Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира по теме: «Животный мир зоны лесов»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Благодер Виктория Гариевна

    Цель:

    Изучение природного сообщества «Лес» как комплекса обитающих совместно организмов.

    Задачи:

    Образовательная:

    • Формирование умений раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком;
    • Продолжение работы над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения, анализировать их.
    • Обучение новым технологическим видам поиска информации.

    Воспитательная:

    Формирование чуткого отношения к представителям флоры и фауны леса.

    Развивающая:

    Развитие  умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

    Оборудование: мультимедийный проектор, ПК учителя, классная доска, фонограмма «Звуки леса».

    Методические материалы: учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 1, авторы Н.Я. Дмитриева, А.А. Казаков, мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия, научные статьи «Животные ласа», подготовленные учащимися.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon zhivotnye_lesa.ppt1.3 МБ
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc822 КБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie.doc565.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Тема: «Животный мир зоны лесов».

    Практическая работа: составление цепей питания.

    Исследовательская работа: образ жизни, повадки лесных животных

    Цель:

    Изучение природного сообщества «Лес» как комплекса обитающих совместно организмов.

    Задачи:

    Образовательная:

    • Формирование умений раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком;
    • Продолжение работы над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения, анализировать их.
    • Обучение новым технологическим видам поиска информации.

    Воспитательная: 

    Формирование чуткого отношения к представителям флоры и фауны леса.

    Развивающая:

    Развитие  умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

    Оборудование: мультимедийный проектор, ПК учителя, классная доска, фонограмма «Звуки леса».

    Методические материалы: учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 1, авторы Н.Я. Дмитриева, А.А. Казаков, мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия, научные статьи «Животные ласа», подготовленные учащимися.

    Ход урока

    Организационный момент.

    1. Сообщение темы урока, выявление учебной проблемы, постановка целей урока.
    2. Проверка домашнего задания.

    Вашим домашним заданием был сбор информации об одном из обитателей леса и написание научной статьи, содержащей сведения о его образе жизни, повадках. (Краткая рецензия статей)

    В качестве проверки я предлагаю вам выступить в роли экскурсоводов и кратко сообщить самые интересные сведения.

    (Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Интерактивное приложение «Панорама леса». Демонстрируя, увеличивающим картинку курсором,  учитель акцентирует внимание учащихся на некоторых животных. Краткое описание которых и дают ученики).

    Ученик: Я узнал, что барсук живет в подземных норах, устраиваемых на сухих возвышенных участках. Со временем нора превращается в сложное инженерное сооружение — лабиринт в несколько этажей с отнорками, гнездовыми камерами. Весной барсук расширяет нору, а осенью углубляет. Барсук — чистоплотный зверь. Около норы устраивает несколько ям глубиной 10—15 сантиметров — это уборные.

    Ученица: Затаившегося зайчонка, если он подобрал под себя лапки, не учует никакой зверь. Объясняется это тем, что потовых желез на теле зайца нет, они расположены на подошвах лап. Благодаря работе желез при беге смачиваются лапы, в результате чего к ним не налипает снег.

    Нередко говорят, что зайчиха плохая мать и дети у нее сироты при живой матери. Это неверно. У зайцев много врагов, которые находят их по следам. Зайчиха инстинктивно бросает своих зайчат, чтобы хищники по ее следам не обнаружили и не уничтожили детенышей.

    Ученик: Рысь — большая лесная кошка и, как любая кошка, неравнодушна к запаху валерьянки. Охотники в Сибири пользуются этим. Они опрыскивают валерьянкой тропы в местах, где обитает рысь. Хищница, полизав смоченную валерьянкой землю, пьянеет — катается по земле, ничего вокруг не замечает. А охотнику это и надо — он легко добывает ценного зверя.

    Ученик: В энциклопедии Юного эрудита говорится, что волк избегает сплошных лесных массивов. Объясняется это отчасти тем, что в рыхлом, глубоком снегу в лесах волк сильно проваливается и не может догнать лося или оленя. Только весной, когда образуется крепкий наст, удерживающий волка, но ломающийся под тяжестью бегущих копытных, он может удачно охотиться в лесу. 

    Ученица: Я прочла, что все кабаны - коренастые животные с длиной тела до полутора метров и высотой до метра. Голова очень большая, клиновидно вытянутая вперед морда заканчивается пятачком с ноздрями. Уши длинные и широкие, глаза маленькие. Тело покрыто щетиной, зимой более длинной и густой. На спине щетина образует гребень. Окраска — от светло-бурой или серой до почти черной. Поросята полосатые.

    Взрыхляя большие площади в лесу, кабаны способствуют заделке семян и тем самым — возобновлению древесных пород. Уничтожая вредителей (личинок майского жука, сосновой совки, пяденицы и др.), кабаны приносят огромную пользу лесному хозяйству. Однако при сильном размножении кабанов они в поисках корма по нескольку раз перерывают лесную подстилку и выбирают из почвы все опавшие семена и желуди, в результате чего становится невозможным возобновление растительности.

    Вопросы учителя, заданные в ходе просмотра:

    - Какой это лес?

    Ученики:

    - Смешанный.

    - Я знаю два типа леса: тайга и  лиственный лес.

    - А в промежутке между ними – смешанный.

    - Каковы его особенности?

    Ученики: В таком лесу хвойные деревья растут рядом с лиственными. Все растения располагаются этажами – ярусами.

    Чем обусловлена ярусность?

    Ученики: Растения нуждаются в разном количестве света. Есть светолюбивые – это самые высокие растения – дуб, берёза.

    - Я знаю теневыносливые растения леса. Это осина, орешник.

    - Есть тенелюбивые растения. Например, медуница, папоротник.

    Представители каких групп встретились вам при просмотре?

    Ученики: Больше всего я увидел млекопитающих. Были птицы  - сова, тетерев, дрозд, кукушка.

    - Я заметила насекомых: божью коровку, кузнечика.

    - Вы показали гадюку, а мы её не назвали. Это пресмыкающееся.

    - В лесу есть водоёмы. Это место обитания земноводных: лягушек, жаб, саламандр.

    Спасибо, ребята. Вы отлично справились с домашним заданием.  Экскурсию провели просто замечательно.

     

    1. Работа по теме урока

    Собранные вами научные материалы окажут существенную помощь при проведении урока.

            Для работы я отобрала ровно 1/3 часть статей (9 работ), подробным изучением которых мы займемся сегодня. Оставшиеся,  - проанализируем на последующих уроках.

     Предлагаю вам работу в парах. Каждая пара исследователей получает текст статьи. (Для удобства работы количество экземпляров статей увеличено.) После внимательного прочтения, обсуждения в своей паре прошу подготовить ответ на опрос: «Каковы связи данного представителя леса с другими обитателями?»

    На классной доске появляются карточки с названиями животных.

    Дождевой

    червь

    Ёж

    Ястреб

    Мышь

    Куница

    Жук-короед

    Гадюка

    Крот

    Дятел      

    Проверка выполнения задания.

    Ученики:

    - Наша пара читала статью о медведе. Мы думаем, что мама медведица связана со своими медвежатами. Она заботится о них.

    Предлагаю вашему вниманию таблицу. Рассмотрите её и поделитесь информацией, которую она даёт. (Обмен мнениями, дискуссия)

    Давайте составим экосистему леса на примере данных представителей.

    Я даю первое звено (продуцент). (Учитель выставляет на доске карточку.)

    А вы, используя особенности питания только данных животных, составите цепи питания.  

    Кора дерева         –      жук-короед – дятел – ястреб

    Злаки                    –     мышь – гадюка - ёж

    Останки живых организмов - дождевой червь – крот - куница

                               

    Как вы думаете, цепь у нас получилась? Почему нет? Конечно, она не замкнута. (Учитель подводит детей к мысли, что пропущено ещё одно звено в цепи). Рассказ учителя о жизнедеятельности жуков-могильщиков.

    Таким образом, путём коллективных рассуждений учащиеся самостоятельно прослеживают за замкнутым круговоротом веществ в природе.

    А можно ли что-то искусственно изменить в цепях питания? Правильно? Почему?

    Исчезновение, например, вредителя – жука-короеда, разве не принесёт пользы деревьям? (Дискуссия).

    Вывод: Лес – устойчивая экосистема, с замкнутым круговоротом веществ любое вмешательство в неё влечёт за собой нарушение круговорота веществ и изменение экосистемы.

    1. Обобщение знаний

    Интерактивная игра с использованием ученических ноутбуков ЕееРС «Составь цепь питания» (мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия).

    1. Домашнее задание

    Учебник – с. 108, задание № 3, с. 109-111, вопросы.

    6. Подведение итогов урока. Позитивная оценка.



    Предварительный просмотр:

    ДЯТЕЛ ПЁСТРЫЙ БОЛЬШОЙ 

     Окраска птицы состоит из сочетания черных и белых тонов. Большой пестрый дятел — птица средних размеров: длина тела его 23— 26 см, вес около 100 г.

    Для устройства гнезда выбирается дерево с мягкой или загнивающей древесиной.  Обычно на стволе, на высоте 2— 8 м от земли  дятлы выдалбливают себе дупло.  Дупло имеет глубину 28—35 см, входное отверстие имеет диаметр 5—5,6 см.

     В конце апреля — в мае происходит откладка, яиц. Кладка состоит обычно из 5—7 блестящих белых яиц. Птенцы вылупляются слепые и совершенно беспомощные. Первые дни жизни они сидят тихо, подросшие птенцы громко кричат, требуя еду. Самка обычно кормит птенцов чаще, чем самец. За день обе взрослые птицы приносят к гнезду корм до 300 раз.

     Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. 

    1. Сильными ударами дятел разбивает кору или проделывает в ней воронку, а липким длинным языком, который легко проникает в эти ходы, птица извлекает из-под коры личинок и взрослых насекомых.
    2. Осенью способ добывания пищи и ее состав у дятла меняются. Птица срывает с хвойного дерева шишку, зажимает ее  и с силой ударяет по ней клювом. Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена.  Каждый день дятел разбивает до 100 шишек.

     Таким образом, в питании дятлов наблюдается четко выраженная сезонная смена кормов. Осенью и зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев, весной и летом — животной пищей. В значительном количестве большой пестрый дятел поедает муравьев: в желудках некоторых убитых птиц находили по 300—500 насекомых. Довольно часто дятлы поедают различных жуков, особенно живущих под корой, короедов и усачей, а также долгоносиков, листоедов и др.

    Большой пестрый дятел — полезная птица. Дятлы способны извлекать и уничтожать опасных для леса вредителей. Долбит дятел только зараженные вредителями деревья, а поэтому следы этой его деятельности являются сигналами, указывающими на то, что дерево поражено и его надо срубить.

    КРОТ чаще селится на лесных полянах, вблизи опушек леса, в зарослях кустарников по берегам рек и ручьев. В глухих лесах он не встречается.

    Всю жизнь крот проводит под землей, он редко выходит на поверхность. Как землекоп он не знает себе равных.

    Чуткое обоняние указывает кроту, в каком направлении копать, чтобы добраться до дождевого червя, медведки, личинок майского жука, жука щелкуна и его личинок (проволочников), гусениц и куколок бабочек и другого корма. Порой охотится крот и на земле, шаря носом по опавшим листьям и мху.

    Детеныши появляются чаще в конце мая — начале июня, их бывает 5—7. Мать кормит их молоком в среднем три недели и очень к ним привязана.

    У крота много врагов: лесная куница, лисица, сова и многие другие.

    Все в нем приспособлено для подземной жизни: вальковатое тело (чтобы удобнее было под землей передвигаться), гладкий, короткий мех (чтобы за землю не цеплялся, но он быстро вытирается, поэтому крот линяет три раза в год). Глазки у крота крохотные (с маковое зернышко), когда надо, веки их плотно закрывают. Ушной раковины нет, ухо закрывает складочка кожи. Поэтому земля и песок кроту в уши не попадают. Передние лапы — настоящие лопаты. Кисть вывернута наружу так, чтобы удобнее было рыть землю перед собой и кидать ее назад. На лапах острые прямые когти. Нору он роет короткими передними конечностями, прокапывает выход вверх и широкой длинной головой выталкивает землю на поверхность.

    Крот приносит пользу, поедая вредных насекомых в почве. Роя землю, он способствует аэрации и увлажнению почвы. На выбросах земли лучше всходят дуб, клен и другие растения. Из кротовых шкурок шьют шубы. Но крот причиняет и вред: уничтожает дождевых червей, повреждает корневую систему растений; кротовины затрудняют работу сельскохозяйственных машин.

    Живет КУНИЦА чаще в хвойных захламленных лесах (предпочитает еловые), встречается и в смешанных с крупными дуплистыми деревьями. На открытые места выходит во время охоты.

    Тело у зверька тонкое, гибкое, хвост довольно длинный, уши большие, круглые, мордочка острая, на шее большое охристое пятно, подушечки лап опушены, шерсть густая, шелковистая, темно-коричневого цвета. Куница может лазать по деревьям, прыгать на расстояние до десяти метров с одного дерева на другое.

    Это ночной хищник, днем обычно спит. Питается чаще белками, но ловит и крупную добычу — глухарей, тетеревов, рябчиков, спящих в снегу и на деревьях, зайцев, разоряет гнезда. Нередко добывает мышей, водяных крыс, ежей, кротов, лягушек, ест ягоды рябины, шиповника, клюквы, брусники, не брезгует падалью. Очень любит мед.

    Временными убежищами куниц служат дупла, гнезда сорок. Постоянные гнезда нужны только самкам с детенышами.

    Гнездо куница обычно устраивает в дуплистых деревьях, около вершин, где безопаснее, выстилает его трухой, травой, лишайником и перьями. Брачный период — в июле—августе. В апреле—мае, реже в конце марта, появляются от 3 до 5 детенышей, слепых, глухих, голых. Через 30—36 дней они прозревают. Малыши быстро растут, и в середине лета они почти достигают по росту взрослых, которые бывают величиной с кошку. До осени живут с родителями.

    Куница принадлежит к числу весьма ценных пушных зверей.

    Жук-могильщик

    Иногда во время лесных экскурсий мы можем заметить на лужайке труп птички или мыши. Если мы остановимся на некоторое время, созерцая печальное зрелище, то, несомненно, сможем сделать и здесь интересные зоологические наблюдения. Мы увидим очень оригинальных крупных черных жуков-трупоедов с красно-оранжевыми полосками на надкрыльях. Жуки находятся в непрерывной работе совместно с рядом других, более мелких и тускло окрашенных собратий. Перед нами обыкновенные жуки-могильщики. Наблюдения объясняют нам их деятельность. Мы видим, как с разных сторон жуки слетаются на труп животного. С характерным жужжанием подлетают они к замеченному трупу, найти который насекомым помогает их исключительное обоняние. Затем перед нами развертывается очень интересное зрелище совместной дружной работы слетевшихся жуков: все они начинают рыть землю, выбрасывая ее из-под себя, вокруг трупа. В результате образуются вал и ямка, в которую мертвое животное опускается под давлением собственной тяжести. Относительно скоро жуки засыпают труп рыхлой землей. Насколько быстро выполняется эта работа, видно из следующего наблюдения: четыре жука-могильщика в течение пятидесяти дней похоронили двух кротов, четырех лягушек, трех маленьких птичек, двух кузнечиков, внутренности одной рыбы и два кусочка телячьей печенки! Когда труп опускается в ямку, самки откладывают на него свои яички. Из яичек в четырнадцать дней развиваются личинки, питающиеся разлагающимся мясом.

    Сова  - птица древнего происхождения. Самец и самка живут одной парой годами. В лесах они истребляют несметное множество мышей, полёвок, крыс. Съедят они  и певчую птицу, и лягушку, ящерицу насекомое, дождевого червя, рыбу.

    Лесная сова отличается двумя длинными пучками перьев по бокам верхней части головы, за что она получила наименование «ушастой». Весенние крики этих сов так характерны, что, раз услышав, их уже невозможно спутать с голосами других ночных хищников. Это нечто среднее между заливистым лаем собаки и хохотом Лесная сова часто устраивает гнездо в старых вороньих гнездах иногда невысоко над землей. Без труда можно наблюдать в гнезде птенчиков лесной совы; в противоположность пестрой, бурой окраске старой птицы, они отличаются своим почти белым пуховым покровом с черно-бурыми окологлазничными областями. Птица гнездится в дуплах старых деревьев, например лип дубов, ветел.

    Обычно совы вызывают общую нелюбовь и даже какой-то страх. Между тем это безусловно полезные птицы, так как они уничтожают массу мелких и вредных грызунов. В среднем сова ловит за сутки около четырех мышей. А совиный крик, дикий странный, с причудливыми переливами и свистом, - как идет он старому лесу, темнеющему своей массой в ночном сумраке!

    Жук короед

    На стволах упавших деревьев можно увидеть своеобразный узор. На поверхности древесины отчетливо видны плоские канавки, которые расходятся в разные стороны от центральной борозды. Эти следы оставлены жуками короедами.

    Большинство короедов длиной всего несколько миллиметров. Молодые жуки короедов желтоватого оттенка, но, став немного старше, меняют цвет от коричневого до черного. Тело короеда покрыто микроскопическими желтовато-бурыми волосами. Единственный крупный представитель жуков короедов это гигантский короед достигает длиной 1 сантиметра. Несмотря на то, что жуки короеды такие крошечные, их деятельность отнюдь не безобидна. Короеды относятся к вредителям лесов.

    Эти жуки поражают, прежде всего, больные и умершие деревья, но иногда их находят и на здоровых растениях. Другие короеды нападают с самого начала на здоровые деревья и губят лес. Это могут быть как хвойные, так и лиственные породы. Служат пищей птицам.

    КУЗНЕЧИК ЗЕЛЁНЫЙ  распространен практически по всей России, его можно найти во всех природных зонах, не заходит он только на север. В лесной зоне, начиная с конца июля и вплоть до поздней осени, зеленый кузнечик часто встречается по краям лугов в траве, а на опушках лесов и в садах — на кустах и деревьях, искусно маскируясь в зеленой листве. В пустынях он тяготеет к речным долинам и к опушкам тугайных лесов;

     Питается он мелкими насекомыми — различными двукрылыми, мелкими бабочками, их гусеницами и др. В то же время зеленый кузнечик может питаться и растительной пищей. 

    Так, например, он иногда вредит виноградникам, выгрызая почки, объедая цветы и листья. Известны случаи повреждения им листьев чая, цитрусовых и других растений. Стрекотание зеленого кузнечика можно слышать днем, в послеобеденное время и вечером, не смолкает оно и в темноте вплоть до 2—3 часов ночи. В утренние часы зеленый кузнечик принимает «солнечную ванну». Он лежит на боку, подставляя свое тело падающим на него солнечным лучам и время от времени переворачиваясь на другую сторону. 

    КОСУЛЯ— стройное, грациозное, быстрое в движении животное. У нее тонкая длинная шея, высокие тонкие ноги, маленькая голова, черные живые глаза, большие уши, очень короткий хвост. Рога имеют только самцы. У крупных самцов длина тела достигает 140 сантиметров, высота в плечах — 95 сантиметров. Однако чаще встречаются более мелкие  животные. Окраска взрослых косуль зимой серая и серо- , бурая, на брюхе более светлая, чем на спине. У молодых животных заметны рыжеватые пятна. Летняя окраска более тусклая.

    Косуля предпочитает сухие лиственные, смешанные и сосновые леса, где встречаются поляны, зарастающие вырубки и кустарники. Зимой питается молодыми побегами кустарников и деревьев, корой ивы, осины, дуба. черемухи, сухой травой, лишайниками, хвоей. Весной поедает почки, молодую траву, хвою, прошлогодние растения. Летом косуля питается травой (предпочитай зонтичные и бобовые растения), листьями, ягодами и грибами.

    Косуля — стадное животное. Глубокий снежный покров ограничивает распространение косуль. Из-за глубоко го снега и наста косули забираются в глубину леса, чтобы не стать добычей хищников. Волки мчатся по насту, как по асфальту, а косули проваливаются, режут ноги об лед.

    У косуль много врагов: волк, рысь, росомаха, лисица, медведь, орел, филин, насекомые и браконьеры.

    БУРЫЙ МЕДВЕДЬ— самый крупный из лесных хищных зверей. У него мощное тело (иногда длиной до трех метров), с высокой холкой. Голова массивная, с маленькими глазками. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями. Хвост короткий. Шерсть темно-бурая, встречаются почти черные и светло-палевые медведи.

    Медведя часто называют хозяином леса. О нем говорят, что он толстый, неповоротливый. Но это далеко не так. Бегает он быстро (со скоростью до 40—50 километров в час), а когда его поднимают из берлоги, то нередко с необыкновенной быстротой нападает на охотника. Он легко догоняет лошадь, хорошо плавает. Медведь очень ловок, походка у него мягкая.

    Наиболее типичное место обитания — глухие еловые леса с буреломом, перемежающиеся вырубками, болотами, лужайками, водоемами. Живут медведи обычно оседло. Границы владений отмечают, обдирая кору на деревьях. Встречаются и «бродяги».

    Осенью медведь сильно жиреет. За зиму он теряет 50— 80 килограммов жира на поддержание температуры тела 36,5—37 градусов.

    Корм в зависимости от сезона разный. Один и тот же медведь питается как животными, так и растительными кормами, однако предпочитает растительный (все виды ягод, особенно малину). Ест насекомых (часто разоряет муравейники), мелких обитателей леса, косуль, ловит рыбу. Очень любит мед.

    Уже в берлоге в январе — феврале медведица приносит двух-трех слепых медвежат и кормит их до весны, не принимая ни пищи, ни воды. При рождении детеныш весит не больше 0,5 килограмма. Через месяц он прозревает. До весны медвежата растут медленно. Крупных детенышей медведице не прокормить — не хватило бы молока. К весне медвежата становятся ростом с небольшую собаку и кроме молока начинают есть зелень, насекомых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока английского языка по теме "Животные"

    Уран нацелен на закрепление полученных  умений и навыков по теме «Животные». Развивает навык наглядно-образного мышления, слуха, зрительной памяти, тренирует языковую догадку, способности к имита...

    Урок окружающего мира по теме: Животный мир зоны лесов."

    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ: "Животный мир зоны лесов"...

    тест по окружающему миру по теме "Животный мир"

    данный тест можно использовать на уроке окружающего мира при проверке знаний обуч-ся по теме "Животный мир" в 3 классе УМК "Начальная школа 21 век"...

    Урок познания мира по теме « Животный мир степей»

    Цели урока: 1. Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений.2. Развивать любознате...

    Урок английского языка по теме :"Животный мир млекопитающих и рептилий "

    Урок посвящён изучению млекопитающих и рептилий на английском языке.  На уроке использованы различные виды деятельности детей. Они играют, отгадывают кроссворды, поют и делают упражнения. Особое ...

    Презентация к уроку по окружающему миру по теме "Животный мир Пермского края"

    Данная презентация может быть использована на уроках окружающего мира для учащихся начальной школы....

    Конспект урока английского языка по теме "Животные Лапландского заповедника"

    Урок для 4 класса по теме: «Животные».Тип урока - применение практических знаний и умений. Вид урока - урок- экскурсия. На уроке активизированы полученные ранее знания по грамматике (степе...