Конспект урока по окружающему миру на тему Поле - сообщество, созданное человеком
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Пуценко Дарья Андреевна

Конспект урока по окружающему миру на тему  Поле - сообщество, созданное человеком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu_o.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру на тему:  Поле - сообщество, созданное человеком

Цели: Дать представление о полях, как о сообществах живых организмов

Задачи:

  1. Познакомить с важными полевыми культурами, т.ч произрастающих в нашем крае
  2. Дать представление о животном мире поля.
  3. Развивать умение находить и видеть взаимосвязи между обитателями поля.
  4. Воспитывать бережное отношение к сообществу поля.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку.


2. Сообщение темы урока

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, ответте мне на вопрос, что такое природное сообщество?




Сегодня будем говорить также о  сообществе, а о каком именно, вы догадаетесь отгадав загадку.

В долг зерно возьмёт,
Каравай вернёт. (Поле)

Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено. (Поле)


Это природное сообщество очень похоже на луг. Располагается  на равнинах, у рек. Там тоже произрастают травянистые  растения.

Давайте посмотрим на определение поля. Посмотрите на карточки (раздаточный материал).

Поле - Безлесная равнина, ровное (в отличие от селения, леса) обширное пространство. Засеянный или возделанный под посев участок земли. Поле – растительное сообщество, созданное человеком




Это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. Разные живые организмы которые живут в сообществе.


































3. Работа по теме урока. Работа с иллюстрациями


- Культурные Растения































































































































































































- Сорные растения



























- Животные

Звери




































Насекомые



























Птицы

На поле человек выращивает культурные растения?  Что вы понимаете под культурными растениями?









Какие группы культурных растений вы знаете?


Давайте обратимся к карточкам (раздаю наглядные пособия).

Посмотрите, какие группы вы не назвали?

Обратимся к первой группе:

Прочитайте, какая это группа.

Зерновые культуры - важнейшая группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырьё для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных.

Рассмотрим пшеницу. Что вы знаете о пшенице?

Пшени́ца (лат. Triticum) — род травянистых, в основном однолетних, растений, ведущая зерновая культура во многих странах, в том числе и России. Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Пшеница также используется как кормовая культура.

Как вы думаете, какие еще продукты изготавливают из пшеницы?


Продукты из пшеницы

  1. Хлеб 
  2. Мука пшеничная 
  3. Макаронные изделия 
  4. Крупы 
  5. Манная крупа 


Обратимся ко второй группе. Назовите ее.

Зернобобовые культуры (зерновые бобовые культуры, ) — группа некоторых растений порядка бобовых, возделываемых ради плодов, являющихся продуктами питания. (К ним так же относятся Люпин чечевица, чина)

Какие культуры относятся к этой группе?

Рассмотрим фасоль.

Что вы знаете о фасоле?

Фасо́ль (лат. Phaseolus) — род растений семейства Бобовые. Травянистые растения, чаще однолетние, большею частью вьющиеся, с перистыми листьями. Листочков 3, очень редко 1.

Следующая группа. Назовите ее.

О́вощ —  термин, обозначающий съедобную часть (например, плод или клубень) растения. С точки зрения ботаники, овощи — это съедобные части травянистых растений.

Назовите овощные культуры на иллюстрации.

Карто́фель (лат. Solánum tuberósum) — вид многолетних клубненосных травянистых растений из рода Паслён (Solanum) семейства Паслёновые (Solanaceae). Клубни картофеля являются важным продуктом питания. А какие еще овощные культуры вы знаете?

Следующая группа

К масличным растениям относят культуры, семена или плоды которых содержат жирное масло. Извлечение масла из семян растений известно с древнейших времен.

Назовите их

Подсо́лнечник (лат. Helianthus) — род растений семейства Астровые.

Наиболее известный вид в этом роде растений — подсолнечник масличный (Helianthus annuus). Этот вид выращивается практически во всём мире и используется для производства подсолнечного масла. Основное применение масличного подсолнечника — получение подсолнечного масла, которое затем употребляется для приготовления пищи и для технических нужд. Г. Масло также используется в лакокрасочной и мыловаренной промышленности.

 Следующая группа. Назовите

Лён (лат. Línum) — род растений из семейства Льновые.

Однолетние и многолетние травы с цельными листьями, расположенными поочерёдно или изредка противоположно.Цветки строго пятерные. Кроме пяти развитых тычинок, имеется пять недоразвитых в виде зубчиков или нитей, сидящих против лепестков; завязь цельная. Плод — пятигнёздая коробочка, каждое гнездо которой ещё подразделяется на два полугнезда, содержащих по одному семени.

Используется в текстильной промышленности,  производство нетканых материалов, ватное производство и др.,

И последняя группа культур. Назовите их. Как вы думаете почему эта группа так называется?


Кормовы́е культу́ры — сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на корм животным.

К кормовым культурам относятся многолетние и однолетние кормовые травы (кормовые корнеплоды (кормовая свёкла, турнепс, брюква, морковь, тыква, кабачок, арбуз).

Турнепс (Brassica rapa ssp. rapifera) — ещё её называют Кормовая репа, двулетнее растение из семейства капустных. Турнепс распространён только в культуре. Выращивают турнепс как правило на корм скоту. Корнеплоды скармливают всем сельскохозяйственным животным. В урожайные годы корнеплоды нередко не умещаются даже в большом ведре.

Так же есть растения, которые мешают хорошо расти и развиваться культурным. Что это за растения?

Со́рные расте́ния, сорня́ки (от сор, мусор, засорение) — растения в посевах сельскохозяйственных культур, которые наносят ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая. Давайте посмотрим какие растения к ним относятся. (раздаточный материал). А какие сорные растения вы знаете?

Пыре́й (лат. Elytrígia) — многолетнее травянистое растение; род семейства Злаки, состоящий примерно из 100 видов. Колоски сидячие, у основания колосковых чешуй имеются вмятины, по которым эти чешуи при плоде обламываются

А теперь поговорим о животных поля. (Посмотрите на следующий рисунок). Какие звери обитают на полях.

Полёвковые, полёвки (Arvicolinae или Microtinae) — подсемейство грызунов семейства хомяковых. К полёвкам относятся мелкие мышеобразные грызуны с длиной тела 7-36 см. Хвост всегда короче тела — 5-29,5 см. Весят полёвковые от 15 г до 1,8 кг. Внешне они напоминают мышей или крыс, однако в большинстве случаев хорошо отличающиеся от них тупой мордочкой, короткими ушами и хвостом. Окраска верха обычно однотонная — серая или буроватая.

А как вы думаете, полевка это защитник или вредитель?

Полёвковые — серьёзные вредители сельскохозяйственных культур и природные носители возбудителей туляремии, лептоспироза и других заболеваний.А как вы думаете полевка вредитель или защитник?

А какие еще животные обитают на полях?


Рассмотрим насекомых . Назовите их (Тля,Божья коровка, колорадский жук). Что вы о Божьей Коровке?

Божьи коровки (лат. Coccinellidae) — семейство жуков. Тело божьей коровки полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Как взрослые божьи коровки, так и их личинки питаются тлями; некоторые божьи коровки, равно как их личинки, питаются растениями. В случае опасности жуки поджимают сяжки под голову, а ноги под туловище, притворяются мёртвыми и выпускают желтоватый острый сок, прежде употреблявшийся против зубной боли.

Давайте рассмотрим птиц (наглядное посбие)

Какие птицы изображены (Сокол, конюк, орел)

Соколообра́зные, или дневны́е хи́щные пти́цы — отряд птиц из подкласса новонёбных. Соколообразные отличаются своим крепким телосложением и широкой грудью. Мускулатура лап и груди очень развита, голова большая и круглая. Шея короткая и крепкая. Глаза и ноздри крупные. Птицы из отряда соколообразных известны своим очень развитым зрением. Покрытый у основания голой кожей короткий и сильный клюв, выгнутый вниз. Лапы короткие, сильные, с длинными пальцами, увенчанными длинными и острыми когтями. Большинство охотится на живых зверей.

Как вы думаете птицы являются вредителями для поля?

А теперь выясним, какую роль играют эти животные в этом сообществе. Организмы, живущие в этом сообществе взаимосвязаны. Ярким примером являются пищевые связи. Давайте составим схемы пищевой цепочки по схеме. (На доске)

Растение – раст. Ядное животное – хищник.

Дети составляют в тетрадях, затем проверяем.




Культурные растения — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.



Зерновые, зернобобовые, овощные, масличные, прядильные, кормовые















































Зернобобовые












Соя, фасоль, горох













Овощные культуры









Картофель, морковь, огурец













Масличные









Арахис,подсолнечник, клещевина




















Прядильные растения

Лен, хлопчатник


























Кормовые. Кормовая капуста, турнепс, земляная груша.




















































 полевка,лисица

4. Работа с учебником

Поле – это сообщество, которое создает человек, это искусственное сообщество. Для того, чтобы узнать какую работу выполняет человек, чтобы создать данное природное сообщество, давайте обратимся к учебнику на стр 142



Что такое поле?

Что произойдет с полем, которое забросил человек?

Какая главная забота человека?

Чем поле отличается от остальных, например от луга?













Поле – это искусственное сообщество созданное человеком, если он не будет ухаживать, то оно перестанет существовать,

5. Итог урока

Что вы узнали об обитателях полей?

– Какие обитатели полей мешают человеку?

– Кто является потребителем урожая полей?

- Кто является основным разрушителем в этой системе?

6. Доп. Задание (или задание на дом)

Игра «Да-нет»

Если утверждение верно – поставте рядом +

Если утверждение неверно – поставьте –


- Конюки и совы – это птицы, поедающие грызунов.

- Полевки  - друзья культурных растений.

- Овсюг – это культурное растение.

- Овес – это сорняк.

- Поле – безлесное пространство.

- Вредителей полей нужно уничтожать.

 - Составьте цепь питания поля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по окружающему миру по теме "Лес и человек" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация

Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. 2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью лю...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Строение тела человека"

Конспект урока по окружающему миру + презентация к уроку....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Строение тела человека"

Тема: Строение тела человекаЦели:1. Ввести понятие "внешнее" и "внутреннее" строение тела человека.2. Познакомить с частями и внутренними органами человека.3. Дать первоначальное п...

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Строение тела человека» 3 класс УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему мирупо теме: «Строение тела человека»3 класс УМК «Перспектива»...

Конспект урока по Окружающему миру в 1 классе «Хозяйство человека»

разработка открытого урока по окружающему миру в 1 классе...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Лес и человек"

Конспект урока по окружающему миру "Лес и человек"...