" Государственные символы России"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Владышникова Людмила Александровна

Целью урока является формирование у обучающихся первоначальных представлений о государственной символике. Ключевые компетенции: Родина, малая родина, Россия, государственные символы. На уроке используются мультимедийные презентации, в том числе для интерактивной доски с тестами, предназначенными для закрепления изученного. Урок содержит  материал об историческом прошлом России,  региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.rar2.89 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Екатериновская сош

Матвеево-Курганского  района, Ростовской области

Государственные

символы России

Урок окружающего мира

2 класс, УМК «Гармония»

Учитель начальных классов

                                                      высшей категории

                                                         Владышникова

                                                           Людмила   Александровна

                                                2013г.

Тема: Государственные символы России.

Цель: сформировать у обучающихся первоначальные представления о государственной символике.

Задачи:

1.Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном;

  2.Способствовать расширению  представлений  детей о стране, в которой они живут,  обогащать  их  словарный запас;  

 3. Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине, родному краю, гордости за свою страну.

Ключевые компетенции: Родина, Россия, государственные символы: гимн, герб, флаг.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс ,авт. О.Т. Поглазова,

В.Д. Шилин; рабочие тетради №2; тестовые задания; мультимедийные презентации в программе PowerPoint «Природа России» ( можно использовать карту природных зон), «Россия – многонациональная страна», «Символы России», флеш-файлы в программе SMART Notebook с тестами, предназначенными для закрепления изученного материала и проверки знаний; аудиозапись  гимна  России; аудиозапись фрагмента песни «Широка страна моя родная»; на партах учащихся коробочки с монетами достоинством 2 рубля, детали конструктора «Лего»; атрибуты «царского» костюма Петра I; свиток грамоты; рисунки детей с изображением природы России.

Ход урока:

1.Оргмомент

(Звучит аудиозапись песни «Широка страна моя родная»)

Учитель:

 Великую землю,

  Любимую землю,

  Где мы родились и живём,

  Мы Родиной светлой,

  Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём!

2. Актуализация знаний. (Проверка домашнего задания).

Историческая справка

Учитель:

-Как называется наша Родина?(Россия)

-А как раньше называли Россию?(Русь)

 ( Подготовленный ученик сообщает, откуда пришло название «Русь»).

Ученик. В стародавние  времена Россию называли Русью. Слово «Русь», как полагают, некоторые учёные произошло от слова «русло». Русло - это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут,- Россией.

Природа России

Учитель:

- Что вы знаете о природе России?

(О природе России рассказывает подготовленный ученик, пользуясь картой природных зон России (или,  как вариант, сопровождая свой рассказ показом слайдов)

 Наша страна самая великая в мире – она так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, то на другом – уже утро. Если бы кто – нибудь захотел пройти пешком всю страну с Запада на Восток, то на это ему потребовалось бы не меньше года, а если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов.

( Просмотр рисунков, картин или  слайдов с изображением природы России)

В нашей стране: и вечная мерзлота – Крайний север, где нет никакой растительности, животного мира; чуть южнее появляются мхи, лишайники, карликовые берёзы, белые медведи, затем зона тайги . Здесь растут ель, кедр, лиственница.А  дальше тянутся  широколиственные леса: дуб, берёза, клён, вяз.  Далее  идут нащи родные степи, у нас много плодородных земель на которых люди  выращивают большие урожаи зерна, овощей, фруктов. За степями следуют пустыни, и, наконец, мы добрались до юга нашей страны : Черноморского побережья  Кавказа, который снабжает нас лимонами, апельсинами, где много курортов, лечебниц. Такова природа нашей Родины.

Россия – многонациональная страна

Учитель:

- Какие народы проживают на территории нашей страны?

(Сообщения учащихся, сопровождаемые показом слайдов).

 В нашей стране издавна жили разные народы. Сейчас на территории России проживает более 160 народов: русские, татары, украинцы, калмыки, осетины, чуваши, якуты и многие другие. Поэтому нашу страну называют многонациональной. У  каждого народа – своя культура, свои традиции, свой исторический опыт.

Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Айвазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов – все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира русские. Невозможно представить русскую историю без  имён И.В.Мичурина, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, М.И.Кутузова, К.А.Тимирязева. С.В.Рахманинова, А.А.Ахматовой – и у всех у них татарские корни.

А сколько  верой и правдой служили России, отдавали часть своей жизни, часть своей души. И не имеет значения, какой крови были эти люди. Важно, что они считали себя русскими. Вот, например, Знаток русского языка В.Даль не имел ни капли русской крови. Отец – датчанин, мать – немка. «Я русский по духу» - всегда заявлял Даль.

Лермонтов, Пушкин – потомки иностранцев, которых приютила Россия. Все они – полноправные участники многовековой и славной русской истории.

   Надо любить нашу общую Родину, уважительно относиться к традициям и обычаям не только своего, но и других народов. У каждого народа особые быт, одежда, обычаи и традиции, свои национальные праздники, игры, танцы, песни. Но все вместе мы - россияне, потому что у нас одна Родина – Россия.

Учитель:

 На свете много разных стран,

Но есть одна страна.

От белых льдов до тёплых рек

 Раскинулась она.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна,

Её мы Родиной зовём.

А Родина одна.

3.Изучение нового материала.

Учитель:

-Сегодня на уроке мы поговорим о символах нашей Родины.

(СЛАЙД 2) В 2000г. В.В. Путин утвердил закон  «О государственной символике РФ».

Что же такое символ? Символ - это условный знак, обозначение. Например: голубь - символ мира, якорь - символ надежды и т. д.

Вспомните спортивные соревнования “ Веселые старты ”. У каждого игрока на груди были эмблемы. А что такое эмблема? (Условное изображение чего - нибудь). У государства своя эмблема, только называется она - герб.

Герб - это изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы появились очень давно. Их изображения  были найдены на медалях, монетах и печатях древних государств и городов. Давайте познакомимся с гербом нашей Родины -  России.

Посмотрите на изображение герба, выполнил его художник Ухналев. Опишите его. (СЛАЙД 3)

На гербе России изображён золотой двуглавый орёл – символ могущества государства. Орел, как символ непобедимости и силы. Но почему две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют “держава”.

Три короны над головами орлов, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх  восточнославянских народов- русских, украинцев, белорусов.

Учитель:

- Посмотрите в коробочку. На каком предмете изображен герб? (Монетка достоинством в 2 рубля)

-Возьмите белый лист бумаги и накройте ею монетку. Простым карандашом производим штриховку.

- Что у вас проявилось? (Двуглавый орел с поднятыми крыльями)

-Нашему российскому гербу более 500 лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия –древняя и могучая страна.

-В центре герба еще один герб. Кто скажет – какой? (Герб Москвы) СЛАЙД 4.

-Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? (Москва – столица России.)

(Выборочное чтение  учащимися о гербе Москвы)

В центре находится герб Москвы – столицы нашей Родины. Изображённый на нём всадник – легендарный Георгий Победоносец, поражающий копьём змея. Это символ победы  Света над Тьмой, Добра над Злом.

Учитель:

-Ещё один символ России -государственный флаг  Российской Федерации. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.(СЛАЙД 5)

Днем рождения бело-сине-красного флага считают 20 января 1705г.

История современного российского флага ведёт своё летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича (XVII в.). В период его царствования с Россией воссоединились Малороссия (нынешняя Украина) и Белоруссия. Благодаря этому и появился триколор (флаг с тремя полосами). Красный цвет соответствовал великороссам (русским), синий – малороссам (украинцам) и белый – белоруссам.

Царь Петр I принял указ.

(Ученик в костюме царя Петра Iсо свитком в руках)

У К А З

Я, царь Всея Руси, ПЁТР I,

Приказываю считать флаг России,

Состоящий из горизонтальных полос:

Белого, лазоревого и алого цвета –

Официальным, национальным флагом

Российской Федерации.

- А что означают цвета этих полос на современном флаге?

БЕЛЫЙ цвет - это цвет мира. Наша страна миролюбивая.

СИНИЙ цвет – небо, вера, верность. Означает волю к миру.

КРАСНЫЙ цвет – отвага, защита людей, героизм, огонь, смертный бой. Готовность не жалеть крови при защите Родины.

Государственный флаг постоянно поднимается над правительственными зданиями, государственными учреждениями, выборными органами  власти, ежедневно поднимается во всех воинских частях, в праздничные дни вывешивается во всех городах и населённых пунктах.

- Где вы видели флаг? (На Олимпийских и спортивных соревнованиях во время вручения наград поднимаются флаги стран, спортсмены которых стали победителями. Флаг – отличительный знак на бортах самолётов и космических кораблей. Флаги можно увидеть на морских кораблях.)

4. Физминутка (Под музыку)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет, 
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

(В руках у учителя макет кораблика с флагом на мачте и имитирует плавательные движения)

- Из какого государства наш кораблик? (России)

- Докажите(Определили по флагу.)

- Опишите российский флаг. (Ответы детей)

- Соберите из конструктора “Лего” российский флаг.

Учитель:

В древние времена проходили так же спортивные состязания в мастерстве, в смелости, в удалой смекалке.

(На магнитной доске картинки фотофиниша с изображенными лодками, на носу у них флаги стран.)

Мы перенеслись на соревнования по гребле на лодках. Парусное судно раньше называли ладьями. Мы с вами в судейской комнате и наша задача определить победителя. На фотофинише мы видим 5 лодок. Под каким номером ладья приплыла к финишу первой? (Под номером 4)

- Какой флаг на носу у лодки? (Российский)

- Значит, первое место заняла российская команда.

Наступает торжественная минута – награждение. Выходят команды. Они встают на почетный пьедестал. Их награждают медалями, поздравляют спортсменов. Поднимают флаг и звучит торжественная песня – ГИМН .(СЛАЙД 6)

Послушаем и мы гимн России, текст гимна современной России сочинён Сергеем Владимировичем  Михалковым, музыка написана Александром Васильевичем Александровым. Гимн слушают стоя, серьёзно, можно подпевать. (Дети встают. Звучит гимн России).СЛАЙД 7.

- Что говорится в гимне о нашей Родине?

-Как вы понимаете слова «братских народов союз вековой»?

- Как вы думаете, почему при исполнении гимна принято вставать?

-Проверьте правильность ответа, прочтя информацию в учебнике.

5. Закрепление изученного материала.

(Работа с интерактивной доской SMART Board).

ФАЙЛ 1- КРОССВОРД по пройденному материалу:

  1. Один из символов любого государства.
  2. Место, где человек родился.
  3. Моя Родина -………
  4. Крупная  часть территории страны.
  5. Месяц, в котором отмечают День защитника Отечества.
  6. Она охраняет границы государства.
  7. ………………………………..? (Ключевое слово)

г 

и

М

Н

 

р 

о

д 

и

н 

а

Р 

о

с

с

и

я

к

р 

а

й 

 

ф 

е

в

р 

а

л 

ь 

 

а

р 

м 

и

я

ФАЙЛ 2– ТЕСТ

 Вопросы:

  1. Что не является символом любого государства? (  А) Гимн, Б)Флаг, В)Орден, Г)Герб   )
  2. Как зовут воина, который изображён на гербе Москвы и России?

(    А) Юрий, Б) Георгий, В) Владимир   )

  1. Что такое государственная граница?  (  А) Линия, разграничивающая воду и сушу,

Б) Забор между соседями на даче, В) Линия, которая ограничивает территорию государства.)

       4.Государственную границу охраняют…….   ( А) МЧС, Б) Таможня, В) Армия  )

         5.День России отмечается…….. (     А) 23 февраля, Б)  9 мая,  В) 12 июня ).

6.Рефлексия.

Учитель:

- Как называется страна, в которой вы живете? Назовите область, район, село (адрес места жительства) ЭТО ВАША МАЛАЯ РОДИНА.

Какие отличительные знаки имеет любая страна?

Откройте тетрадь с тестовыми заданиями  на с. 4. Выполните задание № 3

Раскрасьте флаг России.

- В чем может проявиться служение Родине вас как маленьких граждан? (хорошо учиться, расти добрыми, отзывчивыми, бережно относиться ко всему, что нас окружает, не ломать, не рвать; беречь окружающую природу…)

Послушаем стихотворение о Родине? (Читают подготовленные дети.)

Встанем утром рано, 
Выглянем в окно. 
Смотрит с неба солнце
Светит нам оно. 
Всё, что ясным утром
Видно из окна – 
Это наша Родина,
Родная сторона. (
Л. Некрасова. )

7.Домашнее задание:

1)Перечитать материал учебника на с. 59-61

 и выполнить задания  на с. 30 в рабочей тетр. №2.

2) ЗАДАНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ:

  1. Подготовить сообщение об одном из символов России.
  2. Подготовить сообщение о своей «малой» родине.

  1. Итог.

Учитель:

 Берегите Россию – нет России другой. 
Берегите её тишину и покой, 
Это небо и солнце, этот хлеб на столе 
И родное оконце в позабытом селе… 
Берегите Россию, без неё нам не жить. 
Берегите её, чтобы вечно ей быть 
Нашей правдой и силой, 
Всею нашей судьбой. 
Берегите Россию – нет России другой!

С.Синицын


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Государственные символы России"

Открытое мероприятие в 3 классе по теме "Государсвенные символы России" подготовила учитель начальных классов Драгункина Н.Г....

Государственные символы России.

Внеклассное мероприятие...

Презентация "Государственные символы России"

Эта презентация поможет не только в проведении уроков по окружающему миру, но и в проведении различных бесед. В ней содержатся: карта России с видами различных мест, гимн, герб, флаг, портрет Александ...

Государственные символы России

Визуальное знакомство с государственными символами нашей Родины....

Государственные символы России

Цели и задачи; Воспитание у детей уважительного отношения к  государственным символам России - флагу, гербу, гимну; воспитание любви к Родине. ...

игра: поле - чудес "Государственные символы России"

Данное мероприятие проходит в форме игры, основной целью которого является знакомство с историей возникновения символов нашего государства; воспитание любви, гордости и уважения к Родине....

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....