Органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Работой всех органов чувств руководит головной мозг, поэтому мы воспринимаем единую целостную картину окружающего мира во всем его величии и великолепии. Организм для полноценной жизни должен получатть различную информацию об окружающем мире, и для этого важны все органы чувств.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chuvstva.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Органы чувств»

2 класс 

Цель урока: Формирование у учащихся целостной картины окружающего мира посредством ее познания органами чувств.

Задачи:

предметные

  1. развитие у учащихся понимания, что органы чувств являются первостепенным инструментом в процессе познания человеком окружающего мира;
  2. развитие единого понятийного пространства на основе установления связи между понятиями: действие человека, направленное на восприятие им картины окружающего мира, - орган чувств — ощущение (чувство);

метапредметные

  1. развитие у учащихся УУД, необходимых для построения самостоятельных рассуждений и умозаключений, освоения навыков наблюдения как основы исследователькой деятельности;
  2. развитие умения находить информацию в учебной, справочной и научно-популярной литературе, в Интернете;
  3. формирование ценностей и основ здоровьесберегающего поведения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); ленты из различных материалов, картина, ваза с цветами, конфеты, яблоки; фонограмма с записью музыки; презентация, карточки с рисунками.

Ход урока

I. Введение в тему. Подготовка класса

На перемене перед уроком дети получают конфеты.

На двери класса прикреплены ленты из различных материалов.

На доске — картина. На столе ваза с цветами.

Звучит музыка.

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, когда вы вошли в класс, что вы ощутили? Почувствовали? Какие чувства у вас возникли?

Дети делятся своими ощущениями.

Дети: Пока нас не было, в наш класс заходили волшебники. Они специально украсили его так, чтобы мы удивились и обратили внимание на новые предметы.

Учитель: А как вы думаете, эти новые чувства у нас появились благодаря волшебникам или вы с ними знакомы и они к вам приходят самостоятельно?

Учащиеся предполагают, что могут их вызвать сами.

Учитель: Давайте вспомним, как мы были на экскурсии в осеннем лесу. Какие ощущения вы могли там испытать? (Что вы видели? Что слышали? Какие запахи ощущали? Что в лесу вы смогли пробовать на вкус? Какие предметы вы могли потрогать? Какие ощущения у вас при этом возникали?)

Ребята вспоминают и называют свои ощущения, рассказывают о том, что они видели, слышали, нюхали, пробовали, трогали в лесу. Этому способствует рассматривание слайдов с фотографиями с экскурсии.

Учитель: Какие органы являются нашими помощниками в познании окружающего мира? Можно ли всем им дать одно, объединяющее их название?

Ученики перечисляют версии разных названий и приходят к выводу, что все эти органы чувств.

Учитель: Наши волшебники помогали и там. Сколько их? И как их зовут? Хотите узнать? Давайте поиграем. Назовите органы чувств, которые помогают нам совершить перечисленные действия: увидеть, услышать, попробовать, понюхать, потрогать.

Название действия в таблице выводятся на экран, дети устанавливают взаимосвязи между понятиями: действия, с помощью которых человек познает мир, - органы чувств — чувства.

Действие

Орган чувств

Чувство

увидеть

услышать

попробовать

понюхать

потрогать

II. Исследовательская работа о назначении органов чувств. Работа в тетрадях (задание №10, стр. 7).

Учитель: Ребята, выполните первую часть задания самостоятельно.

Дети раскрашивают предметы так, как , по их мнению, они выглядят в природе.

Учитель: В какие цвета вы раскрасили предметы? Назовите их. Какие еще признаки, кроме окраски, имеют эти предметы? Назовите их. С помощью чего о них узнают люди?

Дети наблюдают и называют основные цвета и оттенки окраски. Рассматривают иллюстрации, обобщаю установленные взаимосвязи между понятиями: признаки предметов — органы чувств — чувств (ощущения).

Учитель: Мы с вами много интересного видели и узнали с помощью зрения. Еще раз назовите, какие признаки окружающих нас предметов вы узнаете при помощи зрения?

Дети называют признаки: цвет и форму, размер и удаленность предмета от наблюдателя, расстояние между предметами, прозрачность и непрозрачность, что находится внутри и снаружи от предмета (если это можно увидеть), перемещение предмета (движение), свет и тьму, яркость освещения и др.

Учитель: Посмотрите, какие красивые глаза у человека. Они делают выразительными на лица. Глядя на них, можно определить настроение человека. А великий писатель Лев Толстой называл глаза «зеркалом души». Как вы объясните это выражение?

Дети дают свои объяснения.

Учитель: Глаза — это ранимые и сложно устроенные органы человека. Посмотрите, как они устроены.

Электронная физминутка для глаз

На экране появляется тренажер для глаз и дети по 10 раз выполняют каждое упражнение. Затем учитель просит детей опереться локтями на парту, закрыть глаза и очень легко надавить на глазные яблоки кулачками и так посидеть одну минуту.

Учитель: Ребята, отдохнули ли ваши глазки?

Дети: Да!

Учитель: Зрение необходимо беречь в течение всей жизни. Для этого надо правильно сидеть за партой, читать и рисовать при хорошем освещении, защищать глаза от ударов, вредных ярких лучей, попадания грязи и химических веществ. Глазам надо давать отдыхать и не только во время развлечений. Как вы думаете, что приводит к ухудшению зрению?

Дети рассуждают и приводят варианты ответов. Учащиеся вместе с учителем формулируют главный вывод. 

Дети: Вредно долго (дольше часа) смотреть телевизор и более 15 минут без перерыва сидеть перед компьютером. Телевизор и компьютер вредят зрению.

Учитель: Много чудес можно открыть при помощи зрения. Давайте побольше узнаем об этом волшебнике: рассмотрите внимательно картинки на экране. Что вы видите? Чем удивительна каждая из них? Опишите ощущения, которые у вас возникают при их рассматривании.

На слайде демонстрируется рисунок.

Учитель: Кто здесь изображен?

Дети: Голова человека с бородой.

  1. нет! На картине нарисован путешественник и пень.
  2. Человек сидит спиной к нам и сморит на дерево и холмы.

Учитель обращает внимание детей на следующий рисунок.

Учитель: Как вам кажется, какой шар по размеру больше?

Дети: Тот, что дальше.

Учитель: Представьте, что шары расположены на белом фоне. Сосчитайте количество черных клеточек, расположенных по центру каждого шара. Изменилось ли ваше представление об их размерах?

Дети: Да! Они одинаковые.

Учитель: Вот как легко изменить наши представления об окружающих предметах! Кто использует эти свойства зрения в своей работе?

Дети: Фокусники!

Учитель раздает детям карточки с задание.

Учитель: Какие линии кривые на первом рисунке?

Дети: Которых две.

- Поперечные.

- Вертикальные.

- Которые пересекают солнышко.

Учитель: Найдите у вазы основание. Где оно располагается? У какой вазы основание шире?

Дети: У толстой.

- У широкой.

- У круглой.

Учитель: Какая линия длиннее?

Дети: Самая короткая первая линия, а самая длинная последняя.

Учитель: А теперь с помощью линейки проверьте ваши ответы.

Дети: Глаза нас обманули: Все линии прямые, основание у ваз и длина всех отрезков одинаковая!

Учитель: Вот как важна проверка! Доверяй своим глазам, но проверяй! Эти рисунки вызывают у нас обман зрения или как написано в научных книгах, зрительные ИЛЛЮЗИИ. Кто из вас знает, как по-другому называют фокусников в цирке?

Дети совместно с учителем формулируют название профессии: иллюзионист. Учитель делает вывод.

Учитель: Обман зрения можно объяснить тем, что в обработке зрительной информации участвуют не только глаза, но мозг. Глаза правильно передают информацию, а мозг может по-разному ее воспринимать. Мозг позволяет нам видеть картинку окружающего мира целиком. Давайте это проверим. Что нарисовано на этом рисунке?

Дети: Кораблик.

Учитель: Вы подтвердили правильность нашего вывода. Наш мозг «увидел» не отдельные точки, а целостное изображение кораблика.

Отгадайте, какой волшебник отдыхает, когда о человеке говорят «медведь на ухо наступил»? Какие предметы издают звуки?

Ребята называют чувство, объясняют фразеологизм, перечисляют «звучащие» предметы.

Учитель: Этот волшебник предлагает нам поиграть в игру «Угадай, чей голосок».

Мы немножко поиграем,

Как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

К нам кукушка в огород

Залетела и поет.

А ты, Ваня, не зевай,

Кто кукушка, отгадай!..

Дети выбирают водящего, который пытается отгадать, кто говорит, не глядя на класс. Затем заполняют вторую строку в таблице.

Учитель: Отгадайте загадку.

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Тонким, толстым, конопатым.

Ученики отгадывают загадку: это нос. Дети объясняют, почему так решили.

Учитель: Какой волшебник отвечает за узнавание запахов? Назовите его.

Дети смотрят слайд.

Дети: Обоняние.

Дети заполняют соответствующую строку в таблице.

Учитель: О чем мы узнаем с помощью этого органа?

Игра «Чем пахнет»?

Торт - …

Машина - …

Лес - …

Утро - …

Море - …

Учитель: Запах чего было определить легко? А что вызвало затруднение? Почему? Что помогло найти ответ?

Дети объясняют свои ассоциации и продолжают заполнение таблицы на доске.

Учитель: О каком органе я говорю: «Всегда во рту, а не проглотишь?»

Дети: О языке.

Учитель: На перемене волшебник Вкус угощал вас конфетами. Из чего они были? Как догадались? Какой вкус вы почувствовали?

Дети: Сладкий

Учитель: Какие другие вкусовые ощущения вам знакомы?

Дети: Горький вкус.

- Соленый и кислый.

- Горько-соленый.

- Кисло-сладкий.

Учитель: В тропиках произрастает удивительный фрукт дуреан. Он похож на большой темно-зеленый огурец, сплошь покрытый выростами. Этот фрукт отличает отвратительный неприятный запах гниющего мяса. Как вы думаете, можно ли по тем признакам, которые я назвала, угадать вкус дуреана?

Дети обсуждают предложенную ситуацию и решают, что вкус фрукта тоже должен быть неприятным, как и его запах.

Учитель: Однако дуреан считается одним из самых вкусных фруктов, произрастающих на земле. Правда, есть его надо, зажав нос.

Дети приходят к выводу, что далеко не всегда по внешнему виду предмета и даже по его запаху можно определить его вкус, а тем более его состав. Затем заполняют соответствующую строку в таблице.

Учитель: Представьте, что злой волшебник лишил вас зрения, слуха, обоняния и вкуса. С помощью чего вы бы смогли получать информацию об окружающем мире? Вы догадались, о каком органе чувств пойдет речь?

Дети: О наших руках.

- Нет! О коже!

Учитель: Правильно. Кожа-это орган, с помощью которого мы определяем свойства поверхности, а так же температуре окружающих нас предметов. Прочитайте на слайде, как называется это чувство. Это и будет имя нашего последнего волшебника.

Дети: Осязание.

Дети ощупывают разные предметы, предложенные учителем, и описывают их свойства. Делают вывод, что окружающие нас предметы можно исследовать с помощью осязания, и заполняют последнюю строку в таблице.

III. Практическая работа «Исследование свойств яблока при помощи органов чувств».

Учитель: Ребята, с помощью каких чувств мы можем исследовать яблоко? Опишите, что вы можете о нем узнать. Как?

Ребята исследуют яблоко с помощью органов чувств, свои наблюдения фиксируют в тетради в виде схемы.

Учитель: Рассмотрите заполненную таблицу, еще раз перечислите имена наших волшебников, с помощью которых мы познаем окружающий мир. Можно ли определить среди органов чувств самый главный? Какой орган руководит работой всех органов чувств?

Дети приходят к выводу, что организм для полноценной жизни должен получать различную информацию об окружающем мире, и для этого важны все органы чувств.

Учитель завершает вывод. Работой всех органов чувств руководит головной мозг. Поэтому мы  воспринимаем единую и целостную картину окружающего мира во всем его величии и великолепии.

Учитель: Объясните выражение: «Жить в гармонии с миром». Запишите его в тетрадь. Дома с помощью толкового словаря узнайте значение слова «гармония».

        

IV. Подведение итогов

Учитель: Как, ребята, вам понравились волшебники, с которыми мы сегодня познакомились? Кто они? Почему мы их так назвали и где они живут? Какие из них помогли нам почувствовать красоту и праздничность нашего класса? Более подробное, но не менее интересное знакомство с нашими волшебниками мы с вами продолжим на следующем уроке.

V. Вариативное домашнее задание

Первый вариант. Прочитайте в учебнике о том органе чувств, разговор о котором вас больше всего заинтересовал сегодня. Найдите о нем новую информацию в энциклопедии или Интернете.

Второй вариант. На основе материала учебника или дополнительной литературы подготовьте материал о том, как нужно «охранять» своих волшебников.

Третий вариант. Найдите в учебнике фразеологические обороты и объясните их значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Новые знания о человеке. Органы чувств.

Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....