Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_okruzh._mir.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального образовательного учреждения

средней  общеобразовательной  школы с.Наровчат в с.Плесковка

                                                                                                         

                                                                                                         

                                                                                                         

Рабочая программа

начального общего образования

по предмету Окружающий мир

4 класс

                                     

                           

                               

 Учитель начальных классов

                                Базарова Ольга Владимировна

2012 г.

Пояснительная записка

                                            Статус документа

Рабочая программа по окружающему миру разработана на образовательной программы  МБОУ СОШ с.Наровчат начального общего образования.

                                           Структура программы

Рабочая программа включает три  раздела: пояснительную записку,  основное содержание с распределением часов по разделам курса, оснащение предмета.

Общая характеристика учебного предмета

Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Цели обучения

Главная цель курса – формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств..

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих задач:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
  1. экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
  2. формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Место предмета в учебном плане филиала МБОУ СОШ с.Наровчат в селе Плесковка

Школьный учебный план отводит на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе 68 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе начального общего образования.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.  К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента

знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности

         -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

                                                       Основное содержание

(68 час)

Земля и человечество

(11 час)

Мир глазами астронома. Планеты солнечной системы. Звездное небо – Великая книга природы.  Мир глазами географа. Пояса Земли.  Мир глазами историка. Когда и где? Прошлое и настоящее глазами эколога.  Сокровища Земли под охраной человечества.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

                                                                                   Природа России

(11 час)

        Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря. Экологическое равновесие.

Практические работы: работа с картой России; поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны

( 12 час)

        Наш край. Поверхность нашего края. Водоёмы нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоёма. Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая. Животноводство в нашем крае.

Экскурсии: формы земной поверхности; разнообразие растений и животных; природные сообщества родного края; в краеведческий музей с целью ознакомления с природой родного края (при наличии условий).

Практические работы: моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина; знакомство с полезными ископаемыми своего края; состав почвы.  Работа с картой родного края.

Страницы всемирной истории

(6 час)

        Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.

Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Страницы истории отечества

( 20 час)

         Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 20-30-х годов. Великая война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.  

Экскурсии к местам исторических событий, памятникам истории и культуры. 

Современная Россия

(8 час)

         Основной закон России и права человека. «Дети имеют право на особую заботу и помощь». Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

Требования к уровню подготовки

оканчивающих 4 КЛАСС

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

      - Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

     - способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта;

      - что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

      - некоторые современные экологические проблемы;

      - природные зоны России;

      - особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества;

     - исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

     - важнейшие события и великих людей отечественной истории;

     - государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребёнка.

       Учащиеся должны уметь:

      - распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

      - проводить наблюдения природных тел и явлений;

      - в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

      - приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

      - соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

      - приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

     - приводить примеры народов России;

     - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

      - применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

      - владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

       

                     

                       

                                                   Учебно – тематическое планирование

по окружающему миру в 4 классе

68 часов  (2 часа в неделю)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Введение. Государственная символика России.

1

2

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

1

3

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года.

1

4

Звездное небо – великая книга природы.

1

5

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

1

6

Пояса Земли.

1

7

Мир глазами историка.

1

8

Когда и где? История – путешествие вглубь времен.

1

9

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

10

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

11

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество».

1

12

Равнины и горы России.

1

13

Моря, озера и реки России.

1

14

Зона Арктических пустынь.

1

15

Тундра.

1

16

Леса России.

1

17

Лес и человек.

1

18

Зона степей.

1

19

Пустыни.

1

20

У Черного моря.

1

21

Экологическое равновесие.

1

22

Обобщающий урок – игра по Природным зонам России.

1

23

Наш край.

1

24

Поверхность нашего края.

1

25

Водоемы нашего края.

1

26

Наши подземные богатства.

1

27

Земля – кормилица.

1

28

Жизнь леса. Лес-природное сообщество.

1

29

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

1

30

Жизнь пресного водоема.

1

31

Растениеводство в нашем крае.

1

32

Незаметные защитники урожая.

1

33

Животноводство в нашем крае.

1

34

Обобщающий урок – игра «Я знаю родной край».

1

35

Начало истории человечества.

1

36

Мир древности: далекий и близкий.

1

37

Средние века: время рыцарей и замков.

1

38

Наше время: встреча Европы и Америки.

1

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

40

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории».

1

41

Жизнь древних славян.

1

42

Во времена Древней Руси.

1

43

Страна городов.

1

44

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

45

Трудные времена на Русской земле.

1

46

Русь расправляет крылья.

1

47

Куликовская битва.

1

48

Иван Третий.

1

49

Мастера печатных дел.

1

50

Патриоты России.

1

51

Петр Великий.

1

52

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

53

Екатерина Великая.

1

54

Отечественная война 1812 года.

1

55

Страницы истории XIX века.

1

56

Россия вступает в XX века.

1

57

Страницы истории 20-30-х годов.

1

58

Великая война и великая победа.

1

59

Страна, открывшая путь в космос.

1

60

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества».

1

61

Основной закон России и права человека.

1

62

Дети имеют право на особую заботу и помощь.

1

63

Мы – граждане России.

1

64

Славные символы России.

1

65

Такие разные праздники.

1

66

Путешествие по России.

1

67

Обобщающая игра «Крестики-нолики».

1

68

Обобщающий урок-игра КВН.

1

       Оснащение предмета.

1.Учебно-методический комплекс

 1.Учебник для 4 класса «Окружающий мир» 1 и 2 части;

2.Методическое пособие по окружающему миру  для 4 класса;

3. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков « Окружающий мир». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.

«Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.

2.Технические средства обучения

Компьютер, медиапроектор.

3.Интернет – ресурс

www.edu- «Российское образование» Федеральный портал

  www.school.edu – «Российский общеобразовательный портал».

www.school- collectijn.edu.ru  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.it-n.ru «Сеть творческих учителей»

www.festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ с.Наровчат

_________ В.А.Стародубова

Приказ №   от    . 08. 2012 г.

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №   от   .08.2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...