Обобщение по разделу: «Человек и его строение»
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Летуновская Светлана Александровна

Урок рефлексии на основе системно-деятельностного подхода с использованием интерактивных дидактических материалов. 

Учащиеся  работают с информацией, включены в  различные виды деятельности, создают памятки,  выступают в роли  активных соискателей знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_.doc615.5 КБ

Предварительный просмотр:

Летуновская С.А.

4 класс

Окружающий мир

Урок рефлексии на основе системно-деятельностного подхода

Тема: « Обобщение по разделу: «Человек и его строение»

Цель: обобщить и уточнить  знания по разделу «Человек и его строение», помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала для учащихся начальной школы.

Задачи:

  1. образовательные: повторить системы органов человеческого тела, их функции и состав, составить памятку ЗОЖ;
  2. развивающие: развивать речь, память, внимание, умение работать с информацией; содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
  3. воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своему организму, здоровью.

Дидактические средства:

Для учителя: учебник «Окружающий мир. Часть 1. Человек и природа» А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан, компьютер, проектор, интерактивные дидактические материалы «Окружающий мир. 4 класс» Издательство «Планета»

Для обучающихся: карточки для самостоятельной работы, лист самооценки, интерактивные дидактические материалы «Окружающий мир. 4 класс» Издательство «Планета», ноутбук.

        

Этап урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ (оценивания учебных успехов)

1.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Определение темы урока.

- Соберите из слогов фразу.

ЛО ЧЕ И ЕГО ВЕК Е СТРО Е НИ (Человек и его строение)

- Почему именно с этой фразы мы начали урок? Чему будет посвящен наш урок сегодня, что предстоит повторить?

Определение плана работы:

  1. Блиц-опрос
  2. Электронный консультант
  3. Работа с информацией
  4. Советы специалистов
  5. Выводы
  6. Я и мои знания

- Работу на каждом этапе оцениваем на листе-самооценки

Зеленый – хороший багаж знаний, желтый – надо поработать еще, красный – приложи максимум усилий

- Человек всегда стремился познать свое тело. Истоки анатомии уходят в далекие времена. Наскальные рисунки говорят о том, что первобытные охотники уже тогда знали о расположении жизненно важных органов и их значении. А вы знаете, хотите проверить?

Регулятивные (Р):

волевая саморегуляция.

Личностные (Л): установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом

Коммуникативные (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других


2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Индивидуальная работа по   карточке.

- Соедини определение и понятие (Приложение №1):

1 - Группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу в организме.

2 - Какая система состоит из скелета и мышц. Служит опорой телу,  позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы.

3 - Эти органы (помогают обрабатывать пищу  и усваивать) снабжают организм человека  питательными веществами и водой.

4 -  Обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.

5 - Выводят из организма вредные и ненужные веществ.

6 - Переносят одни вещества к клеткам, другие – из клеток.

7 - Управляет всем организмом.

8 - Помогают ориентироваться в мире.

9 - Обеспечивают зарождение ребенка, его связь с организмом матери до появления на свет.

(Система органов, опорно-двигательная система, органы пищеварения, органы  дыхания, органы выделения, органы кровообращения, нервная система, органы  чувств, органы размножения)

Проверка по эталону на доске с комментированием, фиксация затруднения на листе самооценки.


Познавательные (П):

работать с информацией, представленной в разных формах; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза и анализа;

формулирование проблемы

 (Р):

осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

(Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности

3.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи и обобщение затруднений

Работа в парах: «Окружающий мир, 4 класс, рабочая тетрадь с электронным тренажером» с. 7 - 9; проверка  по ноутбуку.  Интерактивные  дидактические материалы: тема «Как работает организм человека», задание «Заполни пропуски».





(П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

(Р) осознание качества  и  уровня усвоения

(К): планирование учебного сотрудничества с товарищем; управление поведением партнера

(Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности

Физ.пауза

- Мы должны не только знать строение своего организма, но и заботиться о нем. Встаньте, подмигните  соседу правым глазом, левым глазом, двумя глазами. Поднимите руки вверх, заведите за спину, поверните корпус тела вправо, влево.


4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с информацией.

- Человеческий организм – уникальная система, которая таит много загадок, с ним связаны интересные и поразительные факты. Прочитайте данный текст, определите, что характеризуют числа, указанные в таблице. (Приложение №2).

Проверка по эталону на доске

(П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

(Р) осознание качества  и  уровня усвоения

 (Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности

5.

Включение в систему знаний и повторение

- Врачи поддерживают здоровье человеческого организма, лечат его. Соедини на карточке профессию и  ее характеристику (Приложение №3).

Проверка:

  1. Отоларинголог – специалист по лечению болезней уха, горла и носа (лор-врач)
  2. Кардиолог – специалист по  сердечно – сосудистым заболеваниям.
  3. Офтальмолог – врач, специализирующийся на диагностике и лечении болезней глаз (окулист)

4. Гастроэнтеролог - врач, специализирующийся на диагностике и лечении заболеваний органов пищеварения.

Составление памятки ЗОЖ.

-  Хватит ли наших знаний, накопленных при изучении раздела, чтобы  нам самим выступить в роли врачей? Напишите памятку по ЗОЖ от имени того или иного врача (Приложение №4)

(П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

(Р) осознание качества  и  уровня усвоения

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

(Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности

6.

Рефлексия коррекционной деятельности на уроке

Итог урока подведем в виде беседы с младшим братом. Ответьте на его вопросы:

- Зачем человеку столько систем органов?

- Какая система самая главная?

- Для чего необходимо заботиться об организме?

- Что чаще всего желают имениннику в День его рождения? Почему?

- Оцените свою работу на уроке. Что хорошо знаете, можете объяснить другому?

- В чем затрудняетесь? Что нужно повторить?

- Подведите итог своей работы на листе самооценки.

Д.з. Интерактивные дидактические материалы тема №1.

- Я желаю, чтобы ваш организм всегда был в порядке, но не забывайте заботиться о нем!

(Р): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, осознание качества и уровня  усвоения

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

(Л): самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

Приложение №1

Блиц-опрос.


Соедини определение и понятие


1. Группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу в организме.

2. Какая система состоит из скелета и мышц, служит опорой телу,  позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы?

3. Эти органы помогают обрабатывать пищу  и усваивать, снабжают организм человека  питательными веществами и водой.

4. Обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.

5. Выводят из организма вредные и ненужные веществ.

6. Переносят одни вещества к клеткам, другие – из клеток.

7. Управляет всем организмом.

8.  Помогают ориентироваться в мире.

9. Обеспечивают зарождение ребенка, его связь с организмом матери до появления на свет.


  1. органы дыхания



  1. органы размножения



  1. органы кровообращения



  1. нервная система



  1. органы выделения



  1. система органов



  1. органы пищеварения



  1. опорно-двигательная система


      9. органы чувств


Приложение №2

Изучи текст, заполни таблицу. Что обозначают эти числа?

        Чтобы быстро и эффективно качать кровь по телу, от сердца требуются немалые усилия. Нужное давление создается благодаря сильным сокращениям сердца и толстым стенкам его желудочков. Человеческое сердце создает давление, достаточное для того, чтобы брызнуть кровью на расстояние 9 метров. Удивительно,  как вмещается в брюшной полости тонкая кишка?! Ведь ее длина составляет около 6 метров. Клетки, покрывающие желудок изнутри обновляются каждые 3-4 дня, ведь на них воздействует желудочный сок, который является сильной кислотой и разрушает их. Мужской и женский скелет состоит из равного числа костей. В нашем теле имеется 206 скелетных костей. Ученые насчитали более 500 функций, которые исполняет печень. Это один из главных тружеников человеческого организма. Она производит желчь, участвующую в пищеварении, очищает кровь от ядовитых веществ, регулирует температуру тела, расщепляет жиры, образует белки. В каждом легком имеется более 300.000.000 альвеол – дыхательных пузырьков. Именно здесь кислород переходит в кровь.  Потоотделение играет важную роль в поддержании постоянной нормальной температуры тела. Испаряясь, пот расходует  с поверхности кожи тепло, тем самым охлаждая ее. Объем выделяемого  за сутки пота может составлять до 1л 300 мл. Волосы растут со скоростью около 1см 25 мм в месяц.  На голове у человека растет в среднем 120.000 волос. В день у человека выпадает около 120 волосков.

Число

Что характеризует в человеческом организме

206

3-4

500

300.000.000

6

1л 300 мл

120.000

9

Приложение №3


Врачи специалисты

 (врачи узкого профиля)


1. Отоларинголог


2. Кардиолог


3. Офтальмолог


4. Гастроэнтеролог



1. Врач, специализирующийся на диагностике и лечении болезней глаз (окулист)

      2. Врач, специализирующийся на диагностике и лечении заболеваний органов пищеварения

       3. Специалист по лечению болезней уха, горла и носа

 (лор-врач)

4. Специалист по  сердечно – сосудистым заболеваниям.

Приложение №4

СОВЕТЫ ОКУЛИСТА

Ребята, помните, чтобы быть здоровыми, нужно:

Обязательно ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .

 Ежедневно ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Не _______________________________________________________________

Не _______________________________________________________________

Нельзя ____________________________________________________________

Глаза – зеркало души. Берегите свое здоровье, ведь его купить нельзя!

СОВЕТЫ  ГАСТРОЭНТЕРОЛОГА

Ребята, помните, чтобы быть здоровыми, нужно:

Обязательно ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .

 Ежедневно ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Не _______________________________________________________________

Не _______________________________________________________________

Нельзя ____________________________________________________________

Человеческий организм совершенная, но хрупкая система. Относитесь к  нему бережно!

СОВЕТЫ ОТОЛАРИНГОЛОГА

Ребята, помните, чтобы быть здоровыми, нужно:

Обязательно ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .

 Ежедневно ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Не _______________________________________________________________

Не _______________________________________________________________

Нельзя ____________________________________________________________

«Единственная красота, которую я знаю  -  это здоровье», -  говорил Генрих Гейне.

СОВЕТЫ КАРДИОЛОГА

Ребята, помните, чтобы быть здоровыми, нужно:

Обязательно ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .

 Ежедневно ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Не _______________________________________________________________

Не _______________________________________________________________

Нельзя ____________________________________________________________

«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие», - считал Аристотель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Человек и его строение" (Школа2100)

Тип урока: урок повторение изученного Форма урока: игра «Крестики - нолики». В урок включены разноуровневые, творческие задания, используется занимательный материал....

Урок в 4 классе (Школа 2100) по теме "Исторические эпохи" (Обобщение по разделу «Человек и история человечества»).

Представлена разработка обобщающего урока окружающего мира в 4 классе по теме «Исторические эпохи», проведённого в виде презентации индивидуальных и групповых проектов, посвящённых разным эпохам разви...

Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.

Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...

Технологическая карта урока по УМК «Перспектива» для начальной школы Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»

Технологическая карта урока 4 класс Предмет: литературное чтение Авторы учебника: Л.Ф. Климанова. Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Тема урока. Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе». ...

Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс

Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс...

Урок обобщение литературное чтение "Обобщение по разделу "Писатели детям" 2 класс

Урок построен на актуализации знаний с использованием игровых и групповых технологий. В урок включена электронная игра-викторина, составленная мной. Такой вид работы повышает активность учащихся, их ж...