Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ахтямова Милена Даниловна

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_v_mire_rasteniy._okr._mir._4_klass.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 02.02.2018 г.                                                                                                       ФИО учителя: Нестерова Л. А.

Школа: 104                                                                                                                           ФИ студента: Ахтямова Милена

Класс: 2 «Б»                                                                                                                 ФИО методиста: Горячёва С. Л.

Кабинет: 210

Время занятия: 8:45

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Зима в мире растений»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о зимнем периоде в жизни растений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать породы деревьев;
  • Уметь определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебной деятельности;
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация.

Этап урока

 Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайда

2 мин

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Милена Даниловна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Посмотрите на экран. 

- Чтобы всё у нас получилось, мы   должны составить план наших действий. Выберите учебные действия, которые мы будем формировать на уроке.  

(отдыхать, рассуждать, петь, работать, ловить ворон, проверять, изучать, спать, повторять)

Готовят рабочее место

Составляют план действий на уроке:

 

- рассуждать, работать, проверять, изучать, повторять

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

2 мин

2 мин

- Ребята, что мы   изучаем на уроках окружающего мира?

 

- Верно. Всё это пригодится нам в жизни.  Правильно?

- Что изменилось в природе с наступлением зимы?

- Какие явления  в неживой природе можно наблюдать зимой?

-  Что происходит с первым снегом?

-  А что такое снегопад?

-  А где можно наблюдать морозные узоры?

-Молодцы.

- изучаем природу и все что нас окружает

-да

-деревья и кустарники сбросили листья (зимой холодно и мало света, поэтому листья не нужны. Многие животные впадают в спячку из за нехватки еды. Птицы улетают на юг. Насекомые зимой исчезают.  Изменяется температура воздуха, она стала ниже 0. Почва замёрзла.               Ночи стали длиннее.

- большие сугробы, метели, вьюги, гололедица, снегопад, изморозь, снежинки

-  чаще всего первый снег тает. Зима с глубоким пушистым снегом приходит позднее.

- падения множества снежинок на землю.

-  их можно наблюдать на стёклах  в транспорте, в  домах. Эти затейливые узоры рисует водяной пар.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

5 мин

- Ребята, а как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?

- А вы видели растения, которые зимуют под снегом зелеными?

- Вы догадались, чему будет посвящен наш урок?

 

- Верно. Сегодня на уроке будем говорить о том, как зимуют растения.

- Исходя из темы урока, какую цель мы поставим перед собой?

-Давайте вспомним, какие группы растений мы знаем? Какие растут в нашей местности?

-Молодцы!

- Т.к. зимой холодно и мало света листья деревьям не нужны

-да

Высказывают предположения:

Наверное,  сегодня мы поговорим о растениях в зимнее время года

- узнать состояние растений зимой

- растения делятся на 3 большие группы. 1 –деревья, 2-кустарники, 3- травянистые растения. В нашей местности все эти группы растений растут.

 

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Словесный: рассказ

Наглядный: демонстрация слайдов

Словесный: беседа

1 мин

3 мин

2 мин

2 мин

2 мин

- А как выглядит лес зимой?

- Какое у вас настроение вызывают изображения сурового зимнего

леса? 

- Действительно, зимой - как в сказке, как во сне: тихо и спокойно.

- Что помогает дереву выжить в холодную зиму?

Лиственные деревья зимой. Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.

Листья много выделяют тепла. Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.

Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Как вы думаете, что это??

Это кора. Кора не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще у него кора. Вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкой корой на стволиках и ветках.

Но самая лучшая защита от морозов — пушистое снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

- Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими.

-  По каким признакам можно различить деревья?

-  Как можно отличить по цвету коры ствола березу от осины?

-  Как еще можно узнать деревья?

- А вы знаете почему хвойные деревья зеленые весь год?

- Если лиственное дерево останется зимой с зелеными листьями, то погибнет от недостатка влаги, так как листья испаряют воду. А хвойные деревья хорошо переносят засуху. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохранения влаги: толстую кожицу, восковой налет.

- А как вы еще думаете, почему остаются зелеными хвойные деревья?

- Ребята, а вам нравится запах елочки? Чем она пахнет?

- Какое настроение создает этот запах?

- Вы слышали когда- нибудь о фитонцидах?

Все растения выделяют особые вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов - хвойные деревья. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, но особенно людям с заболеваниями дыхательных путей.

- заснеженный лес спит спокойно, безмятежно

Высказывают свои мнения

-они находятся как будто бы во сне.  Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и  защитили корни деревьев  от вымерзания – согрели их.

Осмысляют информацию

- по коре, по сохранившимся листьям, по плодам

-  у березы ствол белый, у осины зеленоватый

- по плодам

-нет

Осмысляют информацию

- это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов, в них сохраняются соки

- новогодним праздником

Высказываются

- нет

Осмысляют информацию

П: рассуждение по теме урока

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: извлечение необходимой информации

Динамическая пауза

Наглядный: видеометод

1 мин

-Вы наверное устали? Давайте немного разомнемся.

-Встаем. Выполняем упражнения.

-Тихонечко садимся на места.

Повторяют движения

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

4 мин

-Мы немного размялись. Давайте продолжим нашу работу.

-Отройте с. 22. Прочитаем текст о можжевельнике по цепочке.

-Как можно использовать можжевельник в домашнем хозяйстве?

-Верно.

Читают текст

-ветвями можжевельника в деревнях парят кадушки, в которых засаливают на зиму огурцы и мочат яблоки.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

Упражнение в рабочей тетради

Наглядный: демонстрация слайда

Практический: упражнение в рабочей тетради

Наглядный: демонстрация слайда

Словесный: беседа

8 мин

- Давайте откроем с вами рабочие тетрадки на с. 12 и прочитаем задание № 1. (Спрашиваю одного человека). Задание выполняем самостоятельно. Приступайте.

- Давайте проверим. Если у вас нет ошибок или их у вас всего 1 или 2, то ставим себе на полях знак» плюс». А если у вас больше 2х ошибок - ставим себе на полях знак «минус». Будьте внимательны.

- Проверили?

- Следующее задание №2. Прочитайте задание (Спрашиваю одного человека. Это задание тоже выполняем самостоятельно. Приступайте.

- Давайте проверим. Если у вас нет ошибок или есть только 1 ошибка, ставим себе на полях знак «плюс», а если больше двух ошибок ставим знак «минус». Оценили свою работу?

- Молодцы, ребята!

Выполняют самостоятельную работу

Осуществляют самопроверку по эталону

Выполняют самостоятельную работу

Осуществляют самопроверку по эталону

Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

VIII. Включение в систему знаний.

Практический: упражнение в рабочей тетради

Словесный: беседа

4 мин

- Ребята, давайте сейчас выполним задание №3. Вам нужно узнать, что это за растение изображено на фотографии. Подписать его и разукрасить.

- Приступайте.

- Итак, какое же это растение было изображено на фотографии?

- Правильно!

Выполняют задание

- можжевельник

Р: осуществление

итогового контроля;

Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

IX. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа, опрос

Практический: листы для самооценки

3 мин

-Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги нашего урока.

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли эту цель?

-Вам понравился урок?

-Что было легко? Что было трудно?

-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?

 -Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?

-А я, ребята, хочу похвалить вас  и сказать огромное спасибо за урок.

-Положите перед собой «Лесенку успеха». Поставьте себя на ту ступеньку, которую считаете нужным.

- Спасибо за урок, до свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

- зима в мире растений

- узнать состояние растений зимой

- да

 Высказывают свои мнения

Высказывают свои мнения

Оценивают свою деятельность на уроке

Р: оценка результатов работы

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Р: осуществление

Итогового контроля;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Охрана растений"

Данный конспект подходит для проведения уроков оуружающего мира в 3 классе...

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"

урок в 1 классе по окружающему миру на тему: "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Текст-описание растения в научном стиле"

Урок разработан по программе УМК "Школа России" по ФГОС. В основе лежит работа в группах....

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....

Конспект урока-викторины окружающий мир 4 класс Древний мир-Греция, Рим, Египет

Урок викторина для 4 класса по окружающему миру. Тема: Древний мир-Греция, Рим, Египет....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.

Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...