Тигры и кошки
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Копышенко Евгения Владимировна

Данный урок позволяет развивать у учащихся умения наблюдать за объектами окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tigry_i_koshki.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру.

Тема: Тигры и кошки.

Цели урока:

  1. Развитие умений наблюдать за объектами окружающего мира, характеризовать, анализировать.
  2. Освоение знаний об окружающем мире, знакомство с новыми терминами.
  3. Воспитание позитивного, эмоционально-целостного отношения к окружающему миру.

Ход урока.

Перед началом урока кабинет соответствующим образом оформлен (альбомы, картины и фотографии с изображением представителей семейства кошачьих), используется музыкальное сопровождение. Для проведения первой части урока дети группируются в четвёрки.

Работа начинается с выполнения поделки из заготовленных заранее бумажных квадратиков, её ход следующий:

  1. сгибаем квадратный листок по диагонали и получаем прямоугольный треугольник,
  2. совмещаем острые углы треугольника, намечаем середину самой большой его стороны,
  3. отступив от вершины треугольника 1,5-2 см, загибаем наружу вершину прямого угла,
  4. острые углы получившейся трапеции загибаем от середины гипотенузы вверх - получаются выступающие за край небольшие треугольнички (это ушки кошачьей мордочки),
  5. переворачиваем к себе гладкой стороной (середина гипотенузы - это подбородок) и наносим рисунок (глаза, носик, усы и прочее).

Уже в начале процесса выполнения поделки ребята предполагают, что получается голова кошки, тигра, рыси. Они разрисовывают мордочки на своих поделках, показывают друг другу в четвёрках. Таким образом, определён объект разговора: кошки и тигры.

Далее - рассказ учителя о том, что кошки живут рядом с нами, что у многих есть эти удивительные животные, а тигры являются ближайшими родственниками кошек. Они относятся к одному семейству кошачьих. Так как кошки живут рядом с нами, то мы за ними наблюдаем, подмечаем что-то особенное, интересное в их поведении. О них написано много книг и снято разных фильмов. Этим занимались и просто любопытные наблюдательные люди, и профессионалы-учёные. Существует целая наука, изучающая поведение животных - этология. Далее четвёрки получают первое задание: посовещайтесь в группах, вспомните и расскажите, пожалуйста, об интересных моментах, об особенностях поведения кошек из ваших наблюдений (когда ребятишки рассказывают, обнаруживается, что

они умеют наблюдать за животными, делают это с удовольствием и говорят о своих любимцах много и долго).

Второе задание для четвёрок: познакомиться с четырьмя разными текстами. Один ученик в каждой четвёрке читает и рассказывает свой текст остальным. Обсуждение и пересказ проходят активно, ребята переспрашивают то, что не поняли, уточняют, анализируют, приводят примеры из собственного жизненного опыта (тексты со словами для самоконтроля помещены в конце статьи).

После работы в четвёрках все поделки, сделанные в начале урока, укрепляются на доске.

Второй этап урока начинается с переформирования четвёрок в новые группы учащихся, объединённые одинаковым текстом (для удобства тексты можно упаковать в цветные папки). Число групп зависит от количества детей в классе, их может быть четыре или восемь, то есть по две группы с одинаковым текстом.

Задание для каждой группы заключается в том, что надо создать образ, возникающий после прочтения текста, и представить его в виде стихотворения, рисунка, пантомимы и ВСЕГО, что подскажет детская фантазия.

Все работы ребят прикрепляются к доске вместе с ранее сделанными поделками, происходит афиширование: все просматривают свои и чужие произведения.

Урок заканчивается рефлексией.

Текст №1.

Особенности кошек.

Глаза у кошек велики по сравнению с размерами их головы. У них, в отличие от человека, есть третье веко, известное под названием «мигательная перепонка». Оно ослабляет яркий свет и защищает глаз от повреждений.

При ярком свете зрачок кошки сужается и превращается в узкую вертикальную полоску, а в темноте расширяется и становится круглым. Глаза у кошки обладают удивительным свойством: они светятся в темноте.

У кошек очень сильно развиты органы слуха и зрения. Посредством слуха они могут находить добычу, даже не видя её. При этом уши них никогда не бывают большими.

Когда кошку гладят по шерсти в сухую погоду или в сухом помещении, шерсть от трения быстро электризуется. Если гладить долго и сильно, то возникает разряд - искра. Это вызывает у кошки неприятные ощущения. Когда кошка подкрадывается к добыче, её запах не чувствуется, потому что ни на теле, ни на голове кошки нет потовых желёз. Потеют у неё только концы лапок, но они плотно прижимаются к земле

На кошачьей мордочке имеются длинные усы по сторонам рта и щетинки над глазами. Они называются вибриссами и служат для ощупывания предметов. Если отрезать у кошки усы, она становится беспомощной, беспокойной, теряет способность к деятельности. Уверенность к животному возвращается по мере отрастания усов.

На подушечках лап находится тонкий, плохо проводящий тепло слой. Он позволяет кошке дахе в самый сильный мороз ходить по снегу, не обмораживая лап.

-Глаза

. •        Электризация шерсти

-Выделения пота

-Вибриссы

-Защита лап

Текст №2.

Тигриная семья.

Тигры могут жить до пятидесяти лет, однако в природе очень редкие животные достигают такого возраста. Чаще всего они доживают только до 20 - 30 лет. Дня спокойной жизни хищнику необходимы удобные логовища, обилие пищи и близость водопоев. Территория охоты взрослого тигра не менее 400 квадратных километров; тигр постоянно обходит участок, протаптывая тропы.

Тигры хорошо лазают по деревьям и плавают даже по быстрой воде, очень свирепы и кровожадны. Приручённые и любящие ласку животные послушны лишь до тех пор, пока признают в человеке своего повелителя.

У тигрицы обычно рождается от двух до четырёх слепых детёнышей, в это время мать должна защищать их и от отца, который тоже может их съесть. Поэтому тигрицы, как и все кошки, стараются скрыть своё гнездо.

Через неделю у детёнышей открываются глазки. Все их игры - это подготовка к серьёзной охоте. Самая первая игра кошачьих - охота за кончиком маминого хвоста, и к этому занятию сама мать относится с удовольствием.

Поражает чистота, в которой она держит малюток с самого раннего возраста. Тигрица не терпит грязи в логовище и поблизости от него, без отдыха чистит, лижет и гладит детёнышей своим шершавым языком. Её толстый язык покрыт тонкими роговыми, загнутыми назад шипами, сидящими на больших бородавках.

Тигрята живут с мамой два-три года, пока не станут взрослыми. Из всех тигрят выживает не больше половины.        

-Продолжительность жизни

-Место обитания

-Количество детёнышей

-Игры

-Гигиена

Текст №3.

Движения кошки.

В отличие от других животных, кошка, став домашней, почти не изменила своего вида. Походка у кошки необычная - она делает шаг попеременно то обеими правыми, то обеими левыми лапами. Такой шаг называется иноходь.

Лапа кошки состоит из сорока мышц. Только восемь из них работают при движении, остальные отдыхают.

Кошка при беге может развивать скорость до 50 км/час, прыгать в высоту до трёх метров, а в длину - до пяти метров.

При прыжке спина кошки как бы расширяется. Это позволяет ей планировать. Кошка напоминает при прыжке большой парашют. Из какого положения она ни падала бы, приземляется на все четыре лапы.

Падающая кошка изменяет положение тела с помощью хвоста. Хвост при этом вращается, а тело животного поворачивается в обратном направлении до тех пор, пока органы равновесия кошки не отметят, что её голова заняла правильное положение относительно земли. В конце падения кошка сводит все лапы вместе, выгибает свою спину, хвост и приземляется, как на пружине.

Эту технику поворота стали использовать космонавты.

Вращение ногами помогает им разворачиваться в невесомости.        

-Походка

-Бег

-Прыжок

-Падение

-Кошка и космос

Текст №4. Охотник.

Тигр - один из крупнейших представителей семейства кошачьих, по силе и размерам может сравниться только со львом.

Длина его достигает 317 см, длина хвоста - до 1 м, вес - до 272 кг. Может нанести когтем рану до 12 см глубиной и одним ударом лапы сломать верблюду бедренную кость, а в зубах тащить целого быка несколько километров.

Чаще всего добычей ему служат копытные - кабаны, олени, но охотится он и на крокодилов, рыб и черепах. В пищу идёт всё, включая насекомых. Слон, носорог и буйвол - единственные противники, которых этот дерзкий и сильный охотник оставляет в покое, и то не всегда.

Интересно, что буйволы не только не боятся огромной кошки, но даже сами нападают на неё, чего не отваживается делать даже слон. И часто удары мощных рогов оказываются эффективнее когтей тигра.

Не ограничиваясь животными, тигр нападает и на человека. Только в Индии в конце позапрошлого века от когтей огромных кошек погибало до тысячи человек в год.

Тигров истребляли различными способами. В результате они оказались на грани вымирания. К семидесятым годам прошлого века их оставалось не более 6 тысяч.

В 1973 году тигра занесли в Красную книгу и запретили на него охоту полностью во всех странах. Сейчас количество этих животных выросло до двадцати тысяч.

У нас в стране обитает постоянно около 150 королевских тигров (Приморский край) и около двухсот амурских, с более густой шерстью и небольшой гривой.

-Размер тигра

-Охрана тигра

-Пища тигра

--Численность

-Враги тигра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – исследовательская работа "Наши любимцы – кошки. Для чего кошки появились в жизни человека"

Тема: Наши любимцы – кошки. Для чего кошки появились в жизни человека.Объект исследования  - кошки и их жизнь рядом с человеком в условиях современного мира.Цельданного исследования – выясн...

«По следам уссурийского тигра»

Сценарий конкурсной программы для учащихся начальной школы. Может быть полезен при узучении краснокнижных видов животных, а также при проведении Дня тигра в школе. ...

Проект «Кошки? Кошки…Кошки!»

Совместный проект ученицы 4 класса и учителя, реализованный на занятиях по внеурочной деятельностиЦель:доказать, что кошки удивительные, интересные домашние животные. Задачи:—  Выяснить, ког...

Тема : « Кошки – ласковые тигры. Хищники семейства кошачьих »

Цели  :  1) дать учащимся представление о кошках и хищниках семейства кошачьих ;               2) учить учащихся видеть ...

Занятие по внеурочной деятельности «Почемучки» Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

Занятие по внеурочной деятельности «Почемучки» Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?...

Кошки это кошки

Познавательно-игровая программа о кошках...

Технологическая карта по технологии на тему «Кошка и мышка» Изделие: мышка и кошка из пластилина 1 класс

Цели урока: освоение приемов: скатывание, вытягивание, примазывание, отщипывание, научить детей лепить мышку и кошку.Тип урока: развивающее обучение (урок конструирования).Планируемые результаты:- пре...