Роль игры в обучении учащихся
методическая разработка (4 класс) по теме

         Проблема воспитания способностей детей к творчеству - одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями и педагогиками, работающими с младшими школьниками, поскольку именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и сущность игры в обучении.

                                  Игра, это жизненная детства, дающая тот аромат,                      

        ту атмосферу молодой жизни, без которой это пора                                                              ее была бы бесполезна для человечества. В игре,      

                                                                                       этой специальной обработке жизненного материала,

                                                                                     есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

        (С.Т.Шацкий)

         Проблема воспитания способностей детей к творчеству - одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями и педагогиками, работающими с младшими школьниками, поскольку именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем.

    Под способностью детей к творчеству мы понимаем совокупность свойств или качеств личность ребенка, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, позволяющих в процессе  ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать оригинальные, нестандартные решения в разных видах деятельности.

    Одним из средств формулирования способностей младших школьников к творчеству является игра. Игра - это "дитя труда". Ребенок, наблюдая за деятельности взрослых, переносит ее в игру.

    Ребенок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.

    Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития самого ребенка; дети получают возможность развития как личность в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

  Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей к дидактической  игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.

   Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса.

  Дидактическая игра является ценным средством  воспитания умственной  активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевые игры: сюжет, роль , действие, игровое правило или то  и другое.

      По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы  игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

  Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В ней удается сконцентрировать  внимание даже самых инертных маленьких школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Как показывает опыт, дети в неигровых условиях обучаются с большим трудом.

   При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей; их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками  и взрослыми, привирать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

  В процессе учебной деятельности ребенок остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью.

   Детям трудно понять приказы, запрещения призывы к долгу  ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них - смысл жизни, они не могут жить без активности. В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

  Включение учебной задачи в игровую ситуацию  требует особой атмосферы, определенного настроя и тона учителя. Но самое главное - уметь найти органическую связь игры с задачей данного урока, так как ее главная цель - помочь сделать серьезный труд  детей занимательным, интересным и продуктивным.

Тыва дыл кичээлинде ажыглаар ооредиглиг оюннар

                      1) Дежурный ужук

Башкынын адаан ужуу кандыг бир тодаргай черге турар хой сос бижиир.

Чижээ башкы. Богун дежурный ужук Д. Состун эгезинде турар. Д деп ужук эгезинге турар. Д деп ужук эгезинге кым хой сос бижиирил?

Оореникчилер бижиир

Домак, даалы, даг, дун,дук оон-даа оске.у

Уе эрте бээрге уруглар состерин номчуур. Состу частырыглыг бижээн болза ону санавас.

Шын бижээн сос бурузун дээш оореникчи сан алыр. Хой сан алган кижи тиилекчи болур.

Дараазында дежурный ужук А соске ол ужук 2 дугаар черге турар

                   2)кым ырадыр базарыл?

Башкы оореникчилерге "хой слогтуг состерден сактып корунер слог бурузу бир базым болур,, состе 2 слог бар болза чугле 2 базым кылыр"

Оореникчилерни командаларга чарыпап болур, кайы команда хой слогтуг со тыпканыл, ол команда тиилекчи болур.

Чижээ Ооредиглиг слог 5 слогтуг болза- 5 базым кылыр.

                  3) кым состу мурнап бижиптерил?

Оюннун негелдези. будун сос апаар кылдыр бердинген слогка база бир слог немеп бижиир.

те...                   де...                           каар...

ка...                  кы...                           су...

се...                 та...                              да...

Самбырага командаларны чарыштырып болур.

                  4)Состун эгезин кым дурген бижиптерил?

Эгезинде ажык эвес ужуктери чедир бижиттинмээн состерни башкы самбырага ийи чагыжыгаш кылдыр бижиир. Оореникчилернин сорулгазы чедир бижиир.

...аш (даш)        ...ун (дун)

...ус (кус)                          ...ээк(сээк)

...ос(дос)                            

...ат(кат)

 

            5)Ужук бурузунден бир чагыжыгаш

Самбырага башкы ужуктеринин аразы ырак кылдыр кандыг бир сос бижиир

Сос уш-дорт ужуктен тургустунган болур ужук бурузунун адаанга 3 чагыжыгаш сос бижиир, ол ужуктен эгелээн.

К-карак, курут, кас

А-адыг, ажыл,аржыыл

т- тараа, тон, тол

Онаалганы мурнай кылган кижи тиилээр.

             6) Кым хой сос тыварыл?

Самбырага элээн каш ужуктер. Ол ужуктерден состер тургузар. Кым хой сос тыпканыл ол кижи тиилээр. 1-2 минута иштинде чоудуп болур. Чижээ

К А У Л С Н Ы Ч

кас, сула,чылан, сан, кулча, сын...

                7)Адыш часкап ойнаар оюн

Бо оюн уругларнын кичээнгейлиг болурунга кижизидер, состерни шын дыннап ооредир. Башкы кандыг бир темага хамааржып турар состерни адаарга адыштарын часкаар. Чижээ: Класс деп темага шкаф, парта, самбыра, трамвай, чугай, чемодан, стол деп состерлен трамвай чемодан деп состерге адыш часкавас. Частырыг кылган кижи оюндан унер, азы санын чедирер.

                8) "Эстафета "

Башкы теманы адааш,оореникчилернин бирээзинге оон бирги созун тыптырар Чижээ:"профессиялар" деп теманы адаан болза, оореникчи "садагжы" дээш, оске эжини адын адаар. Ол эжи баз бирээни адаар. Ол эжи база бирээни адаар: бызанчы,шофер, эмчи...

2-ги оореникчи тыпкаш база оске эжин адаар.Херк состу тыварынга бергедей берген кижи оюндан унер.

                       9) Состер чадазы

Бир сос оскезинден бир ужук хой турар чада тургузар онаалга бээр.

Бир дугаар состер чадазы тургузупкан кижи тиилекчи болур. Онаалганы кылырынга уе бээр. (3-4 минута)

Чижээ: Хол

              Чаак

             Кулак

              Думчук

            Шойунду

             Хендирбе

                 10) Бир ужуктен бир сос

Класс 2-3 командага чарлып алыр. Кандыг бир состу башкы башкы команданын саны-биле самбырага бижиир. Команда бурузунун толээзи самбыраже унуп келгеш, ында бижээн состун ужук бурузунден узун дургаар оон-биле эгелээн сос бижиир. командаларнын бижээн состери катаптавас ужурлуг, оон башка очкозун чидирер. Онаалганы мурнай кылган команда немей санны алыр.

чижээ:

Т         О             Ш                                  Т    О      Ш        т           о      Ш

а         ш              а                                  а     р       ы        о        н        у

р         к               к                                  н     е       д        н        ч        у

а         у                                                    а     м      ы        у        ч

а                                                                      е       р        е

        а

        а

         11)Чувенин демдектерин кым эн хой билирил ?

Башкы кандыг бир чувени адаар, оореникчилер оон демдектерин адаар. хой демдектер адаан кижи тиилекчи болур.

Чижээ: Бажын - улуг, бичии, делгем, чаа, бедик оон-даа оске.

      12)Чуну кылырымны тывынар

Башкы кандыг бир байдал дугайында кыска чугаалаар.Оореникчилер ук байдалда ол чуну кылырын даап бодап тывар. Тыпкан кижи бир сан алыр. Хой сан алган команда тиилекчиболур

Башкы         Оореникчи

Стол кырында хыналда ажылдар.                                      Силер ону хынаар силер.

Менде кино биледи бар.                                                    Силер кино баар силер.

дээш оон-даа оскээр башкы боду чогаадып алыр .

Математика кичээлдеринге оюннар.

                          1) кандыг саннар четпес-дир?

Башкы ийи сан адаар, оореникчилер оларнын аразында турар саннарны тывар .Карточкалар-биле баз а коргузуп болур

Чижээ 14,17     15,16-ны коргузер.

                          2) Парашютисты

Дидактическая цель: Закреплять приемы сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20.

Оборудование: Рисунки парашютистов

Содержание: Учитель прикрепляет на магнитной доске рисунки парашютистов, под ними пишет примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток  в пределах 20 и сообщает: "парашютисты получили задание - приземлиться в заданном пункте. Путь движения парашютиста зашифрован примером.   Догадайтесь,  куда должен приземлиться каждый из них.Нужно показать стрелкой, куда прицелиться парашютисты.

Учитель поочередно вызывает учеников, они показывают путь движения каждого парашютиста.

                                    "Тывынарам".

Самбырага иштинде оюннар бижээн тогерик азып  алыр .Бо оюн уругларнын кичээнгейин кодурер.

Башкы айтырыг салыр, уруглар тывар.

1.Мен тогерик иштинде 2 сан бодап алдым, оларны бодаптарымга 20 унуп келди. Кандыг саннар бодап алган -дыр мен?

2.Мен 3 сан бодап алдым, оларны бот-боттарынга кадыптарымга  20 болду.Кандыг саннар бодап алган-дыр мен?

3.Тогерик иштинде бир-ле санны 20-ден казыптарымга 12 унуп келди.Чуу деп санны 20-ден казыптым

4.Ыытавас оюн. Башкыкарточкада бердинген саннарныиайтыр ыяш дузазы-биле  айтырга уруглар ыыт чокка харыызын самбырага бижиир. бо оюнну кадылга,казылга, улелге, ковудедилгенин таблицаларын ооренип турар уеде аас-биле саналгага  ажыглап болур. Карточкаларнын хевирлери

карточкаларны башкы боду чогаадып алыр.

4.Тук-тук

Самбырага оннар, чангыстар деп каан таблица аскан турар.

Башкы оннар дужунга 2 катап соктаар, оон чангыстарнын дужунга 3 катап соктаар уругларга ол саннын карточказын кодуруп коргузер.

         

Оннар

Чангыстар

        Сагынгыр,тывынгырынга бодалгалар

1.Машада 5 копеектин 3 чоозу бар. Ол8 копек ортектиг шугум садап алыр бодаан.Машанын копееги чедер-дир бе?

2. Уш акышкыларнын  Мишаза Витядан узун, а Витя Димадан узун. Дима биле Мишанын кайызы узунул? (Дима Мишадан кыска)

3.Миша кырган-ачазындан айтырган:

-кырган-ачай, харынар кажыл?

Кырган-ачазы чугаалаан:

- Бодун тып алче: Эн-не улуг ийи оранныг сандан 90-ны казыпкашунуп келген санны 3 катап улгаттыргаш 73-ту кадыптарынга мээн харымны билип алыр сен оглум деп-тир

Кырган-ачазы каш харлыгыл?

харыызы 99-90,3

4. Саша Галядан айтырган:

-Бистин класста каш оореникчи барыл?Галя боданып тургаш харыылаан. Эн-не улуг ийи оранныг санлан ийи сестиг санны казыпкаш эн-не бичии ийи оранныг санны кадыптарга бистин класстын оореникчилеринин саны билдине бээр. Каш оореникчи-дир уруглар?

харыы:99-88 10 5

5. Уш акышкылар Ваня, Саша, Коля чангыс школага  ангы-ангы класстарга ооренип турган Ваня Колядан бичии, а Саша яВанядан бичии Оолдарнын кайызы улуу , кайызы оортуну,кайызы бичиизил?

харыызы: Улуу Коля ортуну Ваня, бичиизи Саша.

6. 3оол шашкилеп ойнап турган. Шупту 3 партия ойнаан. Кижи бурузу каш партия ойнааныл

(2партия)

                                   Математический фокус

                            1) Угаадывание месяца рождения

Порядковый месяц рождения увеличьте на 6, уменьшите на 5. Назовите результат. Для отгадывания надо из результата вычесть единицу, назвать месяц рождения ученика, который назвал результат.

2) Отгадывание месяца в году. Задумайте месяц  в году. Вспомните его порядковый номер и производите с этим числам следующие действия прибавьте к нему 17, вычтите 18, прибавьте 27, вычтите 23. Назовите результат.

по результату можно угадать задуманный вами месяц в году. Как отгадать его? Например вы с числом 9 произведите следующие действия

1)9 17 26        3)8 27 35

2) 2 6- 18 8          4)35- 23 12

для отгадывания надо из результата вычесть число 3 и вспомнить название месяца

                     2) отгадывания номера дома

Задумайте номер дома от1до 10

прибавьте к нему столько же, вычтите задуманное число, умножьте результат на 2, прибавьте столько .Назовите ответ. По ответу, можно узнать, какой номер дома вы задумали.

      3) Угадывание количество членов семьи

Учитель диктует к числу членов семьи прибавить 1, полученное умножить на 2, от последнего результата отнять 3.

Чтобы угадать число членов семьи, какого  либо ученика (одно и то же число получится одновременно у нескольких учащихся), учитель к названному последнему прибавляется и делит это число на2.

4) задумайте какое-нибудь число от1до 4 прибавьте к полученному столько же, прибавьте к полученному числу 12 разделите полученную сумму пополам, отнимите от частного  задуманное число

5) Угадывание чисел

6) Напишите любое двузначное число, в котором цифра десятков больше и меньше цифры единиц на 2 и более. Переставьте в этом числе цифры. Из большого числа вычтите меньше.

7) В полученном числе снова переставьте цифры. Это число сложите с полученной ранее разностью. Результат получится 99. Для большего  эффекта это число можно заранее написать, положить в конверт и дать одному из учеников.

8) Задумайте какое-нибудь нечетное число   от 1 до 8. умножьте его полученному числу прибавить 6 полученное разделите на3.

скажите сколько получилось? Из названного числа вычтите число2. Полученное число и будет задуманным.

Математический лабиринт

1) Из семи цифр

Напишите подряд семь цифр 1234567. Соедините их знаками так, чтобы получилось 40.

2) Соедините знаками пять двоек так, чтобы в результате получилось 7

3)Числа, обозначенные цифрами 1234567, соединить знаком , чтобы получилось 100.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактической игры в процессе обучения учащихся с недостатками интеллекта»

В младших классах коррекционной школы одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятель...

Роль игры при обучении чтению на начальном этапе

Учитывая психологические возможности развития, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления школьников, в учебном процессе мы отводим большое место игровым формам работы. Игра - это один из ст...

О роли игры в обучении младших школьников.

О роли игры в обучении младших школьников всем давно известно. Особенно это касается детей, требующих особого подхода в обучении. Психологами доказано, что инфрмация в дашкольном и младшем школьном во...

Роль игры в обучении младших школьников

значение игры в обучении младших школьников...

Роль игры в обучении и развитии воображения у младших школьников.

В настоящее время общеобразовательные программы подвергаются существенным изменениям, внедряются новые методы и технологии. Все это требует от педагогов перестроения привычной формы работ...