«Родина – что же это такое?» Урок окружающего мира во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: «Родина – что же это такое?»

Цели:

  • формирование системных представлений о государственных символах России;
  • формирование навыка размышлять и анализировать;
  • воспитания чувства любви к родному Отечеству;
  • формирование активной позиции гражданина России;
  • формирование умений и навыков работы в группе.

Оборудования:

  • слайдовая презентация;
  • фонограмма гимна России;
  • альбомные листы;
  • цветные карандаши (красные, синие);
  • Толковые словари;
  • девайсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: «Родина – что же это такое?»

(по программе «Начальная школа XXI века»)

Разработала учитель начальных классов Гурьева Л.Ю.

Цели:

  1. формирование системных представлений о государственных символах России;
  2. формирование навыка размышлять и анализировать;
  3. воспитания чувства любви к родному Отечеству;
  4. формирование активной позиции гражданина России;
  5. формирование умений и навыков работы в группе.

Оборудования:

  1. слайдовая презентация;
  2. фонограмма гимна России;
  3. альбомные листы;
  4. цветные карандаши (красные, синие);
  5. Толковые словари;
  6. девайсы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке очень важная для нас тема, поэтому настройтесь на серьёзную работу.

  1. Постановка темы и целей урока.

Учитель: - Внимательно посмотрите на слайды, прочитайте на них стихотворения.

(Слайды о российской природе)

(Слайды со стихами – Что мы Родиной зовём?

 Дом, где мы с тобой живём,

                                         И берёзки, вдоль которых

                                         Рядом с мамой мы идём.

                                              Что мы Родиной зовём?

                                               Поле с тонким колоском,

                                               Наши праздники и песни,

                                               Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

                                          Всё, что в сердце бережём,

                                          И под небом синим-синим,

Флаг России над Кремлём.)

Учитель: - Скажите тему нашего урока.

(рассуждения учащихся. Тема нашего урока: «Родина – что же это такое?»

Учитель: - С какой целью мы будем изучать эту тему? Посмотрите на зрительные метки в классе, прочитайте слова. Они вам помогут сформулировать цели нашего урока.

(На зрительных метка висят слова:Россия, Отечество, столица, президент, государственные символы, патриотизм).

(Рассуждения учащихся).

  1. Основная часть урока.
  1. Работа с учебником. Дифференцированная работа. (сильные учащиеся работают с текстом учебника стр.100-101; слабые учащиеся получают карточки).

(На карточке рассказ К.Д. Ушинского. «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.)

- Какие же другие имена есть у нашей страны?

Учитель: - О ком и о чем скучал папа в Америке? Почему?

-Чтобы проверить правильность наших ответов прочитаем Рубрику «Обрати внимание!»

  1. Работа в группах.

Учитель: - В мире очень много стран. Они по-своему интересны и уникальны. Каждая из них имеет свою государственную символику.

- Что мы относим к государственным символам? (флаг, герб, гимн)

(Учащиеся работаю в группах.)

Задания для 1 группы:1) Раскрасьте изображение флага;

                                           2)Соотнесите цвета флага со слова-символами;

                                           3) Представьте свою работу у доски. Устно рас-

скажите что вы знаете о российском флаге.

Задания для 2 группы: 1) Выберите российский герб изпредложенных;

                                            2) Письменно перечислите, что изображено на

гербе и что они символизируют;

                                           3)Представьте свою работу у доски. Устно рас-

скажите что вы знаете о российском герб.

Задания для 3 группы: 1)Прочитайте гимн России в своей группе;

                                            2)Найдите и выпишите из толкового словаря

                                               Значения слов: держава, священная, великая,

                                               Отечество;

                                            3)Представьте свою работу у доски. Устно рас-

скажите что вы знаете о российском гимне.

(Группы представляют свои работы, учитель дополняет ответы детей (см. Приложение1)).

Учитель: - Мы внимательно прослушали выступление последней группы о российском гимне. Хочется еще раз повторить фамилии и имена людей, написавших российский гимн. Текст российского гимна написал Сергей Михалков, мелодию – композитор Александр Александров.

- А сейчас мы стоя прослушаем российский гимн.

(Прослушивание гимна).

Учитель: - Какие чувства возникли у вас при слушании гимна?

Многие из вас по телевизору видели трансляцию олимпийских игр. Во время звучания российского гимна некоторые спортсмены проливают слёзы. Это эмоциональное отношение к Родине, которое выражается в готовности служить ей, называется патриотизмом.

  1. Закрепление. Практическая работа на девайсах.

Учитель: - Вы очень активно работали в группах, а теперь поработаем на девайсах. Выполните тест.

(Тест из 7 вопросов. На выполнение работы даётся 7 минут. Оценка в баллах.)

  1. Итог урока.

Учитель: - Таким образом, пришло время подвести итоги урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Мне захотелось…                                 У меня получилось…

- Я понял…                                                Было интересно…

- Было трудно…

- А закончим мы урок словами стихотворения М. Лисянского

Моя Родина.

Великую землю,                                                            Мы Родиной светлой,

Любимую землю,                                                          Мы Родиной милой,

Где мы родились и живём,                                        Мы Родиной нашей зовём.

- Спасибо за работу, ребята! Вы молодцы!

Приложение 1.

Дополнительный материал для учителя

О государственном флаге.

Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. У России флаг трехцветный.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.

  Отцом российского флага историки считают императора России Петра1. Именно он сам нарисовал образец знамени и 20 января 1705 года издал указ «На торговых всяких судах… быть знаменам по образцу…».

  В 1858 году при Александре 2 цвета на государственном флаге изменились: черно-желто-белый.

  В 1883г. – «второе рождение» бело-сине-красного флага России, который просуществовал до 1918 года. В 1918 году его сменил красный революционный флаг.

  Третье рождение триколора произошло в 1991 году.

О государственном гербе.

  Русское государство было образовано при князе Иване 3. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван 3 объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, новый герб.

  Иван3 женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображен орел, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван3 решил, что и на гербе России тоже должен быть орел, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.

  Но почему у орла две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Скипетр – символ власти, держава – символ могущества страны.

  Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

  На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

  Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

О государственном гимне.

В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну.

Пословицы и поговорки о Родине

  1. Велика святорусская земля, а везде солнышко.
  2. Всякая птица свое гнездо любит.
  3. Всякому мила своя сторона.
  4. Где кто родился, там и пригодился.
  5. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
  6. Дома и стены помогают.
  7. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  8. Родина краше солнца, дороже золота.
  9. Родина – землица и во сне снится.
  10. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  11. Человек без Родины – что соловей без песни.

Приложение 2

Тест на девайсах

  1. Торжественная песня, прославляющая свою страну – это …
  1. Герб
  2. Гимн
  3. Флаг
  1. Отличительный знак государства, изображаемый на монетах, печатях и других официальных документах – это …
  1. Герб
  2. Гимн
  3. Флаг
  1. Прямоугольное  трехцветное полотнище определенного размера – это …
  1. Герб
  2. Гимн
  3. Флаг

            4.Птица, изображенная на российском гербе.

                 1. орел

                 2. сокол

                 3. синица

            5. Жезл – символ власти – это …

                 1. скипетр

                 2. держава

                 3.корона

            6. Золотой шар с крестом наверху – это …

                 1. скипетр

                 2. держава

                 3.корона

            7. Отцом российского флага историки считают …

                1. Георгий Победоносец

                2. Петр I

                3. Иван III


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

III Всероссийский дистанционный конкурс «Творческая лаборатория педагога» Урок окружающего мира для учащихся 2 класса по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Родина – что же это такое?» Разработала: учитель начальных классов Гурьева Лиана Юсуповна, МБОУ СОШ №3, г. Салехард

Слайд 2

Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.

Слайд 3

Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни, Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.

Слайд 4

Что мы Родиной зовём? И под небом синим-синим Всё, что в сердце бережём, Флаг России над Кремлём.

Слайд 5

Родина – что же это такое ?

Слайд 6

Ты сегодня узнаешь что такое Россия Родина Государственные символы Столица Патриот Отечество Президент Ты сегодня узнаешь что такое

Слайд 7

Цель: Расширить представления о Родине. Познакомиться с государственными символами России. Формировать чувство любви к Родине.

Слайд 8

Государственными символами страны являются: ГЕРБ ФЛАГ ГИМН

Слайд 9

Герб России У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.

Слайд 10

Белый цвет – берёзка. Синий - неба цвет. Красная полоска- Солнечный рассвет. Флаг России

Слайд 11

1.Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! 2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Припев: 3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев: Гимн России Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова.

Слайд 12

Россия – Родина Моя, Прекрасна ты и многолика. Твои поля, леса, луга И на речной равнине блики Я восхваляю!

Слайд 13

Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краёв, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов. Россия – многонациональная страна.

Слайд 14

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ kuharka.ru – хлебное поле kruiz-n.ru – Москва http://www.socobraz.ru/index.p… - С чего начинается Родина . Моя малая родина .



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование– 2 класс

п/п

№ урока в четверти

Раздел

Тема урока

Элементы содержания

Типы уроков, используемые методики,

технологии, ТСО

Вид

диагностики и контроля

Дата

Корректи

ровка

1 четверть – 16 часов

1

Человек и общество.

2.1

Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; различать государственные символы России;

Анализировать информацию учебника; различать национальные языки и государственный язык России; извлекать из различных источников сведения о символах России.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков. .                

1). Технология раскрепощённого развития детей.

2). Технология деятельностногоподхода.

01.09

2

Человек и общество.

2.2

Россия – многонациональная страна.

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить; рассказывать о народах, живущих в России, их обычаи, характерные особенности быта.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

03.09

3

Человек и общество.

2.3

Экскурсия. Город и село. Родной город.

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить; сравнивать город и село; рассказывать о своём доме по плану;

Формулировать выводы; распределять обязанности по выполнению проекта; собирать информацию о выдающихся земляках; проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; оценивать свои достижения.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

Экс.-1

08.09

4

Человек и общество.

2.4

Входная административная контрольная работа.

 Понимать учебную задачу урока, формулировать выводы из изученного материала; выполнять тестовые задания.

Урок развивающего  контроля .

Технология раскрепощенного развития детей.

Вход. Конт.раб.-1

10.09

5

Человек и общество.

2.5

Коррекция актуального уровня знаний, необходимого для продления обучения   .

Закреплять умения понимать учебные задачи.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

 Технология раскрепощённого развития детей.

15.09

6

Человек и природа.

1.1

Неживая и живая природа.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; классифицировать объекты природы по существенным признакам; различать объекты неживой и живой природы; устанавливать связи м/у живой и неживой природой;

работать в паре.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Игровая технология (ролевая игра).

17.09

7

Человек и природа.

1.2

Примеры явлений природы: смена времён года

 Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

работать в паре: различать объекты и явления природы;приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

. Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

22.09

8

Человек      и природа.

1.3

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить; наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;приводить примеры погодных явлений;сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа.

. Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

24.09

9

Человек и природа.

1.4

Экскурсия в парк. Осень.

Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

Экс.2

29.09

10

Человек и природа.

1.5

Неживая природа осенью.

Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

01.10

11

Человек и природа.

1.6

Живая природа осенью.

Наблюдать изменения в живой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в живой природе

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

06.10

12

Человек и природа.

1.7

Перелётные птицы.

Характеризовать способы питания, условий необходимых для жизни. Перелетные и зимующие птицы. Подготовка к зиме пресмыкающихся, земноводных и лесных зверей.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

08.10

13

Человек и природа.

1.8

Звёзды и планеты.

Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (дифференцированное обучение).

Технология раскрепощенного развития детей.

13.10

14

Человек и природа.

1.9

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Практическая работа. Знакомство с горными породами и минералами.

Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы. Работать в паре.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (дифференцированное обучение).

Технология раскрепощенного развития детей.

Пр.раб 1.

15.10

15

Человек и природа.

1.10

Значение воздуха для растений, животных, человека.

Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (дифференцированное обучение).

Технология раскрепощенного развития детей.

20.10

16

Человек и природа.

1.11

Вода. Состояния воды, её распространение в природе.

Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

22.10

2 четверть – 15часов

1

Человек и природа.

1.12

 Растения, их разнообразие.

Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (дифференцированное обучение).

Технология раскрепощенного развития детей.

05.11

2

Человек и природа.

1.13

Животные, их разнообразие.

Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (дифференцированное обучение).

Технология раскрепощенного развития детей.

10.11

3

Человек и природа.

1.14

Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (дифференцированное обучение).

Технология раскрепощенного развития детей.

12.11

4

Человек и природа.

1.15

Дикорастущие и культурные растения.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (дифференцированное обучение).

Технология раскрепощенного развития детей.

17.11

5

Человек и природа.

1.16

Дикие и домашние животные.

Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков. Личностно-ориентированная технология (дифференцированное обучение).

Технология раскрепощенного развития детей.

19.11

6

Человек и природа.

1.17

Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

Практическая работа.

«Как ухаживать за комнатными растениями».

Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков. .

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

Пр.раб. 2

24.11

7

Человек и природа.

1.18

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Работать в группах.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

26.11

8

Человек и природа.

1.19

Дикие и домашние животные.

Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах.

. Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

01.12

9

Человек и природа.

1.20

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

03.12

10

Человек и природа.

1.21

Посильное участие человека в охране природы..

Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

08.12

11

Человек и природа.

1.22

Природные объекты и предметы, созданные человеком.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов.Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

10.12

12

Человек и общество.

2.6

Зависимость жизни человека от природы.

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

15.12

13

Человек и общество.

2.7

Закрепление по теме: «Природные объекты и предметы, созданные человеком».

Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять рассказ.

Урок  систематизации знаний.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

17.12

14

Человек и общество.

2.8

Административная контрольная работа по итогам 1 полугодия.

Выполнять тестовые задания, оценивать правильность предложенных ответов.

Урок развивающего контроля.Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

Конт.раб- 2

22.12

15

Человек и общество.

2.9

Коррекция актуального уровня знаний, необходимого для продления обучения  

Закреплять умения понимать учебные задачи.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

 Технология раскрепощённого развития детей.

24.12

3 четверть –20часов

1

Правила безопасной жизнедеятельности.

3.1

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Правила здорового образа жизни в осенний период. Приобщение детей к игровой культуре народов России.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

12.01

2

Человек и общество.

2.10

 Охрана памятников истории и культуры.

Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

14.01

3

Человек и общество.

2.11

Профессии людей. Проект «Профессии».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы  детям хотелось стать.Работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях.Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

19.01

4

Человек и общество.

2.12

Виртуальная экскурсия «Город Салехард – столица ЯНАО».

Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

Экс. 3

21.01

5

Человек и природа.

1.23

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

26.01

6

Человек и природа.

1.24

Зима. Признаки зимы.

Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

28.01

7

Человек и общество.

2.13

Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села».

Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

02.02

8

Правила безопасной жизнедеятельности.

3.2

Общее представление о строение тела человека. Гигиена систем органов.

Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов. Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

04.02

9

Правила безопасной жизнедеятельности.

3.3

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.

Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

09.02

10

Правила безопасной жизнедеятельности.

3.4

 Правила противопожарной безопасности.

Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту. Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

11.02

11

Правила безопасной жизнедеятельности.

3.5

Правила безопасного поведения в природе.

Опасные незнакомцы.

Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых. Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

16.02

12

Человек и общество.

2.14

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции.

Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

18.02

13

Человек и общество.

2.15

Семья – самое близкое окружение человека. Проект «Родословная»

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Договариваться и приходить к общему решению; допускать возможность существования других точек зрения.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

23.02

14

Человек и общество.

2.16

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке.

Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

25.02

15

Человек и общество.

2.17

Культура поведения в общественных местах. Правила вежливости.

Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

02.03

16

Человек и общество.

2.18

Друзья, взаимоотношения между ними.

Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать различные ситуации за столом.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

04.03

17

Человек и общество.

2.19

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в общественных местах.

Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

09.03

18

Человек и общество.

2.20

Правила взаимоотношений. Обобщающий урок по теме: «Общение»

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

.Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

11.03

19

Человек и природа.

1.25

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

16.03

20

Человек и природа.

1.26

Ориентирование на местности.

Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

18.03

4 четверть – 17  часов

1

Человек и природа.

1.27

Компас.

Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу. Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

30.03

2

Человек и природа.

1.28

Формы земной поверхности.

Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

01.04

3

Человек и природа.

1.29

Водоёмы, их разнообразие.

Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.  Личностно-ориентированная технология.

06.04

4

Человек и природа.

1.30

Экскурсия. «Весенняя прогулка в парк»

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

Экс.-4

08.04

5

Человек и общество.

2.21

Путешествие по родной стране. Города России.

Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

13.04

6

Человек и общество.

2.22

Россия на карте, государственная граница России.

Учиться правильно показывать объекты на настенной карте, осваивать приёмы чтения карты.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

15.04

7

Человек и общество.

2.23

 Москва – столица России.

Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

20.04

8

Человек и общество.

2.24

Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие.

Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

22.04

9

Человек и общество.

2.25

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности.

Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

27.04

10

Человек и общество.

2.26

Города России. Саратов – старинный город.

Рассказать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях города России на Волге.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

29.04

11

Человек и природа.

1.31

Глобус как модель Земли.

Решение проблемного вопроса: «Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?

Знакомство с изображениями. Земли в древности. Линия горизонта.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

04.05

12

Человек и природа.

1.32

 Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

06.05

13

Человек и общество.

2.27

Закрепление по теме: «

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте».

Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках.

Урок  систематизации знаний.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

11.05

14

Человек и общество.

2.28

Административная онтрольная работа по итогам года.

Выполнять тестовые задания, оценивать правильность предложенных ответов.

Урок развивающего контроля.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

Кон.раб.-3

13.05

15

Человек и общество.

2.29

Коррекция актуального уровня знаний, необходимого для продления обучения  

Закреплять умения понимать учебные задачи.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

 Технология раскрепощённого развития детей.

18.05

16

Человек и общество.

2. 30

Праздник в жизни общества.

Народные обычаи летних старинных праздников, их глубокий нравственный смысл, связанный с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов. Традиции празднования летнего нового года по старинному  календарю. Нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. Итоги полученным в течение года знаниям.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

20.05

17

Человек и общество.

2.31

 Важные сведения из истории родного края.

Народные обычаи летних старинных праздников, их глубокий нравственный смысл, связанный с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов. Традиции празднования летнего нового года по старинному  календарю. Нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. Итоги полученным в течение года знаниям.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Личностно-ориентированная технология (индивидуальная).

Технология раскрепощенного развития детей.

25.05



Предварительный просмотр:

  1. Департамент образования Администрации МО г. Салехард
  2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  3. «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрено»

протокол №1 от 24.08.2020г.

заседания НМС  

«Согласовано»

24.08.2020г.

«Утверждено»

Приказ № 285 – О от 24 августа.2020г.

Председатель НМС

Зам.директора по УВР

Директор школы

________________

______________

___________________

Рабочая программа по окружающему миру

  1. Гурьевой Лианы Юсуповны
  2. Уровень:  начальное общее образование
  3. Класс: 2 «Б»
  4. Срок реализации: 1год
  5. Разработана на основе Примерных программ  по учебным предметам.  Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- М. :  Просвещение, 2010.  (Стандарты второго поколения); учебного плана и авторской программы А.А. Плешакова (Окружающий мир «Школа России» 1-4 классы начального общего образования  М.Просвещение, 2014

  6. Учебник:

  7. 2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч.. – М. : Просвещение,2019г. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях.

Салехард

2020 г

1. Планируемые результаты освоения учебной программы   по курсу «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностныхУУД:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих

регулятивныхУУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Обучающийся получит возможность для формированияследующихпознавательных УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Обучающийся получит возможность для формированияследующихкоммуникативных УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
  •  проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей:

Учебная (образовательная)

       компетентность

Компетентность взаимодействия (коммуникации)

Информационная компетентность

Социальный  опыт

  • производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
  • производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
  • различать оценку личности от оценки действия;
  • сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные «дефициты»;
  • выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
  •  задавать «умный» вопрос взрослому или сверстнику;
  • отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации учителем;
  • указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
  • совместно с другим (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.

  • использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
  • инициировать «умный  вопрос к взрослому и сверстнику;
  • различать оценку действия и оценку личности;
  • договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
  • строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями  участников   учебного  диалога.
  • оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры;
  • отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание;
  • понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления

  • проводить самостоятельные наблюдения;
  • формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
  • использовать знаково-символические средства (чертежи, формулы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения.
  • точно излагать полученную информацию;
  • задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;
  • работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала;
  • уметь   переводить информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

уметь обрабатывать полученную информацию:

- делать вывод на основе полученной информации, приводить аргументы, подтверждающие вывод

  • владеть развитыми формами игровой деятельности (сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры-драматизации); удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре; воплощать в игровом действии; удерживать правило и следовать ему, создавать и воплощать собственные творческие замыслы;
  • организовывать рабочее  место, планировать работу и соблюдать технику  безопасности  для разных  видов деятельности  первоклассника (учебная, изобразительная, трудовая и т.д.);
  • руководствоваться выработанными правилами жизни в классе;
  • определять по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать;
  • управлять проявлениями своих эмоций.
  • ориентироваться в окружающем пространстве (выборе цели передвижения, планировании маршрута и др.) и времени (определении времени по часам в часах и минутах, определении времени события, последовательности событий);

  • получать ответы на возникающие у детей вопросы об окружающем мире — определении подходящего способа получения ответа (самостоятельное наблюдение, экспериментирование, поиск информации в разнообразных информационных источниках), осуществления своей цели;

осуществлять уход за своим телом по мере необходимости — осуществлять поддерживающие гигиенические мероприятия, закаливающих процедур, уметь почувствовать и осознать симптомы начинающейся болезни (в том числе, обращении за помощью к взрослому в нужный момент), осуществлять простейшие саморегуляции, самообслуживания;

*осуществлять учебную работу в школе (в классе, группе, паре, разновозрастных группах, индивидуально) и самостоятельной учебной работы (выбор занятия, самоорганизация, простейшее планирование и т.д.)

2. Содержание учебного предмета

№ раздела по порядку

Общее количество часов

Название раздела

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

118

Человек и природа

22

32

33

31

2

118

Человек и общество

25

31

30

32

3

25

Правила безопасной  жизнедеятельности

10

5

5

5

261

Общее количество часов

57 часов

68 часов

68 часов

68 часов

3. Циклограмма тематического контроля 2 класса

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

всего

Практические занятия

1

1

2

Контрольная  работа

1

1

1

3

Экскурсии

1

1

1

1

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Разработка урока окружающего мира.Тема: Древнерусская культура....

Нестандартный урок окружающего мира. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок-экскурсия в музей хлеба: Окружающий мир.Учебник:  Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир».Класс: Первый.Тема: Как из зерна получилась булка.Цель: Сформировать представления о процессе выращив...

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира на тему: "Что такое семья". ...

Урок окружающего мира 4 класс УМК " Начальная школа XXI века"

Класс: 4Предмет: окружающий мир, УМК «Начальная школа XXI»Тема: Россия и её соседи.Цель: изучение стран-соседей России....