«Природные зоны России», урок Окружающего мира 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Лариса Павловна Иванова

Цель:   создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интереса к предмету.

Учебные задачи:

  • Направленные на достижение личностных результатов:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-­познавательные и внешние мотивы;

- учебно­-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  • Направленные на достижение метапредметных результатов обучения, в результате которых обучающиеся получат возможность для формирования умений:

Развивающих:  понимать учебную задачу урока, оценивать свои достижения на уроке.

Познавательных:  отвечать на вопросы, обобщать собственные представления,

       пользоваться учебником.

Коммуникативных: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение.

  • Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- сформировать уважительное отношение к России;

- познакомить с разнообразием природных зон России;

- совершенствовать умения работы с картой;

- формировать умения работать с учебником.

 

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс +Рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеоролик для физкультминутки, индивидуальные карточки для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_4_kl.okruzhayushchiy_mir_ivanova_l.p.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Природные зоны России»

Класс: 4

Учитель: Иванова Лариса Павловна, учитель начальных классов МОУ «Тимирязевская СОШ», Чебаркульского района Челябинской области.

Цель:   создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интереса к предмету.

Учебные задачи:

  • Направленные на достижение личностных результатов:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  • Направленные на достижение метапредметных результатов обучения, в результате которых обучающиеся получат возможность для формирования умений:

Развивающих:  понимать учебную задачу урока, оценивать свои достижения на уроке.

Познавательных:  отвечать на вопросы, обобщать собственные представления,

       пользоваться учебником.

Коммуникативных: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение.

  • Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- сформировать уважительное отношение к России;

- познакомить с разнообразием природных зон России;

- совершенствовать умения работы с картой;

- формировать умения работать с учебником.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс +Рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеоролик для физкультминутки, индивидуальные карточки для рефлексии.

Материалы для учителя: технологическая карта, учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир»  4 класс + Рабочая тетрадь к учебнику, фонарик, глобус, презентация, диафильмы из коллекции Национальной электронной детской библиотеки (https://arch.rgdb.ru): Горощенко В. Природные зоны СССР [диафильм].-М.:Диафильм,1961.- режим доступа: https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/39877#page/55/mode/2up ;

Григорьева Т.В. Природные зоны СССР. Степи и пустыни, субстропики [диафильм].-М.:Диафильм,1991.- режим доступа: https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/39140#page/13/mode/2up; 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия.

 Здравствуйте, друзья!

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: "Ура!"

Урок нам начинать пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте,

Всю работу, что вам дам поделите пополам. (при работе в парах).

- А какой работой будем сегодня заниматься, какую тему изучать, вы должны догадаться сами.

Получают мотивацию для дальнейшей деятельности.

- Здравствуйте.

Отвечают на вопрос учителя.

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Предлагает задание для повторения ранее изученного материала.

 На экране представлена физическая карта России.

- Посмотрите на экран. Что вы видите?

- Какие формы земной поверхности вы знаете? Откройте учебник на стр. 58-59.

- Найдите на физической карте России Восточно-Европейскую равнину. Каким цветом она обозначена на карте?

- Кто покажет эту равнину на нашей карте.

Вызывает учащегося к доске.

- Как правильно показать Восточно-Европейскую равнину?

- На физической карте мы видим разные оттенки зеленого цвета. Что они означают?

Посмотрите условные обозначения.

- Найдите на карте Среднесибирское плоскогорье. Каким цветом оно обозначено на карте?

- О чем говорит нам этот цвет, согласно условным обозначениям?

- Как обозначены на карте горы?

- Найдите и покажите на карте Уральские горы.

- Какие горы мы ещё можем увидеть на карте?

- Покажите их на карте.

Работают с картой.

Смотрят на экран.

- Здесь представлена физическая карта России.

- Горы и равнины.

- Светло-зелёным цветом

Выходит к доске. Показывает Восточно-Европейскую равнину.

- Нужно показывать так, чтобы не закрывать карту окружающим.

- Они означают, что поверхность неровная. Есть низменности и возвышенности.

 Светло-коричневым цветом.

Есть возвышенности.

- Тёмно-коричневым цветом.

Показывают на карте Уральские горы.

- Алтай Саяны, Кавказские горы,

Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы

3. Этап выявления места и причины затруднения

Создаёт проблемную ситуацию для активизации мыслительной деятельности.

- Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

- Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете почему?

Предлагает рассмотреть карту природных зон.

- Что обозначают зоны на этой карте?

- Почему происходит смена природных зон?

- Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроке?

- Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы должны узнать, чему научиться?

Анализируют сложную ситуацию.

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения.

- Эти зоны показывают, что природа разнообразна.

Испытывают затруднение при ответе на вопрос.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны России.

- Мы узнаем, что такое природные зоны России;

- Узнаем, почему происходит смена природных зон;

- Должны научиться работать с картой природных зон России, узнать её условные обозначения.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Побуждает к определению средств достижения цели.

-  Вы поставили цели. А что же нам может понадобиться, чтобы их достичь.

- Как мы будем реализовывать наши цели?

Ставят задачи урока.

- Учебник, карта природных зон России, презентация.

- Будем работать с учебником, искать нужную информацию, слушать учителя.

Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления

5. Этап реализации построенного проекта

Физкультминутка

Организует работу с картой.

Предлагает учащимся опыт с глобусом и фонариком. Вызывает помощников.

- Что можно заметить? Равномерно ли солнце нагревает всю поверхность Земли?

- Откройте стр. 74 вашего учебника. Внизу автор учебника поместил схему. Что она показывает?

- В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы

- Ребята, а какие природные зоны вы знаете?

- Куда мы можем обратиться, чтобы узнать?

- Найдём ответ в учебнике на стр. 74.

- Предлагаю ещё раз обратиться к карте и познакомиться с её условными обозначениями. Откройте стр. 72-73.

- Каким цветом на карте обозначена Арктическая пустыня?

- А на физической карте, что мы обозначаем таким цветом?

- Каким цветом на карте обозначена тундра?

- Вернитесь к физической карте. Скажите, здесь мы можем увидеть тундру?

- Найдите на карте природных зон Тайгу. Каким цветом она обозначена?

- В тайге можно встретить таких представителей растительного мира как: ель, сосна, пихта, кедр.

- Какая природная зона обозначена светло-зелёным цветом?

- Как вы думаете, почему смешанные леса называются именно так? Какие представители растительного мира можно встретить?

- Наряду с хвойными деревьями встречаются лиственные.

- Какой цвет определяет широколиственные леса?

- Почему эти леса называют широколиственными?

- Приведите пример таких растений.

- Дуб, ясень, клён, липа и другие теплолюбивые деревья с крупными широкими листьями.

- Ребята, а в какой природной зоне находится наш поселок и Челябинская область?

- Каким цветом она обозначена? Какие растения чаще встречаются в наших лесах?

-Вернёмся к физической карте.

-Какая зона расположена южнее зоны лесов? Каким цветом обозначена эта зона?

Учитель рассказывает о климатических особенностях зоны степей.

-Сейчас мы с вами посмотрим материалы из Национальной электронной детской библиотеки. https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/39140#page/13/mode/2up, смотрим слайды 9 -15.

-Как вы думаете, какие растения преобладают в зоне степей? Почему?

- Почему зона пустынь и полупустынь окрашена на карте в ещё более яркий жёлтый цвет?

- Ребята, а кто ездил в этом году на море?

- Как вы думаете, какая это природная зона?

- Найдите на карте Черное море. Каким цветом обозначена зона, которая располагается рядом?

- Найдите среди условных обозначений название этой природной зоны.

- Какие промежуточные зоны мы не назвали?

- В природе не бывает резкого перехода. Поэтому есть промежуточные природные зоны, предполагающие постепенный переход от одной зоны к другой.

- А вот что бы вы сказали о смешанных лесах Дальнего Востока?

Предлагает физкультминутку, с целью сбережения здоровья учащихся.

Предлагает посмотреть на экран и повторить движения вместе с актёрами видеоролика.

- Ребята, что мы с вами делали до физминутки?

- Автор учебника задаёт нам вопрос: почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?

- Кто может ответить на этот вопрос?

- Что нам может помочь при ответе на этот вопрос?

- Найдите в учебнике ответ.

Узнают новый материал.

Анализируют получившийся опыт.

 - Это схема нагревания поверхности Земли солнечными лучами.

Рассматривают схему.

Испытывают затруднение при ответе на вопрос.

- Посмотреть в учебнике

- Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики.

- Синим цветом.

- Моря, океаны, озёра.

- Фиолетовым.

- Нет.

- Зелёным.

- Смешанные леса.

Высказывают свои предположения.

- Салатовый.

- Там есть растения с широкими листьями.

- Дуб и т.д

Находят на карте зону лесов.

Отвечают на вопрос учителя.

Зона степей. Она обозначена жёлтым цветом.

Травянистые растения. Для них достаточно влаги.

 Там практически нет растительности.

Делятся впечатлениями.

Высказывают предположения.

 Зелёным цветом.

- Субтропические леса.

- Лесотундра, Лесостепи, Смешанные леса Дальнего Востока, области высотной поясности

Высказывают предположения о лесах Дальнего востока. 

Повторяют движения вместе с учителем.

Повторяют движения.

- Работали с картой Природных зон России.

Высказывают свои предположения, испытывают затруднение.

- Учебник.

- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.: понимать учебную задачу урока

К.: слушать собеседника

П.: пользоваться учебником

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает видеоролик по теме, с последующим анализом.

- Мы познакомились с картой природных зон, но чтобы карта ожила, предлагаю посмотреть диафильм. Посмотрим до конца данный материал. https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/39140#page/13/mode/2up

-И давайте просмотрим еще материал о природных зонах нашей страны:

https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/39877#page/55/mode/2up

- Скажите пожалуйста, что вам понравилось/запомнилось в арктической пустыне? (тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, степях, пустыне, субтропиках)

Расширяют знания в области природных зон России.

Смотрят диафильмы.

Проводят анализ диафильма.

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы

К.: вступать в речевое общение

П.: пользоваться учебником

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Предлагает задание для выполнения в парах ( работа в тетради)

- Покажите друг другу арктическую пустыню, тундру, тайгу, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыню, субтропики

Выполняют работу в парах.

Показывают друг другу природные зоны России на карте в учебнике.

Р.: понимать учебную задачу урока

К.: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Организует повторение изученного материала по вопросам, предложенным автором учебника.

- Перечисли основные природные зоны России.

- Почему происходит смена природных зон?

- Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?

- Прочтите, пожалуйста, вывод под зелёной чертой на стр. 75.

- Прочтите ещё раз про себя.

Отвечают на поставленные вопросы.

- Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики.

- В северных районах солнечные лучи слабо нагревают Землю. Чем южнее, тем сильнее солнечные лучи нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы.

- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью.

- В направлении с севера на юг в нашей стране сменяют друг друга несколько природных зон. Их смена объясняется неравномерным нагреванием поверхности Земли солнечными лучами. В горах картина меняется с высотой.

Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; - пользоваться учебником

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Побуждает к анализу и рефлексии своих действий на уроке.

Предлагает заполнить индивидуальные карточки для рефлексии.

 1. Весь урок у меня было … настроение

 - бодрое             - тревожное

 - светлое            - сонное

 - загадочное      - печальное

 - уютное            - мечтательное

 2. Задания на уроке были:

 -интересными

- необычными

 - скучными

 3. Мне приятно было работать с … .

 4. Мне больше всего понравилось на уроке:

- Запишите д/з:  в учебнике стр.71-75 (читать  и пересказывать)

Рефлексируют свои действия на уроке.

Заполняют карточки для рефлексии.

Записывают Д/З

Р.: оценивать свои достижения на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 кл «Природные зоны России» (урок-викторина)

Урок  - обобщение по  разделу "Природные зоны России"...

УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь"

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь" разработан с использованием технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Представлен подробный консп...

Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс

Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й классЦели урока:Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением этой природно...

Тема: «Представление о природных зонах Африки» Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 1 четверть)

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока "Представление о природных зонах Африки"...

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....

Природные зоны России. Степь. Окружающий мир 4 класс. УМК Школа России.

Презентация способствует образному восприятию материала....