Главные вкладки

    Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

    Максимова Елена Евгеньевна

    Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx26.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пример организации проектно – исследовательской деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира

    Технологическая карта урока

    Название урока

    Природная зона России – Тундра

    Предмет

    Окружающий мир

    Класс

    4 класс

    Технология

    Проектно – исследовательская деятельность

    Тип урока

    Формирование новых знаний (урок-исследование)

    Цели урока

    для учителя

    для ученика

    • сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
    • познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями,    растительным и животным миром и деятельностью человека.
    • развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
    • Развивать устную монологическую речь.
    • воспитывать потребность в бережном отношении к природе   

    познакомиться с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями,         растительным и животным миром и деятельностью человека


    Образователь

    ные результаты

    Предметные

    • получить представление о природной зоне тундры;
    • познакомиться с географическим положением тундры;
    • познакомиться с климатическими условиями зоны;
    • узнать особенности растительного и животного мира тундры;
    • познакомиться с населением тундры и его деятельностью.

    Метапредметные

    Регулятивные – прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

    Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, добывать новые знания, используя учебник, дополнительную литературу, ресурсы интернет и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

    Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути её достижения, строить монологические высказывания, вести диалог, слушать собеседника.

    Личностные

    выражать положительное отношение к процессу познания;

    проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в конкретных ситуациях;

    осознавать потребность в бережном отношении к природе.

    Образователь

    ная среда урока

    •  карточки-помогайки;
    •  карточки с вопросами;
    •  текст с ошибками;`
    •  презентация учителя;
    •  презентации детей

    Форма работы на уроке

    группы постоянного состава

     (4 групп по 6 учеников)

    Этап

    Действия учителя

    Действия ученика

    Организаци

    онный

    ставит и поясняет цели урока

    рассаживаются по группам, определенным заранее

    (на предыдущем уроке  учащиеся уже разделились на 4 группы: географы, зоологи, ботаники, экологи; каждая группа  располагается за своим отведенным рабочим местом, отмеченным специальной карточкой-названием)

    Актуализа

    ция

    знаний

    - С какой природной зоной мы уже знакомы?  

    СЛАЙД  (презентация учителя)  

    - Покажите эту природную зону на карте.

    - Чем запомнилась эта природная зона?  

    Исправь географические ошибки в тексте: 
    Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля). 

    Зона Арктических пустынь

    работают с текстом, исправляют ошибки, объясняют свою точку зрения  (приложение 1)

    Введение знаний

    - Сегодня мы поговорим о новой природной зоне России, которая граничит с Арктикой.

    - И она называется?  

    СЛАЙД    

    - Совершенно верно – это зона Тундры. В переводе с финского языка тундра означает    

                 “бесплодная” или “враждебная”.

    А почему?  Мы сегодня попробуем это узнать.

    И сейчас в работу включаются наши географы, ботаники, зоологи, экологи. Они в течение недели исследовали и выясняли:

    • Где расположено? 
    • Что растёт?
    • Кто живёт?
    • Как живут?  

    СЛАЙД

    1. Местоположение тундры и особенности неживой природы тундры  

    (группа географов).

    1. Растения тундры (группа биологов).
    2. Животные тундры (группа зоологов).
    3. Тундра и человек (группа экологов).

    Остальные группы не только слушают выступающих, но и заполняют таблицу, которая вам потом поможет написать тест в программе «Знак»

    ТУНДРА

    в помощь были даны карточки–помогайки (приложение 2)

    получают таблицу с вопросами, на которые они отвечают по ходу выступления каждой группы (приложение 3)

    Систематизация знаний

    • координирует временные и содержательные             аспекты выступления групп
    • задает уточняющие вопросы
    • корректирует и дополняет сообщения учащихся

    представляют свои сообщения с использованием ИКТ

    по группам

    • географы
    • зоологи
    • ботаники
    • экологи

    (выступления групп в приложении 4)

    Рефлексия

    - Молодцы! Было очень приятно работать с наблюдательными исследователями!

    - Правда ли, что Тундра «бесплодная» и «враждебная»?

    - А Н.Сладков назвал Тундру «Седая земля»

       Седая земля(Тундра)                Николай Сладков

             Равнина серая и сырая. И небо над ней серое и сырое. Мох, кочки, лужи. Все плоско и бесконечно.
             Но встречаются и леса - высотой по колено! Ивы, березы толщиной с карандаш. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. Грибы-надберезовики, а уж олень или человек совсем великаны.
             Тут на дню пять погод: сеет, веет, поливает и посыпает. Приползет туча - накроет тундру холодная тень. За ней вторая - спрыснет частым дождем. Третья пробарабанит крупной ледяной. Четвертая снегом засыплет. Хорошо, если пятая мимо пройдет, - тогда опять солнышко и тепло.
             Ярче всего тундра летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие. На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней - золотым. Чумы пастухов тогда кажутся далекими горами-вулканами. Олени лежат лениво, рога их ветвистые на золотом закате как сказочный костяной лес. И лужи горят, словно окна в домах.
              Бесконечная тишина. И время остановилось.

    высказывания детей

    Тест

    в

    программе

    «Знак»

    объясняет задание, контролирует выполнение, выводит на экран результаты выполнения, подводит итог

    выполняют тест по закреплению нового материала (приложение 5)

    Домаш

    нее

    задание

    составьте две - три цепи питания зоны Тундра и творчески их оформить

    - А закончить наш урок я хочу песней «Увезу тебя я в Тундру»

    выслушивают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

    Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

         В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

         Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в тундре.

        Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, дополнительной литературой); при подготовке    выступлений по инструкционным картам;  при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

         Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, распределении обязанностей, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

           Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах, особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.

            На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на данном уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс

    Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...

    Природные зоны России. Тундра

    Презентация к уроку по окружающему миру в 4 классе  по теме " Тундра"...

    Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс

    Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й классЦели урока:Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением этой природно...

    Урок по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в 4 классе.Тема: Обобщение по теме «Пищеварительная система». Интеллект-карта как продукт проектно-исследовательской деятельности учащихся.

    Возбудить интерес к новому активному методу обучения – методу  Интеллект-карт,  отвечающему  реальным  запросам  современной  школы,  способствующему  решению...

    Урок окружающего мира «Природные зоны России. Тундра»

    урок содержит меодическую разработку и презентацию...

    проверочная работа по окружающему миру 4 класс по теме "Природные зоны России, тундра,Арктика"

    В проверочной работе включены как тестовые варианты, так и вопросы, на которые надо подумать и ответить....

    тест по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Тундра

    тест по окружающему миру 4 класс Природные зоны России  Тундра...