Главные вкладки

    Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на уроке, помогает расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания..

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Природные сообщества 3 класс

    Слайд 2

    Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. Растения леса Лес – природное сообщество

    Слайд 3

    Вспомни, как нужно вести себя в лесу.

    Слайд 4

    Поставьте номер утверждения в нужный столбик таблицы. верные утверждение неверные Можно срывать цветы. Нельзя ловить насекомых. Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей. Нельзя близко подходить к гнездам птиц. Можно уносить из леса детенышей зверей. В лесу можно шуметь и громко разговаривать. Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. Весной и в начале лета брать с собой собаку. 2 3 4 7 1 5 6 8

    Слайд 6

    хвойные широколиственные смешанные Типы лесов

    Слайд 7

    Виртуальная экскурсия

    Слайд 8

    1 2 3 4

    Слайд 9

    Дуб – XL Сосна - LV Осина - XXXVI Берёза - XXIX Ольха - XXV Тополь - XLV Ель - XXX Это интересно! 40 55 36 29 25 45 30 24 : 4 · 8 – 72 : 9 · 1

    Слайд 10

    вещества в природе цепи питания растения - производители группы живых организмов «Мозаика»

    Слайд 11

    вещества в природе цепи питания группы живых организмов растения - производители «Мозаика»

    Слайд 12

    Читаю сам Читаем по кругу Обсуждаем Составляем план-схему Структура работы в экспертной группе

    Слайд 13

    1-2-3-4 Рассказали Записали Вопрос на понимание Структура работы в основной группе

    Слайд 14

    Круговорот веществ (жизни) в природе

    Слайд 15

    1 2 2 2 0 1 1 1 1

    Слайд 16

    0 3 7 3 1

    Слайд 17

    Живая природа состоит из ___________ веществ. Животные – это организмы - ______________ Растения – производители ________ звено в цепи питания. Животные, которые питаются растениями, называются _______________________ Блиц - опрос органических потребители . первое растительноядными .

    Слайд 18

    Окончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что Лесовичку вы так пригодились.



    Предварительный просмотр:

    Урок: предметная область «Природные сообщества».

    Тема: Лес – природное сообщество.  

    Тип урока: контрольно-обобщающий урок с применением методики интерактивного обучения  “Мозаика”.

    Цели урока:

    Формировать навык установления связей внутри природного сообщества лес: между растениями и животными, между разными группами животных.

    Развивать общеучебные умения и навыки: классификация объектов, выделение главного в тексте, установление связей между объектами.

    Совершенствовать умение активно взаимодействовать со сверстниками, воспитывать культуру общения.

    Ожидаемый результат:

    Учащийся будет:

    знать:

    наиболее типичных представителей растений и животных природного сообщества лес;

    правила поведения в природе;

    уметь:

    приводить примеры растений и животных природного сообщества лес;

    устанавливать последовательность круговорота веществ в природе;

    Форма проведения урока: индивидуально-групповая.

    Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

    Оборудование урока:

    компьютер;

    мультимедийная презентация (Приложение 7);

    мультимедийный компакт-диск «Природа России» (Новый диск)

    мультимедийный компакт-диск «Мир природы» (Новый диск)

    мультимедийный компакт-диск «Естествознание» (Новый диск)

    папка экспертной группы;

    папка рабочей группы.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент (направлен на положительный эмоциональный настрой детей)

    Учитель.

    Встало солнышко давно,

    Заглянуло к нам в окно.

    Торопись скорее в класс,

    Интересно здесь у нас!

    – Дети! Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра!

    2. Формулировка темы урока

    – Два последних урока курса «Мы и окружающий мир» были посвящены теме «Природные сообщества». Сегодняшний урок – урок подведения промежуточного итога по одному из сообществ. О чём пойдёт речь, вам предстоит отгадать.

    Весной веселит,

    Летом холодит,

    Осенью питает,

    Зимой согревает.

    Загадка появляется на экране проектора.

    Учитель. Что это? Верно, это – лес. Сегодня мы с вами в него отправляемся для того, чтобы встретить давно знакомых жителей леса и разгадать новые загадки о них.  

    На экране проектора появляется Лесовичок.

    – А вот и хозяин леса – Лесовичок. Он будет нашим проводником в лесу. Работать будем в группах. У вас на партах лист оценивания работы группы. (Приложение 1) Помните, что недаром говорят «Один за всех  и все за одного».

    На уроке  будет несколько видов работы. Недаром я выделила их разными цветами. Из общего количества баллов, полученных на уроке будет складываться ваша отметка по теме.

    После каждого вида работы я предлагаю фиксировать уровень новизны, уровень трудности,  отношение к заданию  в строке уровень правильности каждая группа будет обозначать числом количество правильных ответов. Дополнительный балл начисляется группе быстрее всех справившейся с заданием.

    Итак, приступаем к работе.

    В лес нельзя войти, пока не вспомним, как нужно вести себя в нем.

    Задание № 1 от Лесовичка «Проверь себя (Приложение 2)

    Поставьте номер утверждения в нужный столбик таблицы.

    На экране проектора появляются правила поведения в лесу и дети распределяют высказывания на две группы (верные – неверные).

    – Можно срывать цветы.

    – Нельзя ловить насекомых.

    – Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей.

    – Нельзя близко подходить к гнездам птиц.

    – Можно уносить из леса детенышей зверей.

    – В лесу можно шуметь и громко разговаривать.

    – Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

    – Весной и в начале лета брать с собой собаку.

    Учитель. Поработайте с листом оценивания. Я рада, что все справились с заданием! Итак, представьте, что мы входим в лес.

    Эмоциональный настрой учащихся на тему урока (чтение стихотворения наизусть).

    Ученик.

    Здравствуй, лес, дремучий лес,

    Полный сказок и чудес!

    Ты о чем шумишь листвою

    Ночью темной, грозовою,

    Что там шепчешь на заре,

    Весь в росе, как в серебре?

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Все открой, не утаи.

    Ты же видишь – мы свои!

    3. Обобщение знаний о растениях леса

    У. Деревья – главные лесные жители, они определяют весь облик леса и многие его особенности. Леса делятся на разные типы. Назовите основные типы лесов по преобладающему виду растений.

    Д. Хвойные, или тайга.

    – Широколиственные.

    – Смешанные.

    – Запишите в таблицу «Типы лесов» ваши ответы. (Приложение 3)

    Интерактивная экскурсия «Типы лесов»

    У. Сейчас мы отправляемся в виртуальную экскурсию, после которой вам необходимо будет записать в таблицу наиболее ярких представителей флоры каждого типа леса.

    Работа в группах. Проверка задания.

    Д. В хвойных лесах растут ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.

    – В широколиственных –  дуб, бук.

    – В смешанных – дуб, липа, клен, ель, сосна, береза.

    Фиксируем результат в лист  оценивания.

    У. Под сенью деревьев находит приют множество лесных растений. Все они живут в содружестве, не мешая друг другу.

    4. Проверка знаний по теме «Растения леса»

    Задание №2 от Лесовичка. «Проверь себя» (Приложение 4)

    Прочитайте названия деревьев и подумайте  к какому относится каждый листочек.

    Проверка. Рефлексия:

    Л. Если вы прочитаете числа римской нумерации, то узнаете, какой высоты могут вырасти некоторые деревья.

    На доске прикрепляются картинки с изображением деревьев. Дети читают:

    ДУБ СОСНА  ОСИНА  БЕРЕЗА   ОЛЬХА   ТОПОЛЬ      ЕЛЬ

    XL      LV         XXXVI    XXIX        XXV           XLV         XXX

    – Какое дерево дольше всех живет?

    Дети, решив математическую цепочку, находят ответ:

    24 : 4 • 8 – 72 : 9 • 1

    Д. Это дуб.

    5. Физкультминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы»

    – Настало время отдохнуть. Проведём эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз проговорим хоть и мысленно названия деревьев, кустарников и трав.

    Если называется дерево – «прыжок на месте», кустарник – «руки  вверх», травянистое растение – «приседание»

    Ель европейская, гусиный лук, сосна обыкновенная, черемша, багульник, лиственница сибирская, бересклет, ландыш майский, бузина.

    6. Работа по интерактивной технологии «Мозаика», углубление имеющихся знаний

    Управляющий слайд.

    У. Лес – это природное сообщество определенного вида животных, растений, грибов, бактерий. Все они являются представителями круговорота веществ в природе. И прежде чем мы обратимся к научному разъяснению смысла этих слов, вам предстоит самостоятельно сделать маленькое научное открытие. Работать будем по схеме «Мозаика».

    1. Каждый участник «рабочей» группы (6 групп по 4 человека) на 5 минут становится членом новой, «экспертной» группы. Таким образом все дети перегруппируются в 4 группы по 6 человек. В «экспертной» группе по определённой структуре каждый знакомится с текстовой информацией, заполняет предложенную схему ответа.

    2. С полученными знаниями (оформленными в виде схемы) через 5 мин. ученик возвращается в «рабочую» группу.

    3. Каждый ребёнок, вернувшись в «рабочую» группу рассказывает, о чём узнал.

    Таким образом в «рабочей» группе все дети знают ответ на 4 вопроса

    «Экспертная» группа №1.

    Какие вещества тебе известны?

    В природе существуют неорганические вещества – это углекислый газ, вода, почвенные соли и другие. Также в природе существуют органические вещества – это белки, жиры и углеводы. Из органических веществ состоит живая природа: растения и животные. Из неорганических веществ состоит неживая природа.

    Схема «Вещества в природе»

    «Экспертная» группа №2

    Какие группы организмов живой природы тебе известны?

    Живая природа – это бактерии, грибы, растения и животные. Все живые организмы участвуют в круговороте жизни и каждый имеет свою роль. Так бактерии и грибы – это организмы-разрушители. Они превращают останки растений и животных в перегной. Растения – это организмы-производители. Под действием солнечного света, тепла и влаги они образуют из неорганических веществ – органические. Животные – это организмы-потребители. Они потребляют растения или других животных.

    Схема «Группы живых организмов

     

    «Экспертная» группа №3

    Почему растения называют организмами-производителями?

    Растениям для роста и развития нужны свет, тепло и влага. Таким образом, перерабатывая неорганические вещества (углекислый газ, воду и почвенные соли) растения накапливают органические. Тем самым они являются источником для питания растительноядных и всеядных животных.

    Растения-производители – первое звено в цепи питания.

    Схема «Необходимые условия для роста и развития растений»

    «Экспертная» группа №4

    Пищевая цепочка состоит из звеньев.

    Первое звено – это растения. Второе звено – это разнообразные животные, которые питаются растениями. Третье звено – это животные, которые питаются другими животными, их называют плотоядными или хищниками.

    Всех животных объединяет одно – они организмы-потребители.

    Обобщённая схема «Цепи питания»

     

    Пищевая цепочка состоит из звеньев.

    Первое звено – это растения. Второе звено – это разнообразные животные, которые питаются растениями. Третье звено – это животные, которые питаются другими животными, их называют плотоядными или хищниками.

    Всех животных объединяет одно – они организмы-потребители.

    Подводим итог.  

    На какие вопросы вы получили ответ?

    С каким видом информации вы работали?

    Рефлексия (лист оценивания)

    7. Применение полученных знаний на новом материале

    Сейчас мы рассмотрим схему, в которой представлены участники круговорота веществ и пользуясь только что полученными знаниями расскажите о роли каждого.

    Видеоматериал «Круговорот веществ» (Приложение 8).

    Перед тобой основные участники круговорота веществ (удивительного круговорота жизни) : растения производители; животные – потребители; организмы – разрушители: грибы, дождевые черви; а также почва с перегноем, бактериями и минеральными солями.

    – Вспомните и расскажите о роли каждого из них.

    Д. Растения создают органические вещества, которые путешествуют по цепям питания и служат пищей животным-разрушителям и грибам. Так почва обогащается перегноем.

    – Перегной превращается в почвенные соли под действием бактерий.

    – Минеральные соли всасываются корнями растений для создания органических веществ. Эти органические вещества вновь начнут своё путешествие по цепям питания.

    У. По какому основному признаку можно разделить животных, обитающих в лесах?

    Д. Способ питания.

    У. Какие значения есть у этого признака? Назовите представителей каждой группы.

    Д. Растительноядные.

    – Это белка, заяц, мышь, лось, бобр, сойка, снегирь, клёст.

    – Насекомоядные.

    – Это дятел, синица, кукушка, летучая мышь.

    – Хищные.

    – Волк, лиса, сова, ласка, ястреб.

    – Всеядные.

    – Медведь, ёж, кабан.

    8. Проверочная работа

     «Кто чем питается?» (Приложение 5)

    Выбери чем питается ёж, чем заяц, что является пищей для других животных.

    У. Выполните задание Лесовичка, поставив рядом с каждым словом соответствующую цифру.

    У. Как в науке называют связь растений и животных между собой?

    Д. Цепочкой питания.

    Составьте схему цепей питания животных леса. (Приложение 6)

     Детям предлагаются цепочки питания с пропущенными звеньями.

    У. Заполни пропуски в цепи питания.

    Рефлексия (лист оценивания).

    Блиц-опрос (индивидуальная работа )

    Закончи высказывание:

    1. Живая природа состоит из … (органических) веществ.

    2. Животные – это организмы – … (потребители).

    3. Растения – производители … (первое) звено в цепи питания.

    4. Животных, которые питаются растениями, называют … (растительноядными).

    9. Итог урока

    У. Предлагаю вам взглянуть на лист оценивания.

    – Какие выводы вы можете сделать?

    – Знаний по каким вопросам у вас недостаточно?

    – Какие задания вызвали интерес?

    – О чём бы вам хотелось узнать подробнее?

    Окончен урок, и выполнен план,

    Спасибо, ребята, огромное вам

    За то, что упорно и дружно трудились,

    Что Лесовичку вы так пригодились.

    Использованные Интернет-сайты:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира по теме: «Животный мир зоны лесов»

    Цель: Изучение природного сообщества «Лес» как комплекса обитающих совместно организмов. Задачи: Образовательная: Формирование умений раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания...

    Конспект урока окружающего мира по теме: «Как живут растения» 1 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

    Цель урока:Создать условия для:-знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочьучащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;Задачи:- ознакомить учащихся...