Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира по теме " Природные богатства и труд людей – основы экономики". Презентация к уроку.
    презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

    Потапова Светлана Викторовна

    Этот материал можно использовать в любом УМК, а также и на классном часе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме:

    « Природные богатства и труд людей – основы экономики».

    Учитель: Потапова С.В.

    Педагогическая
    цель

    Создать условия для ознакомления учащихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «труд людей», «потребность».

    Тип урока

    Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

    Планируемые
    результаты
    (предметные)

    Дать понятия : природные богатства, полезные ископаемые, умственный труд, физический труд, вода, воздух, почва, растение, животное;

    Познакомить: с классификацией природных богатств, с планом изучения природных богатств, со значением природных богатств, с трудом людей;

    Формировать навыки: различий природных богатств, различий труда

    Установить взаимосвязь между природными богатствами и трудом людей;

    Познакомить с естественнонаучными методами: наблюдение за значение природных богатств, моделирование классификации природных богатств;

    Подготовить к обучению в средней школе: к экономике, географии, обществознанию

    Личностные
    результаты

    -проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса;
    -проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
    -проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
    -определять личностный смысл учения;
    -проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных 
    социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций.

    Универсальные учебные действия
    (метапредметные)

    Познавательные: общеучебные – имеют сведения об экономике, о факторах, составляющих основу экономики соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи.

    Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

    Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    Основное содержание темы, понятия
    и термины

    Экономика, природные богатства, капитал, труд людей, потребность, товар, услуги, профессия

    Образовательные
    ресурсы

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-

    метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность

     ученика

    Планируемые результаты

    (УУД)

    Мотивация

    1-2 мин

    - Девизом нашего урока будет датская пословица. Как вы понимаете ее смысл?

    Высказывают свое мнение.

    К : настрой на урок

    Мотивационный

    Словесный: беседа

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

    -На прошлом уроке мы начали изучение большого раздела «Экономика».

    - Что такое экономика? В чём состоит главная задача экономики?

    ( Удовлетворение разнообразных потребностей людей).

    - Что такое потребности? (Всё, что нужно людям для жизни.)

    -Приведите примеры потребностей.

    - Что такое товары? (Товары - это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.)

    - Что такое услуги?  (Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности)

    Отвечают на вопросы

    К : участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

    Актуализация знаний

    Словесный: ответы на вопросы

    работа в группах

    -Строительство дома человек начинает с возведения фундамента. Это его основа, на которой держится здание. От фундамента зависит, насколько строение будет прочным и долговечным.  В экономике тоже есть своя основа. (На доске появляется надпись  «ОСНОВА ЭКОНОМИКИ»)

    -Во 2 классе мы узнали, как природные материалы превращаются в разнообразные вещи. Давайте вспомним, как создаются изделия и предметы, которые окружают нас в повседневной жизни.

    можете воспользоваться планом.

     1 группа – ластик

    2 группа –  карандаш

    3 группа -  тетрадь

              Назовите предмет.

    1. Из какого основного материала он изготовлен?
    2. В каком виде этот материал встречается в природе?
    3. Использовался ли труд людей для получения, данного предмета?
    4. Какой путь прошёл природный материал до получения, данного предмета?
    5. Использовались ли дополнительные материалы (краска, клей, лак и др.)?
    6. Сделайте вывод, что использовалось для изготовления предмета.

    Отвечают на вопросы

    Работают в группах.

    Р : осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

    Постановка учебной задачи

    - Постарайтесь сформулировать тему урока. (Природные богатства и труд – основа экономики)

    -Какую цель поставим перед собой?  (Узнать, почему природные богатства и труд являются основой экономики.)

    Формулируют тему урока

    Р : действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    Решение частной задачи

    Презентация группы «Экологи»

    Словесный: беседа

    Практический: работа в группах

    Физминутка

    Презентация группы «Экскурсоводы»

    Словесный: ответы на вопросы

    Презентация группы «Журналисты»

    Практический: работа с учебником

    Работа по теме урока

    -При подготовке к уроку в нашем классе были образованы три группы: журналисты, экологи, экскурсоводы. Перед каждой группой был поставлен вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг». Для ответа на вопрос каждая группа занималась исследовательской работой по определённой теме:

    Экoлoги – «Знaчение прирoдных бoгaтств в экoнoмике».

    Экскурсoвoды – «Вклaд предприятий в экoнoмику нaшегo крaя».

    Журнaлисты – «Знaчение трудa людей в экoнoмике. Вaжнoсть выбoрa прoфессии».

    Выступление групп.

    Группа «Экологи». (В ходе работы дети создали презентацию «Природные богатства»)

    - Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые и почва, растения и животные.
    При производстве товаров и услуг необходимо охранять природные богатства.

    1уч.- Без воздуха  невозможна жизнь на Земле. Воздух во многих странах используют для выработки электроэнергии. Это экологически чистое и экономное производство.

    2 уч.- Вода - это настоящий созидатель всего живого, один из главных «строительных материалов».

    Эта бесцветная жидкость делится на три вида: пресная, соленая, рассолы. Это единственное вещество, которое может быть в природе в 3-х состояниях – твердом, жидком и газообразном.

    Оно обладает особенностями, которые имеют большое значение для таких процессов, как, например, формирование климата планеты и рельефа.

    Без воды Без воды остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и прачечные. Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика.

    3уч.- Полезные ископаемые Полезные ископаемые используются в сельском хозяйстве, в промышленности, в строительстве и т. д.
    Без них невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания. Промышленное производство и строительство также нельзя представить без полезных ископаемых

    К полезным ископаемым относятся: камни, нефть, песок, природный газ, железная руда, каменный уголь, соль и т.д. Например, камни используют для облицовки стен зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для.

    В Московской области добывают ряд полезных ископаемых осадочного происхождения. Большая часть из них идет на нужды строительства. Московская область занимает первое место в Центральном экономическом районе России по степени освоения минеральных богатств. а первом месте по объему добычи находится торф, он добывается в основном на востоке Московской области, в Мещере. Также в Московской области есть большое количество месторождений глин: кирпичных – повсеместно, а огнеупорных – на востоке Московской области. Легкоплавкие и тугоплавкие глины используются для производства строительной керамики. Вблизи города Гжель существует уникальное месторождение глины, на базе которого с 16 века производится знаменитая гжельская посуда.

    В Люберецком районе добываются высококачественные стекольные пески. Это сырье использует на Лыткаринском заводе оптического стекла. Помимо стекольных песков в Московской области много месторождений песков строительного назначения, а также гравийные месторождения. Песок и гравий используются для производства силикатного кирпича, асфальта и бетона.

    Известняк, доломит, мергель и мел являются карбонатным сырьем. Они применяются для производства извести и цемента, а также в качестве строительного материала. Из белого известняка, добытого в каменоломне села Мячково был построен белокаменный московский Кремль. Месторождения карбонатных пород находятся в южных, юго-восточных и восточных районах области.

    В Серпуховском и Егорьевском районах существуют месторождения калийной соли.

    На территории Московской области довольно многочисленны источники минеральных вод: под Серпуховом, Клином, Звенигородом. Помимо открытых источников, существует множество пластов на глубине 300-500 м, богатых минеральными водами.

    4уч.- Без земли невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания.

    Пашни, угодья, луга и поля,

    Всё это кормилица наша – земля!

    Мы узнали, что в недалёком прошлом, в совхоза выращивали хлебные злаки, картофель, капусту, морковь, свёклу и другие овощи. К сожалению, в настоящее время посевные площади значительно сокращены.

    5уч.- Большое значение для экономики имеют растения и животные. Большое значение для экономики имеют растения. Например, древесина идёт на изготовление мебели, бумаги, строительных материалов, многие продукты питания – это растения. важнейших продуктов питания для людей во всём мире.

    Многие продукты питания люди получают от животных. Мясо коров, свиней, овец используют как в чистом виде, так и перерабатывают в качестве ингредиентов для других продуктов. Козье молоко ценится за свои лечебные свойства. А яйца домашних куриц можно без страха употреблять в сыром виде. Помимо домашних животных, в качестве пищи используют некоторых диких животных, например лося и кабана. Рыболовство и пчеловодство имеют большое значение не только для пищевой промышленности, но и для лекарственной. 
    Вывод группы: Для производства товаров и услуг необходимы природные богатства, но использовать их нужно бережно!

    Группа «Экскурсоводы». (В ходе работы дети создали презентацию «Предприятия нашего края»)

    - Наша группа экскурсоводов должна была выяснить, как предприятия нашего края влияют на его экономику.

    Экономика области более ориентирована на производство товаров, нежели услуг.

    В экономике области работает более 20тыс. предприятий и организаций, о некоторых мы готовы вам рассказать.

    1.Зингер

    2.Подольский аккумуляторный завод

    3.Машиностроительный завод

    4.Подольский цементный завод

    5.Ремит

    Вывод группы: Для производства товаров необходимы

     фабрики и заводы.

    V.Физкульминутка

    Продолжение работы по теме

    Группа «Журналисты»

    Наша группа работала над проблемой: «Значение труда людей в экономике. Важность выбора профессии».

    -Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он требуется для производства любых товаров и услуг.

    Профессий очень много. Любому человеку для успешной карьеры надо иметь хорошее здоровье, получить достойное образование и с любовью относиться к своей работе.

    - И пoэтому учащимся мы гoвoрим: «Кaкoв мaстер, тaкoвa и рaбoтa», а для этoгo:

    1. Берегите свoё здoрoвье.

    2. Дoбрoсoвестнo учитесь в шкoле.

    3. Пoмните, чтo всякoй вещи свoё место.

    4. Помогайте родителям.

    - В  жизни есть с кого брать пример. Это наши родители, дедушки и бабушки.

    Вывод группы: Для производства качественных товаров и услуг необходимо получить профессию.


    VI. Закрепление изученного материала.

    1.Чтение текста  в учебнике с. 44 и выполнение задания в тетради  №3c.27

    - С помощью учебника закончите высказывания о труде.

    2. Выполнение задания в тетради №4  с.27

    -Прочитайте задание. Найдите профессии, в которых преобладает физический труд. Подчеркните их одной чертой.

    -Найдите профессии, в которых преобладает умственный труд. Подчеркните их двумя чертами.

    (После выполнения задания проводится взаимопроверка)

    3. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы скажите существует ли связь между профессиями и какая?

     Каменщик строит жилище,           Пекарь сапожнику к сроку

    Платье- работа портного,              Сшить сапоги поручает

    Но ведь портному работать            Ну а сапожник без хлеба

    Негде без теплого крова!                Много ль нашьет, натачает?

    Каменщик был бы раздетым,            Стало быть так и выходит

    Если б умелые руки                         Все что мы делаем- нужно

    Вовремя не смастерили                    Значит давайте трудиться

    Фартук, и куртку, и брюки.               Честно, усердно и дружно.  

    Участвуют в беседе

    Презентация группы.

    Отвечают на вопросы

    Участвуют в беседе

    Читают текст

    Отвечают на вопросы

    Работают с учебником

    Работают с учебником

    Р : осмысляют уч. материал; адекватно воспринимают оценку учителя

    П : извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.



    П:  осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

    Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

    П:  осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

    Р:  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

    П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    Итог урока. Рефлексия.

    Словесный: беседа

    - Оцените свою работу на уроке.

    На уроке я  работал …  (активно/неактивно)

    Своей работой на уроке я …. (доволен/недоволен)

    Материал урока мне был ….   (понятен / непонятен,                                             полезен/бесполезен, интересен/скучен)

    VIII. Подведение итогов урока

    - Вспомните, пожалуйста, цели нашего урока. Достигли мы их?

    - Спасибо за хорошую работу. Молодцы!

     Домашнее задание.

    Учебник: прочитать текст с.42-45, ответить на вопросы

    Рабочая тетрадь: выполнить задание на с.____

    Подводят итоги урока

    П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Экономика наука о рациональном ведении хозяйства. Задача экономики удовлетворение потребностей людей Потребности людей природные, общественные, материальные Товар вещи , предметы , продукты которые нужны людям для жизнедеятельности Услуги работа , которую люди выполняют для других, удовлетворяют чужие потребности

    Слайд 3

    План Назовите предмет. Из какого основного материала он изготовлен ? В каком виде этот материал встречается в природе ? Использовался ли труд людей для получения , данного предмета? Какой путь прошёл природный материал до получения , данного предмета? Использовались ли дополнительные материалы (краска, клей, лак и др.)? Сделайте вывод , что использовалось для изготовления предмета.

    Слайд 4

    Каучук получают из тягучего сока тропического дерева – гевеи. В наше время ластики по-прежнему делаются из каучука, но только искусственного. Его добывают не из сока тропических деревьев – тогда ластики были бы очень дорогими, - а из обыкновенной картошки или опилок. Делают каучук и из нефти. Чтобы ластики лучше стирали, к каучуку примешивают мел.

    Слайд 5

    Природные богатства и труд людей - основа экономики

    Слайд 6

    Цель: узнать , почему природные богатства и труд являются основой экономики?

    Слайд 7

    1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Материал урока мне был 6.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"

    Тема урока: Природные богатства и труд людей – основа экономики.Цели урока: сформировать представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.Планируемые результаты:·...

    Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

    Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»...

    Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Природные богатства и труд людей – основа экономики". УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование представления о факторах, составляющих основу экономики – природные богатства и труд людей.Планируемые результаты: Предметные: знать: классификацию ...

    «План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики".

    laquo;План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики"....