Технологическая карта урока Окружающего мира по теме "Гроза. Безопасное поведение во время грозы" (УМК "Школа России" 3 класс)
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Когутовская Людмила Николаевна

Урок с использованием приёмов технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konferenciyu.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

1. Общая часть

Предмет

Окружающий мир.

Класс

Тема урока

Гроза. Безопасное поведение во время грозы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий "гроза", "гром", "молния". Усвоение правил безопасного поведения во время грозы в разных ситуациях.

П. Способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности. Овладеть знаниями, что такое гроза, гром, молния. Умение осуществлять поиск информации по теме.

Р. Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в малой группе. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Цель урока

Формирование у учащихся представлений о грозе, громе и молнии как природных явлений. Познакомить с правилами безопасного поведения во время грозы.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Гроза, гром, молния

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, телевизор,

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Мультфильм из серии "Лунтик и его друзья" (серия "Гроза"), электронная презентация.

Организационная структура урока

Этап 1. Вызов( вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала)

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7мин

Проверка готовности к уроку. Приветствие гостей.

Присоединение к теме. Просмотр мультфильма о Лунтике (серия "Гроза"). Беседа.

- Ребята, чего боялся паук Шнюк?

- Почему появился этот страх?

- Смог ли он преодолеть свой страх? Каким образом?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Гроза)

- Правильно ли поступил Лунтик, что во время грозы выбежал на улицу?

- Что могло с ним произойти?

Дополните тему урока. (Безопасное поведение во время грозы)

Учитель: - Перед вами лежат таблицы . Прочитайте название столбцов. Вспомните всё, что вы знаете о грозе и запишите в первый столбик таблицы.

Дети записывают, а затем зачитывают свои записи.

Учитель: - А теперь запишите, что вы хотите узнать о грозе.

Дети записывают, а потом зачитывают свои записи.

Учитель: - Ребята, а откуда мы можем узнать о грозе?

П. подведение под понятие

Р. целеполагание

К. построение понятных высказываний, умение вести диалог

Этап 2. Осмысление содержания (организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи)

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

1о мин

Посмотрите электронную презентацию о грозе, которую подготовил для вас ваш одноклассник. Может быть вы услышите ответы на некоторые ваши вопросы.

Просмотр презентации.

- Что нового о грозе вы узнали?

Учитель: Первый  сигнал приближения грозы - растущее кучевое облако, края которого похожи на цветную капусту. При этом надо помнить, что  грозы часто идут против ветра!
Грозы обычно начинаются во второй половине дня или ранним вечером. Непосредственно перед началом грозы обычно наступает безветрие или ветер меняет направление, налетают резкие шквалы, после чего начинается дождь.

Гроза включает в себя молнию и гром.

- Как вы думаете, что опаснее?

Молния — это мощнейший электрический разряд, который  обладает высоким напряжением и высокой температурой, до 25 тысяч градусов.

Гром - это звуки, сопровождающие  молнии. Они представляют собой колебания воздуха под влиянием очень быстрого повышения давления на пути молнии. Гром обычно бывает слышен на расстоянии 15-20 км  Если промежутки времени между молнией и громом уменьшаются, то гроза приближается, и необходимо принять меры защиты от поражения молнией.

Гроза — страшное, красивое и в то же время крайне опасное явление природы.

ПРЯМОЕ попадание молнии в человека часто заканчивается мгновенной смертью вследствие остановки сердца, тяжёлых повреждений внутренних органов, разрушения тканей и костей, поскольку молния в этом случае воздействует на человека подобно удару молота.

Чтобы не стать жертвой этого опасного природного явления, необходимо придерживаться определённых правил поведения во время грозы.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Познавательные УУД: овладение логическими действиями

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5мин.

- Ребята, где может застать человека гроза?

На доску вывешиваются таблички:

- Какие правила поведения при грозе вы знаете?

- Какие правила есть у нас в учебнике (с. 23).

Объединитесь в группы. Каждая группа получает листок с правилами поведения при грозе, записанные вперемешку. Каждая группа отмечает правила, которые указаны вверху листа.

1группа - если гроза застала дома.

2 группа - - если гроза застала в лесу

3 группа  - - если гроза застала у водоёма

4 группа - - если гроза застала на улице

5 группа - - если гроза застала в машине

6 группа - - если гроза застала на открытом месте

К. работа в малой группе

П. поиск информации

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5мин.

Учащиеся выполняют задание, затем представитель каждой группы выступает.

 - Какие правила подходят для всех ситуаций?

- Какие правила были для вас новыми?

- Заполните последний столбик таблицы.

К. проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

4 мин.

Заполните последний столбик таблицы.

Дети заполняют, высказываются.

Откройте рабочую тетрадь на стр.14. Самостоятельно или с помощью учебника выполните №1

.

Давайте составим синквейн "Гроза"

ГРОЗА

КРАСИВАЯ  СТРАШНАЯ

ГРЕМИТ  СВЕРКАЕТ   РАЗРУШАЕТ
ГРОЗА  - ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ

ОПАСНОСТЬ

Групповая рефлексия

Домашнее задание

1 мин.

Составить 4 истинных и 4 ложных высказывания о грозе, записать в тетрадь по ОБЖ.

Приложение.

Если гроза застала тебя ...

  1. Во время грозы нельзя суетиться, делать резких движений, паниковать.
  2. Хуже всего, если гроза застала вас в лесу. Как можно скорее постарайтесь выбраться из него.
  3. Находясь дома, во время грозы обязательно отключите электроприборы, мобильные устройства, компьютер и прочую бытовую технику .
  4. Если гроза застала вас в водоёме, немедленно выходите на берег. Молния, попавшая в воду, имеет огромный радиус поражения. Бьет она, разумеется, не в воду, а в то, что над ней возвышается.
  5. Если гроза застала на городской улице, поищите какое - нибудь укрытие или навес. Помните, что навес не должен быть металлическим.
  6. В поле или на лугу во время грозы вам необходимо сесть, а лучше лечь. В отсутствие деревьев молния может ударить именно в вас!
  7. Если есть возможность, отключите электричество во всей квартире.
  8. Никогда  не катайтесь на лодке или катамаране во время грозы. Если гроза застала вас в лодке, гребите к берегу, пригнувшись при этом как можно ниже.
  9. Если вы едете в машине, в первую очередь  остановитесь.
  10. Если  возможности быстро выйти из леса  нет (например, вы слишком далеко зашли в глубь, в чащу), ищите полянку.
  11. Не дотрагиваться до металлических предметов.
  12. Главное – нельзя ни в коем случае прятаться под деревьями. Молния всегда ударяет именно в них.
  13. Во время грозы на улице сторонитесь металлических заборов, водостоков, антенн, проводов… Вообще всех металлических конструкций.
  14. Отключите все мобильные устройства, которые находятся у вас в руках (телефоны, планшеты и т. д.)
  15. Закройте окна, заглушите двигатель выключите магнитолу, сложите антенну и никуда не выходите.
  16. В лесу не ложитесь на землю, как в поле, но сядьте на корточки.
  17. Если поблизости на лугу есть какое-либо углубление( овраг, ямка и т.д), ложитесь в него.
  18. Держитесь подальше от линий эдектропередач.
  19. Если вы передвигаетесь не пешком, необходимо слезть с мотоцикла, мопеда, велосипеда  и отойди от них подальше.
  20. Закройте окна и форточки и затем не подходите к ним близко.
  21. Если вы развели костёр, то заметив приближение грозы , потушите его. Дым — хороший проводник электричества.
  22. Если вы идёте группой, то при грозе группе лучше рассредоточится и идти по одному, не спеша
  23. Учтите, что мокрая одежда повышает риск того, что в вас попадет молния! Поэтому старайтесь не промокнуть, при выходе на улицу не забывайте захватить с собой зонт или дождевик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему мы любим кошек и собак» 1 класс УМК «Школа России»

Цель деятельности учителя:  знакомство с  разнообразием мира домашних животных; условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами со...

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о правилах бе...

Технологическая карта урока окружающего мира: «Что общего у разных растений?» ( УМК " Школа России", 1 класс)

Технологическая карта  урока окружающего мира «Что общего у разных растений?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о частях растения...

Технологическая карта урока окружающего мира "Что мы знаем о Москве?"(УМК "Школа России",1 класс)

Тема урока «Что мы знаем о Москве?»Тип урока: «Открытие» нового знания.Цель урока: Ознакомление детей с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы.За...

Технологическая карта урока окружающего мира «Сокровища Земли под охраной человечества» (УМК "Школа России" 4 класс)

Тип урока:«открытие» нового знанияЦель урока: Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.Задачи урока:Дидактические:...

Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...


 

Комментарии