Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 1класс Тема «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Представляю вашему вниманию урок-исследование с применением ИКТ по предмету окружающий мир для 1 класса.  Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1b_okr_mir.doc93.5 КБ
PDF icon Презентация "Где зимуют птицы?"2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока по предмету  «Окружающий мир», 1класс

Тема  «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков

  Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить  с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.

  Задачи:

1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;  

2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.

3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

  В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

  Личностные:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

  Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

  Коммуникативные:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

  Регулятивные:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценка.

  Используемые технологии:

- технология использования в обучении игровых методов;

- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

  Формы обучения:     фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

  Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А.,  часть 2, рабочая тетрадь по окружающему миру для 1 класса  № 2, презентация  «Где зимуют птицы?», сигнальные карточки, карточки с заданиями.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Название используемых ЭОР

Комментарий, примечание

Организация класса

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством упражнения психологического тренинга.

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

 Раз, два, три

Слушай и смотри,

Три, два, один

Мы сейчас начнём! Садитесь.

 У:Прозвенел звонок,

начинается урок

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Выполняют упражнения психологического тренинга

Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.

Поднятие жизненного тонуса.(Л)

Актуализация ранее усвоенных умений и знаний

Постановка учебной задачи.

Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок окружающего мира. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся на прогулку.

У:Ребята, что вы можете сказать об этих словах?(январь, февраль, зима,декабрь) Слайд №1

Д: Здесь лишнее слово зима, потому что это время год, а остальные три слова зимние месяцы.

-Ребята, а какие изменения происходят в природе с приходом зимы?Слайд №2

-Поднимите руку, кто любит зиму?

- А за что вы любите зиму?

- Вот сколько всяких забав и увлечений есть зимой, которые способствуют укреплению и закалке нашего организма. Нужно только одеваться по погоде. Чтобы не замерзнуть или не перегреться.

А как прекрасно прогуляться в зимнем лесу, подышать свежим морозным воздухом. Зимние прогулки очень полезны для здоровья человека. 

- Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом.  А что это за одеяло? (Снег)

- А что мы можем увидеть в лесу на снегу? (Следы)

-Чьи следы можно увидеть? (животных, птиц) Слайд №3

- Догадались, о ком сегодня будем говорить на уроке? (о птицах)

- Какую поставим цель? ( Узнать больше о птицах.)

У: Кто здесь лишний и почему?(Журавль, перелетная птица) Слайд №4

Что вы можете сказать про эту птицу?( с длинными ногами, крылья с черными краями…)

Журавль – перелетная птица, и считается, что весной, возвращаясь из теплых краев, журавль с собой приносит тепло, а улетая осенью, говорит, что близится зима. Эта птица для народа Саха является священной птицей. Слайд №5 Счастлив тот человек, который однажды увидел эту птицу. В Японии  журавль символизирует надежду, процветание и долголетие

У: Еще какие птицы улетают в теплые края?

(ласточка, жаворонок, скворец…)

Работают с информацией, представленной на слайде, с целью  поиска и выделения необходимой информации;

Отвечают на вопросы.

Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд №5

формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (Р).

Проблемный вопрос, выход на тему урока

(П)

Работа над темой урока.

Открытие новых знаний.

-У:А теперь, дети я вам покажу птичек, что вы можете о них сказать?(зимующие птицы)Слайд№7

- У: Птиц, которые остаются в родных краях, называют зимующими, у них с осени образуется толстый слой подкожного жира, поэтому они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из  10 примерно  1-2 доживают до весны. Как мы можем помочь им?

-Д: Сделать и развесить кормушки с кормом. Слайд№8

-У: Мы с вами тоже развесим кормушки в школьном дворе и в парке, эта акция называется «Подкорми птиц! », посвященный Дню птиц 1 апреля. 

Работают с информацией, представленной учителем.

Дети рассказывают о своих кормушках, какие птицы к ним прилетают, чем кормят их.

Слайд № 7

Слайд № 8

Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
(П)

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. (К)

Самостоятельное создание способов решения проблем (П) Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. (К)

Физкультминутка. 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают, садятся)

Дети выполняют

упражнения

Продолжение изучения темы

-У: Ребята, а об этих птицах, что вы можете сказать? Слайд№9

 (перелетные, птицы которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места)

-У:  А теперь мы отправимся в далекие жаркие страны. И  что же мы там увидим?(как зимуют птицы) Знаете ли вы этих птиц?

-У: Перелётные птицы – те, которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.

-У: Каких перелётных птиц вы знаете ещё?  У: Ребята, подумайте и скажите почему многие птицы улетают на зиму в теплые края?

-Д: ...( Птицам не хватает корма)

-У: Правильно. Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.

Но что самое интересное, места зимовок и маршрут пути большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной птицы возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились  в прошлом году.

 (соловей, галка) 

Работают с информацией, представленной учителем.

Отгадывают загадки.

Слайд № 9

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. (К)

Самостоятельное создание способов решения проблем (П) Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. (К)

Игра

-У: А сейчас ребята мы поиграем. Встаньте из-за парт. Если     я   называю зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки  вверх, как будто собрались улетать.

Ласточка (полетели), поползень (присели), жаворонок (полетели), дятел (присели), зяблик (полетели), соловей (полетели), воробей (присели), синица (присели), скворец (полетели), галка (присели), сова (присели), журавль (полетели).

Дети выполняют

упражнения и закрепляют  знания о зимующих и перелётных птицах

Закрепление материала.

Практическая работа.

Работа в рабочей тетради стр 12

-У: А сейчас в рабочей тетради выполните задание (закрасьте красным  карандашом зимующих птиц, а синим - перелетных).

Проверяют себя по интерактивной доске

Коллективный поиск информации. Работают в тетрадях.    

Работа по предложенному учителем плану(Р).

Самоанализ и самоконтроль. (Л)

 

-У:Ребята ,а как вы думаете как люди узнали, определили места зимования птиц? Слайд№10

Ученые узнали об этом, надевая на лапки птицам специальные  кольца.

На каждом кольце свой номер и адрес  места, где птица была окольцована.

Если кто-то встречал окольцованную птицу, то  он сообщал об этом ученым, которые окольцевали птицу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

Дети высказывают предположения

Рассуждения детей.

Слайд    №10

Взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей(Р) .

Закрепление знаний

 У: Сейчас, ребята

Игра  «Третий лишний». (обосновать свой ответ)

 галка-соловей – воробей

сова-голубь-цапля

ласточка-дятел- синица

 

Работают в парах

Слайд 8

Построение логической цепи рассуждений. Поиск и выделение информации. (П)

Выполнение различной роли в группе. (К)

Умение сотрудничать в группах. (К)

Подведение итогов урока

Рефлексия деятельности

-У: Вот и подошло к концу наш урок. Слайд№11

-У: Вы узнали много нового о птицах, о том, где они проводят зиму.

Продолжите предложения:

1.Сегодня я узнал(а) –что птицы зимуют по-разному

2. Я научился различать – зимующих и перелетных птиц

2.Теперь я могу объяснить – почему перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.

У: И я хочу попросить вас оценить свою   работу.

Если вам было интересно, всё понятно, поднимите зелёный сигнал. Если были какие-то сложности, то поднимите  красный сигнал. Спасибо за урок!

Рассуждают. Делают выводы.

Учащиеся высказывают свои мысли о проведённом уроке и  своей работе.

Учитель обращается к детям с просьбой не забывать заботиться о пернатых друзьях зимой, помогать им.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей  работы. (Р)

Умение выделить нравственный аспект поведения. Объективная оценка результатов деятельности.(Л)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по предмету "Окружающий мир" для 1класса по ФГОС.Тема: "Кышын кошларга ничек ярдәм итәргә"

Технологическая карта  по предмету "Окружающий мир" на тему "Кышын кошларга ничек ярдәм итәргә" для 1-класса составлен по учебнику авторов  О.Н.Федотовой, Трафимовой Г.В и Трафимова С.А, УМК...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"

Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Путешествие по Франции". УМК Школа России. 3 класс

Технологическая карта урока составлена согласно требованиям ФГОС. Цель урока: формирование УУД через технологию РКМЧП у учащихся 3 класса в предметной  области "Окружающий мир" по теме "Путешеств...

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 1класс Тема «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупность универсальных уче...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему Где зимуют птицы? УМК "Школа России"

Предмет: Окружающий мирКласс: 1АУМК «Школа России»Учитель: Вшивкова А.В.Тема: Где зимуют птицы?ЦельурокаРасширять знания о птицах живущих в наших краях.Воспитывать заботливое отношение к п...