Главные вкладки

    Презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс

    Сороковская Людмила Анатольевна

    Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс

    Цели урока:

    Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

    Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

    Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

    Оборудование: карта «Природные зоны России»; мультимедийная презентация; аудиозаписи.

    Ход урока

    Слайд 1

     

    Организационный момент

    Мы сегодня снова будем наблюдать,

    Выводы делать и рассуждать.

    А чтобы урок прошел каждому впрок,

    Активно в работу включайся, дружок!

     

    В путешествиях можно многое узнать

    И друзьям об этом потом рассказать.

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 2

     

    Проверка домашнего задания.

    Подумайте, какое удивительной красоты явление можно наблюдать в Арктике?

     

    Слайд 3

     

     

    А чтобы тему урока сегодня узнать, Кроссворд нам надо разгадать:

    Разгадывания кроссворда.

    1. Короткое название ледяной зоны.

    2. Птица с небольшим красным клювом.

    3. Название острова, на котором расположен заповедник.

    4. Арктика - царство снега и :.

    5. Растения, живущие в толще воды.

    6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

    КАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ?

    Тундра

    Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.

    УЧИТЕЛЬ

     

     

     

     

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 4

     

     

     

     

    Щелчок мыши

    Щелчок мыши

    Щелчок мыши

    Щелчок мыши

    Щелчок мыши

    Новая природная зона приглашает нас –

    И опять в экспедицию отправляется класс.

     

    III. Целеполагание.

    Что хотите узнать об этой природной зоне?

    Местонахождение

    Погодные условия

    Растительный мир

    Животный мир

    Занятия населения

    УЧИТЕЛЬ

     

     

     

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Слайд 5

     

    IV. Работа по новой теме.

    Работа с картой.

    Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту?

    (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия.)

     

    Сообщение

     

     

     

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

     

     

    Ученик

    Слайд 6

     

    Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная".

    В каком тепловом поясе находится эта природная зона?

    (За линией северного полярного круга)

     

    А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с материалом учебника страница 88 – 90, чтобы продолжить нашу работу и получить больше информации об этой природной зоне.

    Читать до 3 абзаца

    Ученик

    УЧИТЕЛЬ

     

     

    УЧИТЕЛЬ

     

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Слайд 7

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Щелчок мыши

     

     

     

    Щелчок мыши

     

    Щелчок мыши

    Исходя из всего сказанного и опираясь на свои полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

     

    На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 – 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

     

    Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть года мокрая? Ваши предположения?

     

    Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.

     

    Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим схему:

    1. Что вы можете сказать о поверхности тундры?

    Равнина

    2. Каков климат тундры?

    Суровая зима, Прохладное короткое лето

    3. Что находится под тонким слоем малоплодородным почвы тундры?

    Вечная мерзлота

    Откройте рабочие тетради и запишите эту схему: Тундра – Равнина – прохладное короткое лето – вечная мерзлота

    УЧИТЕЛЬ

     

     

    Ученик

     

     

     

     

     

    УЧИТЕЛЬ

     

     

    Ученик

     

     

    УЧИТЕЛЬ

     

     

    УЧИТЕЛЬ

     

    УЧИТЕЛЬ

     

    УЧИТЕЛЬ

     

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 8

     

    Как растения приспособились к суровым условиям тундры? На этот вопрос мы найдем ответ в учебнике на странице 90, Никита читает с 3 абзаца до рисунка на станице 91

    УЧИТЕЛЬ

     

    Ученик

    Слайд 9

     

     

    Растительный мир беден. Все ДЕРЕВЬЯ очень маленькие, корявые, стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.

     

    В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

    Откройте рабочую тетрадь Мир вокруг нас, страница 27, задание № 1: Запишите названия растений тундры, которые вы запомнили.

     

    Ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая ива, карликовая берёза

    Ученик

     

     

    Ученик

     

     

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 10

     

     

     

     

    Щелчок мыши

    Отгадайте о каком растении идёт речь?

    Эти ветки пурга коверкала,

    Гнула, гнула, к земле пригибала,

    Ты согнулась, поникла, померкла

    И такою покорною стала.

    Карликовая береза

    Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

    УЧИТЕЛЬ

     

     

     

     

    Ученик

    Слайд 11

     

     

    Щелчок мыши

    А кто знает, как различить растения по плодам?

    Голубика – ягода продолговатая

    черника – более темная и круглая

    Цветом, вкусом

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 12

     

     

    V. Физкультминутка «У оленя дом большой»

    У оленя дом большой,

    Он сидит, глядит в окошко.

    Зайка по полю бежит,

    В дверь к нему стучит:

    «Тук-тук, дверь открой,

    Там в лесу охотник злой».

    «Зайка, зайка, забегай!

    Лапку мне давай».

     

     

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 13

     

    VI. Работа по новой теме.

    Рассмотрите иллюстрацию на странице 88 – 89 учебника "В тундре весной".

     

    Какие животные и птицы обитают в тундре?

    В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.

    О том, как птицы приспособились к жизни в тундре мы узнаем из учебника на страница 91, читает Дима.

     

    УЧИТЕЛЬ

     

     

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

     

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 14

     

    Послушайте сообщения, которые приготовили ученики нашего класса

    Серый журавль.

    УЧИТЕЛЬ

     

    Ученик

    Слайд 15

     

    Белая сова.

    Ученик

    Слайд 16

     

    Белая куропатка.

    Ученик

    Слайд 17

     

    Щелчок мыши

    Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре?

    Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток.

    УЧИТЕЛЬ

     

    Ученик

    Слайд 18

     

    Северный олень

    Ученик

    Слайд 19

     

    Лемминги группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см.

    Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; МХОМ активны весь год.

    Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом.

    В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца.

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Ученик

     

    Слайд 20

     

    Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков - от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.

    Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища - тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции.

    Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты - обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро.

    Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов.

    Сделайте вывод: как приспособились животные тундры к жизни в условиях долгой суровой зимы?

    У птиц густое оперенье и защитная белая окраска, у зверей густой мех.

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Ученик

     

     

     

     

     

     

     

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 21

     

     

     

     

     

     

     

     

    Щелчок мыши

    Определите о каком животном идет речь?

    Это животное и кормит людей, обувает и одевает. Одежда, обувь из его шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой эти животные на лёгких санях перевозят людей, грузы.

    Это животное крупное, сильное, неутомимое.

    День – деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им он и питается.

    Олень

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 22

     

     

    Составьте в рабочей тетради на странице 29 задание № 6 схему характерной для тундры цепи питания, вам поможет в составлении этой схемы рисунок на странице 88 – 89 в учебнике

     

    Мох – лемминг – песец

                                    Волк

                                    сова

     

    Ягель – олень – волк

     

    Карликовая береза – заяц - волк

                                                      песец

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 23

     

     

     

     

    Щелчок мыши

    Работа по учебнику.

    Прочитайте статью «Тундра и человек» на с. 93, читает Катя

     

    Какое основное занятие населения тундры?

    (Основное занятие – оленеводство. Еще ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.)

     

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    Слайд 24

     

    Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?

     

    Экология – наука, которая изучает, как живые существа связаны с тем, что их окружает.

     

    При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных. Тундра очень ранима.

     

    От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота - браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.

    Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

    Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

    Ответы детей

    Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относится к природным богатствам

    УЧИТЕЛЬ

     

     

    Ученик

     

     

     

     

     

    Ученик

     

     

    УЧИТЕЛЬ

     

     

     

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 25

     

    Мы с вами познакомились с основными экологическими проблемами в тундре, а теперь рассмотрите знаки и соедините каждый знак с его проблемой

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 26

     

    Домашнее задание

    •         Подготовить сообщение об охране природы;

    •          Придумать рассказ – загадку о животном или растении тундры;

    •          Прочитать статью учебника страницы 87 – 97;

    •          Рабочая тетрадь, страница 27 – 31;

    •          Проверим себя, страница 26 – 27.

     

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 27

    Давайте подведём итог нашего урока:

    1. Что узнали на уроке?

     

    2. Что больше всего понравилось?

     

    3. Как Вы оцениваете себя?

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 28

    Молодцы!

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 29

     

    - Разгадайте кроссворд.

    1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики.

    2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение.

    3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу.

    4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: «краснозобая…»

    5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года.

    6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами.

    7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину.

    8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками.

    9. Основное занятие населения тундры.

    10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет.

    11. Олений мох.

    12. Редкая птица с длинной шеей.

    13. Самое крупное травоядное животное тундры.

    14. Вечнозеленое растение с красными ягодами.

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 30

     

    Игра "Да" - "Нет".

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon Презентация2.99 МБ
    Office presentation icon Презентация 2 часть2.91 МБ
    Microsoft Office document icon Сценарий урока93 КБ
    Файл Музыка39.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Природные зоны России

    Слайд 2

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Какое удивительной красоты явление можно наблюдать в Арктике? Полярное сияние

    Слайд 3

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс А У А И Т К Р К Т Г Н П В И К Р А Л Е Ь Я Л О Д А В Д О О Р С Л И С А Й К А Короткое название ледяной зоны Птица с небольшим красным клювом Название острова, на котором расположен заповедник Арктика-царство снега и … Растения, живущие в толще воды Вид рыбы, обитающий в северных морях

    Слайд 4

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Что хотим узнать?

    Слайд 5

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту?

    Слайд 6

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная"

    Слайд 7

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс ТУНДРА Равнина Прохладное короткое лето Суровая зима Вечная мерзлота

    Слайд 8

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Клюква Ягель Растительный мир Морошка Карликовая берёза


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Карликовые деревья

    Слайд 2

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Черника Брусника Голубика Как различить растения по плодам?

    Слайд 3

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Физминутка «У оленя дом большой » У оленя дом большой, Он сидит, глядит в окошко. Зайка по полю бежит, В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай! Лапку мне давай».

    Слайд 4

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Животный мир

    Слайд 5

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Серый журавль – очень крупная птица. Размах крыльев около 2,5 метров. Перелёты совершает стаями. Весенний прилёт в конце апреля – мая.

    Слайд 6

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.

    Слайд 7

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Белая куропатка – растениеядная птица, меняется оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

    Слайд 8

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Как Вы думаете, что привлекает птиц в тундре? Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток.

    Слайд 9

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Северный олень обитает на островах архипелага Новая Земля. Окраска меха очень светлая, почти белая. Питается мхами, лишайниками, различными травянистыми растениями.

    Слайд 10

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Лемминг

    Слайд 11

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Песец

    Слайд 12

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Определить, о каком животном идёт речь? Это животное и кормит людей, обувает и одевает. Одежда, обувь из его шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой эти животные на лёгких санях перевозят людей, грузы. Это животное крупное, сильное, неутомимое. День – деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им он и питается.

    Слайд 13

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Цепь питания Песец Ягель Сова Олень Волк Карликовая берёза Заяц Лемминг Волк Мох Волк Песец

    Слайд 14

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Занятия населения тундры: Звероводство Охота Оленеводство Рыболовство

    Слайд 15

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Экологические проблемы тундры Загрязнение нефтью Браконьерство Нарушение поверхности почвы

    Слайд 16

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают Во время добычи и нефти окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению Большой вред животному миру наносит незаконная охота - браконьерство На многих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое Соедини знак с экологической проблемой

    Слайд 17

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Домашнее задание: Подготовить сообщение об охране природы; Придумать рассказ – загадку о животном или растении тундры; Прочитать статью учебника страницы 87 – 97; Рабочая тетрадь, страница 27 – 31; Проверим себя, страница 26 – 27.

    Слайд 18

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Т Р Д Н У Б А А Л Е Я И М Й В О С А Л Е Ш П Н М Р Ы Г С П Ь Ц К И И Й К К К К К К К К А А А А А А А А Б В З В А У У У Р Л Е Я Р Р О О О О О О О О О Т Т Г Г Л Б М З Е Д Н Е Е С Е Е Н Л Д С В Л Л Л Л Я Ь Ь Е Е Б Е Б С Н

    Слайд 19

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Игра «Да» - «Нет» -Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей -Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей -Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. -Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. -В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. -В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. -В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. -В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. -Редкими животными тундры считаются краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя. -Редкими животными тундры считаются краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя. -Растения тундры высокого тянутся к солнцу. -Растения тундры высокого тянутся к солнцу. -Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. -Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. -Дикие северные олени обычно живут стадами. -Дикие северные олени обычно живут стадами. -В тундре добывают нефть и природный газ. -В тундре добывают нефть и природный газ. -Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек. -Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

    Слайд 20

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс 1. Что узнали на уроке? 2. Что больше всего понравилось? 3. Как Вы оцениваете себя?

    Слайд 21

    Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс МОЛОДЦЫ!!!



    Предварительный просмотр:

    Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс

    Цели урока:

    Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

    Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

    Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

    Оборудование: карта «Природные зоны России»; мультимедийная презентация; аудиозаписи.

    Ход урока

    Слайд 1

    Организационный момент

    Мы сегодня снова будем наблюдать,

    Выводы делать и рассуждать.

    А чтобы урок прошел каждому впрок,

    Активно в работу включайся, дружок!

    В путешествиях можно многое узнать

    И друзьям об этом потом рассказать.

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 2

    Проверка домашнего задания.

    Подумайте, какое удивительной красоты явление можно наблюдать в Арктике?

    Слайд 3

    А чтобы тему урока сегодня узнать, Кроссворд нам надо разгадать:

    Разгадывания кроссворда.

    1. Короткое название ледяной зоны.

    2. Птица с небольшим красным клювом.

    3. Название острова, на котором расположен заповедник.

    4. Арктика - царство снега и :.

    5. Растения, живущие в толще воды.

    6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

    КАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ?

    Тундра

    Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.

    УЧИТЕЛЬ

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 4

    Щелчок мыши

    Щелчок мыши

    Щелчок мыши

    Щелчок мыши

    Щелчок мыши

    Новая природная зона приглашает нас –

    И опять в экспедицию отправляется класс.

    III. Целеполагание.

    Что хотите узнать об этой природной зоне?

    Местонахождение

    Погодные условия

    Растительный мир

    Животный мир

    Занятия населения

    УЧИТЕЛЬ

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Слайд 5

    IV. Работа по новой теме.

    Работа с картой.

    Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту?

    (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия.)

    Сообщение

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    Ученик

    Слайд 6

    Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная".

    В каком тепловом поясе находится эта природная зона?

    (За линией северного полярного круга)

    А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с материалом учебника страница 88 – 90, чтобы продолжить нашу работу и получить больше информации об этой природной зоне.

    Читать до 3 абзаца

    Ученик

    УЧИТЕЛЬ

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Слайд 7

    Щелчок мыши

    Щелчок мыши

    Щелчок мыши

    Исходя из всего сказанного и опираясь на свои полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

    На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 – 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

    Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть года мокрая? Ваши предположения?

    Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.

    Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим схему:

    1. Что вы можете сказать о поверхности тундры?

    Равнина

    2. Каков климат тундры?

    Суровая зима, Прохладное короткое лето

    3. Что находится под тонким слоем малоплодородным почвы тундры?

    Вечная мерзлота

    Откройте рабочие тетради и запишите эту схему: Тундра – Равнина – прохладное короткое лето – вечная мерзлота

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    УЧИТЕЛЬ

    УЧИТЕЛЬ

    УЧИТЕЛЬ

    УЧИТЕЛЬ

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 8

    Как растения приспособились к суровым условиям тундры? На этот вопрос мы найдем ответ в учебнике на странице 90, Никита читает с 3 абзаца до рисунка на станице 91

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    Слайд 9

    Растительный мир беден. Все ДЕРЕВЬЯ очень маленькие, корявые, стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.

    В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

    Откройте рабочую тетрадь Мир вокруг нас, страница 27, задание № 1: Запишите названия растений тундры, которые вы запомнили.

    Ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая ива, карликовая берёза

    Ученик

    Ученик

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 10

    Щелчок мыши

    Отгадайте о каком растении идёт речь?

    Эти ветки пурга коверкала,

    Гнула, гнула, к земле пригибала,

    Ты согнулась, поникла, померкла

    И такою покорною стала.

    Карликовая береза

    Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    Слайд 11

    Щелчок мыши

    А кто знает, как различить растения по плодам?

    Голубика – ягода продолговатая

    черника – более темная и круглая

    Цветом, вкусом

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 12

    V. Физкультминутка «У оленя дом большой»

    У оленя дом большой,

    Он сидит, глядит в окошко.

    Зайка по полю бежит,

    В дверь к нему стучит:

    «Тук-тук, дверь открой,

    Там в лесу охотник злой».

    «Зайка, зайка, забегай!

    Лапку мне давай».

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 13

    VI. Работа по новой теме.

    Рассмотрите иллюстрацию на странице 88 – 89 учебника "В тундре весной".

    Какие животные и птицы обитают в тундре?

    В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.

    О том, как птицы приспособились к жизни в тундре мы узнаем из учебника на страница 91, читает Дима.

    УЧИТЕЛЬ

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 14

    Послушайте сообщения, которые приготовили ученики нашего класса

    Серый журавль.

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    Слайд 15

    Белая сова.

    Ученик

    Слайд 16

    Белая куропатка.

    Ученик

    Слайд 17

    Щелчок мыши

    Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре?

    Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток.

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    Слайд 18

    Северный олень

    Ученик

    Слайд 19

    Лемминги группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см.

    Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; МХОМ активны весь год.

    Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом.

    В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца.

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Слайд 20

    Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков - от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.

    Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища - тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции.

    Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты - обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро.

    Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов.

    Сделайте вывод: как приспособились животные тундры к жизни в условиях долгой суровой зимы?

    У птиц густое оперенье и защитная белая окраска, у зверей густой мех.

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    Ученик

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 21

    Щелчок мыши

    Определите о каком животном идет речь?

    Это животное и кормит людей, обувает и одевает. Одежда, обувь из его шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой эти животные на лёгких санях перевозят людей, грузы.

    Это животное крупное, сильное, неутомимое.

    День – деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им он и питается.

    Олень

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 22

    Составьте в рабочей тетради на странице 29 задание № 6 схему характерной для тундры цепи питания, вам поможет в составлении этой схемы рисунок на странице 88 – 89 в учебнике

    Мох – лемминг – песец

                                    Волк

                                    сова

    Ягель – олень – волк

    Карликовая береза – заяц - волк

                                                      песец

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 23

    Щелчок мыши

    Работа по учебнику.

    Прочитайте статью «Тундра и человек» на с. 93, читает Катя

    Какое основное занятие населения тундры?

    (Основное занятие – оленеводство. Еще ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.)

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    Слайд 24

    Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?

    Экология – наука, которая изучает, как живые существа связаны с тем, что их окружает.

    При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных. Тундра очень ранима.

    От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота - браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.

    Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

    Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

    Ответы детей

    Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относится к природным богатствам

    УЧИТЕЛЬ

    Ученик

    Ученик

    УЧИТЕЛЬ

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 25

    Мы с вами познакомились с основными экологическими проблемами в тундре, а теперь рассмотрите знаки и соедините каждый знак с его проблемой

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 26

    Домашнее задание

    • Подготовить сообщение об охране природы;
    •  Придумать рассказ – загадку о животном или растении тундры;
    •  Прочитать статью учебника страницы 87 – 97;
    •  Рабочая тетрадь, страница 27 – 31;
    •  Проверим себя, страница 26 – 27.

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 27

    Давайте подведём итог нашего урока:

    1. Что узнали на уроке?

    2. Что больше всего понравилось?

    3. Как Вы оцениваете себя?

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 28

    Молодцы!

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 29

    - Разгадайте кроссворд.

    1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики.

    2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение.

    3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу.

    4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: «краснозобая…»

    5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года.

    6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами.

    7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину.

    8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками.

    9. Основное занятие населения тундры.

    10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет.

    11. Олений мох.

    12. Редкая птица с длинной шеей.

    13. Самое крупное травоядное животное тундры.

    14. Вечнозеленое растение с красными ягодами.

    УЧИТЕЛЬ

    Слайд 30

    Игра "Да" - "Нет".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по курсу "Окружающий мир" по теме "Слух. Береги слух." 4 класс

    На уроке учащиеся знакомятся с органами слуха, их значением и гигиеной. Используются игры, загадки, кроссворды, фонотека "Голоса птиц"....

    Урок по курсу "Окружающий мир" в 3 классе на тему "Строение животных"

    Анализировать, сравнивать животных, находить общее в строении различных животных....

    Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

    Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

    Разработка урока по курсу окружающий мир в 4 классе по теме "Мир глазами астронома"

    Данная разработка урока предназначена для учащихся 4 класса на уроке окружающего мира  по теме "Мир глазами астронома"...

    Разработка урока по курсу "Окружающий мир" к УМК А.А.Плешакова ("Школа России") 4 класс "Земля - кормилица"

    Урок познакомит учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека....

    Календарное-тематическое планирование уроков по курсу "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

    В соответствии с Образовательной программой школы,  на изучения курса "Окружающий мир" отводтся 68 часов на год, 2 часа в неделю....

    Конспект урока по курсу «Окружающий мир». 1 класс. «Школа России», программа А.А. Плешакова. Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

    Задачи урока:расширить и  закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами;учить находить взаимосвязи в природе и на этой о...