Урок по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в 4 классе.Тема: Обобщение по теме «Пищеварительная система». Интеллект-карта как продукт проектно-исследовательской деятельности учащихся.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Балаянц Ирина Александровна

Возбудить интерес к новому активному методу обучения – методу  Интеллект-карт,  отвечающему  реальным  запросам  современной  школы,  способствующему  решению  задач  нового  образовательного  стандарта  по  формированию  у  школьников  универсальных  учебных  действий на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.59 КБ
Файл prilozhenie_2.docx15.89 КБ
Файл prilozhenie_3.pptx44.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения 04.02.16

Предметная область -  окружающий мир

Учитель - Балаянц Ирина Александровна

Класс -  4

Тема: Обобщение по теме «Пищеварительная система». Интеллект-карта как продукт проектно-                     исследовательской деятельности учащихся.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о пищеварительной системе организма человека.

Задачи

  1. Личностные:

- умение использовать знания, приобретенные на уроках;

- пользоваться интеллект-картой при обобщении и систематизации знаний по теме урока;

  1. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- умение использовать речь и интеллект-карту для регуляции своей деятельности;

- способность принимать и сохранять поставленную цель и задачу;

- планировать и контролировать свои действия.

Познавательные УУД:

- умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

- умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовать ее в виде схем, моделей;

- умение предавать содержание в сжатом выборочном виде.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группе;

- умение участвовать в диалоге;

- умение критично относиться к своему мнению, договариваться с участниками других позиций;

- умение отображать предметное содержание.

Тип  урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: групповая, творческая, построение интеллект-карты, отчет

Методы: словесный, наглядный

Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир»  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова.2 часть;  тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 2 часть; «Окружающий мир. Поурочные планы» 4 класс; мультимедийный  проектор; ПК; лист ватмана; понятийный ряд;

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Мобилизирующее начало урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Здравствуйте, ребята! Сейчас мы проведем с вами урок окружающего мира.

– Давайте пожмем, друг другу руки, улыбнёмся и пожелаем успехов в открытии новых знаний.

 

Жмут друг другу руки, улыбаются, желают успехов

Личностные;

Регулятивные;

Познавательные;

Коммуникативные

2. Сообщение темы  урока

- Хочу обратить ваше внимание на доску.

К ней прикреплен лист, в центре которого надпись: «Пищеварительная система». 

 С чем ассоциируется у вас это понятие?

(По мере поступления ответов детей учитель на доске выстраивает понятийный ряд)

- Я думаю, что вы уже догадались о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?

- Зачем нам эти знания?

-Для чего нужны нам эти знания?

- Правильно. Поэтому, мы с вами должны вспомнить, что мы знаем о своем организме, в частности о системе пищеварения. И все наши знания о данной системе мы отразим на интеллект-карте, которую составим коллективно. Но прежде, чем составить интеллект-карту, нам предстоит выполнить небольшую работу.

Ответы детей: рот, желудок, кишечник, печень, глотка, питание, продукты питания (полезные, вредные), здоровье

- Об органах пищеварения, о питании.

- Мы должны хорошо знать,  как устроен  наш организм, как работают наши органы.

- Для того, чтобы заботиться о нашем здоровье, знать, как правильно питаться, в случае болезни знать, как вылечиться.

3. Работа над темой урока.

- Сейчас мы поиграем в игру «Инфо-карусель». 

Что такое карусель, вы, наверняка, знаете. Всем вам хорошо знакомо это устройство. Но у нас с вами будет карусель не механическая, а информационная.  Вам будут розданы листочки с вопросами, на которые вы должны ответить. Каждая группа, ответив на один вопрос своей карточки,  передает её следующей группе: первая – второй; вторая – третье; третья – первой. И так вы отвечаете поочередно на все три вопроса. В итоге, ваша карточка, пройдя три круга, снова должна оказаться у вас уже с ответами на все поставленные вопросы.

Работают в группе. Отвечают на вопросы.

4. Практическая работа по закреплению темы.

Составление интеллект-карты.

- Теперь, когда ваши карточки вернулись к вам,  мы приступим к практической части нашего урока - составлению интеллект-карты, где каждая группа разместит ответы из своих карточек.

 Хочу обратить ваше внимание на то, что при составлении карты вы должны руководствоваться  следующим планом (Слайд 1):

План  составления интеллект-карты:

1. Указать название органов в данной системе.

2. Описать функции органов данной системы.

3. Рассказать о гигиене питания.

4. Творческая работа. Подобрать пословицу (поговорку) о питании.

Работа в  группах.

Уч-ся начинают работу над составлением интеллект-карты.

5. Защита работы. Подведение итогов.

Рефлексия.

- Наша интеллект-карта готова. Осталось ее защитить, ответив на следующие вопросы. (Слайд 2)

Вопрос для I группы:

- Перечислить органы системы.

 Как называется система этих органов?

Вопрос для II группы:

- Что обеспечивает эта система?

Вопрос для III группы:

- Перечислить правила гигиены, существующие для нормальной функциональности данной системы.

Общий вопрос:

- Функции составленной интеллект-карты: где она нам может пригодиться?

– В начале урока мы пожелали друг другу успехов в открытии новых знаний. Сейчас я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке и выбрать соответствующие карточки: чемодан, мясорубку или корзину. (Слайд 3)

Значение этих предметов следующее:

ЧЕМОДАН – все, что я сегодня узнал (а) на уроке мне пригодится в дальнейшем;

МЯСОРУБКА – полученную информацию мне надо переработать;

КОРЗИНА – все выброшу.

Продемонстрируйте свой выбор.

Наш урок мне хочется закончить словами:

(Слайд 4) «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». (Шопенгауэр).

 Демонстрация готовой интеллект-карты. (Выставка на доске).

Представители группы защищает работу.

Учащиеся выбирают картинки и демонстрируют.



Предварительный просмотр:

Карточка №1

  1.  Какие из перечисленных органов относятся к органам пищеварения (нужное выделить):

Позвоночник, глотка, головной мозг, пищевод, желудок, сердце, печень, почки, тонкий кишечник, мочевой пузырь, прямая кишка, лёгкие, толстый кишечник.

  1. Где начинается процесс пищеварения?

- в желудке;

- в ротовой полости;

- в кишечнике.

3. При помощи какого органа происходит проглатывание пищи?

- зубы;

- язык;

- глотка.

Карточка №2

  1. Что такое пищевод?

- Это орган, управляющий деятельностью всех органов системы человека;

- это трубка, соединяющая глотку и желудок;

- это основа скелета человека.

  1. Какие функции выполняет желудок?

- обеспечивает циркуляцию крови в организме;

- вмещает съеденную пищу;

- превращает съеденную пищу в жидкую смесь; 

- обеспечивает перенос кровью кислорода;

- выпускает полупереваренную смесь в тонкую кишку;

  1. Какой орган является «фильтром» организма человека?

- лёгкие;

- сердце;

- печень;

- почки.

Карточка №3

1.Самый длинный отдел пищеварительной системы, в котором происходит окончательное расщепление и всасывание питательных веществ в кровь:

- толстый кишечник;

- прямая кишка;

- тонкий кишечник.

2. В толстом кишечнике:

- происходит превращение съеденной пищи в жидкую смесь

- поступают все непереваренные остатки пищи;

- происходит измельчение съеденной пищи;

3. Конечный отдел пищеварительной трубки, служащий для удаления непереваренных остатков пищи:

- аппендикс;

-прямая кишка;

- двенадцатиперстная кишка

Гигиена питания

  1. Питаться в одно и то же время.
  2. Еда должна иметь привлекательный вид, запах и вкус.
  3. В начале приема пищи полезно употреблять салаты, бульоны.
  4. Необходимо тщательно переживать пищу.
  5. Избегать слишком острой пищи.
  6. Употреблять в пищу больше овощей и фруктов.
  7. Последний прием пищи за 1.5 – 2 часа до сна.
  8. Пища не должна быть очень горячей и очень холодной.
  9. Жевательную резинку жевать не более 15-20 мин. после еды.

10.Есть меньше сладкой, жирной пищи.

11. Избегать сухоядения.

Памятка по защите интеллект-карты

1. Перечислить органы системы. Как называется система этих органов?

2. Что обеспечивает эта система?

3. Перечислить правила гигиены, существующие для нормальной функциональности данной системы.

4. Функции составленной интеллект-карты.

Памятка по защите интеллект-карты

1. Перечислить органы системы. Как называется система этих органов?

2. Что обеспечивает эта система?

3. Перечислить правила гигиены, существующие для нормальной функциональности данной системы.

4. Функции составленной интеллект-карты.

Памятка по защите интеллект-карты

1. Перечислить органы системы. Как называется система этих органов?

2. Что обеспечивает эта система?

3. Перечислить правила гигиены, существующие для нормальной функциональности данной системы.

4. Функции составленной интеллект-карты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План составления интеллект-карты 1. Указать название органов в данной системе. 2. Описать функции органов данной системы. 3. Рассказать о гигиене питания. 4. Творческая работа. Каждой группе подобрать пословицу (поговорку) о питании.

Слайд 2

Памятка по защите интеллект-карты 1 группа. К ак называется система, отображенная на интеллект-карте? Перечислите органы, составляющие данную систему. 2 группа. Что обеспечивает эта система? 3 группа. Перечислить правила гигиены, существующие для нормальной функциональности данной системы. * Функции данной интеллект-карты .

Слайд 3

РЕФЛЕКСИЯ ЧЕМОДАН – все, что я сегодня узнал (а) на уроке мне пригодится в дальнейшем ; МЯСОРУБКА – полученную информацию мне надо переработать ; КОРЗИНА – все выброшу.

Слайд 4

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». Шопенгауэр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету " Окружающий мир" , 2 класс. Тема : "Части света, материки и океаны"

Урок по предмету «Окружающий мир», 2 класс.Автор: Дремина Татьяна Владиленовна учитель начальных классов ГБОУ Гимназии №63Тема урока : части света, материки и океаныТип урока: урок ознакомл...

Урок по предмету "Окружающий мир" 3 класс. Тема "Животноводство"

На данном уроке дети знакомятся с отраслями животноводства, учатся тому, как правильно ухаживать за животными....

Урок по предмету Окружающий мир, 2 класс. Тема: "Дикие и домашние животные".

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс, УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А.Тема: "Дикие и домашние животные". Цель урока: дать представление о диких и домашних животных,...

Урок по предмету - Окружающий мир. 2 класс. Тема: Семья. Семейные заботы и традиции.

Данный урок был проведён во втором классе по теме "Семья. Семейные заботы и традиции".Цели урока:образовательныеФормировать представление о семье, родственных отношениях, о семейных обязанностях, трад...

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс. Тема: «Лес и человек»

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс Тема "Лес и человек" УМК "Школа России"  Тип урока: Открытие нового знания....

Конспект урока по предмету окружающий мир 1 класс. Тема "Посуда"

Этот конспект урока для детей с нарушением речи.Цель урока: формирование обобщенного понятия посуда. Коррекционно -образовательные задачи задачи:уточнить и конкретизировать представления о посуде. Кор...

Конспект урока по предмету Окружающий мир 4 класс тема "История России 20 век"

Конспект урока по предмету Окружающий мир с использованием карточек сайта Учи.ру...