Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России. Арктика. Тундра" 4 класс
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

    Васильева Марина Ивановна

    УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по окружающему миру

    4 класс  «Начальная школа XXI века»

     

    «Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра».

    Учитель: Васильева Марина Ивановна

    Цели и задачи:

     -  формировать у учащихся универсальные учебные действия:

    • личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
    • познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;
    • регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
    • коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

    - формировать представление о природной зоне Арктики тундры;

    - познакомить с географическим положением природных зон,

    климатическими условиями, растительным и животным миром и

    деятельностью человека;

    - развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,

    - воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

    Ход урока

    Орг. Момент.

    Всё на свете узнать невозможно,

    Но стремиться узнать что-то новое,

    И открыть для себя неизвестное,

    Несомненно, друзья мои, можно.

    Актуализация знаний учащихся.

    - Ребята, на прошлом уроке мы начали  изучать большую тему «Природные зоны России». Слайд 2

    - От чего же зависят особенности каждой природной зоны? (От получаемого солнечного тепла и влаги, а так же и от почвенного покрова; в каждой из них свой животный и растительный мир). Слайд 3

     - Давайте обобщим: что же такое природная зона? («Природная зона – это огромная территория, отличающаяся климатическими особенностями, почвенным покровом, растительным и животным миром»). Слайд 4

    - Сегодня мы будем изучать отдельные природные зоны.

    - А сейчас, я вам предлагаю просмотреть отрывок из мультфильма, и ответить на мои вопросы.

    Демонстрация отрывка из мультфильма «Умка» Слайд 5

    - Назовите  героев, из какого они мультфильма?  (Умка и его мама, мультфильм «Умка»)

    - Где живут белые медведи? (В Арктике, на севере)

    - Как думаете, почему мы просмотрели отрывок этого мультфильма? (Будем изучать зону арктических пустынь)

    - Молодцы. Арктика - это природная зона России. Слайд 6 Обратите внимание на карту.

    - Какую природную зону, схожую с Арктикой, вы можете назвать? (Тундра)  Слайд 6

    - Арктика, тундра… Слайд 7 зачем нужны эти понятия сегодня на уроке? (Подводим учащихся к теме урока).

    - Попробуйте назвать тему урока («Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра»). Слайд 7

    - Давайте поставим цель урока (изучить подробно Арктику и Тундру; сравнить природные зоны). Слайд 7

    Работа по теме урока.

    - Приступаем к изучению нашей темы.

    - Изучать Арктику и тундру, а также сравнивать эти две природные зоны, вы будете, работая в группах, которые мы сформировали  на прошлом уроке.

    - На  уроке  будут работать 4 группы: географы, ботаники, зоологи и экологи. План работы и задания лежат у вас на столах (учащиеся будут пользоваться учебниками и дополнительной информацией, которую подготовили каждый для своей группы). Группы работают по своему плану 10 минут. Затем  предоставляете отчет о проделанной работе. + план каждой группы размещается на доске.

    - Каждый из вас помнит правила работы в группе (есть ответственный ученик, работаете сообща, прислушиваетесь к мнению других, отстаиваете и свою точку зрения. Главное правило – в группе работают все учащиеся).

    - Напоминаю вам и про оценочные листы, которые находятся у вас на рабочих местах; их нужно будет подписать и заполнить в конце урока.

    - Приступаем…

    - Ребята, вы выполнили  задания, указали особенности двух природных зон Арктики и Тундры.

    - А вот если бы нам сейчас предложили отправиться туда в путешествие, какая одежда нам подошла бы?

    Учащиеся выбирают необходимую одежду.

    - А вот так выглядит одежда  коренного населения Тундры (+ песня Увезу тебя  я в тундру)

    - Почему так одеты люди? С чем это связано? (это очень холодные природные зоны) исполнитель песни хотел увезти нас в тундру, а мы сейчас немного отдохнем, побывав в Арктике. Физминутка. (слайды из презентации) (Далее выступление каждой группы.)

    - А теперь мы предоставляем слово для отчета географам.

    Географы:

    - Арктика и Тундра – это очень холодные, суровые зоны. В них много общего, но есть и различия. В тундре немного теплее, почва летом оттаивает лишь до  одного метра, много болот и мелких озер. В Арктике почва почти не образуется. Полярная ночь и полярный день.

    Арктика

    Тундра

    -Северная полярная область Земли. Острова покрыты льдом и снегом. Зимой – полярная ночь, летом- полярный день.

    Северное (полярное) сияние.

    Лето очень короткое, температура чуть выше 00 С, зимой до -600С.

    • Расположена чуть южнее Арктики
    • Холодная бескрайняя равнина                o
    • Зима длится около 7-8 месяцев, t -  -50
    • 2 месяца – полярная ночь
    • За короткое лето поверхность оттаивает

    на глубину  от 50 см  до 1 метра

    • Кругом болота, так как вода не  

    впитывается  в мёрзлую землю

    Участие человека в жизни  Арктики и Тундры

    • Арктика – главный район морского промысла.(рыболовство)
    • Северный морской путь.
    • Научные станции.
    • Туризм.
    • Охота.

    • Проживают малочисленные народы Севера.
    • Оленеводство.
    • Рыболовство.
    • Охота.
    • Добыча нефти, природного газа, угля.

    - Мы познакомились с климатическими условиями Арктики и Тундры. А сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни  в таких суровых условиях.

    Слово ботаникам:

    Ботаники:

    - Мы попытались сравнить растительный мир Арктики и Тундры. Так в Тундре растительный мир несколько богаче, чем в Арктике.

    Особенности приспособлений растений Арктики и Тундры

    Арктика

    Тундра

    • растут в защищённых от  ветра местах,
    • низкорослые, часто стелются по поверхности (защита от ветра, тепло от земли.
    • Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.

    • карликовые формы растений;
    • их мелкие листья часто свернуты,

    одеты волосяным покровом, имеют

    восковой  налет;

    • растения стелятся по земле, образуя

    подушки;

    • корни расположены близко к поверхности;
    • многие растения  в цветущем состоянии

    переносят   заморозки;

    • яркая окраска цветов, привлекает

    насекомых;

    • растения многолетние.

    - Спасибо группе ботаников за интересную работу.

    -  А теперь выслушаем зоологов.

    Зоологи:

    - Животный мир Тундры несколько разнообразнее Арктики, но у животных очень много сходных приспособлений к трудным условиям жизни.

    - Мы попробуем ответить на самый важный вопрос, что помогает животным выжить в таких суровых условиях.

    Это:

    • Толстый слой жира,
    • Густая теплая шерсть у зверей, пух у птиц,
    • Широкие лапы у зверей,
    • Окраска меха,
    • Сезонные передвижения,
    • Близость моря  и пищи.

    Особенности приспособлений животных Арктики и Тундры

    Арктика

    Тундра

    • Толстый слой жира,
    • Густая, тёплая шерсть у зверей, пух у птиц.
    • Широкие лапы у зверей,
    • Окраска меха,
    • Сезонные передвижения.
    • Близость моря и пищи

    • белая окраска меха зверей и оперенья

       птиц зимой, лишь на короткое время –

       летом – сменяется на пёструю;

    • накопление слоя подкожного жира;
    • густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц;
    • утепление конечностей на зиму: у песцов

       – тёплые стельки, у птиц опушение ног;

    • зимняя спячка:
    • сезонные миграции и кочевники

      (осенью покидают  тундру).

    - И слово группе экологов.

    Экологи:

    - Природа Арктики и Тундры  необыкновенно ранима и, чтобы сохранить ее, нужно запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

    - На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу, погодные условия Севера. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды.                  

    - Для сохранения удивительной природы Крайнего Севера принимаются различные меры. В 1976 году был создан заповедник на острове Врангеля.

    - Спасибо группе экологов за полезную информацию.

    Обобщение

    - На уроке мы попытались сравнить две природные зоны – Арктику и Тундру и убедились, что природа каждой зоны по-своему уникальна и требует бережного отношения.

    - Я вам хочу показать интересный видеосюжет…(показ видео «Северное сияние)

    - Кто сможет ответить, что же за волшебство происходило в этом видео… Об этом должны знать географы. (Северное сияние)

    - Молодцы. Действительно, Северное сияние (полярное сияние или аврора) — свечение в верхних слоях атмосферы планеты Земля. Северное сияние – это тысячи разноцветных огоньков, зажигающихся на небе в темные ночи. Огни бывают самых разных форм и цветов: синие, желтые, красные, зеленые.

    - Проверьте свои оценочные листы, вспомните все ваши дела во время урока, что вы сегодня успели сделать. Итоговую отметку вы получите в журнал.

    - А сейчас мне бы хотелось услышать продолжение фразы - я сегодня удивился…

    Домашнее задание.

    1. Заполнить аналитическую карту, выбрав одну из изученных природных зон.
    2. По желанию, подобрать материал о северном сиянии.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс

    Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...

    Природные зоны России. Арктика

    Знакомство с Арктикой...

    Тесты по темам: « Природные зоны России». Арктика.

    Тесты по темам: « Природные зоны России». Арктика....

    Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов.

    Урок по окружающему миру. Открытие новых знаний. Дети самостоятельно исследуют, изучают Арктику при помощи географических карт. Сами делают выводы. В конце урока анализируют свою деятельность и свою р...

    Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс

    Целью данного урока было создать условия для формирования  у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зо...

    Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика. 4 класс

    В презентации представлены основные положения , которые относятся к природной зоне Арктика....