Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы".
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Урок  для  2  класса по  программе   Школа  России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon " Зимующие птицы ".45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  « Насекомые  и  птицы  зимой»

    Цели: *   дать  представление  о  зимующих  птицах  и  их  значение  зимой;

    1. познакомить  с  мероприятиями  по охране  птиц;
    2. воспитывать  бережное  отношение  к  птицам.

    Оборудование:  

                 

    1. плакат  с  изображением  птиц  луга,  водоёмов,  леса;
    2. картинки  с  изображением  зимующих  птиц;
    3. таблица   «Виды  кормушек»;
    4. диск  «Голоса  птиц».

                    Ход  занятия

    1. Организационный  момент.

                        Тут зверюшки  и   пичужки,

                         Игры,  песни,  всё  для  вас!

                         Пожелаем  всем  удачи –

                        За  работу!  В  добрый  час!

    1. Проверка  знаний. 

    1. Расскажите,  какие  изменения  произошли  в  неживой  природе?
    2. Какие  осадки  выпадают  зимой?
    3. Что  такое  снегопад?
    4. Что  такое  метель?
    5. Что  такое   ураган?
    6. Что  зимой  происходит  с  водоёмами?
    7. Что  такое  наст?

    1. Новая  тема  занятий.

     -   Молодцы!  Вы  знаете  очень  много. А  теперь  послушайте  мою  сказку.

    Цапля:

    -     Здравствуй,  скворец!

    Скворец:

    -   Что  ты  такая  печальная,  цапля?

    Цапля:

    -   Ах,  голубчик,  голова  у  меня  разболелась  от  птичьей  болтовни.  Врут  на  каждом  свисте.  Какой – то   чижик – пыжик,  важно  вышагивая,  чирикал,  что  тёплого  лета  бывает  дождливая  осень,  а  какой – то  пухлячишко  серенький  болтал,  что  бывает  зима  и  какой – то трескучий  мороз. Может

            это  правда?

    Скворец:

    -     Пустая  болтовня!  Я  столько  лет живу  на  свете,  бывал  на  севере  и  на  юге,  но  зимы  не видел.  Врут  пичужки,  не  бывает  на  земле  ни  дождливой  осени  ни  холодной  зимы.   Везде  одно  лето.

    -    Ребята,  почему  скворец  и  цапля  утверждают,  что  нет  на  земле  ни  осени  ни  зимы?

           Многие  птицы  улетают  в  далёкие  края.  Когда  у  нас  зима,  там  цветут  цветы.  Иволги  улетают  на  юг  ( Китай),  жаворонки,  перепе –

    ла  кормятся  в  африканских  степях,  а  в  далёком  Египте  на  боль –

    шой  реке  Нил  кормятся  наши  утки  и  цапли.  А  скворцы  путешествуют  во  Францию.  

    Но  многие  птицы  не  улетают  от  нас  и  остаются  зимовать  в  наших  краях.

    Посмотрим  на  таблицу.

      -     Расскажите,  как  выглядит  луг  зимой?

    1. Можно  ли  на  лугу  найти  корм?
    2. Какой  вывод  мы  можем  сделать?  ( Птицы  луга  улетели.)

    1. Расскажите,  как  изменились  водоёмы?

    Могут  ли  там  жить  цапли?  Почему?

    1. Вы  ходили  зимой  в  лес?
    2. Закройте  глазки.

    * Включаю  магнитофон  с  диском  « Голоса  птиц».

    -    Что  вы  слышите  в  зимнем  лесу?

    -   А  почему  в  лесу  остались  птицы?

    -   Где  же  сейчас  насекомые?

    - Всё  же  птицы  нередко  голодают.

    Особенно,  когда  снегопад,  метель,  снег  с  дождём.  Например:  из 10  синиц

    выживают  только  2.  А  чтобы  им  помочь,  что  мы  должны  делать?

    Практическая  работа.

    1. Чем  кормятся  птицы?

                               Давайте  посмотрим.

    * Дети  рассматривают  образцы  семян,  лежащих  на  партах.

    ( Семена  лежат  в  конвертах.)

    - Давайте  составим  общую  таблицу,  чтобы  знать,  какие  птицы  что  едят.

                                   На  доске


    подсолнечника

    ( все  птицы )


          овса

      ( овсянка,     синицы)


           арбуза

    ( синицы,  поползни)



    пшена, проса

    (овсянки,  воробьи, си –

    ницы)



        тыквы

    ( поползни,

    воробьи, синицы)



    кедрового  ореха

    (поползни,  дятлы)


    рябины, калины

    ( снегири, свиристели)



          льна

    ( все  птицы)


           клевера

    ( щеглы,  чечётки,

    воробьи)

            Семена  для  птиц

    1. А  каким  хлебом  можно  кормить  птиц?
    2. А  соло  для  синиц  какое  должно  быть?
    3. А  семечки  какие?

    -Как  видите,  дети,  мало  знать,  какой  корм  давать  птицам,  надо  ещё  подумать,  хороша  ли  кормушка  и  могу  ли  ваш  корм  есть

    птицы?  

    Кормушки  можно  сделать  разнообразные.

    На  доске  рисунки  с  изображением  кормушек

    *Теперь  вы  знаете  какие  можно  сделать  кормушки, а  кто  ещё  не  сделал,  сделайте,  пожалуйста.

                         

                       Покормите  птиц  зимой,

                       Чтоб  со  всех  концов

                        К  вам  слетелись,  как  домой,

                        Стайки  на  крыльцо.

                            Экология

    -

     Дети,  что  в  Шатурском  районе  есть  редкие  птицы.  За  ними  наблюдают  и  подкармливают   лесники. ( Рассказ  учителя  о  глу-

    хорях,  тетереве,  рябчике)

    -   А  вот  редкие  незимующие   птицы  Шатурского  района.

    ( Рассказ  учителя  о  вальдшнепе,  удоде.)

    -   Вот  лесовичок  прислал  загадки.  Он  вам  дал    задание.

    -   Какая  птица  здесь  лишняя?

            Загадки

                Эту  птицу  каждый  знает –

                       На  шесте  её  дворец,

                     Червяков  птенцам  таскает,

                      Суетясь  с  конца  в  конец. (скворец )

                    Всё  время  стучит,

                    Деревья  долбит.

                    Но  их  не  колечит,

                    А  только  лечит.  ( дятел)

                     Непоседа  пёстрая,

                     Птица  длиннохвостая,

                     Птица  говорливая

                     Самая  болтливая.  ( сорока)

     

                     Красногрудый,  чернокрылый,

                     Любит  зёрнышки  клевать.

                     С  первым  снегом  на рябине

                     Он  появится  опять.  (снегирь)

                    Маленький  мальчишка

                    В  сером  армячишке

                    По  дворам  шныряет,

                    Крохи  подбирает,

                    По   ночам   кочует –

                    Коноплю  ворует.   (воробей)          

     

                             

    На  доске  картинки  с  изображением  зимующих  птиц  ( попол-

    зень, чечётки,  снегири,  дятел,  чиж,  клёст,  щегол,  щуры,  воро-

    ны,  глухари,  рябчики).

    1. А теперь  послушайте,  что  я  подслушала  в  лесу.

    Дятел: 

    - Чего  ты  клёст,  визжишь?  Обидели  тебя,  что  ли?

    Клёст:

    -  Да  нет,  дятел,  это  я  радуюсь!

    Дятел:

    -   Нашёл  время  радоваться.

    Клёст:

    -   Как  раз  самое  время.  В  гнезде  птички  вывелись  и  до  чего

    же  милые,  до  чего  же  хорошие.

    Дятел:

    -  В  такой  мороз  птенцы?  Да  они  же  замёрзнут?

    Клёст: 

    -  Нет.  Я  им  еловых  веток  натаскал,  а  клестиха – мать  греет  их.

    Им  тепло  и  сытно.

    -   Ребята,  почему  у  клестов  птенцы  появляются?

    * Весной  клесты  улетают  стайками.

    Итог:

    ( Можно  на  следующий  день  провести  викторину  по  теме )

    - Посмотрите  на  выставку  книг. Эти  книги  вы  можете  пос -

    мотреть  или  почитать.  Они  вам  помогут  подробнее  узнать  о  жизни  птиц  и  насекомых.

    -  А  самое главное,  что  вы  сделаете  в  выходные  дни  с  папой?

            Чтение  учителем  стихотворения

    Б. Заходера  «  Про  всех  на  свете»

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова

    Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...