Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс "Вода и ее свойства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Павлова Светлана Владимировна

УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. Урок составлен в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Учитель

Павлова Светлана Владимировна

Место работы

МКОУ «Лицей» СП НОШ №6

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Вода и ее свойства

Класс

2 в

Предметная программа и ее автор

 УМК «Перспективная начальная школа»

Окружающий мир. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.

Тип урока

урок усвоения новых знаний

цель

Познакомиться со свойствами воды. Доказатьих на практике.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор

Материал

Окружающий мир: 2 класс -  учебник;

 Лабораторное оборудование.

Соль, сахар,  лимон, речной песок, цветные полоски, фломастеры, цветные карандаши, индикаторы (зеленый, желтый, красный).

 

Этап урока

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

 

 Осуществляемые действия

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

-А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

-  Давайте подарим  друг другу улыбку и начнем урок.

- Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

-Проверяют готовность и самоготовность к уроку.

Личностные: самоопределение;

 Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели  урока.

 

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

- Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:

Без рук, без ног

На гору ползет.

Кто сильнее всех на свете?

Что в руках не удержать?

Что в решете не унесешь?

Что в гору не выкатишь?

-Молодцы!

(Вывесить табличку на доску «ВОДА»)

- Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель.

- Сделайте отметку в листе самооценке.

- Вода.

-Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке -  это ВОДА.

-  проводят самооценку в индивидуальном листе (Приложение 1)

 

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

3. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели  урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия.

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Давайте посмотрим на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой.

-Что изображено голубым цветом на глобусе?

-Молодцы!

 -А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока.

-Ребята а  мы с вами знакомы со свойствами воды?

-Так значит какая цель нашего урока?

-Верно! –Молодцы!

-Давайте еще раз грамотно попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия.

- А  знакомиться с  этими свойствами мы будем  с помощью опытов.

-Да.

-Изображены моря, океаны нашей планеты.

Доклад ученика, подготовленный заранее. (Приложение 2)

 

-нет.

-познакомиться со свойствами  воды.

- Тема занятия: «Вода и ее свойства»

Цель занятия «Изучить свойства воды».

Познавательные: логический – анализ объектов с целью

выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь  извлекать важную информацию из доклада одноклассника.

5. Физминутка  

6. Практическое  применение знаний.

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

- Организую работу в группах.

- Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах.  (Приложение3)

- Готовность группы показываем с помощью индикаторов.

- Работают в группах: распределяют обязанности (капитан, секретарь, лаборант, помощник), проводят опыт с водой в соответствии с заданием.

-Фиксируют свои наблюдения на листах «Наблюдателя». Вывод о свойстве, оформляют на отдельном листе.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

   

 

7. Первичная проверка понимания.

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

- О каких свойствах воды вы узнали.

 

 

 

 

- Ответы детей.

Капитаны от каждой группы по очереди выходят к доске, вывешивают листы с выводом и поясняют.

- заполняют соответствующую графу в листе самооценки.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка.

- Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.

1.Задание – из Толкового словаря выписать определение «Вода – это…»

2. Задание – записать пословицы и поговорки о воде.

3.Задание – выписать из фразеологического словаря фразеологизмы о воде и дать им свое толкование.

- учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.

9.Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

- С каким веществом мы работали сегодня на уроке и что нового мы про него узнали?

- А мы часто используем  воды в быту?

-А вот о том как правильно и рационально использовать воду в быту и как правильно применять ее свойства  мы поговорим с вами на след уроке.

- Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали!  

-Выполните в листе самооценке последние отметки.

-А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат капельки воды, нарисуйте в виде  улыбки на ней, свое настроение от урока,  тем цветом, который присутствует на   наших индикаторах, соответственно.

- а теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала).

- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!

 - Мы работали на уроке с водой, изучали ее свойства.

- Да.

-Заполняют последнюю графу.

Дети рисуют улыбку – зеленным цветом, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно.

(цвет улыбки, соответствует также и цвету в листах самооценки).

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Приложение 1

Лист самооценки

Фамилия  Имя  класс

Предмет

Тема урока

Зеленый    0

Желтый    0

Красный  0

  1. Определение темы и цели урока.

  1. Распределение обязанностей в группе.

  1. Выполнение обязанностей в группе.

  1. Все ли было понятно?

  1. Понравился ли урок.

  1. Как ты оцениваешь свою работу на уроке.

Приложение 2

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха открывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.  

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

 Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.  

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.

Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

- Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами

 

Приложение 3

ОПЫТ 1. (Форма воды.)

Приготовьте разную посуду, например, стакан, пробирку, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание:  какую форму приобретает вода? Вывод…..

ОПЫТ 2. (Цвет воды.  Прозрачность воды).

Приготовь полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной?   Какого же цвета вода?  

Вывод…

 Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти в стакан. Что можно сказать о прозрачности воды?  

Вывод…

ОПЫТ 3. (Вкус воды )

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука?  Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой?  

Вывод….

Опыт 4.(Запах воды)

Когда твоя мама печет пирожки, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее.

Вывод…..

ОПЫТ 5. (Текучесть воды.)

Приготовь плоскую тарелочку.  Вылей на неё из пробирки  немного воды. Что ты заметил? Наклони тарелочку. Что произошло с водой?

 Возьми один стакан пустой. Другой - с водой. Перелей воду в пустой стакан.  Подумай какое свойство воды  проявляется.

Сделай вывод…

ОПЫТ 6. (Вода – растворитель.)

Приготовь четыре стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром, мелом, песком. Попробуй на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода?   Теперь обрати внимание на соль, сахар, мел, песок, которые ты опускал в воду.    

  Почему не видно соли и сахара?    

Вывод…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Вода и её свойства".

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Вода и её свойства"....

Технологическая карта урока (Окружающий мир 2 класс) Вода и ее свойства

Технологическая карта урока (Окружающий мир 2 класс) Вода и ее свойства...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Свойства полезных ископаемых", 2 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о свойствах полезных ископаемых. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о свойст...

Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)

Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...

Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его свойства" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: ознакомление детей с воздухом, его составом и свойствами; формулирование понятия о ветре и причинах его возникновения; ознакомление со значением воздуха для живых орган...