Исследовательская работа "Влияние веса рюкзака младшего школьника на состояние его здоровья".
материал (окружающий мир, 3 класс) по теме

Кавышкина Маргарита Владимировна

 

Цель исследования: выявление соответствия веса рюкзака младшего школьника гигиеническим требованиям,

Задачи:

1.  Изучить требования к школьному ранцу.

2.  Провести выборочное исследование веса рюкзаков одноклассников

3.   Провести исследование веса учебников

4.    Определить минимальную и максимальную нагрузку на осанку в

течение учебной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Исследовательская работа23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Влияние веса рюкзака младшего школьника на состояние его здоровья.

Выполнила:

Шелепова Ангелина, ученица 3 класса

Руководитель:

Кавышкина Маргарита Владимировна,

учитель начальных классов.

                                             Аал Сапогов, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

1. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ШКОЛЬНЫЙ РАНЕЦ        

2. СОДЕРЖИМОЕ ШКОЛЬНОГО РАНЦА И ОСАНКА        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

ЛИТЕРАТУРА        


ВВЕДЕНИЕ

В наших школах нет системы личных шкафчиков, как это сделано в Европе и США, в которых можно хранить одежду, спортивную форму, личные вещи, необходимые лекарства (от аллергии или астмы, например), тетради, учебники, кисти, краски, альбомы и прочие вещи, которые не всегда обязательно таскать из дома в школу и из школы домой. Поэтому все учебные принадлежности приходится приносить с собой.

Изучая тему «Килограмм» мы выполняли практическую работу: измеряли массу собственного ранца, оказалось, что их масса очень разная: от 900гр. до 1,5 кг, а вес вместе с учебными принадлежностями от 2 до 4 кг.

Специалисты Института возрастной физиологии РАО утверждают, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса школьника. Если вес больше ребенок начинает горбиться, затем привыкает к неестественному положению позвоночника и всего тела в целом. Без ущерба для здоровья ученики начальной школы способны носить ранец весом не более двух килограммов

Захотелось проверить, соответствуют ли ранцы моих одноклассников данным требованиям

Цель: выявление соответствия веса рюкзака младшего школьника гигиеническим требованиям,

Задачи:

  1. Изучить требования к школьному ранцу.
  2. Провести выборочное исследование веса рюкзаков одноклассников
  3. Провести исследование веса учебников
  4. Определить минимальную и максимальную нагрузку на осанку в
    течение учебной недели

Гипотеза: если подобрать ранец и контролировать его содержимое, то можно избежать неблагоприятного влияния на осанку.

Работа состоит из вступления, теоретической и практической частей, заключения.

Во вступлении определены цели и задачи, работы, обозначена актуальность.

В первой части рассматриваются основные требования к школьному ранцу. Во второй части описаны результаты исследования, приводятся примеры математических вычислений максимальной ми минимальной нагрузки в течение учебной недели.

В заключении подводятся итоги исследования.


1. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ШКОЛЬНЫЙ РАНЕЦ

Ученику начального класса врачи рекомендуют покупать ранец. Рюкзак не подходит потому, что позвоночник ученика может быстро искривится из-за неправильно распределенной по нему нагрузки в виде бесформенного рюкзака с тяжелыми книжками, тетрадками, физкультурной формой. Совершенно не подходят для младших школьников сумки, которые носят через плечо, потому что неравномерное распределение тяжести на спину и плечи может вызвать не только искривление позвоночника, но и раннюю остановку роста.

В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы - как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник.

Для каждого школьного возраста есть определенные гигиенические нормативы веса школьной сумки, включая ежедневный учебный комплект и письменные принадлежности.

1-2 классы - вес не более 1,5 кг;

3-4 классы - не более 2,5 кг;

5-6 классы - не более 3 кг;

7-8 классы - не более 3,5 кг:

9-12 классы - для мальчиков не более 4,5 кг, для девочек - не более 3,5 кг.

У ранца должна быть плоской и достаточной мягкой та сторона, которая прилегает к спине - лучше из поролона или гибкого пластика. Кроме этого ранец должен не давить на бедра, иметь мягкие ремни шириной минимум 4 сантиметра, регулируемые по длине. Это обязательные требования. И желательно иметь на ранце светоотражающие элементы для большей безопасности на дороге. Выпускают ранцы и со специальной ортопедической спинкой. Дно ранца должно располагаться на 5 см ниже поясницы школьника.

Даже в хороший ранец с ортопедической спинкой врачи запрещают
класть вес больший, чем 10 % от веса самого школьника. А по мнению
ортопедов - и того меньше, не более чем 1 килограмм 200 граммов. Если ранец
весит больше, то, как считают медики, это ведет к нарушению осанки, болям в
пояснице и ухудшению деятельности опорно-двигательного аппарата. Однако
на практике дети вынуждены носить за спиной совершенно неподъемные
тяжести! Поэтому ранец ее должен создавать дополнительной нагрузки на
позвоночник.

Возраст 8 - 17 лет самый  важный для формирования осанки период жизни,   даже  малейшее        отклонение  в   развитии  осанки  могут  привести  к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.

Нарушения  нормального положения позвоночника — отличный старт для целого ряда серьезных проблем: поражение межпозвоночных дисков, ухудшение работы органов грудной клетки и брюшной полости.


2. СОДЕРЖИМОЕ ШКОЛЬНОГО РАНЦА И ОСАНКА

В процессе работы по данной теме были проведены практические исследования, дающие ответ на вопрос: соответствуют ли их школьные ранцы гигиеническим требованиям.

1.        По медицинским карточкам установили вес всех учащихся.

2.        Измерен вес   ранцев  без учебных принадлежностей у всех учащихся 3 класса,

3. Измерили вес каждого учебника и рассчитали нагрузку на каждый день.

  1. Установили максимальную и минимальную нагрузку за неделю.
  2. По   данным медосмотра выявили количество учащихся с нарушением
    осанки, существуют специальные рекомендации Роспотребнадзора, в которых
    говорится, что вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов — более1,5 кг, 3-4-х классов- 2 кг;5-6-х - 2,5 кг, 7-8-х - 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.

В результате взвешивания установлено, что вес одного учебника равен
300
гр,     печатной  рабочей тетради 70 гр., пенала - 200 гр. Комплект учебников по программе «Школа 21 века» состоит из учебника и рабочей тетради по следующим предметам: русский язык, математика, чтение, окружающий мир, музыка,   технология, ИЗО,   английский  язык  и  физкультура.   Соотнеся  вес учебников   с расписанием,        получаем следующие результаты (таблица 1)

Таблица 1. Нагрузка на каждый день

понедельник

Чтение

370

Русский язык

370

Математика

370

Труд

400

пенал

200

1710

Вторник

Русский язык

370

Математика

370

Лит. чтение

370

Окр.чтение

370

Ф.матем и констр

350

Пенал

200

2030

Среда

Ин.яз

370

Математика

370

Русский язык

370

Физ-ра

750

Ф.Мой край Хакасия

15

пенал

200

2075

Четверг

Русский язык

370

Лит. чтение

370

Окр.чтение

370

ИЗО

210

пенал

200

1520

пятница

Русск. яз

370

Матем

370

Музыка

370

Ф-ра

750

пенал

200

2060

суббота

Труд

400

Ин.яз

370

Ф-ра

750

Ф.информатика

50

пенал

200

1770

Таким образом, мы установили, что максимальная нагрузка приходится на среду, а минимальная на четверг.

Затем с помощью математических вычислений, установили, какая нагрузка приходится на каждого ученика, если к весу учебников прибавить вес портфеля, (см. таблицу 2)

  Таблица 2. Нагрузка на каждого учащегося

Вес

ребёнка

допустимый вес ранца с учебниками

установленный вес ранца без содержимого

минимальное содержание рюкзака

максималън ое содержание

1.

Буриченко

Олег

25

2.5

900

2420

2975

2

Васильков

Кирилл

28

2, 7

850

2370

2875

3.

Винокуров Никита

28

2,8

900

2420

2975

4.

Гришина Елена

23

2,3

700

2220

2775

5.

Иванус Валерия

39

3,9

1250

2770

3325

6.

Круско

Кристина

38

3,8

900

2420

2975

7.

Крупченко Анастасия

25

2,5

1250

2770

3325

8.

Лунина Ирина

23

2,3

900

2420

2975

9.

Павлов Сергей

41

4,1

1250

2770

3325

10.

Потанина Дарья

27

2,7

1250

2770

3325

11.

Пилипенко

Владислав

27,5

2,75

900

2420

2975

12.

Саркисян

Алина

30

3,0

1250

2770

3325

13.

Сейдиев Аслан

26

2,6

900

2420

2975

14.

Спирин

Максим

25

2,5

500

2020

2575

15.

Теклев

Дмитрий

23

2.3

900

2420

2975

!6.

Фёдоров

Владислав

30

3,0

850

2370

2925

17.

Шевцов

Михаил

26

2.6

900

2420

2975

18.

Шелепова Ангелина

27

2,7

1250

2770

3325

Установлено, что в четверг при минимальном содержании рюкзака, нагрузка превышает норму только у двоих учащихся: у Крупченко Н. на 220 гр, у Луниной И., на 120 г. Именно у них результатам медицинского осмотра обнаружено нарушение в осанке. Вес ранцев Крупченко Н. и Луниной И. составляет 1 килограмм 250 граммов, что на 350 граммов выше нормы, отсюда и превышение нагрузки. Если бы ранец был таким, как рекомендуется, то нагрузка бы значительно уменьшилась у многих учащихся.

В среду при максимальном содержании рюкзака,  нагрузка превышает норму у 13 учащихся. Из них у пятерых это превышение составляет 600 грамм.  

В среду проверили  содержимого ранцев каждого ученика на соответствие и несоответствие в зависимости от расписания уроков.

Итоги таковы:

Содержание в норме у 14 учащихся – это 78%

Не соответствуют расписанию у 4 учащихся – 22 %.

Меньше чем у половины класса содержимое соответствовало расписанию, у остальных в ранцах находились посторонние предметы, начиная от лишних учебников, и заканчивая предметами, не относящимися к учёбе.

В результате можно сделать рекомендации:

  1. При небольшом собственном весе, ребёнок должен иметь ранец, вес которого без учебников не должен превышать 800 граммов.
  2. Каждый ученик чётко уметь отбирать учебные принадлежности, чтобы не носить лишних тяжестей.
  3. Родителям при выборе портфеля, необходимо знать гигиенические нормативы его веса.
  4. Родители и ученики должны владеть информацией о нормах, рекомендуемых для сохранения здоровья.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённых исследований, можно сделать следующие выводы:

Из 18 учащихся – 17 имеют именно ранцы, что соответствует требованиям Госсанэпиднадзора России.

У одного учащегося вместо ранца тонкий рюкзак, который не подходит потому, что позвоночник может быстро искривится из-за неправильно распределенной по нему нагрузки.

Из 17 ранцев – 11 имеют допустимый вес до 900 граммов, 6 ранцев тяжелее 1 килограмма, вес их составляет 1250 гр. То есть они на 350 граммов тяжелее нормы.

У большинства учащихся нагрузка не превышает норму только при минимальном наборе учебников, в остальные дни, идёт превышение от 200 до 600 граммов.

У двоих учащихся по медицинским показателям обнаружено нарушение осанки. Тяжёлый ранец может быть одной из причин искривления позвоночника.

Гипотеза: если подобрать ранец и контролировать его содержимое, то можно избежать неблагоприятного влияния на осанку. Нами доказана.


ЛИТЕРАТУРА

  1. «Здоровье детей России» А.М.Баранов – М. 2000
  2. «Справочник классного руководителя» М. «ВАКО»2007
  3. « Здоровье младшего школьника» М.В.Антропова – М. «Вентана- Граф» 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .

ПРОГРАММА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ   "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...

Конкурс знатоков, как средство развития основ исследовательской работы и познавательной деятельности младших школьников

Разработка внеклассного мероприятия в 3 Б классеТема: Весенние изменения в природе....

научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время

- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....

программа опытно - эксперементальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности"

Выявления, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития речевой деятельности младших школьников....

Исследовательская работа "Влияние причёски на имидж школьника"

Как, учитывая традиции моды, требования школы к внешнему виду воспитанников, время, сделать так, чтобы причёска была стильной, современной, отвечала запросам ребят, вызывала всеобщее восхищение?...

Исследовательская работа "Влияние цвета на работоспособность школьников"

Цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека....