Урок по предмету Окружающий мир, 2 класс. Тема: "Дикие и домашние животные".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Самохвалова Анна Николаевна

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс, УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А.

Тема: "Дикие и домашние животные".

 Цель урока: дать представление о диких и домашних животных,  отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних

Задачи урока:

1. Познавательные:

·        Формирование понятий " домашние " и " дикие " животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;

·        Формирование представлений о сходстве и различии домашних и диких животных;

·        Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.

2. Развивающие:

·        Развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;

·        Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):

a)      Анализ - при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;

b)      сравнение домашних и диких животных по существенным признакам

c)      установление связей между домашними животными и продукцией получаемой от них;

d)      обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);

3. Воспитательные:

·        Воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде;

·        Воспитание познавательного интереса;

·        Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру.

2 класс

(УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А.)

Тема

Дикие и домашние животные

Цель  и задачи темы

 Цель урока: дать представление о диких и домашних животных,  отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних

Задачи урока:

1. Познавательные:

  • Формирование понятий " домашние " и " дикие " животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;
  • Формирование представлений о сходстве и различии домашних и диких животных;
  • Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.

2. Развивающие:

  • Развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;
  • Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):
  1. Анализ - при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;
  2. сравнение домашних и диких животных по существенным признакам
  3. установление связей между домашними животными и продукцией получаемой от них;
  4. обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);

3. Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде;
  • Воспитание познавательного интереса;
  • Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.

Планируемый результат

Усвоить общие условия, необходимые для жизни домашних животных; ученики научатся рассказать о значении домашних животных для человека, особенности ухода за домашними животными

Основные понятия

«дикие» и «домашние» животные

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Компьютер, проектор, итеративная доска, презентация

 

У учеников – учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Технология проведения

Этапы, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

оборудование

Практическая работа

1 Организационный момент.

Цель – мотивация учения

Здравствуйте ребята! Давайте проверим всё ли у нас на парте: ручки, тетрадки, книжки. Сегодня у нас в гостях опять Незнайка. Он очень расстроен, потому что он забыл, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира. Давайте ему напомним.

Показ 1 слайда

2. Повторение

Цель: закрепить знания и умения.

Ребята, на прошлом уроке мы изучали тему: «Дикорастущие и культурные растения». Давайте повторим.

Фронтально-устный опрос.

 -Вспомните, какое значение для человека имеют растения?

(Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.)

-На какие группы можно разделить все растения?

(Первая группа – это растения, которые выращивает человек.  Их называют – культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растения называют дикорастущими.)

-Чем похожи и чем отличаются яблоня и сосна?

(Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.)

- Какие растения относятся к кустарникам (выбери правильный ответ)?

- Укажите дикорастущие растения

Индивидуальный письменный опрос по карточкам (работа по карточкам)

- Сейчас я раздам вам карточки, на которых есть задания. Эти задания вам нужно выполнить и затем сдать мне.

Перечисли 2-3  культурных растения нашего края

Деревья

Травянистые

Зерновые

Плодовые

Овощные

Кустарники

Ученики самостоятельно выполняют работу.

Показ 2, 3, 4 слайда

Показ 5 слайда

3.Подготовительная работа к изучению нового материала 

Цель: Постановка проблемного вопроса

- Незнайке очень хочется узнать, а чем же сегодня мы будем заниматься на уроке? Ответить на этот вопрос вам помогут вот эти загадки.

1. Посмотрите-ка,  какая –

Вся  горит, как  золотая.

Ходит  в  шубке  дорогой,

Хвост  пушистый  и  большой.

2. У  косого  нет  берлоги,

Не  нужна  ему  нора.

От  врагов  спасают  ноги,

А  от  голода  кора.

3. Летом  бродит  без  дороги

Между  сосен  и  берёз,

А  зимой  он  спит  в  берлоге,

От  мороза  пряча  нос.

4. Спереди – пятачок,

Сзади – крючок.

Посередине спинка,

А на ней щетинка.

5. С  бородой,  а  не  старик,

С  рогами,  а  не  бык,

Доят,  а  не  корова.

Лыко  дерёт,  а  лаптей  не  плетёт.

6. Рыжий  молокозавод

День  жуёт и ночь  жуёт.

Ведь  траву  не  так  легко

Переделать  в  молоко.

Посмотрите внимательно на картинки и подумайте, на какие группы можно разделить этих животных?

О чём же мы будем говорить сегодня

Учитель подводит итог:

- действительно сегодня мы будем говорить о диких и домашних животных.

Лиса

Заяц

Медведь

Свинья

Козлик

Корова

Домашние и дикие животные

О домашних и диких животных

Показ иллюстраций с животными (дикие и домашние)

4.Физкультминутка. Снять утомляемость детей.

Давайте немножко отдохнём.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились.

Завертелись, завертелись

И остановились.

Хлопают в ладоши

Топают ножками

Ударят по коленочкам

Поднимают ручки

Крутят кистями рук

5.Решение проблемной ситуаций. Изучение новой темы.

Цель: Понятие диких и домашних животных

Дать представление о диких и домашних животных показать их разнообразия

Откройте учебник на стр. 72

Прочитайте, что нам говорит Муравей- Вопросик.

Незнайка нам задает вопросы:

- Чем отличаются дикие животные от домашних?

- Проверим, правильно ли мы ответили на этот вопрос?

Объяснения учителя

Домашние животные  - это  животные, которых содержит человек. Он предоставляет им кров и пищу, а они, в свою очередь, приносят человеку пользу.

Дикие животные – это животные, которые живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.

- Прочитайте задание в учебнике на стр.72

- Рассмотрите рисунки. Кто на них изображен? Отметьте диких животных зелеными фишками, а домашних животных желтыми.

- Правильно ли вы выполнили задание – мы проверим немного позже. Отложите учебник на край парты.

-Ребята, Как человек заботится о домашних животных?

Объяснения учителя

Домашние животные могут содержаться в специальных помещениях : скотный двор, конюшня, собачья будка, но могут жить и непосредственно в доме человека. Из тех животных, которые живут в доме, одних содержат в клетках, аквариумах, террариумах и других «домиках», а другим, например, кошкам, собакам, кроликам и даже обезьянам, разрешают свободно перемещаться по помещению.

Жилища диких животных – это плотина, берлога, нора, гнездо.

- А что делать, если животное заболело? Как называется врач, который лечит животных?

- У кого из вас есть домашние животные? Какие?

- Как вы помогаете родителям ухаживать за ними?

-Незнайка подготовил для нас еще один вопрос:  - Кто из вас знает, откуда появились домашние животные?

Объяснения учителя

С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, ловили рыбу, охотились. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Хорошо зная повадки диких животных, первобытные люди сумели приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали охотиться, охраняли, перевозили тяжести и спасали запасы от грызунов. И, конечно, снабжали человека молоком, мясом, шерстью, кожей и многим другим. Неудивительно, что в старину люди обожествляли некоторых животных, поклонялись им. Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило не одно столетие. Вот почему домашние животные не всегда похожи на своих предков.

Считается, что самым первым домашним животным стала собака. Это произошло около 10 - 15 тысяч лет назад. Но некоторые исследователи уверены, что на это почетное место могут претендовать и овца, и коза, и свинья. Они рядом с человеком около 10 тысяч лет. Потом пришла очередь быков, буйволов, лошадей... Но человек одомашнил не только зверей - млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Например, труженица пчела и тутовый шелкопряд. Домашние животные часто становятся домашними любимцами. Собака, например, не только помощник на охоте или сторож, но и товарищ для игр и проказ. А современной кошке - мурлыке не обязательно ловить мышей. Да и мышка для иного - тоже домашний любимец. А кто - то души не чает в своем хомячке, морской свинке, попугае  или рыбках. И этот список можно продолжать. Главное, "братья наши меньшие" бескорыстно дарят нам свою любовь.

- Незнайка нашел картинки с животными и просит нам ему помочь:

-На какие группы их можно разделить?

- Есть и другие группы домашних животных! Отгадайте загадки:

1. С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица.

2. Домовитая хозяйка,

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

- Кроме зверей и птиц, домашними могут быть рыбы и насекомые!

«Какую пользу приносят домашние животные человеку? Зачем человек их приручил?»- спрашивает Незнайка.

Обобщение учителя:

- продукты питания животного происхождения (мясо, яйца, мед..)

- домашние животные являются помощнику человеку

- они наши домашние любимцы

- домашние животные – это источник материалов

Открывают учебник.

Чтение текста.

Мнение учащихся

Слушаем сообщения детей.

Слушают сообщение учителя

Читают задание и выполняют его под руководством учителя.

Он кормит, строит для них жилище и содержит его в чистоте

Ветеринар

 

Слушают ответы своих товарищей

Ответы детей

Слушают сообщение учителя

Звери и птицы

Рыба

Пчела

Пища, работа, общение, материалы

Показ иллюстраций – жилища диких и домашних животных

Иллюстрации – звери и птицы

6. Закрепление знаний.

 Цель: уметь безошибочно распределять животных на диких и домашних.

Вернемся к нашему заданию в учебнике. Проверьте себя. Все ли вы сделали правильно?

1. Разложи животных на две группы (работа с интерактивной доской)

2. Кто спрятался на картине? (работа с интерактивной доской)

3. Работа в рабочей тетради (стр. 50 упр.1,2,).

Работа в парах.

 

4. Групповая работа

Раздаются карточки, учащиеся выполняют

- распределите животных в два столбика домашние  животные:

Дикие животные:

Косуля, свинья, медведь, страус, тигр, пчела, лось, олень, пудель, котёнок, оса, корова, лиса, кролик, рысь, слон, бобр, верблюд, крот, индюк, лошадь, овца, собака, телёнок.

 

Самопроверка

Выполнение заданий.

Проверка в парах

Выполнение заданий.

Показ  6 слайда

Показ  7  слайда

Фронтальная проверка

7. Физкультминутка 

Цель: снять утомляемость детей

 

8. Домашнее задание

Цель: закрепить пройденный мтериал

- Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. Дома вы ещё раз прочитаете  о диких и домашних животных на страницах 72 -75.  В тетради выполните задание на стр. 51 №3, стр. 52 № 6,7

 

9. Рефлексия. Итог урока.

Цель: проверить усвоение темы

- На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?

- Почему одних животных мы называем домашними, а других- дикими? Докажите.

Могут ли дикие животные стать домашними, а домашние – дикими?

Животные – наше братья меньшие. Мы всегда должны помнить о том, что животные друзья, а к друзьям нужно относиться бережно, с любовью.

Если сегодня вам понравилось на уроке, вы считаете, что мы поработали очень хорошо, то возьмите красный смайлик.

Если работали хорошо, но могли бы ещё лучше, жёлтый смайлик.

Если вам было не очень интересно, что-то было не так, как хотелось бы, зелёный смайлик.

Отметка о проделанной работе учащихся учителем.

Итог урока.

Дикие и домашние.

Потому что дикие животные живут самостоятельно, в лесу и добывают себе пищу, строят жилище. А о домашних животных заботятся люди.

Показывают смайлики

Показ 8 слайда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса тема "Дикие и домашние животные"

Задачи урока: формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; разви...

Урок окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные" 3 класс

Цель:1. Дать учащимся представление о диких и расширить знания о      домашних животных, установить их отличительные способности в устройстве жизни.2. Учить группировать...

План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 2 класс, тема: "Дикие и домашние животные"

Работа содержит разрботку урока во 2 классе по предмету окружающий мир, по теме "Дикие и домашние животные", с технологической картой к данному уроку....

Конспект открытого урока по предмету «Окружающий природный мир» по теме: «Детеныши диких животных»

Конспект открытого урока по предмету «Окружающий природный мир»по теме:«Детеныши диких животных»...

Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме "Наши домашние животные"

Технологическая карта урока по УМК И.Л. Бим "Немецкий язык. Шаги" для 4 класса.Цель урока:формирование фонетических навыков, формирование лексических навыков, формирование аудитивных и речев...