Игры в обучении естествознанию
материал по окружающему миру на тему

Хапрова Наталья Николаевна

Рассматривается методика организации различных видов игр на уроках естетсвознания в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и значение игры в обучении школьников естествознанию...…4

2. Классификация игр…………………………………………………………6

3. Методика подготовки и проведения ролевой игры……………………...8

4. Методика подготовки и проведения имитационной игры……………..10

5. Игры-соревнования……………………………………………………….12

6. Праздники как игровая внеурочная форма……………………………...13

Список используемой литературы……………………………………………...14

Приложения


Введение

Воображаемые условия, имеющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются моральные нормы и правила поведения в окружающей среде. У ребенка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями.


1. Понятие и значение игры в обучении школьников естествознанию

Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания. Игры в полной мере соответствуют современным задачам методики обучения. На включении их в педагогический процесс настаивают психологи и педагоги, которые стремятся его оптимизировать.

Игра – это модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения. Многие педагоги и психологи давно уже обращали внимание на образовательную ценность игр, хотя в школьном возрасте их удельный вес в структуре времени, расходуемого ребенком на различные занятия, уменьшается, так как на первое место выходит учение. Однако педагогическая ценность игры от этого не становится меньше. В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач. Отход от стандартного мышления, стереотипа действий позволяет развить стремление к знаниям, создает мотивацию к обучению.

Игру можно определить как непродуктивный вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе. В процессе игры совмещаются знания и умения.

Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.

Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.

Подбирая игры к уроку, важно учесть уровень сложности и в то же время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, быть достаточно активными. При организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Ученики в игре неизбежно становятся главными фигурами учебно-воспитательного процесса, что делает обучение личностно ориентированным.

С педагогической точки зрения дидактические игры -это такая форма организации обучения, в которой субъекты учебно-воспитательного процесса являются его активными участниками. Игры служат средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач.


2. Классификация игр

Существует множество классификаций игр. Это, например, игры ролевые, деловые, обучающие, имитационные и т.д. В обучении естествознанию наиболее часто используют ролевые и имитационно-ролевые игры, моделирующие (имитирующие) возможную реальную ситуацию. Эти игры требуют разработки – сценария, распределения ролей, продуманной режиссуры – и очень трудоемки по исполнению. Они рассчитаны не столько на улучшение естественнонаучных знаний, сколько на личностное самовыражение, самоопределение, понимание самого себя и познание других участников игры. В отличие от обычных детских игр, возникающих спонтанно, учебные или дидактические игры, включенные в процесс обучения, разрабатываются и «ставятся» учителем.

В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика коренным образом изменяются. Учитель в игре перестает быть для ученика только источником знаний и становится режиссером игры и консультантом по организации познавательной деятельности. Ученики же в игре -активные участники учебного процесса: они сами определяют цель игры, ищут способы ее достижения, вырабатывают возможные пути решения возникающих задач. В имитационно-ролевых играх может быть разыграно множество ситуаций.

Это может быть представление в лицах (инсценировка) идеи какой-либо истории, описанной в литературе или текущей прессе и имеющей отношение к охране природы, или разработка ситуации, связанной с какой-либо экологической катастрофой.

Для развития личности очень полезно имитационное поведение и попытка понять действия другого человека (например, директора заповедника и т.д.) через принятие в игре его установок (привычных способов действий и мышления) и помещение себя в обстоятельства его деятельности. Расширяет кругозор школьников перенос в какую-либо ситуацию, например заседание компетентной комиссии, решающей вопрос о строительстве дороги.

В играх может быть осуществлено непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как уничтожение цветов на клумбе, поломка деревьев, негуманное отношение к животным и т.д. Игры позволяют смоделировать различные ситуации, например, «А что будет, если...», проанализировать их, заставляют задуматься о будущем. Во время игры можно смоделировать будущие ситуации, например, через 5, 10, 15 и т.д. лет.

Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира.


3. Методика подготовки и проведения ролевой игры

Начиная подготовку к игре, следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова ее цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов); как подводить итоги.

Важнейшими этапами игры служат ее планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организатору игры необходимо:

  1. Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры.
  2. Наметить роли учеников.
  3. Предусмотреть необходимый «реквизит», справочные материалы и т.д.
  4. Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет их изменить в целях активизации класса.
  5. Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.
  6. Решить, как использовать результаты игры.

Немаловажным фактором является определение времени игры: когда, на каком уроке или во внеурочное время она может быть проведена. Игры могут иметь разную продолжительность и проходить на разных этапах урока.

Для создания игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важных моментах:

Во-первых, исключить порицание и критику во время игры. Учителю следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями, но не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей. Обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной. Во-вторых, учитель должен играть как бы двойную роль, с одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Учитель определяет выбор разыгрываемых ситуаций и их сложности, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Для младших школьников наиболее приемлемы игры с решением различных ребусов, кроссвордов, шарад, путешествий по карте. Такие игры менее трудоемки, их можно использовать систематически. Разнообразя процесс обучения в начальной школе, игры побуждают детей к активной деятельности.


4. Методика подготовки и проведения имитационной игры

Имитационная игра есть частный (более структурированный) вариант «исполнения ролей». Она считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в сложных ситуациях. Здесь действия участников разыгрываются по особому «сценарию», моделирующему какие-либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной аудитории. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные «игроки» не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. В большинстве ситуаций требуется объединение усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей. В ходе игры участники принимают на себя роли, соответствующие реальным, которые могли бы исполнять подлинные персонажи в имитируемой ситуации.

Важное достоинство имитационных игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного предмета и знакомиться со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и институтов, но и дают обучаемым опыт коллективного принятия решения. Имитационная игра – сильный стимулятор активной учебной деятельности. Здесь достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими игроками и с преподавателем. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и «обратных связей», планирования действий на длительную перспективу, способствуя таким образом творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее. Учитывая трудность «постановки» имитационно-ролевых (или ситуационных) игр, они не могут применяться часто - один-два раза в течение учебного года. Кроме того такие игры более приемлемы для детей старшего школьного возраста или для учащихся IV классов.

Для младших школьников больше подходят ролевые игры или игры с определенными правилами, выполнение которых позволяет достигнуть определенных результатов, решить поставленную задачу. Сценарий игры должен содержать описание структуры и назначения объекта, положения, обстановки. В процессе игры создается обучающая ситуация, поощряется поиск ответа на поставленные вопросы.

Особенно эффективны игры по экологии и охране природы, которые не только представляют учащимся возможность получить определенные знания, но и воспитывают в них экологическую грамотность, активизируют их интерес к проблемам защиты окружающей среды, формируют нравственные качества личности.


5. Игры-соревнования

Игры-соревнования экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний и умений. К этому типу относятся конкурсы: кроссвордов, проектов, загадок, путешествий и т.д. Они широко используются в практике работы школ.

В последние годы учителя стали применять метод проектов. Раскрывая педагогическую значимость этого метода, И.В. Цветкова подчеркивает, что метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка. Метод проектов включает этапы — выдвижение цели, осознанной и принятой детьми; разработку плана действий, практические действия, шаги к намеченной цели, подведение итогов выполнения проектов. Проекты могут быть кратковременными и длительными. Например, проект «Добрая зима». Его цель — проведение ярмарки, которая предлагает «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми. Итог проекта, о котором должны сказать дети,— сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их. Метод проектов используется на уроке и во внеурочное время.


6. Праздники как игровая внеурочная форма

К внеурочным формам экологического образования относят праздники — совокупность разнообразных развлекательных мероприятий. Они могут проводиться в соответствии с традициями школы, с пожеланиями учащихся или родителей, приурочены к какой-либо дате. Поэтому тематика их разнообразна, например «День леса», «Праздник цветов», «В гости к весне». Так, «День птиц» традиционно проводится в школах во время весенних каникул. Подготовка к нему начинается задолго до срока проведения и включает: разработку сценария, выбор жюри, организацию выставки детских рисунков и фотографий, конкурс стенгазет «Птицы — наши друзья» (оценивается достоверность и актуальность материалов, эстетика оформления); проведение викторины «Что ты знаешь о птицах?» (ответы оформляются в виде красочных альбомов); подборка книг о птицах, демонстрация коллекции марок и др. В день праздника все экспонаты подготовленного материала выставляются и экскурсоводы-школьники рассказывают о них. Во время праздника проводится «лекторий». В нем с краткими интересными сообщениями выступают приглашенные специалисты. Кульминацией праздника является проведение КВН.


Список используемой литературы

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  2. Балашова С.Н. Кроссворды. – // Начальная школа. – 2002. – №5.
  3. Бондаренко Л.Н. Загадки о природе. – // Начальная школа. – 2002. – №4.
  4. Ишутинова Л.М. Рыбы. Занимательный материал для уроков экологии и природоведения. – // Начальная школа. – 2002. – №5.
  5. Каркачева Н.А. Кроссворд «Кто есть кто?». – // Начальная школа. – 2002. – №4.
  6. Мутик М.А. Игра «Поле чудес». – // Начальная школа. – 2002. – №5.
  7. Пеняева Е.Ю. В гостях у природы. – // Начальная школа. – 2004. – №6.
  8. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: «Академия», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по обучению грамоте 1 класс БукваТ

Игры по обучению грамоте....

Игры с обучением

Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива....

Игры по обучению грамоте

В данной презентации две игры: `Загадки слов` и `Рифмованные упражнения`Скачать презентацию можно с Народа по ссылке: http://narod.ru/disk/64187173001.7de4643823b58e37202122b87d5347b7/%D0%98%D0%B...

Дидактические игры по обучению грамоте

В материале представлены дидактические игры по обучению грамоте для интерактивной доски....

Роль игры в обучении учащихся

Проблема воспитания способностей детей к творчеству - одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих спос...

Игровые формы обучения естествознанию

Материал предназначен для обучающихся 1-4 классов....