Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Русанова Лариса Александровна

    Представлен подробный план-конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России" из раздела "Путешествие по городам и странам" (3 класс)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rusanovala_urok_zolotoe_kolco_rossii.doc146 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

    Русанова Л.А.,

    учитель начальных классов

    План - конспект урока по окружающему миру

    (3 клАсс)

    Раздел «Путешествие по городам и странам»

    Тема «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»

    Цели:

    Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.

    Содействовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать чувство гордости за свою страну.

    Развивать речь детей, память, мышление, воображение, умение слушать. -Воспитать потребность к познанию и открытию нового, к поисковой работе.

    Оборудование:

    1. компьютер, экран, проектор;
    2. мультимедийная презентация (Приложение);
    3. аудиозапись песни «Широка страна моя родная»; запись колокольного звона;
    4. творческие работы учащихся.
    5. фотостенд (фото из домашнего архива ребят)  «Путешествие по родной стране»)

    Урок 1

    Ход урока

    Ι. Организационный момент

    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
    Постараюсь всё понять,
    Многое хочу узнать!

    2. Сообщение темы, целей

    Ребята, мы с вами переходим к изучению большого интересного раздела «Путешествие по городам и странам». Посмотрите на выставку фотографий «Юные путешественники», где ребята представили фото из семейных архивов. Где только не побывали ребята! И в городах, и в деревнях, и в детских лагерях!

    Какая необъятная, богатая своей историей, природными ресурсами, достопримечательностями и, конечно, людьми, наша страна. Давайте послушаем песню «Широка страна моя родная и присоединимся к ее исполнению»

    Звучит песня «Широка страна моя родная» (1-2 куплета, с сопровождением слайдов (2-5).

    Стихи Б. Лебедев-Кумач 

    Муз. И. Дунаевский

    Припев:

    Широка страна моя родная,

    Много в ней лесов, полей и рек!

    Я другой такой страны не знаю,

    Где так вольно дышит человек.

    От Москвы до самых до окраин,

    С южных гор до северных морей

    Человек проходит как хозяин

    Необъятной Родины своей.

    Всюду жизнь привольно и широко,

    Точно Волга полная, течет.

    Молодым везде у нас дорога,

    Старикам везде у нас почет.

    Припев.

    Наши нивы взглядом не обшаришь,

    Не упомнишь наших городов,

    Наше слово гордое «товарищ»

    Нам дороже всех красивых слов.

    С этим словом мы повсюду дома,

    Нет для нас ни черных, ни цветных,

    Это-слово каждому знакомо,

    С ним везде находим мы родных.

    Припев.

    Над страной весенний ветер веет,

    С каждым днем все радостнее жить,

    И никто на свете не умеет

    Лучше нас смеяться и любить!

    Но сурово брови мы насупим,

    Если враг захочет нас сломать.

    Как невесту, Родину мы любим,

    Бережем, как ласковую мать!

    Припев.

    Сегодня у нас с вами необычный урок,  урок – путешествие. Мы с вами отправимся в заочное  путешествие по маршруту «Золотое кольцо России». Это древние города России. И как настоящих туристов нас будут сопровождать экскурсоводы – гиды, ребята, которые заранее изучили этот маршрут: читали книги, учебник, статьи в Интернете, готовили фотографии, слайды. Но и мы будем не просто рассматривать достопримечательности, а наблюдать, изучать, исследовать, то есть разгадывать тайны этих древних городов. Значит, мы не простые путешественники, а путешественники – исследователи! 

    И перед вами, как исследователями, ставится задача: в конце изученной темы  ответить на вопрос:  «Почему этот маршрут называется «Золотое кольцо»?»

     Вторая задача: назвать лучшего экскурсовода – гида, который, с вашей точки зрения, наилучшим образом представил информацию об исследуемом городе.

    Может, есть места и красивей

    Средь заморских лесов и рек,

    Только в сердце моём навек –

    Золотое кольцо России

    Посмотрите на карту (см. слайд 6).   Золотое кольцо России — это туристический маршрут, проходящий по древним русским городам, которые славятся шедеврами народного искусства. В музеях многих городов собраны образцы старинных художественных промыслов: резьба по дереву и кости, изделия искусных кружевниц и ювелиров, лаковая миниатюра и живопись по эмали и многое другое. По этому маршруту проходят много городов (см. слайд 6). В число наиболее ярких и колоритных городов региона входят: Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

     Посмотрите на карту. С каким из городов мы с вами уже знакомились во 2-м классе на уроках окружающего мира? (см. слайд 7): (Москва)

    Что вы знаете об этом городе? (Москву - столица. Достопримечательности и пр. ) 

    Город находится в центре европейской части России, на обоих берегах Москвы-реки. Площадь Москвы на 2006 год составляет 1081 км2.

    По последним данным проживает примерно 10,5 млн. человек.

    А кто был в Москве? Что запомнилось особенно? (Ответы детей)

    В наше путешествие мы и отправимся из Москвы. Но дело в том, что городов в Золотом кольце так много, что даже за два урока  мы не успеем побывать везде, но некоторые обязательно исследуем (см. слайд 8): 

    1. Сергиев Посад
    2. Переславль – Залесский
    3. Ростов Великий
    4. Углич
    5. Ярославль
    6. Кострома
    7. Плес
    8. Суздаль
    9. Владимир

    Каждый из этих городов уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом.

    Итак, приготовились к путешествию. А каким видом транспорта лучше ехать из Москвы? (автобусом). Отлично. Тогда усаживайтесь поудобнее, пристегните ремни безопасности и поехали. А экскурсоводу – гиду я передаю микрофон.

    3. Работа над новой темой

    3.1. Город Сергиев Посад (рассказ заранее подготовленного ученика)

    (Примерное содержание)

    Уважаемые экскурсанты, мы с вами едем на северо-восток от Москвы. Позвольте вас познакомить с символами города – Гербом и Флагом (см. слайд 9). Герб и Флаг города создан на основе исторического герба Сергиевского посада Московской губернии в память о славных подвигах наших предков.

    Город назван в честь святого Сергей Радонежского, который возвел монастырь - Троице-Сергиеву лавру (см. слайд 10). В монастыре получил крещение царь Иван Грозный. Монастырь состоит из более чем 50 строений. Слово «Лавра» означает главный, важный монастырь. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом. С Троице-Сергиевой лаврой и её основателем преподобным Сергием связано историческое событие – победа на Куликовом поле. «Неисчислимая татарская орда шла на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович, который почитал преподобного Сергия и верил в его прозорливость, отправился в лавру просить совета, что делать? Силы далеко не равны, идти ли ему в поход против татар? Преподобный Сергий благословил князя, сказав, что русские победят в этой битве. 8 сентября 1380 года в сражении, которое длилось целый день, монголы были разбиты». 

    Сегодня Лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. На территории монастыря находятся Московские Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник.

    В городе было развито производство крестов, подсвечников,

    икон и т.д.  Большую популярность завоевала Сергиевская игрушка (см. слайд 11). Купить игрушку у стен Лавры - значит совершить богоугодное дело.

    Недалеко от города  находится знаменитый водопад «Гремячий» (см. слайд 12) . Высота водопада 25 метров, а вода не замерзает даже зимой. Согласно преданию, водопад появился 600 лет назад, когда Преподобный Сергей Радонежский молился Богу о даровании русскому народу силы, воли и разума. И из недр земли забил лечебный источник. С тех пор круглый год приходят сюда люди за целебной водой.

    Вопросы для закрепления (см. слайд 13):

    - Как называется город, в котором мы только что побывали?

    - В честь кого назван город?

    - Назовите  главную достопримечательность  этого города?

    - Что значит слово «Лавра»?

    3.2. Город Переславль - Залесский (рассказ заранее подготовленного ученика)

    А мы снова садимся в автобус и продолжаем наше путешествие дальше на северо-восток в город Переславль – Залесский. Наш гид – хххххх, ему слово.

    (Примерное содержание)

    Уважаемые экскурсанты, мы с вами едем дальше на северо-восток. Нас ждет экскурсия в город Переславль - Залесский. Обратите внимание на символы города – Герб и Флаг (см. слайд 14). Описание герба города Переславль-Залесского гласит: "В черном поле две золотые сельди одна над другой, нижняя из которых обращена". Девиз «величие и мудрость». Когда-то на месте Переславля было поселение рыбаков. Отсюда и изображения на символах города. Основал город в 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий. Название города переводится с древнерусского как «перенявший славу». Переславль-Залесский - родина Александра Невского (см. слайд 15).

    Город славится на всю Россию своими монастырями и церквями.Горицкий Успенский монастырь возник в XVI в. при Иване Калите. Монастырь находится на возвышенности у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду. В настоящее время в стенах Горицкого монастыря расположен Переславский историко-художественный музей.

    Благодаря Плещееву озеру город вошёл в историю России (см. слайд 16). На озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. Рядом с музеем рядом стоит памятник Петру Великому - основателю военного флота России. 1 августа 1692 года готовые корабли были торжественно спущены на воду. Вот потому-то и называли Плещеево озеро – «колыбелью русского флота».

    Вопросы для закрепления (см. слайд 17):

    - Как называется город, в котором мы только что побывали?

    - Почему в гербе и флаге присутствует изображение рыб?

    - Чем знаменито Плещеево озеро?

    - Кто же прославил этот город? ( Пётр I)

    3.3. Город Ростов Великий (рассказ заранее подготовленного ученика)

    (Примерное содержание)

     Величаво и гордо течёшь ты река,
    Река, на которой стоишь ты века,
    Ростов - ты велик и прекрасен!
    Не зря получил этот статус.

    Как известно у нас в России два Ростова, так вот этот Ростов называют Великим. Наш гид – хххххх, ему слово.

    Один из древнейших русских городов - известен с 862 года. Накануне татаро-монгольского нашествия Ростов был одним из самых больших русских городов. Здесь шло каменное строительство, велось летописание, переписывались книги. Значительным явлением в городской жизни была ежегодная Ростовская ярмарка.

    Уважаемые экскурсанты, обратите внимание на символы города – герб и флаг (см. слайд 18): на красном щите изображен серебряный олень с золотыми рогами. Город Ростов Великий -   жемчужина Золотого Кольца. Город богат памятниками русского искусства (см. слайд 19): Ростовский кремль, Спасо-Яковлевский монастырь,  Богоявленский монастырь, др.  Паломники и туристы специально приезжают в Ростов Великий услышать колокольный звон. У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Например, Сысой, Лебедь, Полиелей.

    (Прослушивается запись колокольного звона)

    В Ростове мы полюбуемся знаменитой ростовской финифтью - это украшения с эмалью (см. слайд 20).

    Вопросы для закрепления (см. слайд 21):

    - Как называется город, в котором мы только что побывали?

    - Чем интересен этот город?

    - Что такое финифть?

    3.4. Закрепление: мини-викторина (см.слайд 22)

    Назовите города, к которым относятся эти символы (демонстрация гербов / флагов)

    ххх

            Даже туристы – путешественники устают, поэтому давайте-ка разомнемся:

    Физкультминутка

                                          Мы сейчас все дружно встанем

                                                   (Дети встают)

                                          И немножко отдохнем.

                                                   (Потягиваются)

                                          Вправо, влево повернитесь,

                                                   (Повороты)

                                          Наклонитесь, поклонитесь!

                                                   (Наклоны)

                                          Руки вверх и руки вбок,

                                                   (Движения руками)

                                          И на месте прыг да скок!

                                                   (Прыжки на месте)

                                          А теперь бегом вприпрыжку,

                                                   (Бег на месте)

                                          Молодцы вы, ребятишки!

    ххх

    3.5. Город Углич  (рассказ заранее подготовленного ученика)

    (Примерное содержание)

    На северо-запад  от Ростова – город Углич. С ним нас познакомит – хххххх.

    Город  стоит  на берегу реки Волги и основал его в 937 году Ян Плескович.

    Прежде чем перейти к достопримечательностям Углича, прошу вас ознакомиться с символами города – гербом и флагом (см. слайд 23): на красном щите изображен святой царевич Дмитрий – младший сын Ивана Грозного, который после смерти царя был отправлен в Углич, где и был жестоко убит. В память об этом историческом событии царевич запечатлен на символах города.

    В XIX веке Углич превратился в провинциальный городок, где действовало несколько небольших кожевенных, полотняных и бумажных предприятий. Строительство гидроэлектростанции и заводов очень сильно изменило облик города.

    Название города , возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В Угличе одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе  большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

    Вопросы для закрепления (см. слайд 25):

    1. С каким городом мы сейчас знакомились?
    2. С каким событием связано изображение на гербе и флаге?
    3. Какие крупные промышленные предприятия в этом городе?

    3.6. Город Ярославль  (рассказ заранее подготовленного ученика)

    (Примерное содержание)

    С самым крупным городом Золотого кольца нас познакомит – хххххх. (см. слайд 26).

    Ах ты, батюшка, Ярославль город!

    Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

    На горе стоишь ты во всей красе…

    Ярославль - один из наиболее значительных в культурном отношении и крупнейший среди городов "Золотого кольца" России. Город древнее Москвы (он упоминается впервые под 1071 годом) и носит имя знаменитого князя Ярослава Мудрого. По преданию сам князь, зарубив в лесном овраге боевым топором медведя, которому поклонялось местное языческое население, поставил на этом месте, у впадения р. Которосли в Волгу, первый деревянный город, а медведь с секирой стал позднее гербом города  (см. слайд 27).

    Обратите внимание на символы города – герб и флаг  на серебряном щите изображен медведь с секирой как символ предусмотрительности и силы. Шапка Мономаха как знак пребывания в городе царствующих Великих князей.

    В глубокую древность уходит история города Ярославля, воспетого в народных песнях и преданиях (см. слайд 27). Почти 1000 лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Мудрый, чтобы  обезопасить подступы к Ростову Великому, основал здесь город - крепость и назвал его «во свое имя».

    В городе располагается 785 памятников истории и культуры (7 памятников археологии, 13 памятников искусства, 722 памятника архитектуры и 43 памятника истории)!

    На площади Богоявления в центре Ярославля - памятник Ярославу Мудрому. В центре города мы увидим и памятник Федору Григорьевичу Волкову, который создал в Ярославле первый в России общедоступный театр.

    Вопросы для закрепления (см. слайд 28):

    1. С каким городом мы сейчас знакомились?
    2. С каким событием связано изображение на гербе и флаге?
    3. Какие крупные промышленные предприятия в этом городе?

    3.7. Город Кострома  (рассказ заранее подготовленного ученика)

    (Примерное содержание)

    Мы путешествуем дальше, вдоль реки Волги. И следующая остановка – город Кострома. А наш экскурсовод – хххх. см. слайд 29).

    Кострома была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким. Из источников следует, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома. 

    Сейчас это крупный промышленный и культурный центр, у которого улицы расположены в виде веера. В той части, где ряды сходятся, расположены старинные Торговые ряды. В 1773г. во время пожара сгорели все деревянные постройки в кремле, пострадала и значительная часть посада. Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Кострома действительно спланирована по веерной системе (см. слайд 30).

    Символ, изображенные на гербе и флаге существуют с октября 1767 года и  пожалованы Костроме также императрицей Екатериной II в знак посещения ею города в том же году. Цвета обозначают: голубой -небо, золотистый - купола храмов, белый - архитектуру города, синий - реку Волгу.

    Обратите внимание на памятник русскому крестьянину Ивану Сусанину (см. слайд 31). Это герой, принявший смерть за царя, за Родину. В марте 1613 года отряд поляков пробирался в деревню Домнино под Костромой, где находился Михаил Романов с матерью. Поляки хотели убить избранного на царство Михаила. Они силой заставили Сусанина проводить их в Домнино. Сусанин отправил гонца предупредить Михаила об опасности. Сам же, понимая, что идёт на верную гибель. Завёл врагов в непроходимые дебри и болота. Поляки, поняв в чём дело, замучили Сусанина до смерти. Но жизнь царя была спасена.В Костроме в центре города был поставлен памятник Ивану Сусанину, и старинная площадь стала называться Сусанинской.

    Вопросы для закрепления (см. слайд 32):

    - Как называется город, в котором мы побывали?

    - Почему его улицы расположены в виде веера?

    - Почему в городе находится памятник Ивану Сусанину?

    3.4. Закрепление: мини-викторина (см.слайд 33 -35)

    1. Назовите города, к которым относятся символы
    2. Назовите города, названия которых связаны с именами великих людей: Сергий Радонежский и Ярослав Мудрый
    3. В каком городе делают красивые украшения – финифть?
    1. Как называется город, в котором построена первая на Волге гидроэлектростанция?
    2. В каком городе улица расположены в виде веера?

    4. Подведение итогов

    Ребята, наше путешествие на сегодня заканчивается. Нам нужно отдохнуть. А завтра продолжим. Ведь впереди у нас еще несколько замечательных городов. И чтобы закрепить в памяти все увиденное и услышанное – домашнее задание (см. слайд 36):

    1. Учебник: с.88 – 93 чит.
    2. Рабочая тетрадь: с. 45 – 47, № 1, 2 (6 городов), 3 (а,б,в)

    Урок 2

    Ход урока

    Ι. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
    Постараюсь всё понять,
    Многое хочу узнать!

    2. Сообщение темы. Повторение изученного материала 

    Наше путешествие продолжается. Вспомните, какие задачи были поставлены перед путешественниками?   (Ответить на вопрос:  «Почему этот маршрут называется «Золотое кольцо»?»; назвать лучшего экскурсовода – гида, который, с вашей точки зрения, наилучшим образом представил информацию об исследуемом городе).

    А давайте вспомним, по каким городам мы с вами путешествовали. Посмотрите на доску (см. слайд 37 - 38), обратите внимание на символы городов, вспомните, как эти города называются и какие там достопримечательности? (рабочая тетрадь, № 2)

    3. Продолжение темы.

    3.1. Город Плес  (рассказ заранее подготовленного ученика)

    (Примерное содержание)

    Продолжаем наш путь. Прошу всех в автобус. Пристегните ремни. Наша дорога вдоль великой русской реки Волги, мы посетим еще один прекрасный город - Плес. А наш экскурсовод – хххх.

    (Примерное содержание)

    О, Плёс! (см. слайд 39)

    Жемчужина Поволжья,

    Часами не устану я

    Стоять у твоего подножья,

    Тебе завидовать, любя

    Гудки красавцев теплоходов,

    Открытый взгляд крутых холмов,

    Домов резные хороводы

    Вокруг старинных куполов.

    Плёс (см. слайд 39)- один из старейших городов Ивановской области, ведущий свою историю с 1410 года, когда сын Дмитрий Донского, московский князь Василий I, повелел построить здесь укрепленную заставу. Волга в этом месте не петляет, что позволяет увидеть противника с расстояния 17 км. 

    Плёс - песчаная отмель. И еще одно название Плес – прямой участок между двумя поворотами. Это изображение – река с заводью на белом фоне - основа символов города, герба и флага (см. слайд 40).

    Много печальных страниц повидал город: нашествия монголо-татар, княжеские междоусобицы, польско-шведскую интервенцию. Был и местом формирования ополчения Минина и Пожарского. В 18 веке в Плесе была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, торговые лавки. Плес был основным портом на Волге для этой местности.

    Достопримечательности города Плеса (см. слайд 41) – это памятник основателю города князю Василию Дмитриевичу,  самый старый в городе Успенский собор 1699 года. К сожалению, многие исторические постройки были уничтожены пожарами. Среди сохранившихся достопримечательностей города Плеса - церковь Воскресения Христова. Эту пятиглавую Церковь видно с Волги.

    Плес - это город художников. В этот живописный край приезжали многие известные художники: И.Е.Репин, В.В. Верещагин, И.Л.Левитан Про последнего говорили, что “Плес прославил Левитана. Левитан прославил Плес”.  После появления картин Левитана в Плес стало стекаться много дачников. В городе есть памятник И.И. Левитану и дом – музей (см. слайд 41 - 43).

    Центр жизни в Плёсе - вокруг пристани. Когда приходят большие экскурсионные теплоходы, сюда стекаются торговцы, набережная оживает. Плёс – необычный чудесный городок, сохраняющий свою самобытность.

    Вопросы для закрепления (см. слайд 44):

    - Как называется город, в котором мы побывали?

    - Кто основатель города?

    - Чем интересен этот город?

    3.2. Город Суздаль  (рассказ заранее подготовленного ученика)

    (Примерное содержание)

    Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль - всемирно известный город - музей (см. слайд 45). Слово экскурсоводу – ххх.

    У города - счастливая и заметная в истории страны судьба. Хотя на протяжении веков его не раз разрушали, он страдал от пожаров и эпидемий, но вновь и вновь возрождался к жизни. Не было в России ни одного крупного исторического события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане.

    Обратите внимание на символы города (см. слайд 46). На красном и синем фоне – сокол. Сокол — символ красоты и храбрости.  Синий цвет в символизирует честь, славу, преданность, истину, добродетель и чистое небо

    Суздаль - один из красивейших российских городов. Насчитывает около 1000 лет славной самобытной истории. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем (см. слайд 47).  Возник он на основе древнейшего земледельческого и торгово-ремесленного поселения.

    Достопримечательности Суздаля – это архитектурные ансамбли, лучшими из которых являются Кремль, Покровский и Спасо–Евфимиев монастырь, музей деревянного зодчества, ярмарка. Звание города-музея очень точно подходит к Суздалю: здесь 33 церкви, 5 монастырей,  17 часовен. Есть знаменитый  Музей деревянного зодчества. Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой.

    Вопросы для закрепления (см. слайд 48):

    - Какой город мФ с вами посетили?

    - Почему город называют город-музеем?

    3.3. Город Суздаль (рассказ заранее подготовленного ученика)

    (Примерное содержание)

    Ребята, по ходу нашей экскурсии еще один город – Владимир (см. слайд 49). Его называют воротами Золотого кольца России. И эту экскурсию проведет – хххх.

    На высоком берегу реки Клязьмы, притока Оки, стоит красивейший город – Владимир. Герб и флаг Владимира (см. слайд 50) - памятник истории и культуры, имеющий древние исторические корни. В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. 

    В 1108 г. князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера - речкой Лыбедью, с востока и запада - глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя - Владимир.

    Золотые ворота - редчайший памятник военно-оборонительной архитектуры. Они были построены в 1164 г. От древнего здания сохранились лишь две мощные белокаменные стены.

    Сегодня в здании Золотых ворот расположена одна из экспозиций Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и худо-жественного музея-заповедника.

    У города богатая история (см. слайд 51). В прошлом подвергался этот город нападению врагов. Одним из них был хан Батый. Три дня длился штурм города. Мужественны были защитники Владимира. Город был частично сожжен. Но Владимир сумел восстать из пепла, подобно сказочной птице Феникс. Поднялись из руин прекрасные храмы, и вновь засияли их купола.

    Здание Золотых ворот в городе построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни – Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, 14-ти метров. Через Золотые ворота вступали в город возвращавшиеся с победой дружины, около Золотых ворот встречали князей – союзников, послов и купцов из других стран.

    Вопросы для закрепления (см. слайд 52).
    - Как называется город, в котором мы побывали?
    - Почему город так назвали?
    - Какие достопримечательности можете назвать?

    ххх

    Уважаемые туристы – путешественники, пришло время отдохнуть:

    Физкультминутка

    Быстро встаньте.

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше подтянитесь.

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Поднимите, опустите,

    Влево, вправо повернулись,

    Рук коленями коснулись.

    Сели, встали, сели, встали

    И на месте побежали.

    ххх

    4. Закрепление / Итог (см. слайд 53).

     Ребята, назовите названия городов, в которых мы побывали. Как вы думаете, почему эти города объединены в «Золотое кольцо России»? ( Эти и другие города, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг – от того и возникло изящное поэтическое название, «Золотое кольцо») Как думаете, почему города строились на берегах рек и озер?

     Вам понравилась работа экскурсоводов? Вам предстоит оценить работу каждого. Я предлагаю путем тайного голосования: на карточке написаны фамилии экскурсоводов и темы их выступлений, поставьте вашу оценку напортив каждого (3 балла – «очень понравилось», 2 балла – «понравилось», 1 балл – «не понравилось»). / Дети заполняют карточки/. Теперь пока я буду подсчитывать баллы, вам предстоит выполнить самостоятельную работу – кроссворд на карточках. /Копия кроссворда – на слайде 54/.

    1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
    2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
    3. В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир)
    4. Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич)
    5. Главный, важный монастырь. (Лавра)
    6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
    7. Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

    4. Оценки. Награждение лучших выступающих

    5. Домашнее задание

    1) Учебник: с.94 – 99 чит.

    2) Рабочая тетрадь: с. 47 – 49, № 4, 5, 6 (а,б,в)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")

    Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны»

    Цели деятельности учителя:- знакомство с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями;Планируемые результаты:Предметные:- знать о городах, входящие в Золотое ...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 2 урок.

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 урок. 3 класс.

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс.)

    Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...

    Конспект урока по окружающему миру 3кл "Золотое кольцо России"

    Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПланируемые результаты:Предметные- знать, что такое золотое ко...