Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Гладышева Елена Анатольевна

Конспект урока окружающего мира на тему: "Что такое семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_gladysheva_e.a.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №131» города Барнаула

Конспект урока окружающего мира

на тему:

"Что такое семья"

2 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

                                                                                                 

   Выполнила: учитель начальных классов 

 МБОУ «Гимназии №131»

 Гладышева Елена Анатольевна

                                                                                                                                                                   

                                                                                                             

2013 г.


Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесный, проблемный, практический, наглядный.

Технологическая карта урока

Тема урока

Вместе дружная семья

Цель урока

Задачи

Для учителя

Для учащихся

- обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи.

Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, навыкам создания презентаций учащихся по теме урока, творческие способности учащихся, навыки работы в паре, умение ставить вопросы, находить нужную информацию.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через пословицы; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, внимательное и заботливое отношение к близким людям.

- определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.

Образовательные: знакомятся с понятием «семья» в Интернете, правильно называют всех членов семьи, опираясь на свой жизненный опыт.

Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать, представлять информацию  в виде презентаций.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету через пословицыв соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); следуют чувствам любви и уважения к близким людям.

УУД

 Личностные: 

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других членов семьи.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  • Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Формировать ЗОЖ.

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание.
  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения.
  • Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Технологии

Здоровье сберегающие, проблемного и игрового обучения

Основные термины и  понятия

 Семья, члены семьи, дом, «поколение», «домочадцы»

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Рассказывают о семье, домашнем хозяйстве.
  • Приводят примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных.
  • Находят с помощью старших членов семьи нужную информацию в семейном архиве.
  • Ориентируются в своей системе знаний.

Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких.

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке;   оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения;  высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

- учебник “Окружающий мир. 2 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),

- ноутбук (для учителя);

- проектор;

- презентация Microsoft Power Point.

Межпредметные связи

Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык + Математика +ИЗО

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в парах.

Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты       УУД

(Сокращения:

ЛУУД – личностные;

РУУД – регулятивные;

КУУД - коммуникативные;

ПУУД – познавательные)

Содержание деятельности

 учителя

Содержание деятельности учеников

1.Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 

Слайд 1.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

1.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

2.Мотивировать     предстоящей деятельности на уроке.

 Слайд 2.

3. Постановка учебной задачи

Цель:

1.Определить тему и цель урока.

2.Добиться  понимания и принятия учебной задачи урока.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

- Мы урок наш начинаем,

На столе мы проверяем:

Всё ль в порядке?

Всё ль на месте?

И урок начнём мы вместе.

(Звучит песня в исполнении Ю. Антонова “Под крышей дома твоего»)

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки, пожелайте удачи в получении знаний.

– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу  «И стены в доме помогают». 

Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом -это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.

 Давайте вместе подумаем, как ёще можно назвать дом.
– А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома – «тепло»)
 Чтобы всем в доме было тепло, что для этого необходимо?

Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется 7Я  

– Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?

- Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?

- Кто знает, почему именно 7, а не

 5или 6?

- Какие знаете выражения, где используется цифра 7?

- Как вы считаете, только у людей бывают семьи?

- Из кого состоит их семья?

- В чём сходство и различие семей  людей и животных?

-  Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье.

О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Итак, что же такое семья? Какие мысли вас посетили? 

- Из какого источника можно узнать значение слова «семья»?

- Кто желает поработать с ноутбуком и найти значение слова?

- Какое значение слова «семья» подходит для нас и почему?

– А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.

– А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
– До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.

Просматривают слайд, сравнивают слова и делают вывод:

Чтобы всем в доме было тепло, для этого необходимо, чтобы в доме была доброта и уют.

Тема урока – «Семья».

7 и Я

Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот  и получается число 7.

7 чудес света. На 7-ом небе…

Нет, ещё и у животных.

Из самца, самки и детёнышей.

Высказывают свои мысли.

  • Что такое семья?
  • Что объединяет членов семьи?
  • Чем семья отличается от другой группы людей?
  • Как называют членов семьи?
  • Как называют людей одного возраста?

Дети высказывают свои мысли.

Рассуждают.

Из толкового словаря, из сети  Интернет…

Желающий ученик выполняет задание, читает значение слова из словаря Ожегова.

Семья - объединение людей, сплоченных общими интересами.

Семья -группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей.

Семья -группа живущих вместе близких родственников. 

Из словаря Ушакова:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Ученики выбирают значения слова и доказывают.

Ученик читает стихотворение.

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

Выслушиваются ответы детей.

ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

4. Решение

учебной задачи

Цель:

1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Слайд 6.

- Каких членов семьи вы знаете?

- Кто является вашими родителями?

- Кто из вас знает, почему маму и папу называют именно так, а не по имени, например?

Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи.

-Из скольких слогов состоит слово мама? Дайте характеристику этому слову.

Слог "ма" - самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово МАМА произошло, как предполагают, из повторения этого слога. Ведь мама была главным человеком в жизни малыша в первобытные времена, он проводил с ней всё время, пока папа охотился и защищал семью от врагов.

- Что же означает слово папа? Я предлагаю вам пообщаться дома со своими родителями и на следующем уроке высказать ваши мнения.

- Кто ещё есть в вашей семье, помимо мамы и папы?

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Что их еще может объединять?

Дети перечисляют.

Мама и папа.

Выслушиваются ответы детей.

Слово состоит из двух слогов, т. к. в нем 2 гласные. Первый слог состоит из слияния двух звуков: твёрдого, непарного согласного [м] с гласной [а], а второй слог повторяет первый. Ударение падает на первый слог, на гласную а.

Определяют проблему – необходимо узнать значение слова  для достижения цели.

Бабуши и дедушки, брат или сестра.

Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.

(У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют)

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание.

ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье.

5. Физминутка

- давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку  «Медведица с медвежатами»

Дети выполняют движения.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Слайд 7.

- Как называют членов семьи?

(поиск слов на страницах учебника с 64)

Кого назовём домочадцами? В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?
– А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

– Какая семья называется многодетной?

– Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это?

- Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям, но каждая семья хочет быть счастливой.

- Что нужно для хорошей дружной  семьи?

- Когда семья будет жить счастливо?

А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…” 

  • У кого есть старший брат.
  • У кого есть младшая сестра.
  • У кого бабушка и дедушка.
  • У кого дальние родственники живут на “материке”.
  • У кого есть сын или дочь.

Дети высказывают своё мнение.

В старину членов семьи называли «домочадцами».

1 ученик зачитывает.

Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений.

В которой 3 и больше детей.

Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры.

Дети высказывают своё мнение.

Дети внимательно слушают учителя и встают. (игра на внимание)

ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.

7. Физминутка

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.

Выполняют движения пальчиками.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

8. Формирование практических умений и навыков

Цели:

- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

– У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

– Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя.

– Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. – А может ли человек жить один и называть себя семьей?
- Чем семья отличается от группы людей? Прочитайте об этом на
стр. 66-67 учебника.

В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.

Игра « Кто кому кто?»

– Алина, ты кто для мамы?
– Женя, кто называет тебя сыном?
– Максим, ты кто для бабушки?
– Катя, у папы есть мама. Кто она тебе?
– Миша, у мамы есть сестра. Кто она тебе?
– Злата, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе?

– Теперь послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
– Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

- Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

– А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?

О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.

Сейчас вам надо закончить пословицу.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

 Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей? 
 У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
 – Каковы ваши обязанности в семье?
 – Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно.

А для этого давайте прочитаем правила на листочках, которые лежат у вас на партах, и будем по ним жить.

Ученик читает стихотворение:

Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имянареченье.

Дети рассказывают о значении своих имён.

- Дочь

- Папа

- Внук

- Бабушка

- Тётя

- Двоюродные братья и сёстры.

На листе было написано слово «понимание».

Высказывания детей.

Дети высказывают своё мнение.

  • Семья крепка (ладом).
  • Вся семья вместе, так и душа на (месте).
  • Зачем клад, коли в семье (лад).
  • Русский человек без родни не (живет). 

Мы будем: (Слайд 12) 

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.

Мы не будем: (Слайд 13) 

  • Грубить друг другу.
  • Пускать в ход кулаки.

Говорить друзьям обидные слова.

ПУУД: осмысление понятий, связанных с темой «семья», осознание своей роли в семье.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной  форме; слушать и понимать речь других.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: формулирует вывод

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- вспоминает содержание основных этапов урока;

-  оценивает

собственную учебную деятельность.

- За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?
– Что же такое семья?
– Чем для вас является семья?
– Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.

Отвечают на вопросы.

Оценивают работу за весь урок.

Определяют цель следующего урока.

РУУД: оценивает  правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.          

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".(Система Л.В Занкова). 4-й классСегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и наз...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...

Презентация к уроку окружающего мира "Солнечная система", Школа 21 века, 3 класс

Данный урок второй по счёту. Можно подобрать множество иллюстративного материала...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урокаФИО учителя: Шевченко Анна НиколаевнаКласс: 4     УМК «Школа России»Предмет: Окружающий мирТема: «Средние века: время рыцарей и замков...