие наглядно-образного мышления, воображения, умений моделировать предметы о...

Урок окружающего мира в 1 классе "Удивительные растения мира"

Урок поможет узнать детям об удивительном мире растений....

Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.

Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями».

Познакомить с комнатными растениями; условиями, необходимыми для роста растений; правилами ухода  за растениями....