С чего начинается Родина?
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ниянина Наталия Валентиновна

Открытый урок по окружающему миру (история) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Учебник: «Моё Отечество»

Авторы: Е.В.Сизова, Д.Д.Данилов, М.Е. Турчина

ОС «Школа 2100»

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока

Тема

С чего начинается Родина? (1 урок по данной теме)

Цели

Цели по линиям развития личности ребёнка.

Линия 1  

- Овладение картиной мира: помочь младшему школьнику осознать принадлежность  к стране, в которой он родился и живёт.

- Сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, государство, правительство, общество, армия, полиция, законы.

Линия 2

- Чувственно – эмоциональное отношение к миру: способствовать становлению чувства патриотизма.

- Расширить понятие «Родина». Формировать умение объяснять значение понятий «Родина», «Отечество»

Формировать умения:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);

- извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию (Познавательные УУД).   

Основные понятия

Родина, Отечество, государство, общество, правительство, армия, полиция, законы

Оборудование

- Учебник «Моё Отечество» (часть 2 стр. 18 – 21)

- Рабочая тетрадь к учебнику

- ИКТ (компьютер, мультимедиа)

- Слайд – фильм на текст песни М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Этапы урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Мотивация к учебной деятельности.

Подготовить девиз урока.

Определить смысл высказывания

Проговорить правила общения

-  Девизом нашего урока будут слова.  

-  Как вы понимаете смысл?

-  Что необычного в классе сегодня?

-  Значит, как мы будем работать?

-  Вспомним правила общения в группе.  

-  А следить за соблюдением этих правил будут руководители групп.

-  Поднимите руки руководители.

(назначены учителем до урока)

Примечание: 6 групп по 4 – 5 человек.

Читают на слайде девиз: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

- Если знаешь ответ на вопрос – говори, а если не знаешь – слушай других, кто знает

- На столах флажки

- Группами

Читают на слайде:

- Не перебивай собеседника;

- Говори вежливо;

- Называй собеседника по имени;

- Говори внятно, чётко, понятно;

- Если не понял переспроси

II

Формулирование темы урока, постановка проблемы и целей.

Прослушать и просмотреть слайд- фильм на текст песни М. Матусовского  «С чего начинается Родина?» в исполнении М. Бернеса

-  Какой вопрос прозвучал в песне?

-  Это и будет темой нашего урока.  

-  Откройте учебник на стр. 16.

с помощью текста (диалога) осуществляем постановку проблемы.

-  Какую основную мысль высказала Анюта в первой фразе

-  Что удивило Анюту?  

-  Какое вы заметили противоречие?

-  Какой возникает вопрос?  (проблема)

- С чего начинается Родина?»

На экране слайд

Открывают учебник и читают по ролям диалог Анюты и папы

- Наша Родина – Россия (слайд)

- Что папа назвал своей родиной – Новгород

Новгород – родина Анютиного папы (слайд)

- Получается, что у Анютиного папы две Родины?

- Что человек называет своей Родиной? (слайд)

III

Выявление имеющихся представлений по теме

Работа в группах.

1, 2, 3, 4 – собрать пословицы о Родине о объясняют смысл.

5 группа – выбрать цвета флага России. рассказывают из имеющихся информационных источников что означает каждый цвет.

6 группа – найти из источников нужную информацию о гербе России и рассказать.

- На столах каждой группы лежат конверты с заданиями. Откройте их и прочитайте задание

- На столах шаблоны флага России. выбрать цвета флага, раскрасить, объяснить – что означает каждый цвет.

- На столах гербы разных стран. Выбрать герб России, и рассказать всё что знаете о нём.

Группы представляют свой продукт.

- Открывают конверты м читают задание.

Собирают пословицы и объясняют смысл.

- Изучают информацию о флаге, раскрашивают шаблоны, объясняют пользуясь источниками – что означает каждый цвет.

- Выбирают герб России, изучают информацию, рассказывают о нём.

Выступление руководителей групп.

1 группа – пословица:

Родина – мать, сумей за неё постоять (слайд)

2 группа – пословица:

 Нет в мире краше Родины нашей. (слайд)

3 группа – пословица:

Кто где родится , там и пригодится. (слайд)

4 группа – пословица:

 Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

(слайд)  

5 группа – флаг России (слайд)

6 группа – герб России (слайд)

IV

Открытие нового знания

Объяснить как происходит взаимосвязь людей в обществе

-  Родной дом, село, город называют малой родиной.

А страну, в которой ты родился – большой Родиной.

-  Как вы объясните, что такое страна?

- Как связаны люди друг с другом?  

Нам поможет рисунок на стр. 17 учебника

- Прочитайте первый вопрос.

- А кто ещё должен потрудиться, чтобы этот автобус подъехал к остановке с пассажирами?

- Прочитайте второй вопрос, третий вопрос.

- Сделаем вывод по тексту

( стр. 18 учебника)

-  Найдите на карте границы России – нашего большого дома. Большой Родины

Показ карты мира

По тексту учебника стр. 16 – 17.

- Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут и связаны друг с другом. (слайд)

Рассматривают рисунок стр. 17.

- Без чьей помощи пассажиры автобуса  не смогут добраться до своей работы?

- Без помощи водителя.

- Рабочие завода, где был изготовлен автобус, мастеров технического обслуживания, тех, кто связан с производством топлива, и т.д.

Учащиеся отвечают.

-   Все люди связаны друг с другом. Но где бы ни жил человек, в городе или в деревне, он не может обойтись без помощи других людей. У всех нас одна общая Родина – Россия – страна, где мы родились, живём и трудимся. И все мы – одно общество.

Выходят учащиеся показывают.

(слайд)

Порядок в стране

Самостоятельная работа

-  Найдите на карте место, где ты родился.

Показ карты ЯНАО

Задача:   сформировать у учеников образ государственной власти как инструмента, призванного вносить в общество порядок, управлять течением общественной жизни (на примере роли постового полицейского на улице)

-  Работаем с иллюстрацией (стр. 20 в учебнике вверху)

-  Почему одна ситуация на улице сильно отличается от другой?

-  Прочитайте текст (на стр. 18 – 20.) Выделите новые понятия.

- Откройте рабочую тетрадь стр. 6  №2

Показывают ЯНАО, город Ноябрьск. (слайд)  

Рассматривают иллюстрацию.

- Вывод: чтобы был порядок, необходимо, чтобы все соблюдали определённые правила (законы).

-  Для того, чтобы в обществе был порядок, существует государство, есть правительство, армия, полиция, законы.

(слайд)

Учащиеся выполняют

V

Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать новое содержание урока

-  Какая тема была на уроке?

-  Что человек называет своей Родиной?

-  Сравни свой вывод с авторским

- Руководители групп, оцените работу своих товарищей

- С чего начинается Родина?

- Свой дом, маму, страну, друзей, родителей и т.д.

- Вывод в учебнике и на слайде.

- Руководители групп оценивают, высказывают своё мнение.

VI

Домашнее задание

Работа с учебником на стр. 16 – 21

- Страницы с 16 – 21 учебника, отвечать на вопросы.

- Нарисуй, какой ты видишь свою Родину


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс

Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...

Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"

Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс  Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...

Вводная презентация "С чего начинается Родина..."

Данная презентация знакомит учащихся с проектом "С чего начинается Родина" и помогает выявить уровень знаний учащихся по теме проекта....

С чего начинается Родина?

Внеклассное мероприятие "Вечер поэзии"...

С чего начинается Родина?

Рабочая программа по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста...

Урок изобразительного искусства на тему: "С чего начинается Родина?"

Урок ИЗО для учащихся 2 класса на тему "С чего начинается Родина".  Данный урок может использоваться учителями, работающими по разным программам. На уроке осуществляется контроль степени усв...

" С чего начинается Родина..."

Занятие по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для первых классов, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова....