Конспект урока по окружающему миру в 4кл. ПНШ тема "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Айтбакова Гюзель Тагировна

конспект урока окружающего мира в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tundra._otkr._urok.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Ф.И.О. учителя

Айтбакова Г.Т.

Класс

Дата

4

16.10.19.

Тема урока

«Тундра»

Тип урока

Открытие  новых знаний

Форма урока

Урок-путешествие

Цели урока

Личностная

-формировать мотивацию учебной деятельности;

-формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные

коммуникативные - работать в паре;

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

– ясно формулировать ответы на вопросы педагога.

регулятивные - постановка учебных задач;

– оценка своих достижений.

-познавательные - – выдвигать гипотезы, анализировать ;

– анализировать схематический рисунок.

Предметные

- различать природные зоны по различным   характеристикам;

 - научиться правильность выполнения действия по заданному плану.

Задачи 

Учителя

Ученика

  1. - Развивать познавательный интерес учащихся.
  2. Развивать мышление, речь, пополнять словарный запас учащихся,
  3. Воспитывать культуру поведения, умение работать в группе.
  4. Воспитывать любовь к своей Родине

- Познакомиться с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.

- Научиться выбирать из общего материала самое главное и приводить в систему полученные знания.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать в паре; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы: основные, дополнительные

Икт, учебник, карточки

Технология

сотрудничества

Методы

Словесные, наглядные , практические

Формы организации познавательной деятельности

Индивидуальная, фронтальная, парная работа

Сценарий урока

Этапы

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

проверить готовность учащихся к началу занятия.

Добрый день, дорогие друзья!

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!         

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

И за работу получать

Только лишь оценку пять!

Ребята, сегодня  у нас не простой урок окружающего мира, а урок – путешествие, на котором мы проведем исследование. А куда мы отправимся вы узнаете чуть позже. Вы готовы совершить такое путешествие? 

В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков, мотивация, целеполагание.

подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.

– Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

– Какую тему мы начали изучать на уроках окружающего мира?

Да, велика страна, в которой мы живем. Далеко протянулась она с севера на юг. На её территории имеются разные природные зоны.

– А кто скажет, что такое природная зона? 

– Какими цветами на карте изображены различные природные зоны?

На доске таблички с названиями природных зон. Девочки расставьте название природных зон в порядке их расположения с севера на юг.

Зона лесов

Зона пустынь

Зона тундры

Ледяная зона

Зона степей

Зона субтропиков

А мальчики расставьте таблички цветного изображения природных зон в порядке их расположения с севера на юг, так как они обозначены на карте природных зон.

Ледяная зона

 

Зона тундры

 

Зона лесов

 

Зона степей

 

Зона пустынь

Зона субтропиков

- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

 

С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке?

- Как вы думаете, неизученная природная зона, в которую мы сегодня отправимся, находится севернее или южнее зоны арктических пустынь?

- Почему вы так решили?

Как называется эта природная зона?
  - Правильно. Сегодня мы отправимся в путешествие по тундре. Будем исследовать ПЗ-тундра.

Какие задачи мы можем решить?

Россия.

Природные зоны России

Природная зона - пространства на Земле, которые получают от солнца одинаковое количество тепла и света, с осадками влаги. Одинаковые погодные условия и живут приспособленные к ним одинаковые растения и животные).

Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний.

Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северный районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера.)

С зоной арктических пустынь.

Работа с картой «Природные зоны России»

Тундра. Сл.1

3. Проверка знаний по ранее изученному материалу.

Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний.

4.Работа с картой “Природные зоны” по группам.

проверить знания и навыки  по изученной ранее теме через выполнение заданий различного характера.

Проводится эксперимент.

Берётся 2 одинаковые непрозрачные ёмкости, наполненные землёй. В одной из ёмкости, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом не известно).

-Скажите, одинаковые ли эти горшочки? (Да)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

-Как вы думаете, что должно произойти, если полить воду? (Земля впитает воду)

Детям предлагается налить одинаковое количество воды в ёмкости.

-Что произошло в первом горшочке? (3емля впитала воду)

-Почему вода осталась во второй ёмкости на поверхности? (Ответы детей)

-Может ей что - то мешает просочиться внутрь? (Раскапывается земля, дети видят стекло)

Вопросы учителя:
1.На сколько оттаивает поверхность тундры за лето?
(показ опыта)
2.Почему в тундре много болот и озёр?
3.Какая почва в тундре?

Рассказ учителя:

В тундре за длинную и холодную зиму, земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять небольшой верхний слой, воде мешает просочиться сильно промёрзшая земля. Поэтому образуются болота. (Таблица 1).

-А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (Короткие, так как не могут проходить сквозь вечную мерзлоту)

-Предложить детям расположить растения около выстроенной модели.

-Ребята, как вы считаете, кому необходимы растения? (Животным)

Можно прочитать в энциклопедии.

Итак, какие задачи мы можем решить на уроке?

- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.

- По завершению исследовательской работы мы узнаем об особенностях природной зоны: тундра.

Работать будем по плану:

                  План изучения природной зоны
1.Географическое положение, климат.
2.Растительный мир.
3.Животный мир.

Выполнение задания по инструкции учителя

Ответы уч-ся: дать представления о растительном и животном мире тундры.

5.Организация поиска на проблемный вопрос.

Самостоятельная индивидуальная работа по закреплению знаний с последующим согласованием в группе.

- Ваша задача: внимательно прочитать задание, найти ответ и распределить обязанности каждого человека в группе. На эту работу вам отводится 5-8минут. О готовности своей группы вы поднимаете зелёный кружок, о возникших трудностях – красный.
Дети работают в группах. Затем от каждой группы к доске выходит по одному человеку, и раскрывают своё задание (читают ответы на вопросы по учебнику). По ходу выступлений заполняется таблица:

Слово предоставляется географам. Где расположилась зона тундры? Покажи зону тундры  на карте.

Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная-.

А теперь посмотрите внимательно, где мы с вами находимся. Находится тундра  южнее ледяной зоны, вдоль берегов северных морей. Найдите на карте тундру и покажите её друг другу.

Используя план мы должны отправиться в путешествие и исследовать географическое положение, климат тундры.

Географы расскажут о климате, об экологии. Ботаники о растениях. Зоологи о животных.

Дети работают в группах. По ходу выступлений заполняется таблица.

Сл.2-3

Сл.4

Сл.5

9. Задания на обобщение, систематизацию

Работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием.

Каждая группа работает с таблицами. Вам необходимо на каждую карточку наклеить соответствующие природным зонам  (тундра) картинки растений, животных и геогр. образ.

1 группа - географы. 

Положение зоны

Природная зона

Климат

Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных

морей .На тысячи  километров с запада на восток – холодная безлесная равнина.

Зона тундры

Климат в тундре суровый, лето очень короткое

 (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает +14 С. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки, а иногда даже выпадает снег. Круглый год в тундре дуют холодные ветры.

2 группа - ботаники.  Сл.6-9

Зона тундры

В тундре господствуют

 кустарнички, многолетние травы, мхи, которые хорошо

переносят суровые природные условия.

3 группа - зоологи. Сл.10-12

Животные

Природная зона

Птицы

Морж, тюлень, кит, белый медведь, касатка.

Северный олень, песец, лемминг, волк.

Зона тундры

Кайра, чайка, гагарка

Работа с таблицами

10.Вывод детей по теме урока.

11. Рефлексия деятельности. Итог урока

подвести итог урока.

Выступления учащихся по группам.


Составление цепочек питания.

Ягель

Олень

Волк

Ягода

Лемминг -

Белая сова

Ягода

Лемминг

Песец

Ягода

Белая куропатка

Белая сова

- К чему приводит нарушение человеком цепей питания?

- Как не допустить этого?

Причина разнообразия природных условий Земли.

Вот и подошло к концу наше путешествие.- Что нового, необычного, интересного вы узнали?

-Каким способом? С помощью научных групп мы провели исследование двух природных зон.

-Каковы результаты класса, мои собственные, самооценка? Что нужно сделать еще?

Путешествие закончилось. Исследования провели. Изучили пЗ тундра.

Смогли решить задачи урока, которые поставили в начале урока?

Климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.

Сл.13-14.

Самооценка и взаимооценка.

Оценка настроения используя кружочки разного цвета.

12.Домашнее задание.

дать учащимся возможность выбрать  и выполнить задания различного уровня сложности.

И, пока вы в пути, запишите домашнее задание:

  1. Составить кроссворд по теме «Тундра»
  2. Уч. стр.74-75, 78-79, читать и ответить на вопросы.
  3. Подготовить сообщение о животном или растении тундры.

Сл.15



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...