УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Тундра"
учебно-методический материал (окружающий мир, 4 класс) по теме

Квасова Вера Владимировна

 Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Тундра" разработан с использованием технологии развития критического мшления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tundra.docx31.69 КБ
Office presentation icon tundra.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:

                                                   «Скажи мне – я забуду,

                                                   Покажи мне – я запомню,

                                                   Вовлеки меня – я пойму».

Урок по курсу «Окружающий  мир»

по теме:

 

УМК «Школа России» 

Учебник: Плешаков  А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 4 класс. 1 часть.

                                   Подготовила:

                                   Квасова Вера Владимировна

                                   учитель начальных классов

                                   МКОУ «СОШ № 4» с. Московского

                                   Изобильненского района

                                   Ставропольского края

2012 год

Тема урока: ТУНДРА.

Цель: создание условий для осмысления одной из важнейших задач общества – бережное отношение к природе - дело каждого гражданина России.

Задачи урока:

- способствовать формированию целеполагания  как постановки учебной задачи;

- развивать умение работать над понятиями «Природные зоны»,  «Арктика», «Тундра», «Экологическая проблема»;

- способствовать формированию  смыслового чтения;

- развивать умение структурировать информацию;

- способствовать формированию готовности к сотрудничеству и произвольному общению;

- развивать  готовность к самостоятельной учебной деятельности;

- формировать у учащихся представление о природной зоне тундры, её географическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире и деятельности человека в зоне тундры;

- воспитывать  бережное отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов;

- показать отрицательное влияние человека на экологию тундры;

- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

- развивать рефлексивные процессы.

Оборудование

для учителя: компьютер, проектор, презентация "Тундра", «Физическая карта России»;

для детей: картинки с изображением оленей, карточки для работы в парах и группах.

Тип урока: комбинированный, работа с  научным текстом.

Технологии: поддерживающего обучения, развитие критического  мышления через чтение и письмо, ИКТ.

ХОД УРОКА:

  1. Стадия вызова

- Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже отрада вниманье ваших  умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.

- Я предлагаю Вам продолжить путешествие по природным зонам России.

- Покажите, пожалуйста, на карте, с какими природными  зонами мы с вами уже знакомы.

Работа по карте («Физическая карта России»)

П/о Арктика- это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. К зоне арктических пустынь относится и северная часть полуострова Таймыр. На камнях островов встречаются мхи и лишайники, полярный мак; в водах морей – водоросли.  Водорослями питаются  рачки,  рачками  –  рыбы,  а рыбами –  птицы:  чайки,  кайры, тупики,  гагарки.  Питаются рыбой и звери: тюлени и моржи, белые медведи.

Индивидуальный опрос

Учащиеся более подробно рассказывают о растительном, животном мире Арктики, о заповеднике «Остров Врангеля».

Графический диктант

- Я прочитаю высказывание. Если высказывание верное, то вы ставите знак «+». Если высказывание неверное, ставите знак «-».

1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

2. Территория Арктики не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.

6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».

Ответы: - + + - ++ -  (Учащиеся сдают графический диктант на проверку)

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас

- И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать!

Работа в парах

5

1

3

В

А

В

4

О

Р

2

Р

Л

Д

6

К

Т

А

Ь

О

С

Т

У

Н

Д

Р

А

И

П

Г

А

О

Й

К

И

Е

С

К

А

К

Л

Л

А

Я

И

Вопросы:

1. Короткое название ледяной зоны.

2. Птица с необычным клювом.

3. Название острова, на котором расположен заповедник.

4. Арктика - царство снега и ... .

5. Растение, живущее в толще воды.

6. Вид рыбы, обитающих в северных морях.

  1. Стадия осмысления

- Какова же цель нашей экспедиции?

П/о  

Изучение зоны тундры.

Работа по карте учебника и «Физической карте» на доске.

- Найдите эту природную зону на карте в учебнике. Что вы можете сказать о географическом положении тундры?

П/о

Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.

- Покажите на «Физической карте» зону тундру.

Учащиеся показывают тундру на карте на доске.

Слайд 2-4.

- Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает -50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним -вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от + 10  до +25 °С.  Как вы думаете, как это отражается на почве?

П/о

Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.

Слайд 5.

- Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубину от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, а потому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая.

Слайд 6

Составление  схемы:

- Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры?

П/о Растительный мир беден.

- Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры?

Работа по иллюстрации учебника.

Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на стр. 88-89 учебника. Назовите растения тундры.

П/о Брусника, голубика, морошка, карликовая ива.

Слайд 7 - 9.

Карликовая береза, карликовая ива, морошка, голубика, мох, лишайники.

- Какая у них наземная часть? Почему?

П/о 

Все они очень маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.

Слайд 10.

- В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

Слайд 11.

Составление  схемы:

Растения -

низкорослые,

стелющиеся,

имеют небольшие корни,

маленькие листья.

Физкультминутка

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Тундра забелела,

Точно пеленою

Всю ее одело.

Работа по иллюстрации учебника.

- Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на стр. 88-89 учебника

-  Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?

П/о

В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.

Слайд 12 - 14 .

- Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова; лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.

- Помогите мне рассказать о животных.

Коллективный рассказ о животных с дополнениями учителя.

Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.

Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток.

Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.

- Как приспособились к жизни в тундре представители животного мира?

П/о   У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.

- Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное.

Чтение с пометами.

Прочитайте  в учебнике статью «Тундра и человек» на странице 93-95. Читайте внимательно, с пометами!

- Какое основное занятие населения тундры?

П/о                                      Слайд 15-18

Основное занятие - оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа.

- Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?

Слайд 19-20

П/о (Составляется кластер)

От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы.

Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.

Незаконная охота - браконьерство.

Вытаптываются оленьи пастбища.

- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

Слайд 21

П/о

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Стадия рефлексии

Работа в группах (4 группы)

1. Сделайте краткое сообщение о тундре:

- Географическое положение. Климат.

- Растительный мир.

- Животный мир.

- Деятельность человека.

2. Составьте цепь питания.

Растения тундры —>…..—>…..

3. Покажите с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное.

песец        

лемминг                   Арктика

белый медведь

ягель

водоросли

белая сова

тупик

гагара        

брусника                   Тундра

голубика

северный олень

белая куропатка

морошка

лишайник

полярный мак

морж

- Работа нашей экспедиции в тундре закончилась.

Работа по карте.

- Фигурками-картинками северного оленя отметьте на карте зону Тундры.

Спасибо всем за урок.

Коллективно выставляются отметки за урок.

  1. Домашнее задание:

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: прочитайте текст на стр. 87-97, ответьте на вопросы «Проверь себя» (с. 95); выполните задание 3 (с. 96).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Презентация по окружающему миру 4 класс на тему : "Тундра".

Презентация по окружающему миру 4 класс на тему : "Тундра"...

Программа «Школа России». Урок окружающего мира. 3 класс.

Разработка урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. 3 класс....

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока по окружающему миру в 4кл. ПНШ тема "Тундра"

конспект урока окружающего мира в 4 классе...

Конспект урока окружающего мира 4 класс Тема: Тундра Горбань Любовь Ивановна

Данный конспект урока «Тундра» носит творческий характер, потому как это не обычный урок, а урок - экспедиция. Дети пробуют себя в разных ролях (зоологи, экол...

«Природные зоны России», урок Окружающего мира 4 класс

Цель:   создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интере...