Рабочая программа по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Татьяна Анатольевна Косырева

Предлагаю программу по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_po_okruzhayushchemu_miru.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по окружающему миру составлена на основе УМК «Школа России» и предназначена для 4 класса общеобразовательной школы. Тематическое планирование рассчитано на 68 рабочих часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Цель курса – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический  комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, проектная деятельность. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.

Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  1. Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  2. способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  3. что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  4. некоторые современные экологические проблемы;
  5. природные зоны России;
  6. особенности природы своего края: формы: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  7. исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  8. важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  9. государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  2. проводить наблюдения природных тел и явлений;
  3. в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  4. приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  5. соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  6. приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  7. приводить примеры народов России;
  8. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  9. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, рассказывать содержание иллюстрации;
  10. владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использова

ние ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Земля и человечество

10

+

+

2

Природа России

10

+

+

+

3

Родной край – часть большой страны

14

+

4

Страницы всемирной истории

5

+

+

5

Страницы истории Отечества

20

+

+

+

6

Современная Россия

9

+

+

+

Итого

68

54 %

7 %

15 %

Основное содержание тематического плана.

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

I раздел. Земля и человечество

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Экскурсии: сокровища Земли под охраной человечества.

Практическая работа: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

10 часов

II раздел. Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны. Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

10 часов

III раздел. Родной край – часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

14 часов

IV раздел. Страницы всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир, древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века, о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

5 часов

V раздел. Страницы истории Отечества

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия их жизни, быт нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Наше Отечество в XVI-XVII вв. Землепроходцы. Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Екатерина Вторая. Век русской славы. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война. Бородинское сражение. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй. Гражданская война. Великая Отечественная война. Достижения ученых. Прошлое родного края.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.

Практические работы: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

20 часов

VI раздел. Современная Россия

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны. Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

9 часов

Информационно – методическое обеспечение.

Учебно-методический комплект:

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 92

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. - 76

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2005. – 223

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2008. – 208

Литература для учителя:

Аржанов С.П. Занимательная география. – М.: Просвещение, 2008. – 128

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 400

Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. /Авт.-сост. С.В. Савинова. – М.: Планета, 2011. – 64

Поглазова О.Т. Программы общеобразовательных учреждений: Образовательная область «Окружающий мир»: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. – 56

Чутко Н.Я., Родионова Л.Е. Твоя Россия: Учебник – хрестоматия. – Обнинск: Духовное возрождение, 2000. – 248

Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям. /Авт.-сост. Е.А. Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 158

Явления природы: сборник загадок: 1-4 классы. /Сост. Е.М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2008. – 63

Литература для обучающихся:

Большая серия знаний. Чудеса света. – М.: Мир книги, 2003. – 128

Большая серия знаний. Вселенная. – М.: Мир книги, 2003. – 128

Большая серия знаний. Планета Земля. /Сост. А.М. Берлянд. – М.: Мир книги, 2002. – 128

Большая серия знаний. Биология. – М.: Мир книги, 2003. – 128

Большая серия знаний. Страны. Народы. Европа и Россия. – М.: Мир книги, 2001. – 128

Большая серия знаний. Страны. Народы. Азия и Африка. – М.: Мир книги, 2001. – 128

Большая серия знаний. Страны. Народы. Америка, Австралия и Океания. – М.: Мир книги, 2002. – 128

Большая серия знаний. Новая и Новейшая история. /Сост. А.М. Цирульников. – М.: Мир книги, 2002. – 128

Большая серия знаний. Древний мир. Средневековье. /Сост. А.М. Цирульников. – М.: Мир книги, 2002. – 128

Ганул Е.А. Правила поведения на природе. - СПб: Литера, 2010. – 64

Каткова Е.Г. Окружающий мир: итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: Экзамен, 2012. – 44

Селиванова М.С. Правила поведения в школе. - СПб: Литера, 2010. – 48

Серия «Эрудит». Физическая география. – М.: Мир книги, 2006. – 192

Серия «Эрудит». Мир растений. – М.: Мир книги, 2006. – 192

Серия «Эрудит». Мир животных. – М.: Мир книги, 2006. – 192

Серия «Эрудит». Строение Земли. – М.: Мир книги, 2007. - 192

Серия «Эрудит». Астрономия. – М.: Мир книги, 2006. – 192

Серия «Эрудит». Человек и общество. – М.: Мир книги, 2006. – 192

Серия «Эрудит». История XV-XX веков. – М.: Мир книги, 2007. – 192

Серия «Эрудит». История с древних времен до XV века. – М.: Мир книги, 2006. – 192

Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях. - СПб: Литера, 2010. - 64

Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 4 класс. – М.: Экзамен, 2010. – 207

Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. – СПб: Литера, 2010. – 64

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Лошади. /Авт.-сост. М.А. Иванова и др.  – М.: Олимп, 2002. – 400

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. /Авт.-сост. Л.А. Багрова.  – М.: Олимп, 1999. – 512

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Океан. /Авт.-сост. Б.Ф. Сергеев.  – М.: Олимп, 2002. – 477

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Насекомые. /Авт.-сост. П.Р. Ляхов и др.  – М.: Олимп, 2002. – 480

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Арктика и Антарктида. /Авт.-сост. А.Л. Бочавер и др.  – М.: Олимп, 2000. – 448

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Космос. /Авт.-сост. Т.И. Гонтарук.  – М.: Олимп, 2002. – 445

Я познаю мир. Детская энциклопедия. География. /Авт.-сост. В.А. Маркин.  – М.: Олимп, 2000. – 560

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Чудеса света. /Авт.-сост. Н.З. Соломко.  – М.: Олимп, 2002. – 476

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. /Авт.-сост. П.Р. Ляхов.  – М.: Олимп, 2002. – 542

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Амфибии. /Авт.-сост. Б.Ф. Сергеев.  – М.: Олимп, 2001. – 480

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Птицы. /Авт.-сост. В.В. Иваницкий.  – М.: Олимп, 2001. – 397

Я познаю мир. Детская энциклопедия. История древнего мира. /Авт.-сост. А.Б. Преображенский.  – М.: Олимп, 2001. – 400

Электронные носители:

DVD диск. Большая детская энциклопедия. Растения.

DVD диск. Большая детская энциклопедия. Планета Земля.

DVD диск. Электронный тренажер. Окружающий мир 4 класс.

DVD диск. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

DVD диск. Большая детская энциклопедия. Человек.

DVD диск. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.

Адреса сайтов:

http://files.schol-collection.edu.ru/ 

http://files.schol-collection.informika.ru/ 

http://cws.edu.ru/ 

http://pedsovet.su/ 

http://pedsovet.org/ 

http://www.uroki.net/ 

http://www.nachalka.com/

Календарно – тематический план.

№ п/п

тема

дата

основные

понятия и

термины

по плану

по факту

1

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. ИКТ

астроном, астрономия, вселенная

2

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. Проектная работа. ИКТ

Солнечная система, солнце

3

Звездное небо – великая книга природы. Практическая работа. ИКТ

4

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Практическая работа. ИКТ

географ, география, глобус, географическая карта

5

Пояса Земли. Практическая работа. ИКТ

пояса Земли

6

Мир глазами историка.

историк, история

7

Когда и где. История – путешествие в глубь времен. Карта – помощница.

8

Прошлое и настоящее глазами эколога.

эколог, экология

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Виртуальная экскурсия.

Семь чудес света

10

Обобщение по разделу «Земля и человечество». ИКТ

11

Равнины и горы России. Практическая работа. ИКТ

плоскогорье, равнины

12

Моря, озера и реки России. Практическая работа. ИКТ

13

Зона арктических пустынь. Практическая работа.

планшетная карта

14

Тундра. Практическая работа. ИКТ

15

Леса России. Проектная работа. ИКТ

лесотундра

16

Лес и человек. Экскурсия. Проект. р

17

Зона степей. Практическая работа.

18

Пустыни. Практическая работа. ИКТ

19

У Черного моря. Практическая работа.

20

Обобщение по разделу «Природа России». ИКТ

21

Экологическое равновесие. Наш край. ИКТ



экология, цепь питания

22

Поверхность нашего края. Экскурсия.

равнины

23

Водоемы нашего края.

24

Наши подземные богатства. Практическая работа. ИКТ

полезные ископаемые

25

Земля – кормилица.

гумус

26

Жизнь леса. Лес – природное сообщество. Виртуальная экскурсия.

ярусы леса

27

Растения и животные леса. Виртуальная экскурсия.

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество. ИКТ

луг

29

Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия.

30

Жизнь пресного водоема. ИКТ

31

Растения и животные пресного водоема. Экскурсия.

32

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа.

растениеводство, плодоводство, цветоводство

33

Незаметные защитники урожая.

34

Животноводство в нашем крае. Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». ИКТ

животноводство

35

Начало истории человечества. ИКТ

история

36

Мир древности: далекий и близкий. ИКТ

37

Средние века: время рыцарей и замков. ИКТ

Рыцарь, христианство, ислам, буддизм

38

Новое время: встреча Европы и Америки. ИКТ

Колумб, Санти

39

Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение по разделу. ИКТ

ООН

40

Жизнь древних славян. Практическая работа. ИКТ

Славяне

41

Во времена Древней Руси. Экскурсия.

Русь

42

Страна городов. Практическая работа.

купец, ремесленник, Кремль, вече

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси. ИКТ

летопись

44

Трудные времена на Русской земле. Практическая работа.

45

Русь расправляет крылья.

46

Куликовская битва. Практическая работа. ИКТ

47

Иван III. ИКТ

48

Мастера печатных дел. ИКТ

литеры

49

Патриоты России.

народное ополчение, патриот

50

Петр Великий. ИКТ

51

Михаил Васильевич Ломоносов. ИКТ

52

Екатерина Великая. ИКТ

Медный всадник

53

Отечественная война 1812 года.

54

Страницы истории XIX века. Экскурсия.

55

Россия вступает в XX век.

56

Страницы истории 1920 – 1930 годов. Практическая работа.

57

Великая война и Великая победа. ИКТ

58

Страна, открывшая путь в космос. ИКТ

59

Обобщающий урок по разделу «По страницам истории Отечества». ИКТ

60

Основной закон России и права человека.

Конституция, конституционный суд

61

Дети имеют право на особую защиту и помощь. ИКТ

Конвенция

62

Мы - граждане России.

63

Славные символы России. ИКТ

Герб, флаг, гимн

64

Такие разные праздники. ИКТ

65

Путешествие по России. Виртуальная экскурсия.

66

Путешествие по России. Виртуальная экскурсия.

67

Путешествие по России. Виртуальная экскурсия.

68

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия». ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...