Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России. Арктика. Тундра" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Васильева Марина Ивановна

УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

4 класс  «Начальная школа XXI века»

 

«Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра».

Учитель: Васильева Марина Ивановна

Цели и задачи:

 -  формировать у учащихся универсальные учебные действия:

  • личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
  • познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;
  • регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
  • коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

- формировать представление о природной зоне Арктики тундры;

- познакомить с географическим положением природных зон,

климатическими условиями, растительным и животным миром и

деятельностью человека;

- развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,

- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Ход урока

Орг. Момент.

Всё на свете узнать невозможно,

Но стремиться узнать что-то новое,

И открыть для себя неизвестное,

Несомненно, друзья мои, можно.

Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, на прошлом уроке мы начали  изучать большую тему «Природные зоны России». Слайд 2

- От чего же зависят особенности каждой природной зоны? (От получаемого солнечного тепла и влаги, а так же и от почвенного покрова; в каждой из них свой животный и растительный мир). Слайд 3

 - Давайте обобщим: что же такое природная зона? («Природная зона – это огромная территория, отличающаяся климатическими особенностями, почвенным покровом, растительным и животным миром»). Слайд 4

- Сегодня мы будем изучать отдельные природные зоны.

- А сейчас, я вам предлагаю просмотреть отрывок из мультфильма, и ответить на мои вопросы.

Демонстрация отрывка из мультфильма «Умка» Слайд 5

- Назовите  героев, из какого они мультфильма?  (Умка и его мама, мультфильм «Умка»)

- Где живут белые медведи? (В Арктике, на севере)

- Как думаете, почему мы просмотрели отрывок этого мультфильма? (Будем изучать зону арктических пустынь)

- Молодцы. Арктика - это природная зона России. Слайд 6 Обратите внимание на карту.

- Какую природную зону, схожую с Арктикой, вы можете назвать? (Тундра)  Слайд 6

- Арктика, тундра… Слайд 7 зачем нужны эти понятия сегодня на уроке? (Подводим учащихся к теме урока).

- Попробуйте назвать тему урока («Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра»). Слайд 7

- Давайте поставим цель урока (изучить подробно Арктику и Тундру; сравнить природные зоны). Слайд 7

Работа по теме урока.

- Приступаем к изучению нашей темы.

- Изучать Арктику и тундру, а также сравнивать эти две природные зоны, вы будете, работая в группах, которые мы сформировали  на прошлом уроке.

- На  уроке  будут работать 4 группы: географы, ботаники, зоологи и экологи. План работы и задания лежат у вас на столах (учащиеся будут пользоваться учебниками и дополнительной информацией, которую подготовили каждый для своей группы). Группы работают по своему плану 10 минут. Затем  предоставляете отчет о проделанной работе. + план каждой группы размещается на доске.

- Каждый из вас помнит правила работы в группе (есть ответственный ученик, работаете сообща, прислушиваетесь к мнению других, отстаиваете и свою точку зрения. Главное правило – в группе работают все учащиеся).

- Напоминаю вам и про оценочные листы, которые находятся у вас на рабочих местах; их нужно будет подписать и заполнить в конце урока.

- Приступаем…

- Ребята, вы выполнили  задания, указали особенности двух природных зон Арктики и Тундры.

- А вот если бы нам сейчас предложили отправиться туда в путешествие, какая одежда нам подошла бы?

Учащиеся выбирают необходимую одежду.

- А вот так выглядит одежда  коренного населения Тундры (+ песня Увезу тебя  я в тундру)

- Почему так одеты люди? С чем это связано? (это очень холодные природные зоны) исполнитель песни хотел увезти нас в тундру, а мы сейчас немного отдохнем, побывав в Арктике. Физминутка. (слайды из презентации) (Далее выступление каждой группы.)

- А теперь мы предоставляем слово для отчета географам.

Географы:

- Арктика и Тундра – это очень холодные, суровые зоны. В них много общего, но есть и различия. В тундре немного теплее, почва летом оттаивает лишь до  одного метра, много болот и мелких озер. В Арктике почва почти не образуется. Полярная ночь и полярный день.

Арктика

Тундра

-Северная полярная область Земли. Острова покрыты льдом и снегом. Зимой – полярная ночь, летом- полярный день.

Северное (полярное) сияние.

Лето очень короткое, температура чуть выше 00 С, зимой до -600С.

  • Расположена чуть южнее Арктики
  • Холодная бескрайняя равнина                o
  • Зима длится около 7-8 месяцев, t -  -50
  • 2 месяца – полярная ночь
  • За короткое лето поверхность оттаивает

на глубину  от 50 см  до 1 метра

  • Кругом болота, так как вода не  

впитывается  в мёрзлую землю

Участие человека в жизни  Арктики и Тундры

  • Арктика – главный район морского промысла.(рыболовство)
  • Северный морской путь.
  • Научные станции.
  • Туризм.
  • Охота.

  • Проживают малочисленные народы Севера.
  • Оленеводство.
  • Рыболовство.
  • Охота.
  • Добыча нефти, природного газа, угля.

- Мы познакомились с климатическими условиями Арктики и Тундры. А сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни  в таких суровых условиях.

Слово ботаникам:

Ботаники:

- Мы попытались сравнить растительный мир Арктики и Тундры. Так в Тундре растительный мир несколько богаче, чем в Арктике.

Особенности приспособлений растений Арктики и Тундры

Арктика

Тундра

  • растут в защищённых от  ветра местах,
  • низкорослые, часто стелются по поверхности (защита от ветра, тепло от земли.
  • Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.

  • карликовые формы растений;
  • их мелкие листья часто свернуты,

одеты волосяным покровом, имеют

восковой  налет;

  • растения стелятся по земле, образуя

подушки;

  • корни расположены близко к поверхности;
  • многие растения  в цветущем состоянии

переносят   заморозки;

  • яркая окраска цветов, привлекает

насекомых;

  • растения многолетние.

- Спасибо группе ботаников за интересную работу.

-  А теперь выслушаем зоологов.

Зоологи:

- Животный мир Тундры несколько разнообразнее Арктики, но у животных очень много сходных приспособлений к трудным условиям жизни.

- Мы попробуем ответить на самый важный вопрос, что помогает животным выжить в таких суровых условиях.

Это:

  • Толстый слой жира,
  • Густая теплая шерсть у зверей, пух у птиц,
  • Широкие лапы у зверей,
  • Окраска меха,
  • Сезонные передвижения,
  • Близость моря  и пищи.

Особенности приспособлений животных Арктики и Тундры

Арктика

Тундра

  • Толстый слой жира,
  • Густая, тёплая шерсть у зверей, пух у птиц.
  • Широкие лапы у зверей,
  • Окраска меха,
  • Сезонные передвижения.
  • Близость моря и пищи

  • белая окраска меха зверей и оперенья

   птиц зимой, лишь на короткое время –

   летом – сменяется на пёструю;

  • накопление слоя подкожного жира;
  • густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц;
  • утепление конечностей на зиму: у песцов

   – тёплые стельки, у птиц опушение ног;

  • зимняя спячка:
  • сезонные миграции и кочевники

  (осенью покидают  тундру).

- И слово группе экологов.

Экологи:

- Природа Арктики и Тундры  необыкновенно ранима и, чтобы сохранить ее, нужно запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

- На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу, погодные условия Севера. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды.                  

- Для сохранения удивительной природы Крайнего Севера принимаются различные меры. В 1976 году был создан заповедник на острове Врангеля.

- Спасибо группе экологов за полезную информацию.

Обобщение

- На уроке мы попытались сравнить две природные зоны – Арктику и Тундру и убедились, что природа каждой зоны по-своему уникальна и требует бережного отношения.

- Я вам хочу показать интересный видеосюжет…(показ видео «Северное сияние)

- Кто сможет ответить, что же за волшебство происходило в этом видео… Об этом должны знать географы. (Северное сияние)

- Молодцы. Действительно, Северное сияние (полярное сияние или аврора) — свечение в верхних слоях атмосферы планеты Земля. Северное сияние – это тысячи разноцветных огоньков, зажигающихся на небе в темные ночи. Огни бывают самых разных форм и цветов: синие, желтые, красные, зеленые.

- Проверьте свои оценочные листы, вспомните все ваши дела во время урока, что вы сегодня успели сделать. Итоговую отметку вы получите в журнал.

- А сейчас мне бы хотелось услышать продолжение фразы - я сегодня удивился…

Домашнее задание.

  1. Заполнить аналитическую карту, выбрав одну из изученных природных зон.
  2. По желанию, подобрать материал о северном сиянии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...

Природные зоны России. Арктика

Знакомство с Арктикой...

Тесты по темам: « Природные зоны России». Арктика.

Тесты по темам: « Природные зоны России». Арктика....

Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов.

Урок по окружающему миру. Открытие новых знаний. Дети самостоятельно исследуют, изучают Арктику при помощи географических карт. Сами делают выводы. В конце урока анализируют свою деятельность и свою р...

Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс

Целью данного урока было создать условия для формирования  у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зо...

Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика. 4 класс

В презентации представлены основные положения , которые относятся к природной зоне Арктика....