Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок  для  2  класса по  программе   Школа  России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon " Зимующие птицы ".45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  « Насекомые  и  птицы  зимой»

Цели: *   дать  представление  о  зимующих  птицах  и  их  значение  зимой;

  1. познакомить  с  мероприятиями  по охране  птиц;
  2. воспитывать  бережное  отношение  к  птицам.

Оборудование:  

             

  1. плакат  с  изображением  птиц  луга,  водоёмов,  леса;
  2. картинки  с  изображением  зимующих  птиц;
  3. таблица   «Виды  кормушек»;
  4. диск  «Голоса  птиц».

                Ход  занятия

  1. Организационный  момент.

                    Тут зверюшки  и   пичужки,

                     Игры,  песни,  всё  для  вас!

                     Пожелаем  всем  удачи –

                    За  работу!  В  добрый  час!

  1. Проверка  знаний. 

  1. Расскажите,  какие  изменения  произошли  в  неживой  природе?
  2. Какие  осадки  выпадают  зимой?
  3. Что  такое  снегопад?
  4. Что  такое  метель?
  5. Что  такое   ураган?
  6. Что  зимой  происходит  с  водоёмами?
  7. Что  такое  наст?

  1. Новая  тема  занятий.

 -   Молодцы!  Вы  знаете  очень  много. А  теперь  послушайте  мою  сказку.

Цапля:

-     Здравствуй,  скворец!

Скворец:

-   Что  ты  такая  печальная,  цапля?

Цапля:

-   Ах,  голубчик,  голова  у  меня  разболелась  от  птичьей  болтовни.  Врут  на  каждом  свисте.  Какой – то   чижик – пыжик,  важно  вышагивая,  чирикал,  что  тёплого  лета  бывает  дождливая  осень,  а  какой – то  пухлячишко  серенький  болтал,  что  бывает  зима  и  какой – то трескучий  мороз. Может

        это  правда?

Скворец:

-     Пустая  болтовня!  Я  столько  лет живу  на  свете,  бывал  на  севере  и  на  юге,  но  зимы  не видел.  Врут  пичужки,  не  бывает  на  земле  ни  дождливой  осени  ни  холодной  зимы.   Везде  одно  лето.

-    Ребята,  почему  скворец  и  цапля  утверждают,  что  нет  на  земле  ни  осени  ни  зимы?

       Многие  птицы  улетают  в  далёкие  края.  Когда  у  нас  зима,  там  цветут  цветы.  Иволги  улетают  на  юг  ( Китай),  жаворонки,  перепе –

ла  кормятся  в  африканских  степях,  а  в  далёком  Египте  на  боль –

шой  реке  Нил  кормятся  наши  утки  и  цапли.  А  скворцы  путешествуют  во  Францию.  

Но  многие  птицы  не  улетают  от  нас  и  остаются  зимовать  в  наших  краях.

Посмотрим  на  таблицу.

  -     Расскажите,  как  выглядит  луг  зимой?

  1. Можно  ли  на  лугу  найти  корм?
  2. Какой  вывод  мы  можем  сделать?  ( Птицы  луга  улетели.)

  1. Расскажите,  как  изменились  водоёмы?

Могут  ли  там  жить  цапли?  Почему?

  1. Вы  ходили  зимой  в  лес?
  2. Закройте  глазки.

* Включаю  магнитофон  с  диском  « Голоса  птиц».

-    Что  вы  слышите  в  зимнем  лесу?

-   А  почему  в  лесу  остались  птицы?

-   Где  же  сейчас  насекомые?

- Всё  же  птицы  нередко  голодают.

Особенно,  когда  снегопад,  метель,  снег  с  дождём.  Например:  из 10  синиц

выживают  только  2.  А  чтобы  им  помочь,  что  мы  должны  делать?

Практическая  работа.

  1. Чем  кормятся  птицы?

                           Давайте  посмотрим.

* Дети  рассматривают  образцы  семян,  лежащих  на  партах.

( Семена  лежат  в  конвертах.)

- Давайте  составим  общую  таблицу,  чтобы  знать,  какие  птицы  что  едят.

                               На  доске


подсолнечника

( все  птицы )


      овса

  ( овсянка,     синицы)


       арбуза

( синицы,  поползни)



пшена, проса

(овсянки,  воробьи, си –

ницы)



    тыквы

( поползни,

воробьи, синицы)



кедрового  ореха

(поползни,  дятлы)


рябины, калины

( снегири, свиристели)



      льна

( все  птицы)


       клевера

( щеглы,  чечётки,

воробьи)

        Семена  для  птиц

  1. А  каким  хлебом  можно  кормить  птиц?
  2. А  соло  для  синиц  какое  должно  быть?
  3. А  семечки  какие?

-Как  видите,  дети,  мало  знать,  какой  корм  давать  птицам,  надо  ещё  подумать,  хороша  ли  кормушка  и  могу  ли  ваш  корм  есть

птицы?  

Кормушки  можно  сделать  разнообразные.

На  доске  рисунки  с  изображением  кормушек

*Теперь  вы  знаете  какие  можно  сделать  кормушки, а  кто  ещё  не  сделал,  сделайте,  пожалуйста.

                     

                   Покормите  птиц  зимой,

                   Чтоб  со  всех  концов

                    К  вам  слетелись,  как  домой,

                    Стайки  на  крыльцо.

                        Экология

-

 Дети,  что  в  Шатурском  районе  есть  редкие  птицы.  За  ними  наблюдают  и  подкармливают   лесники. ( Рассказ  учителя  о  глу-

хорях,  тетереве,  рябчике)

-   А  вот  редкие  незимующие   птицы  Шатурского  района.

( Рассказ  учителя  о  вальдшнепе,  удоде.)

-   Вот  лесовичок  прислал  загадки.  Он  вам  дал    задание.

-   Какая  птица  здесь  лишняя?

        Загадки

            Эту  птицу  каждый  знает –

                   На  шесте  её  дворец,

                 Червяков  птенцам  таскает,

                  Суетясь  с  конца  в  конец. (скворец )

                Всё  время  стучит,

                Деревья  долбит.

                Но  их  не  колечит,

                А  только  лечит.  ( дятел)

                 Непоседа  пёстрая,

                 Птица  длиннохвостая,

                 Птица  говорливая

                 Самая  болтливая.  ( сорока)

 

                 Красногрудый,  чернокрылый,

                 Любит  зёрнышки  клевать.

                 С  первым  снегом  на рябине

                 Он  появится  опять.  (снегирь)

                Маленький  мальчишка

                В  сером  армячишке

                По  дворам  шныряет,

                Крохи  подбирает,

                По   ночам   кочует –

                Коноплю  ворует.   (воробей)          

 

                         

На  доске  картинки  с  изображением  зимующих  птиц  ( попол-

зень, чечётки,  снегири,  дятел,  чиж,  клёст,  щегол,  щуры,  воро-

ны,  глухари,  рябчики).

  1. А теперь  послушайте,  что  я  подслушала  в  лесу.

Дятел: 

- Чего  ты  клёст,  визжишь?  Обидели  тебя,  что  ли?

Клёст:

-  Да  нет,  дятел,  это  я  радуюсь!

Дятел:

-   Нашёл  время  радоваться.

Клёст:

-   Как  раз  самое  время.  В  гнезде  птички  вывелись  и  до  чего

же  милые,  до  чего  же  хорошие.

Дятел:

-  В  такой  мороз  птенцы?  Да  они  же  замёрзнут?

Клёст: 

-  Нет.  Я  им  еловых  веток  натаскал,  а  клестиха – мать  греет  их.

Им  тепло  и  сытно.

-   Ребята,  почему  у  клестов  птенцы  появляются?

* Весной  клесты  улетают  стайками.

Итог:

( Можно  на  следующий  день  провести  викторину  по  теме )

- Посмотрите  на  выставку  книг. Эти  книги  вы  можете  пос -

мотреть  или  почитать.  Они  вам  помогут  подробнее  узнать  о  жизни  птиц  и  насекомых.

-  А  самое главное,  что  вы  сделаете  в  выходные  дни  с  папой?

        Чтение  учителем  стихотворения

Б. Заходера  «  Про  всех  на  свете»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова

Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...

конспектурока-проекта "Конструирование на основе геометрических фигур. «Периметр и площадь многоугольников».

Тип урока: урок обобщения изученного материала и практическая работа.Технология построения урока: проблемно-диалогическая.Тема урока: Конструирование на основе геометрических фигур.«Периметр и п...

конспектурока окружающий мир Растениеводство

Роль растениеводства в экономике страны, составляющие звенья отрасли растениеводства....