Технологическая карта урока по предмету «окружающий мир» на тему: «Дикие и домашние животные»
план-конспект урока по окружающему миру

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_i_domashnie_zhivotnye.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №10»

Технологическая карта урока по предмету «окружающий мир» на тему:

«Дикие и домашние животные»

Подготовила:

учитель начальных классов

Паршина Валентина Сергеевна

г.Луховицы, 2018


Тема: «Дикие и домашние животные»

Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека. 

Задачи:  

образовательные:

- познакомить учащихся с дикими и домашними животными; различать диких и домашних животных, выделять характерные особенности домашних животных.

воспитательные:

- вовлечь в активную деятельность;

- воспитывать доброе отношение к природе и показать роль животных в жизни человека;

- формировать культуру поведения, общения,  умения слушать и уважать друг друга, гуманные качества личности учащихся;

- совершенствовать навыки общения.

развивающие:

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать умения работы с источниками знаний;

- развивать познавательный интерес к окружающей жизни, речь, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

 Планируемые результаты урока:

Предметные:

- Находить связи в природе, между природой и человеком.

- Сравнивать объекты природы, делить их на группы.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

- Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные

- Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

- Выполнять действия по образцу.

- Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

- Строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:

- Развивать умение сотрудничества  со сверстниками при работе в группе и в паре.

- Развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

- Осознание необходимости учения.

- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

- Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.

- Работать над осознанием ответственности за общее дело.

- Учиться выражать свое мнение.

Оборудование:  медиапроектор для показа презентации, проекты учащихся, смайлики.

Тип урока: урок  изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

             Прозвенел для нас звонок.
            Начинается урок.
            Время быстро пробежит.
            Надо нам им дорожить.

Улыбнитесь друг другу, пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!

Приветствуют учителя

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками;

2. Актуализация знаний

А к нам в гости пришёл…

Отгадайте загадку

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?
 

Он с нами будет сегодня на уроке. А из чего он сделан? А  мука, из каких растений была смолота?

- На какие две группы можно разделить все растения? 

- Какие дикорастущие растения вы знаете? А какие культурные?

- В свою очередь культурные растения, на какие группы делятся? 

Колобок приготовил для вас блиц-опрос. Вместо пропусков вам нужно вставить подходящие слова. Кто знает ответ – поднимает руку.

  • Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют....
  • Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют...
  • Растения, из которых получают волокна, называют... Это лен, хлопок.
  • Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зерна), называют...
  • Яблоня, груша, слива — фруктово-ягодные...
  • Помидор, огурец — ... растения.
  • Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют...
  • Растения, которые выращивает человек, называют...
  • Лук, чеснок, капуста, картофель — это... растения.

– Какую тему мы повторили?  “Дикорастущие и культурные растения”

- Колобок

-Из муки

- белый из пшеницы, а черный изо ржи

- Дикорастущие и культурные

Ответы детей

- Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные

- кустарниками

- плодовыми

- прядильными

- зерновыми

- деревья

- травянистые

- декоративными

- культурными

- овощные

П:  построение логической цепи рассуждений;

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Физминутка

А сейчас, немного отдохнем и посмотрим, как Колобок идет по дороге знаний.

3.Подготовительная работа к изучению нового материала

А сейчас Колобок  предлагает вам отгадать загадки:

1.С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком.

2.Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Ест и пьёт он из копытца.

4.По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лисица.

5.Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

6.Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога, раскинув широко.

7.Серый, злой по лесу рыщет.

На обед зверюшек ищет.

Как найдёт – зубами – щелк

Догадался – это…

О ком были эти загадки? Каким, словом можно объединить все отгадки?

Можно ли разделить животных на группы в зависимости от жизни? Какие эти будут группы?

- Определите тему нашего урока?

-Какую цель поставим перед собой на данный урок?

-Каких животных называют домашними? А каких дикими? почему?

-Как вы думаете, откуда появились домашние животные? Как они стали домашними?

Собака

Свинья

Белка

Медведь

Лось

Волк

Животные

Дикие и домашние животные

Научиться отличать диких животных от домашних и узнать какую роль они играют в жизни человека

Ответы детей

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;

Р: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция.

4.Формирование знаний и умений учащихся

Сейчас послушайте рассказ, который подготовил для вас Колобок, и подумайте, правильно ли вы сказали, как появились домашние животные.

   Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. К их жилищу часто подходили волки. Люди стали подкармливать их. Волки становились добрее, а их детёныши привязались к человеку и остались жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Громким лаем, они предупреждали об опасности. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь уже человек не может жить без своих домашних друзей и помощников. Считается, что самым первым домашним животным стала собака.

-Как появились домашние животные?

-Чем домашние животные отличаются от диких?

-Какой сделаем вывод?

Откройте учебник на с.72 прочитайте 2 абзац. Правильный ли мы сделали вывод?

-Их приручили люди

-Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве

- Дикие животные живут сами по себе, сами добывают пищу, а домашних животных разводят люди

Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация;

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Физкультминутка

Три медведя шли домой            

Папа был большой-большой.    

Мама с ним поменьше ростом,  
А сынок — малютка просто.        
Очень маленький он был,        
С погремушками ходил.            

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.        

Дети шагают на месте вперевалочку

 Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Руки на уровне груди.

Присесть.

Присев,   качаться  по-медвежьи.

Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дети имитируют игру с погремушками.

4.Первичное закрепление

Рассмотрите рисунки на с.72. Назовите изображенных на них животных. (оса, голубь, бобёр, пчела, голубь, кролик)

Какие и этих животных дикие? (оса, голубь(сизарь), бобёр)

Какие из этих животных домашние? (пчела, голубь(дутыш, павлиний), кролик)

Что вы знаете об этих животных?

1.Оса. Осы – это дикое жалящие насекомые. Оса имеет 4 крыла. Брюшко осы имеет бочкообразную форму и покрыто волосками. По боковым сторонам головы осы расположены два больших глаза, позволяющих насекомому видеть одновременно в разных направлениях. (Соломатина)

2. Голубь (Сизарь).  Самая известная русская птица - дикий голубь под именем сизарь, названная так из-за сизой окраски перьев, на фоне которой выделяется тёмное хвостовое оперение. (Зимаков)

3. Бобер — крупный дикий грызун, живущий вдоль берегов рек. Он известен как хороший пловец и создатель плотин. Обитает в пресноводной среде озер, рек, прудов, ручьев. Это животное еще недавно стояло на грани вымирания.(Голубцова)

4. Пчела (домашнее животное) Тело пчелы имеет красивую, полосатую желто-черную окраску . Питаются пчелы пыльцой и нектаром, получая из них и энергию, и питательные вещества. (Мухамедшина)

5. Голубь Дутыш (домашнее животное) имеет довольно крупное тело. При крупном теле у них — маленькая округлая голова с немного выпуклым лбом. Оперение имеет различную окраску. Шея у этой породы длинная, плавно переходящая в зоб.(Зимаина)

6. Голуби-павлины получили свое названия из-за необычного и шикарного хвоста, который напоминает хвост павлина. Эти птицы отличаются своей красотой. Этот вид неприспособлен к длительным полетам. Большую часть своей жизни они ходят по земле, широко расправив перья хвоста.(Тё)

7. Кролик – домашнее животное. Он имеет упитанное тело овальной формы и крупные уши. (Буриева)

Ребята, вы дома готовили проекты о животных, расскажите, то, что вы подготовили.

Откройте рабочие тетради на с.26 выполните самостоятельно№1. (1 вариант – дикие животные, 2 вариант – домашние животные)

А теперь, поменяйтесь тетрадями и каждый из вас стал учителем. Проверьте, правильно ли ваш сосед справился с заданием. Сравните ответы соседа с ответами на экране. Кто выполнил правильно? Кто допустил одну ошибку? Кто допустил две ошибки?

-Ребята, а Колобок спрашивает у вас, какие дикие животные водятся в нашем крае?

-Каких домашних животных разводят в нашем крае?

- Для чего человек выращивает домашних животных?

- Как человек заботится о животных?

А теперь, поиграем в игру «Отгадай детёныша». Я называю взрослое животное, а вы его ребенка.

Свинья – поросёнок

Корова – телёнок

Утка – утёнок

Лошадь – жеребенок

Кошка – котёнок

Курица – цыплёнок

Собака – щенок

Рассмотрите рисунки на с.73. Расскажите что чёловек получает от домашних животных. (изображение дублируется на экране)

 Учащиеся рассматривают изображения, делят животных на группы и рассказывают, что они знают о каждом животном.

Учащиеся рассказывают подготовленный проекты

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Лисы, кабаны, ежи, голуби, бобры, осы

Гуси, коровы, кошки, собаки, овцы, лошади, кролики  

- Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, шерсть, лекарства, охраняют жильё. Животных человек использует  как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными

- Кормит, чистит, следит за здоровьем. Зимой и весной у животных рождаются детёныши, человек ухаживает за ними)

Учащиеся рассматривают изображения. Рассказывают, что корова даёт молоко, а из молока делают сыр, сметану, творог и т.д

Р: контроль, коррекция, волевая саморегуляция.

П: подведение под понятие; использование общих приемов решения задач;

Р: контроль, коррекция, волевая саморегуляция.

Р:самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;

П: построение речевых высказываний;

П: построение речевых высказываний;

5.Дополнительное задание

На прошлом уроке мы с вами познакомились с легендами о растениях. Оказывается, легенды о животных тоже существуют.

Прочитайте об этом на с.74 учебника.

О каких животных вы прочитали?

Что вас удивило? Что особенно понравилось, запомнилось?

Откройте рабочие тетради на с.52 прочитайте задание №4. Выполните самостоятельно.

Каких животных написали в каждый столбик?

Прочитайте задание № 6. Пользуясь словами для справок, скажите, кто изображен на 1 картинке? На 2? На 3? На 4?

Читают легенду о животных.

- О кошке и жаворонке

Ответы учащихся

Ответы учащихся

1.тукан, 2.морской конек, 3. Хамелеон, 4. коала

Л: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.

6.Подведение итогов

Что изучали сегодня на уроке?

Объясните, каких животных называю дикими, а каких – домашними?

Для чего люди разводят домашних животных?

Колобок прощается с вами. Он сегодня много узнал о диких и домашних животных.  Он узнал о пользе домашних животных и каких диких животных ему стоит опасаться.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

7.Рефлексия

Оцените свою работу на уроке

Если  вы все поняли, то поднимаете веселый смайлик. Если вы что - то не поняли на уроке, то грустный смайлик.

Л: самооценка на основе критерия успешности;

Домашнее задание

Рабочая тетрадь с.51 № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные"

Урок окружающего мира для 2 класса по программе "Школа России"....

Конспект урока естествознания (окружающего мира) по теме: "Дикие и домашние животные".

Конспект открытого урока по естествознанию во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».Цели:1)дать представление о диких и домашних животн...

Урок окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные".

Урок для 2 класса с использованием проектных работ детей....

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 1класс Тема «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупность универсальных уче...

Технологическая карта урока по предмету "Окружающий природный мир" по теме "Домашние животные"

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету: "Окружающий природный мир" на тему "Домашние животные"

Технологическая карта урока по предмету: "Окружающий природный мир" на тему "Домашние животные"...

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 1класс Тема «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков

Представляю вашему вниманию урок-исследование с применением ИКТ по предмету окружающий мир для 1 класса.  Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию....