Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
Оборудование: карта «Природные зоны России»; мультимедийная презентация; аудиозаписи.
Ход урока
Слайд 1
| Организационный момент Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок прошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом потом рассказать. | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 2
| Проверка домашнего задания. Подумайте, какое удивительной красоты явление можно наблюдать в Арктике? |
|
Слайд 3
| А чтобы тему урока сегодня узнать, Кроссворд нам надо разгадать: Разгадывания кроссворда. 1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с небольшим красным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика - царство снега и :. 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. КАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ? Тундра Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. | УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ |
Слайд 4
Щелчок мыши Щелчок мыши Щелчок мыши Щелчок мыши Щелчок мыши | Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс.
III. Целеполагание. Что хотите узнать об этой природной зоне? Местонахождение Погодные условия Растительный мир Животный мир Занятия населения | УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ Ученик Ученик Ученик Ученик Ученик |
Слайд 5
| IV. Работа по новой теме. Работа с картой. Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия.)
Сообщение
|
УЧИТЕЛЬ Ученик
Ученик |
Слайд 6
| Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная". В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (За линией северного полярного круга)
А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с материалом учебника страница 88 – 90, чтобы продолжить нашу работу и получить больше информации об этой природной зоне. Читать до 3 абзаца | Ученик УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
Ученик Ученик Ученик Ученик |
Слайд 7
Щелчок мыши
Щелчок мыши
Щелчок мыши | Исходя из всего сказанного и опираясь на свои полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.
На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 – 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть года мокрая? Ваши предположения?
Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.
Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим схему: 1. Что вы можете сказать о поверхности тундры? Равнина 2. Каков климат тундры? Суровая зима, Прохладное короткое лето 3. Что находится под тонким слоем малоплодородным почвы тундры? Вечная мерзлота Откройте рабочие тетради и запишите эту схему: Тундра – Равнина – прохладное короткое лето – вечная мерзлота | УЧИТЕЛЬ
Ученик
УЧИТЕЛЬ
Ученик
УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ |
Слайд 8
| Как растения приспособились к суровым условиям тундры? На этот вопрос мы найдем ответ в учебнике на странице 90, Никита читает с 3 абзаца до рисунка на станице 91 | УЧИТЕЛЬ
Ученик |
Слайд 9
| Растительный мир беден. Все ДЕРЕВЬЯ очень маленькие, корявые, стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.
В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Откройте рабочую тетрадь Мир вокруг нас, страница 27, задание № 1: Запишите названия растений тундры, которые вы запомнили.
Ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая ива, карликовая берёза | Ученик
Ученик
УЧИТЕЛЬ |
Слайд 10
Щелчок мыши | Отгадайте о каком растении идёт речь? Эти ветки пурга коверкала, Гнула, гнула, к земле пригибала, Ты согнулась, поникла, померкла И такою покорною стала. Карликовая береза Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. | УЧИТЕЛЬ
Ученик |
Слайд 11
Щелчок мыши | А кто знает, как различить растения по плодам? Голубика – ягода продолговатая черника – более темная и круглая Цветом, вкусом | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 12
| V. Физкультминутка «У оленя дом большой» У оленя дом большой, Он сидит, глядит в окошко. Зайка по полю бежит, В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай! Лапку мне давай». |
УЧИТЕЛЬ |
Слайд 13
| VI. Работа по новой теме. Рассмотрите иллюстрацию на странице 88 – 89 учебника "В тундре весной".
Какие животные и птицы обитают в тундре? В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень. О том, как птицы приспособились к жизни в тундре мы узнаем из учебника на страница 91, читает Дима. |
УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ Ученик
УЧИТЕЛЬ |
Слайд 14
| Послушайте сообщения, которые приготовили ученики нашего класса Серый журавль. | УЧИТЕЛЬ
Ученик |
Слайд 15
| Белая сова. | Ученик |
Слайд 16
| Белая куропатка. | Ученик |
Слайд 17
Щелчок мыши | Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток. | УЧИТЕЛЬ
Ученик |
Слайд 18
| Северный олень | Ученик |
Слайд 19
| Лемминги группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см. Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; МХОМ активны весь год. Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом. В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца. | Ученик Ученик Ученик Ученик
|
Слайд 20
| Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков - от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми. Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища - тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции. Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты - обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро. Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов. Сделайте вывод: как приспособились животные тундры к жизни в условиях долгой суровой зимы? У птиц густое оперенье и защитная белая окраска, у зверей густой мех. | Ученик Ученик Ученик Ученик
УЧИТЕЛЬ |
Слайд 21
Щелчок мыши | Определите о каком животном идет речь? Это животное и кормит людей, обувает и одевает. Одежда, обувь из его шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой эти животные на лёгких санях перевозят людей, грузы. Это животное крупное, сильное, неутомимое. День – деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им он и питается. Олень | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 22
| Составьте в рабочей тетради на странице 29 задание № 6 схему характерной для тундры цепи питания, вам поможет в составлении этой схемы рисунок на странице 88 – 89 в учебнике
Мох – лемминг – песец Волк сова
Ягель – олень – волк
Карликовая береза – заяц - волк песец | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 23
Щелчок мыши | Работа по учебнику. Прочитайте статью «Тундра и человек» на с. 93, читает Катя
Какое основное занятие населения тундры? (Основное занятие – оленеводство. Еще ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.) |
УЧИТЕЛЬ Ученик УЧИТЕЛЬ Ученик |
Слайд 24
| Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?
Экология – наука, которая изучает, как живые существа связаны с тем, что их окружает.
При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных. Тундра очень ранима.
От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота - браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища. Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам. Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? Ответы детей Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относится к природным богатствам | УЧИТЕЛЬ
Ученик
Ученик
УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ |
Слайд 25
| Мы с вами познакомились с основными экологическими проблемами в тундре, а теперь рассмотрите знаки и соедините каждый знак с его проблемой | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 26
| Домашнее задание • Подготовить сообщение об охране природы; • Придумать рассказ – загадку о животном или растении тундры; • Прочитать статью учебника страницы 87 – 97; • Рабочая тетрадь, страница 27 – 31; • Проверим себя, страница 26 – 27. |
УЧИТЕЛЬ |
Слайд 27 | Давайте подведём итог нашего урока: 1. Что узнали на уроке?
2. Что больше всего понравилось?
3. Как Вы оцениваете себя? | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 28 | Молодцы! | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 29
| - Разгадайте кроссворд. 1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. 2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. 3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. 4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: «краснозобая…» 5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. 6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами. 7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину. 8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. 9. Основное занятие населения тундры. 10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. 11. Олений мох. 12. Редкая птица с длинной шеей. 13. Самое крупное травоядное животное тундры. 14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 30
| Игра "Да" - "Нет". |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.99 МБ |
Презентация 2 часть | 2.91 МБ |
Сценарий урока | 93 КБ |
Музыка | 39.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Какое удивительной красоты явление можно наблюдать в Арктике? Полярное сияние
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс А У А И Т К Р К Т Г Н П В И К Р А Л Е Ь Я Л О Д А В Д О О Р С Л И С А Й К А Короткое название ледяной зоны Птица с небольшим красным клювом Название острова, на котором расположен заповедник Арктика-царство снега и … Растения, живущие в толще воды Вид рыбы, обитающий в северных морях
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Что хотим узнать?
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту?
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная"
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс ТУНДРА Равнина Прохладное короткое лето Суровая зима Вечная мерзлота
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Клюква Ягель Растительный мир Морошка Карликовая берёза
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Черника Брусника Голубика Как различить растения по плодам?
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Физминутка «У оленя дом большой » У оленя дом большой, Он сидит, глядит в окошко. Зайка по полю бежит, В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай! Лапку мне давай».
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Животный мир
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Серый журавль – очень крупная птица. Размах крыльев около 2,5 метров. Перелёты совершает стаями. Весенний прилёт в конце апреля – мая.
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Белая куропатка – растениеядная птица, меняется оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Как Вы думаете, что привлекает птиц в тундре? Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток.
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Северный олень обитает на островах архипелага Новая Земля. Окраска меха очень светлая, почти белая. Питается мхами, лишайниками, различными травянистыми растениями.
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Лемминг
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Песец
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Определить, о каком животном идёт речь? Это животное и кормит людей, обувает и одевает. Одежда, обувь из его шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой эти животные на лёгких санях перевозят людей, грузы. Это животное крупное, сильное, неутомимое. День – деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им он и питается.
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Цепь питания Песец Ягель Сова Олень Волк Карликовая берёза Заяц Лемминг Волк Мох Волк Песец
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Занятия населения тундры: Звероводство Охота Оленеводство Рыболовство
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Экологические проблемы тундры Загрязнение нефтью Браконьерство Нарушение поверхности почвы
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают Во время добычи и нефти окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению Большой вред животному миру наносит незаконная охота - браконьерство На многих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое Соедини знак с экологической проблемой
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Домашнее задание: Подготовить сообщение об охране природы; Придумать рассказ – загадку о животном или растении тундры; Прочитать статью учебника страницы 87 – 97; Рабочая тетрадь, страница 27 – 31; Проверим себя, страница 26 – 27.
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Т Р Д Н У Б А А Л Е Я И М Й В О С А Л Е Ш П Н М Р Ы Г С П Ь Ц К И И Й К К К К К К К К А А А А А А А А Б В З В А У У У Р Л Е Я Р Р О О О О О О О О О Т Т Г Г Л Б М З Е Д Н Е Е С Е Е Н Л Д С В Л Л Л Л Я Ь Ь Е Е Б Е Б С Н
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс Игра «Да» - «Нет» -Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей -Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей -Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. -Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. -В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. -В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. -В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. -В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. -Редкими животными тундры считаются краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя. -Редкими животными тундры считаются краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя. -Растения тундры высокого тянутся к солнцу. -Растения тундры высокого тянутся к солнцу. -Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. -Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. -Дикие северные олени обычно живут стадами. -Дикие северные олени обычно живут стадами. -В тундре добывают нефть и природный газ. -В тундре добывают нефть и природный газ. -Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек. -Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс 1. Что узнали на уроке? 2. Что больше всего понравилось? 3. Как Вы оцениваете себя?
Сороковская Людмила Анатольевна, 4 «В» класс МОЛОДЦЫ!!!
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
Оборудование: карта «Природные зоны России»; мультимедийная презентация; аудиозаписи.
Ход урока
Слайд 1 | Организационный момент Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок прошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом потом рассказать. | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 2 | Проверка домашнего задания. Подумайте, какое удивительной красоты явление можно наблюдать в Арктике? | |
Слайд 3 | А чтобы тему урока сегодня узнать, Кроссворд нам надо разгадать: Разгадывания кроссворда. 1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с небольшим красным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика - царство снега и :. 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. КАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ? Тундра Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. | УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ |
Слайд 4 Щелчок мыши Щелчок мыши Щелчок мыши Щелчок мыши Щелчок мыши | Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс. III. Целеполагание. Что хотите узнать об этой природной зоне? Местонахождение Погодные условия Растительный мир Животный мир Занятия населения | УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ Ученик Ученик Ученик Ученик Ученик |
Слайд 5 | IV. Работа по новой теме. Работа с картой. Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия.) Сообщение | УЧИТЕЛЬ Ученик Ученик |
Слайд 6 | Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная". В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (За линией северного полярного круга) А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с материалом учебника страница 88 – 90, чтобы продолжить нашу работу и получить больше информации об этой природной зоне. Читать до 3 абзаца | Ученик УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ Ученик Ученик Ученик Ученик |
Слайд 7 Щелчок мыши Щелчок мыши Щелчок мыши | Исходя из всего сказанного и опираясь на свои полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 – 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть года мокрая? Ваши предположения? Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается. Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим схему: 1. Что вы можете сказать о поверхности тундры? Равнина 2. Каков климат тундры? Суровая зима, Прохладное короткое лето 3. Что находится под тонким слоем малоплодородным почвы тундры? Вечная мерзлота Откройте рабочие тетради и запишите эту схему: Тундра – Равнина – прохладное короткое лето – вечная мерзлота | УЧИТЕЛЬ Ученик УЧИТЕЛЬ Ученик УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ |
Слайд 8 | Как растения приспособились к суровым условиям тундры? На этот вопрос мы найдем ответ в учебнике на странице 90, Никита читает с 3 абзаца до рисунка на станице 91 | УЧИТЕЛЬ Ученик |
Слайд 9 | Растительный мир беден. Все ДЕРЕВЬЯ очень маленькие, корявые, стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья. В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Откройте рабочую тетрадь Мир вокруг нас, страница 27, задание № 1: Запишите названия растений тундры, которые вы запомнили. Ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая ива, карликовая берёза | Ученик Ученик УЧИТЕЛЬ |
Слайд 10 Щелчок мыши | Отгадайте о каком растении идёт речь? Эти ветки пурга коверкала, Гнула, гнула, к земле пригибала, Ты согнулась, поникла, померкла И такою покорною стала. Карликовая береза Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. | УЧИТЕЛЬ Ученик |
Слайд 11 Щелчок мыши | А кто знает, как различить растения по плодам? Голубика – ягода продолговатая черника – более темная и круглая Цветом, вкусом | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 12 | V. Физкультминутка «У оленя дом большой» У оленя дом большой, Он сидит, глядит в окошко. Зайка по полю бежит, В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай! Лапку мне давай». | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 13 | VI. Работа по новой теме. Рассмотрите иллюстрацию на странице 88 – 89 учебника "В тундре весной". Какие животные и птицы обитают в тундре? В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень. О том, как птицы приспособились к жизни в тундре мы узнаем из учебника на страница 91, читает Дима. | УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ Ученик УЧИТЕЛЬ |
Слайд 14 | Послушайте сообщения, которые приготовили ученики нашего класса Серый журавль. | УЧИТЕЛЬ Ученик |
Слайд 15 | Белая сова. | Ученик |
Слайд 16 | Белая куропатка. | Ученик |
Слайд 17 Щелчок мыши | Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток. | УЧИТЕЛЬ Ученик |
Слайд 18 | Северный олень | Ученик |
Слайд 19 | Лемминги группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см. Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; МХОМ активны весь год. Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом. В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца. | Ученик Ученик Ученик Ученик |
Слайд 20 | Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков - от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми. Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища - тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции. Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты - обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро. Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов. Сделайте вывод: как приспособились животные тундры к жизни в условиях долгой суровой зимы? У птиц густое оперенье и защитная белая окраска, у зверей густой мех. | Ученик Ученик Ученик Ученик УЧИТЕЛЬ |
Слайд 21 Щелчок мыши | Определите о каком животном идет речь? Это животное и кормит людей, обувает и одевает. Одежда, обувь из его шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой эти животные на лёгких санях перевозят людей, грузы. Это животное крупное, сильное, неутомимое. День – деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им он и питается. Олень | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 22 | Составьте в рабочей тетради на странице 29 задание № 6 схему характерной для тундры цепи питания, вам поможет в составлении этой схемы рисунок на странице 88 – 89 в учебнике Мох – лемминг – песец Волк сова Ягель – олень – волк Карликовая береза – заяц - волк песец | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 23 Щелчок мыши | Работа по учебнику. Прочитайте статью «Тундра и человек» на с. 93, читает Катя Какое основное занятие населения тундры? (Основное занятие – оленеводство. Еще ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.) | УЧИТЕЛЬ Ученик УЧИТЕЛЬ Ученик |
Слайд 24 | Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека? Экология – наука, которая изучает, как живые существа связаны с тем, что их окружает. При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных. Тундра очень ранима. От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота - браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища. Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам. Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? Ответы детей Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относится к природным богатствам | УЧИТЕЛЬ Ученик Ученик УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ |
Слайд 25 | Мы с вами познакомились с основными экологическими проблемами в тундре, а теперь рассмотрите знаки и соедините каждый знак с его проблемой | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 26 | Домашнее задание
| УЧИТЕЛЬ |
Слайд 27 | Давайте подведём итог нашего урока: 1. Что узнали на уроке? 2. Что больше всего понравилось? 3. Как Вы оцениваете себя? | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 28 | Молодцы! | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 29 | - Разгадайте кроссворд. 1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. 2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. 3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. 4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: «краснозобая…» 5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. 6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами. 7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину. 8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. 9. Основное занятие населения тундры. 10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. 11. Олений мох. 12. Редкая птица с длинной шеей. 13. Самое крупное травоядное животное тундры. 14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. | УЧИТЕЛЬ |
Слайд 30 | Игра "Да" - "Нет". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс
Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.
Знакомство с географическим положением природной зоны-Тундра, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека....
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Тундра»
урок содержит меодическую разработку и презентацию...
проверочная работа по окружающему миру 4 класс по теме "Природные зоны России, тундра,Арктика"
В проверочной работе включены как тестовые варианты, так и вопросы, на которые надо подумать и ответить....
Урок окружающего мира "Природная зона России - тундра"
Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Природная зона России- тундра". Групповая работа по изучению нового материала организована с использованием проектно-исследовательской деятельност...
Видеозапись урока окружающего мира "Природная зона России - тундра"
https://youtu.be/-bXj_gLTYrY Видеозапись урока окружающего мира....