конспект урока по окружающему миру по теме "Лес и человек" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Костенко Лариса Владимировна
Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. 2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов. 3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prirodovedeniya_v_4_klasse.doc51.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_les_i_chelovek.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Костенко Лариса Владимировна, учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №8» г.Топки Кемеровской области

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Перспективная начальная школа», учебник «Окружающий мир 4 класс» О.Н. Федотова.

Тема: Лес и человек.

Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

                               Ход урока.

  1. Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.)  

-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали урок звуками леса?

2.Повторение пройденного материала

Учитель: С какими природными зонами мы уже познакомились на уроках окружающего мира?

Дети: Зона арктических пустынь, зона тундры и зона лесов

Учитель: На последнем уроке  мы говорили  об особенностях лесной зоны, давайте повторим.

 Разминка (ответы в скобках даны для учителя)

Учитель: Постарайтесь быстро ответить на следующие вопросы:

1.  Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)

2.  Где живут белые медведи? (зона Арктических пустынь)

3.  Дорога, упирающаяся во что-нибудь и название птицы, обитающей в зоне Арктических пустынь (тупик)

«ДА» или «НЕТ»

5. Тайга – преимущественно хвойные леса (да)

6. В зоне арктических пустынь очень суровый климат и жизни там нет (нет)

7. Правда ли что дуб хвойное дерево? (нет)

8.Ягель - является основная пища северных оленей (да)

9.Леса бывают лиственные, смешанные и сосновые (нет)

-Прежде чем  перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о растениях и животных  лесной зоны.

           Блицтурнир «Я знаю лес»

-Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный. )

-Назовите  дерево: « Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.» (Сосна.)

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

- Какое дерево является символом России? (Берёза.)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

- Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)

- У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)

- Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)

-Какой бывает лес? Соотнесите названия деревьев и лес, в котором они произрастают (Слайд 2.):

3. Сообщение темы и целей урока.

Объяснение нового материала:

1. Введение темы урока

Учитель: Сегодня мы продолжим говорить о лесе (слайд №3). Прочитайте тему сегодняшнего урока, отгадав ребусы.

Дети: ЛЕС И ЧЕЛОВЕК (информация на слайде)

2. Постановка учебной задачи. (слайд №4)

Учитель: Главный вопрос урока: значение леса для человека. Что бы узнать какое значение имеет лес в жизни человека, давайте посмотрим на лес с разных точек зрения.

- Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик):

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

 

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его самостоятельное чтение по карточкам.

- Так чем же является лес для человека? Приготовьте в тетради таблицу для заполнения (Слайд 4.):  

(Далее работа построена следующим образом:

чтение строчек стихотворения на слайде презентации,

рассматривание иллюстрации,

вывод- заполнение пункта в таблице).    

- Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…» (Слайд 4.)

 ( Слайд 5.)

- А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)

- А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)

-Значит, лес для человека- это источник топлива. ( Слайд 6.)

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес- это источник древесины. ( Слайд 7.)

- В лесу человек находит себе пищу- это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес- это источник пищи. (Слайд 8.)

-« А будет жажда мучить…» Лес- это источник чистой воды. (Слайд 9.)

- А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.) Чем для них является лес? ( Это их дом.)

- Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)

- Значит, лес- это ещё и дом для растений, животных, грибов. (Слайд 10.)

- Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё! Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» и вы узнаете, какую ещё роль играет лес.

  (Чтение вслух.)          

- Какие роли выполняет лес? ( Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)

- Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)

- Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.) (Слайд 11.)

- Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)

- Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)

- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. (Слайд 12.)

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

- Приготовьте для заполнения таблицу (Слайд 13.) :

5. Самостоятельная работа                                      

 - Вам предстоит самостоятельно выяснить  какие экологические проблемы

угрожают лесу. Работаем по схеме « Консультант» (Слайд 14.) и заполняем таблицу. ( «Консультант» - это работа в группах со сменой мест. Информация закреплена за местом. Каждая группа оставляет «консультанта», который следит за ходом работы в группе, в случае затруднений направляет работу в нужное русло, затем сам становится членом этой команды. » Консультантом становится другой .)

Работа по карточкам:

Карточка №1:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал- и вон убежал.

                                 Н. Некрасов

О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении? (Слайд 15.)

Карточка №2:

           «Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

                                            В.Сухомлинский

Чьё поведение в лесу вы считаете  правильным?  О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе? (Слайд 16.)

Карточка №3:

                                                        В. Шефнер

                  « Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?( Слайд 15.)  

                                             

(После самостоятельной работы подвести итог и заполнить таблицу (Слайд 17.).

6. Продолжение работы над новой темой.

- О какой экологической проблеме не упоминалось в карточках?

( О незаконной охоте- браконьерстве.)

-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

- жуки - жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень;

- растения - женьшень, венерин башмачок;

- птицы - филин, утка-мандаринка;

- звери - зубр, амурский тигр.

(Перечисление сопровождается рисунками жуков, растений, птиц и животных, занесённых в Красную книгу)

- В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав дома рубрику « Баргузинский заповедник».

- А что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Впрочем, сами они о себе лучше расскажут.

( Выступление ребят из «ЮНЭКОСа» с рассказом об экологических проблемах и о своей работе сопровождается показом слайда 18.). Они раздают детям памятки « Как разводить костёр».)

7. Итог урока.

Рефлексия:

-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют поднимите красную фигурку, если нет- жёлтую.

( Фигурки деревьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют. )

- Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема- это значит, что вы будете искать пути её решения.

- А теперь вновь обратимся к строчкам из стихотворения (Слайд 19).

8. Домашнее задание.

- К следующему уроку прочитайте в учебнике стр.169 ,составьте 2-3 цепи питания для зоны лесов, найти какие животные Кузбасса занесены в Красную книгу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия по окружающему миру "Жизнь растений осенью" 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Урок-экскурсия в осенний лес. Это увлекательное путешествие будет проходить вместе со сказочной героиней Осенью.Она познакомит ребят с изменениями в жизни растений в это время года....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Что такое погода?" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта по окружающему миру по теме " Что такое погода?" по УМК "Перспективная школа". К данному уроку прилагается Презентация.  ...

План-конспект урока математики по теме "Умножение и деление" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока математики по теме "Умножение и деление"  3 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока "Броски баскетбольного мяча снизу в кольцо" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по физической культуре на тему: "Броски баскетбольного мяча снизу в кольцо" Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспективная начал...

Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цель: Повторить звуки [т] [т’],  и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...

Конспект урока по математике "Сложение числа 6 с однозначными числами" УМК "Перспективная начальная школа" + презентация (1 класс)

Конспект урока по математике "Сложение числа 6 с однозначными числами" УМК "Перспективная начальная школа" (1 класс)...